Изображение правды жизни в пьесе М. Горького «На дне»

Автор в пьесе показывает читателям  три смысла жизни, три правды – Бубнова, Луки и Сатина. Первый герой верит в то, что судьбу нельзя изменить. Практически все его высказывания принижают личность. Для него человек – это пустое место: «Все люди на земле – лишние..». Он не может сострадать кому-то. Эпизод с умирающей Анной подтверждает это, когда женщина попросила его не шуметь, то герой лишь огрызнулся. Бубнов привык говорить правду. По его мнению, лишь потеряв всё, можно показать своё истинное лицо. Сам по себе герой эгоистичен и жалок. Для него нет никакого смысла жизни. Есть только запланированное свыше течение всех событий.

Совсем другая правда жизни у Луки. Для героя самое главное – это вера. Вера в человека и в его способности. Он находит добрые слова и утешения для каждого. Анне обещает счастливую загробную жизнь, Настю поддерживает в любовных чувствах, а Актеру рассказывает о бесплатной лечебнице, где могут вылечить алкоголизм. Пересказывая историю о праведной земле, Лука вселяет надежду ночлежникам. Они чувствуют, что могут что-то изменить, но без помощи героя эти «лишние» люди просто ломаются. В отличие от Бубнова, Лука верит в человека. По его мнению, доброта и забота способны поменять чью-то жизнь.

А вот  Сатин уверен в то, что человеку не стоит давать мнимую надежду, как это делал Лука. Он убежден, что лишь уважение может что-то изменить. Смысл жизни для него – это правда: «Правда – бог свободного человека!». Для героя личность имеет значение. Именно поэтому он и говорит о человеке с большой буквы. Сам по себе Сатин апатичен. Несмотря на то, что герой наделен умом, он отказывается что-либо делать. Его главное кредо – «ничегонеделание».

Таким образом мы видим три смысла жизни: у Луки – вера, у Сатина – правда, у Бубнова – слепое следование воле судьбы. Горький предлагает читателю сравнить эти жизненные ориентиры и выбрать свой.

 

22. Тема любви в рассказах И.А. Бунина "Холодная осень" и "Темные аллеи".

       По мнению Ивана Алексеевича, любовь — самая главная, а, может быть, единственная ценность в жизни человека. Она — не только безмерная радость, но и горе, огромная боль. Однако без любви жизнь человека — это «холодная ранняя осень», бесцельное увядание и смерть.

       В рассказе «Холодная осень» любовь представлена единственной истинной ценностью, тем чувством, что причиняет невыносимую боль, но и дает стимул жить, дарит надежду на счастье. Героине пришлось выживать, не брезгуя самой черной работой. Она скиталась по всему миру, зарабатывая на жизнь себе и маленькой девочке, которая осталась у нее на руках.
Но и не это самое страшное в судьбе героини рассказа. Самое печальное то, что она осталась совершенно одна, совершенно одинокой. Даже эта девочка «давно выросла, осталась в Париже, стала совсем француженкой, очень миленькой и совершенно равнодушной ко мне…»
Героиня потеряла все — любимого, родителей, родину. Под конец жизни она осознала, что все, все без исключения, в ее жизни было не столь уж важным и ценным. В душе героини сохранилась лишь одна, истинная, ценность — любовь к убитому жениху, память о нем и надежда на скорую встречу с ним, уже в другом мире: «Я пожила, порадовалась, теперь уже скоро приду».

       Цикл «Темные аллеи» по мнению автора «самый совершенный по мастерству». Основной темой цикла становится снова тема любви, но это не просто любовь, а любовь, раскрывающая самые потайные уголки человеческой души, призрачное счастье, к которому все стремятся, но часто упускают. Герои произведений писателя обостренно чувствуют прекрасное, но никогда при этом не вступают в борьбу за него. Философия бунинских героев основана на ощущении невозможности изменить что-либо в жизни, а потому они лишь жадно ловят мгновения счастья, страдают, если оно проходит мимо, но никогда за него не борются.
       По мысли писателя, человечеству отпущено лишь ограниченное количество счастья, а потому то, что дается одному, отнимается у другого.

       Одиночество становится неизбежным уделом человека, не сумевшего разглядеть в другом близкую душу. Только любовь дает счастье духовного общения.

В свойственной ему манере Бунин всегда находит нужные, подходящие слова для описания даже самых низменных человеческих инстинктов. Он никогда не опускается до пошлости, ибо считает ее недопустимой. Но, как истинный мастер Слова, всегда точно передает все оттенки чувств и переживаний. Он не обходит стороной никакие стороны человеческого существования, у него не встретишь ханжеского умалчивания каких-то тем. Любовь для писателя — чувство вполне земное, реальное, ощутимое. Духовность неотделима от физической природы человеческого влечения друг к другу.

Социальный статус перестает иметь значение, когда в дело вступают чувства.
       В сборнике «Темные аллеи» нет ни одного рассказа, где любовь завершилась бы браком. Любовь для Бунина — величайшее счастье, дарованное человеку. Но над ней вечно висит вечный рок. Любовь всегда связана с трагизмом, счастливого финала у настоящей любви не бывает, потому что за мгновения счастья человеку приходится платить. Одиночество становится неизбежным уделом человека, не сумевшего разглядеть в другом близкую душу. Только любовь дает счастье духовного общения.

        Он изображает любовь на ее пике, но никогда — при угасании, поскольку угасания нет в его рассказах. Лишь мгновенное исчезновение яркого пламени волею обстоятельств. «Темные аллеи» - это «философия любви».

Книга «Темные аллеи» стала неотъемлемой частью не только русской, но и мировой литературы, посвященной вечной, нестареющей теме любви

23. Чистая возвышенная любовь в повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет".

       В рассказе Гранатовый браслет Куприн со всей силой своего мастерства развивает идею о настоящей любви. Он утверждает, что никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться. Только тогда любовь можно будет назвать настоящим чувством, до конца истинным и нравственным.
       Такими чувствами он наделяет своего главного героя, бедного застенчивого чиновника Желткова, который полюбил княгиню Веру Николаевну Шеину, жену предводителя дворянства Василия Шеина. Он считал ее не доступной и потом даже не пытался встретиться с ней. Желтков писал ей письма, собирал ее забытые вещи и наблюдал за ней на разных выставках и собраниях. И вот, через восемь лет после того как Желтков первый раз увидел и полюбил Веру, он присылает ей подарок с письмом, в котором он преподносит гранатовый браслет и приклоняется перед ней.
       У Желткова не было цели в жизни, его ничего не интересовало, он не ходил в театры, не читал книги, он жил только любовью к Вере. Она была единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. Он любят бескорыстно, забывая себя.

       Идеалом Куприна является любовь бескорыстная, само отверженная, не ждущая награды, та, за которую можно и жизнь отдать, и что угодно вынести. Именно такой любовью, которая бывает раз в тысячу лет, любил Желтков. Это было его потребностью, смыслом жизни, и это он доказал: Ни жалобы, ни упрека, ни боли самолюбия я не знал, я перед тобою одна молитва: Да святится имя Твое.

 

 

24. Тема гражданской войны в рассказе Шолохова "Родинка".

           Тема рассказа – гражданская война на Дону – показана как великая трагедия, уносящая жизни  обеих противоборствующих сторон.

       Михаил Шолохов показывает читателю как бы ни были противоположны военные силы казаков, движимые определенными историческими причинами, они едины в одном. Все устали от бесконечной дурной междоусобной вражды и это есть психологический результат гражданской бойни. Итог этой войны - самоистребление нации, когда в ослеплении лютой злобы отец идет на сына, брат на брата, друг на прежнего друга, и это страшное бессмысленное побоище не дает ничего, кроме накала ненависти, горя и крови.

       В центре два действующих лица, олицетворяющих разные политические силы – 18-летний командир красного эскадрона донских казаков Николка Кошевой и антипод Николки яростный, заматерелый в убийствах атаман.  в конце рассказа он убьет Николку как своего лютого врага, но увидев на ноге родинку с голубиное яйцо, понял что убил родного сына.  ".... К груди прижимая, поцеловал атаман стынущие руки сына и, стиснув зубами запотевшую сталь маузера, выстрелил себе в рот…» Злой и трагической иронией обернулись родинки отца и сына. Не счастье они принесли, а горе.

               








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: