Годы жизни и творчества А.И. Солженицына

1918 год, 11 декабря – Родился А.И. Солженицын в г. Кисловодске.

1936-1941 – Учеба в Ростовском университете на физико-математическом факультете.

1939 – Не оставляя университет, поступил на заочное отделение Московского института философии, литературы и искусства (МИФЛИ).

1941 – Мобилизован; учится в офицерской школе.

1942, конец – Фронт.

1943-1945 – Командование артиллерийской батареей в чине капитана;
награжден орденами Отечественной войны 2-й степени и Красной Звезды.

1945, 9 февраля – Арестован за резкие антисталинские высказывания в письмах к другу детства Н.Виткевичу; содержался в Лубянской и Бутырской тюрьмах (Москва).

1945, 27 июля – Осужден на 8 лет исправительно-трудовых лагерей "за антисоветскую агитацию и попытку создания антисоветской организации".

1947, июнь – Перевод в Марфинскую «шарашку», описанную в романе «В круге первом».

1950 – Перевод в экибазстузский лагерь (опыт "общих работ" воссоздан в рассказе "Один день Ивана Денисовича"); здесь он заболевает раком.

1953, февраль – На "вечном ссыльнопоселении" в ауле Кок-Терек (Джамбульская область, Казахстан); дважды лечится в Ташкенте от рака.

1956, февраль – Реабилитирован решением Верховного Суда СССР.

1957 – Переезд в Рязань; преподавательская работа в деревенской школе, живя у героини будущего рассказа "Матренин двор".

1962 – Принят в Союз писателей СССР.

1964 – Ушел из школы, полностью посвятив себя литературному труду.

1965, сентябрь – Изъятие КГБ архива Солженицына.

1967, май – Открытое письмо делегатам Четвертого съезда писателей по поводу отмены цензуры; начало преследований.

1968 – Публикация за границей «Ракового корпуса» и «В круге первом».

1969, ноябрь – Исключение из Союза писателей СССР.

1970 – Удостоен Нобелевской премии по литературе.

1973 – Изъятие КГБ из тайника рукописи Архипелага ГУЛАГа; публикация 1-го тома во Франции.

1974, февраль – В связи с выходом первого тома "Архипелага ГУЛАГ" на Западе писатель был арестован, обвинен в измене Родине, лишен гражданства и выслан в ФРГ. Сначала жил с семьей в Цюрихе; основал «Русский общественный фонд», передав в него все гонорары за Архипелаг ГУЛАГ.

1976, апрель – Поездка в США; речи перед профсоюзными деятелями в Вашингтоне и Нью-Йорке и на приеме в Сенате.

1976, октябрь – Переезд в США, в усадьбу близ города Кавендиш (штат Вермонт).

1977 – Основал «Всероссийскую мемуарную библиотеку» и «Исследования новейшей русской истории».

1990, 16 августа – Указом Президента СССР возвращает его гражданство.

1994, 27 мая – Возвращение на Родину. Живет и работает в Москве.

1997 – Избран академиком РАН (Российской академии наук).

1998 – Награжден высшей наградой Российской академии наук Золотой медалью им.Ломоносова

1998, декабрь – В связи с 80-летием писателя президент Ельцин подписал указ о награждении А.Солженицына высшим в России орденом Святого апостола Андрея Первозванного. Однако Солженицын отказался принять награду «от верховной власти, доведшей Россию до нынешнего гибельного состояния». Несмотря на свое заявление,
официально Солженицын остается четвертым кавалером восстановленного в 1998г. ордена Святого апостола Андрея Первозванного вслед за академиком Лихачевым, конструктором Калашниковым и президентом Казахстана Назарбаевым.

1998 – Издал книгу «Россия в обвале», в которой дал резкую отрицательную оценку проводимым в стране экономическим реформам.

2000 – Лауреат Большой премии (Гран-при) французской Академии нравственных и политических наук за выдающуюся роль в литературе XX века и в мировом процессе.

2008, 3 августа – Писатель умер.

 

26. Образ праведника в рассказе Солженицына "Матренин двор".

       Образ праведника - это есть Матренин мир. Мир духовности, добра, милосердия.

       Сюжет этого произведения основан на повествовании о жизни одной деревенской старухи, у которой остановился рассказчик, когда возвращался с войны в 1956 году. Это возвращение человека, прошедшего сталинские тюрьмы и лагеря, возвращение в общество, обезличенное и развращенное социальным насилием и ложью.

Облик Матрены подобен иконе, жизнь - житию святых. Её дом - как бы ковчег библейского Ноя: «Просторная изба и особенно лучшая приоконная ее часть была уставлена по табуреткам и лавкам - горшками и кадками с фикусами. Они заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой…»
Матрёна – праведник, на каких держалась наша родина в дни испытаний; праведник, без которых «не стоит село». Она выгодно отличается от других односельчан. Они же считают её дурочкой, которая ничего не понимает в жизни. А считают люди героиню такой только потому, что она безотказная. У самой забор еле стоит, а Матрёна другим помогать идет: и сено жать, и пахать, и поминки делать, да много еще чего. Ей говорят спасибо, но все же считают такое поведение странным. Матрену не уважают, не пытаются ей подражать, быть такой же доброй и отзывчивой, как она. И в этом, по мнению автора, и заключается беда русского народа.
Матрена - обычная русская женщина, но она необычный человек, который представляет собой самое лучшее, что есть в русском национальном характере, что есть в русской деревне.

По мнению других, Матрена была несчастлива в жизни. А по её мнению, все было хорошо, потому что сердце было чистое и душа добрая, потому что не злобилась никогда и не предавала, потому что померла без покаяния, да оно ей, безгрешной душе, и не нужно было. Святая она была, добрая.

27. Философия маленькой трилогии А.П.Чехова ("Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви").

       Философские взгляды Чехова, зло и ложь русской жизни - духовное рабство. Он стремился доказать непобедимость абсолютного добра, несгибаемость человеческого достоинства перед лицом всепоглощающего равнодушия и пошлости, возможность сопротивления неправде и злу. Критерием ценности личности для Чехова являлась абсолютная свобода человека.

        «Маленькая трилогия» исследует три основных института общественной жизни, три столпа, на которых она держится: категория власти – «Человек в футляре», категория собственности – «Крыжовник», категория семьи – «О любви». В совокупности три этих рассказа – чеховское опровержение основ существующего в России общественного строя.

Писатель нашёл для этого явления точную формулу – «футляр». Что такое, как не футляр, в который укладываются все реакции Беликова на живую жизнь, эта его постоянная фраза «как бы чего не вышло»? В каждом случае это то, что позволяет герою строить жизнь по шаблону. А шаблоны, стереотипы мышления разные во всех трёх случаях. В «Человеке в футляре» футляр носит явно социально-политическую окраску, ибо это «ложное представление», по которому целую эпоху строилась жизнь целой страны. В других рассказах показана сковывающая власть футляра и там, где, казалось бы, каждый человек свободен: в «Крыжовнике» речь идёт о человеческой жизни, втиснутой, как в футляр, в мечту о собственном именьице со своим крыжовником, а в рассказе «О любви» - о чувстве, погубленном боязнью перемен, привычными представлениями о грехе и добродетели.

И люди «маленькой трилогии» осознают безысходный тупик «футлярной» жизни. Чехов испытывает своих героев действием, и испытания этого они не выдерживают: за праведными словами не приходит черед праведных дел: жизнь их никак не меняется, оставаясь «не запрещённой циркулярно, но и не разрешённой вполне».

 

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: