Посмотрим теперь на проблему с другой стороны. Это сможет пролить свет на все сказанное и открыть его в другом аспекте. Спросим себя: как точнее и детальнее мыслился вакуум в разобранных теориях? Здесь прежде всего нужно будет указать на установленное еще в античности различение 1) сплошной пустоты (vacuum coacervatum, αθρονν κενόν) и 2) рассеянных по всему телу мельчайших пустот или пор (vacuum disseminatum, κενόν παρεσ-παρμένον κατά μικρά μόρια), vacuola, как в Новое время называл Мерсенн.
Последняя концепция была развиваема на почве перипатетизма продолжателям Аристотеля, считавшими, что в Phys. IV 6-8 он опроверг лишь возможность первс» вида вакуума. Такова концепция Стратона из Лампсака (V в. до Р. X.), прозванн «физиком» (Ср. Cic. N. D. I, 13), - весьма интересного мыслителя древности, которому в большинстве историй философии уделяется слишком мало внимания ^ Между тем в системе Стратона мы имеем весьма оригинальную попытку придат принципам физики Аристотеля уклон к материализму в духе Демокрита и стремлени
139 |
Теории пустоты в физике XVII столетия
придать многим положениям Аристотеля, носящим расплывчато метафизический характер, более четкий и резкий физический смысл. Перу Стратона принадлежит утраченный ныне трактат «О пустоте»62.
Как выяснил Дильс63, развивавшееся им учение дало в дальнейшем мощные отпрыски в сфере медицины и гидравлики. В медицинской школе Эрасистрата было установлено различие артерий и вен, причем полагали, что артерии наполнены не кровью, а пневмой (тонким воздухом). Действительно, в трупах артерии не содержат крови, а вивисекции стали производиться позднее. Вместе с тем знали, что при перерезывании артерии у живого существа — брызжет кровь. Для объяснения этого, опираясь на Стратона, создали теорию: при перерезывании артерии пневма из нее удаляется, но так как природа не терпит пустоты, то в артерии проникает кровь из соединенных с ними вен. Таким образом, уже здесь мы имеем теорию страха пустоты в ее основной форме. Существенно, что пустота здесь мыслится мелко рассеянной в телах64. В гидравлике учение Стратона о vacuum disseminatum переходит через Ктезибия к Филону Византийскому (конец II века) и Герону Александрийскому (начало I века)65. В «Введении» к своей «Пневматике» Герон дает подробное теоретическое обследование вопроса о пустоте, подкрепляемое экспериментами. Это «Введение» — главный источник позднейшего учения о страхе пустоты. Здесь не место подробно разбирать вопрос о судьбах и влиянии героновой «Пневматики» в последующие эпохи — у греков, в Риме и Византии и у арабов. Но отметим, что в эпоху Ренессанса этот труд приобретает (и сохраняет до XVII века) большую популярность. Не только «занимательная техника» его «чудесных» аппаратов (θαυματοποιική)) наложила печать на technicae curiosae и magiae hydraulicae того времени, но и теоретическое введение сыграло большую роль в развитии научных идей66. Не вдаваясь в вопрос о влияниях, я должен обратить внимание и на то, что в разбираемую эпоху у мало изучаемого и забытого И. Б. ван Гельмонта (отца) (1577-1644) в его трактате «Vacuum naturae»67 мы находим теорию, близкую к теории vacuum disseminatum Герона и Стратона. Исходя из факта сжимаемости воздуха и смешения газов и паров (кстати сказать, термин «газ» введен именно им), Гель-монт заключает о наличии в телах пустот68, называемых им pori, porositates inanes69. Благодаря именно этим порам воздух оказывается приемником паров70. Однако эти рассеянные поры вакуума не суть голое чистое пространство (solus locus nudus), а тонкая материя71, называемая Гельмонтом magnale72. Расширением и сжатием (увеличением и уменьшением) этого magnale объясняется расширение и сжатие воздуха. Из изложенного видно, что вакуум не есть nihil, a почти ничто (репе nihil)74.
Подведем итог: на почве преобразованного перипатетизма (Стратон) возникает теория, приписывающая вакууму (в форме vacuum disseminatum) реальное существование. Такое допущение вакуума, однако, сохраняет теорию страха пустоты: при-Рода стремится не к избежанию пустоты (чистый перипатетизм, fugiendum vacuum), а к заполнению пустоты (стратонизм, replendum vacuum)75. Таковы две модификации «пленизма» перипатетиков.
Колесо Аристотеля
Посмотрим теперь внимательнее, почему vacuum disseminatum оказывался [ее приемлемым, чем сплошная пустота, и в чем было коренное отличие одного |
Теории пустоты в физике XVII столетия |
Рис. 9 |
Рис. 8
от другого. Казалось ведь: если даже мыслить пустоты очень маленькими, то все же vacuum disseminatum не окажется новым видом пустоты, а все тем же vacuum coacervatum, только очень маленьких размеров, т. е. тем вакуумом, возможность которого опровергала Phys. IV 6-8. На это проливает свет тот контекст, в котором взята проблема у Галилея76. Для уяснения возможности вакуумов — пор в телах Галилей прибегает к известному «колесу Аристотеля»77.
Мы имеем два концентрических круга с радиусами ОА и ОА' (см. рис. 8) и катим больший без скольжения по линии CD. По описании полного оборота точка А опять приходит в соприкосновение с линией CD, и одновременно точка А' приходит в соприкосновение с параллельной CD линией CD' в В'. Отрезки AB и А'В' очевидно равны. В каждый момент движения одна из точек окружности большей находится в соприкосновении с одной из точек линии AB, и каждой точке окружности можно подыскать, следовательно, свою точку на AB. С другой стороны, на линии А'В' каждой точке соответствует своя точка меньшей окружности, и т. к. AB = А'В', то между всеми точками большей, всеми точками меньшей окружности и точками прямой AB устанавливается однозначное соответствие. Отсюда парадокс Аристотелева колеса: в большей окружности столько же точек, сколько в меньшей, и обе, будучи выпрямлены, равны одной прямой AB.
Для объяснения этого парадокса Галилей заменяет сначала окружности многоугольниками (для простоты берем шестиугольник). Нетрудно видеть, что, катя шестиугольник больший по прямой СЕ и последовательно заставляя совпадать с ней его стороны, как показано на чертеже (см. рис. 9), мы получаем при полном его обороте на линии СЕ отрезок, равный его периметру. Между тем точка А' меньшего шестиугольника во время движения большего не остается на прямой СЕ', а движется в промежутке по искривленной линии, и поэтому отрезок на СЕ', после полного оборота, равный отрезку на СЕ, не равен просто периметру меньшего шестиугольника, а равен периметру + интервалы или промежутки. Чем больше сторон у многоугольника, тем меньше интервалы или обходные скачки, и при бесконечно большом числе сторон число их бесконечно возрастает, а величина бесконечно убывает. Эти-то промежутки и суть то, что аналогично vacuum disseminatum'у старых физик, и устами Сальвиати Галилей говорит, что, допуская такие vacua, мы могли бы обойтись без допущения тех конечных пустых пространств, которые опровергал Аристотель.
141 |
Теории пустоты в физике XVII столетия
§11. Пустота как интервал
Мы недаром назвали пустоты интервалами и промежутками, ибо у Симплиция Стратону прямо приписывается определение пустоты как διάστημα78. Как известно, это термин пифагорейцев, который в античных теориях музыки служил для обозначения интервала. Обследование термина в этой плоскости завело бы нас слишком далеко, но поскольку древняя теория музыки определялась в своей основе общими учениями о числе и количестве, некоторый материал должен быть нами использован. Я прежде всего сошлюсь на различение протяжения и интервала, которое фигурировало в старых теориях. В своем интересном «Музыкальном словаре» Ж.-Ж. Руссо79, вряд ли выдумывая от себя и передавая новые воззрения, так определяет йtendue и intervalle: «Протяжение (йtendue) есть различие двух данных звуков, имеющих между собою промежуточные»; «Нет расстояния... в котором нельзя было бы вставить бесконечное число промежуточных звуков... из чего следует, что протяжение... делимо до бесконечности, подобно времени и пространству». Наоборот, интервал есть «разница двух звуков». «Отличие его от расстояния в том, что он рассматривается как неразделенное (indivisйe), a протяжение — как разделенное (divisйe). В интервале рассматриваются лишь крайние элементы, в протяжении предполагаются элементы промежуточные»80. Наконец, есть интервалы простые (diastemes) и сложные (образующие systиme). Говоря иначе, интервалы аналогичны целым числам, протяжения — непрерывным величинам. Древность81 различала последовательное (έφίξής), соприкасающееся (άπτόμΐνον) И Непрерывное (συνεχε?)· В промежутке между элементами последовательности нет ничего сходного с ними (таков ряд целых чисел), в соприкасающихся границы элементов — вместе (αμα), в непрерывных — границы составляют одно (τα έσχατα εν). Это-то отсутствие чего бы то ни было в промежутке элементов последовательности и есть пустота, диа-стема, интервал. Попытка введения понятия vacuum disseminatum Стратоном, таким образом, оказывается попыткой трактования тел не по типу учения о непрерывности, а по типу учения о числах. Как известно, эта традиция гораздо древнее Страто-на, своеобразного реформатора перипатетизма. В числовом атомизме пифагорейцев и материалистическом атомизме Демокрита — уже есть проведение этого воззрения. Для пифагорейцев тела слагаются из точек, между которыми — апейрон, диастема, пустые промежутки. Известно, как пифагореец Эврит, пытаясь показать, что фигура человека определяется числом 250, располагал 250 камешков, образующих контур человека. Спор о вакууме в XVII веке, таким образом, коренился, как видим из всего исторического фона, в еще более общей и глубокой проблеме, нежели спор о физическом и геометрическом в их взаимоотношении, — это был вопрос о прерывном и непрерывном и о путях математического трактования тел.
§ 12. Итоги
Теперь только и может нам вырисоваться в своих отчетливых общих чертах ход
Поров XVII века. Уже из сказанного ранее можно видеть, что в первоначальных
еориях, как в эмбрионе, не обособились еще элементы различных сфер и различ-
го порядка. Всмотримся теперь немного пристальнее: прежде всего было недос-
точно расчленено общее учение о воздухе. В старой физике и медицине воздух
Ыслился как универсальная одушевленная среда (вспомним характерное учение
Теории пустоты в физике XVII столетия
143
|
Диогена Аполлонийского) и нес большинство функций эфира новой физики (так, не только звук, но и свет передавался воздухом)82. Опыты с безвоздушным пространством отняли у него эту роль, и ряд соображений общего характера (ср. § 6), особенно развитие оптики (Гримальди, Ньютон), требовал допущения нового гипотетического тела — эфира. Так произошло расслоение воздуха древних на воздух собственно и эфир. Одновременно с этим шло постепенное расслоение явлений, связываемых со «страхом пустоты», на явления, связанные с воздушным давлением, явления капиллярности, шире — явления сцепления. В теории Фабри-Цукки и Ли-нуса «страх пустоты» превращается в силу притяжения и применяется к обоим классам явлений. В дальнейшем происходит расслоение, и преобразованный в vis attractiva страх лустоты перекочевывает в должную область и на должное место — его мы узнаем в силах тяготения и силах сцепления позднейших механик и физик. Что же касается общих вопросов и общих мотивов спора, то они, как мы пытались показать, опирались уже не на те или иные отдельные факты и опыты, а основной свой пафос полагали в основных и принципиальных проблемах физической методологии: спор шел о соотношении пространства и тела (материи), во-первых, и о путях математического трактования тела, во-вторых (теория Vacuum disse-
minatum).
«Пленисты», не отделяя протяжения от физического тела, в тех случаях, где можно было предположить вакуум, допускали гипотетическое тело (например, в барометрической пустоте). «Вакуисты» мыслили протяжение без тела, как пустое вместилище тел. На последней позиции выработалось учение о беспредельном абсолютном мировом пространстве до тел, тогда как «пленисты» утверждали, что там, где нет никаких тел, там нет и пространства, т. е. вообще ничего нет (например, за пределами Вселенной). Вместе с тем понятие вакуума бралось в другом смысле (vacuum disseminatum) — его допускал и смягченный «пленизм». Здесь спор шел о сплошном и дискретном строении тел. Интересно заметить, что в XX веке в новой обстановке и новом контексте возродился спор XVII-ro. Принцип относительности откинул и эфир «пленистов», и вакуум (беспредельное абсолютное пространство) «вакуистов». Геометрия оказывается частью физики, и старые «пленисты» были правы. Но поскольку откидываются и гипотетические тела (эфир и т. д. «пленистов»), ставится вопрос о том, как мыслить самую структуру тел, т. е. вопрос переносится сразу в ту сферу, которая была очерчена в последних §§. Если даже оставить в стороне всегда поверхностные исторические параллели, то все же придется признать, что не опыты, перечисленные в § 2, привели «вакуистов» к их воззрениям: эти воззрения диктовала их метафизика пространства, восставшая на наивно-реалистическую концепцию античности. Для античности существовали только эти вещи, эти тела (даже гипотетические тела мыслились вначале совершенно такими же), в новой метафизике наряду с ними встало таинственное абсолютное пространство, вещь sui generis. Словом, вакуисты были более метафизиками, чем их противники, — таков один из парадоксальных выводов, к которому приводит изучение исторических фактов.
ОСНОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ В ТЕКСТЕ
Cim (Ρ) — Труды Академии del Cimento (основанной в 1657). Saggi di naturali esperienze fatte пе1Г Ас. del С. 1667 (г. 1692, 1780), лат. (Tentamina etc.) 1731. Беру по Poggendorf. Geschfichte der Physik. Lpz., 1879.
D — Boy le R. A dйfense of the doctrine touching spring and weight of the air (1662) // Works in 6 volumes. T. II. London, 1772.
EL — Pascal B. Traite de l'йquilibre des liqueurs. 1653 (напечатано в 1663).
EM — Schott G. Experimentum novum Magdeburgicam (приложение к ΜΗ).
M — Schott G. Magia universalis naturae et artis. Pars III. Mathematica. Bamberg, 1658.
ΜΗ — Schott G. Mechanica hydraulico-pneumatica. Frankfurt, 1657.
PA — Pascal В. Traitй de la pesanteur de la masse de l'air. 1653 (напечатано в 1663).
PV - Noлl E. Le plein du vide. 1648.
SA — Boyle R. New experiments physico-mechanical, touching the spring of the air (1660)//Works. T. I. 1772.
Te — Schott G. Technica curiosa. 1664.
V — Pascal B. Nouvelles expйriences touchant le vide. 1647.
VS — Guericke 0. von. Expйrimenta nova (ut vocantur) Magdeburgica de vacuo spatio. 1663 (напечатано в 1672). 3-я книга (экспериментальная) переведена на немецкий язык Dannemann'oM (Ostwalds Klassiker der exakten Wissenschaften. Nr. 59. Lpz., 1894).
Трактаты Паскаля, трактат Ноэля и их переписка помещены в Oeuvres de Pascal. P., 1819 (том 4-й). Этим изданием я и пользуюсь. Трактаты Герона и Филона я цитирую по изд. Heronis Alex. Opp. t.l, ed. Schmidt. Lpz., 1899; «Discorsi» Галилея — по немецкому переводу Oettingen'a (Ostwalds Klassiker der exakten Wissenschaften. Nr. 11. Lpz., 1907). Римская цифра означает книгу, арабская—главу (если нет особых указаний: например, при цитировании «Введения» Герона I, р. 8 означает I книгу, 8 страницу). Арабская цифра без римской означает всегда страницы, если только нет особых обозначений: например, с. и §.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 В Zeitschrift fьr Vцlkerpsychologie, Bd. XIV. (Wohlwill Ε. Die Entdeckung der Beharrundsgesetzes // Zeitschrift fьr Vцlkerpsychologie. Bd. XIV. S. 365-410; Bd. XV. S. 70-135; 337-387.)
В сб. Congrиs international de philosophie. Genиve, 1905. 3 Principien der Wдrmelehre. 2te Aufl., Lpz., 1900 и «Механика», рус. пер. СПб., 1909.
В отношении ориентирующих справок хронологического и библиографического характера я пользовался историями физики Поггендорфа, Уэвелля, Розенберга, Любимова и др.
Герике узнал об опытах Торричелли лишь в 1653 г. в Регенсбурге — от капуцина Валериана
Magnus'a, т. е. уже после смерти Торричелли (1647).
[«Множество раз после этого в разных местах выдающимися мужами [был этот опыт] повторен»
(лат.).] — Примеч. Д. Баюка.
В приложении к «Philosophia universa», 1646. Ср. его рассуждения на «барометрические» темы
в Dialogi physici 1665 и 1669 года.
Le plein du vide. 1648.
De corporum inseparabilitate. 1662.
Reflex, physico-mathem. [Видимо, тут имеются в виду либо Cogitata physico-mathematica, in quibus
tarn naturae quam artis effectus admirandi certissimis demonstrationibus explicantur... Parisiis, 1644, либо
Novarum observationum physico-mathematicarum. Parisiis, 1647.] — Примеч. Д. Б.
Philosophia naturae. [Точное название этой книги: Cursus philosophicus, concinnatus ex notissimis
cuique principiis, ac praesertim quoad res physicas instauratus ex lege naturae, sensatis experimentis passim
comprobata, autore R. P. F. Emanuele Maignan. Tolosae: apud R. Bosc, 1653.] — Примеч. Д. Б.
1586-1670. Nova de machinis philosophia, [1649].
Теории пустоты в физике XVII столетия
145
18 19
20 21
22 23 24 25 26 27 28
Delicia Physico-Mathematica.
Может быть, в XVII веке только у мистика-каббалиста Φ. Μ. Ван-Гельмонта (сына) мы нашли бы следы этих анимистических воззрений. Описывая вариант опыта № 4Ь/Э и опыт № 2а, он заключает: «Daraus mon denn leichtlich annehmen kann, was vor ein herrliches Geistliches wesen Gott in die LufTt (по Гельмонту—в трубке и сосуде не пустота, a edelster Kern der Lufft) gepflantzet hat, dass alle so schwere corper so leichtlich regieren und bewegen kann» (Kurtzer Entwurf des Eigentlichen Natur-Alphabets. Saltzbach, 1667. S. 75).
Паскаль 270: «Природа сотворенная, не будучи одушевлена, не способна испытывать страсти; следовательно, это выражение метафорично». У Шотта M 524: «Отвращение к пустоте (fuga) или страх пустоты (metus) — говорится лишь метафорически». «Spiritus seu halitus e mercurio»(M 543-545; Тс IV 5 3).
M 548.
«Minor aut major quantitas subtilis humoris seu spiritus»(M 549).
De corporum inseparabilitate. 1662. Ему отвечал Бойль в D (1662).
«Extremely thin substance» (D II 1).
Один из основных аргументов Линуса — втягивание пальца (ср. № 4'): это доказывает, что не давление воздуха поддерживает столб, а внутренний «funiculus, cujus superior extremitas digito affоxa,
eum sic intra tubum trahit» (D I 3; cp. D I 4).
D II 1 (p. 135).
«An unintelligible hypothesis of attraction», как называет эти понятия Бойль (р. 178).
«De vi repercussionis et motionibus a gravitate pendentibus».
«Pensieri physico-matematici supra alcune esperienze intorno diversi effetti di liquori» (1667). «De Nili et aliorum fluminum origine» (1666). «Physica in X tractatus distribuita» (1671).
Розенбергер в своей «Истории физики» утверждает, что Фабри объясняет капиллярность воздушным давлением. У меня не было в руках физики Фабри 1671 года, но, судя по изложенной его теории на основании Тс (1664), вероятнее, что он и явления капиллярности, и явления барометрические объяснял одинаково теорией vis retentiva. Впрочем, он мог, как и Шотт, переменить воззрения в 1671 г.
Ее можно вскрыть в основе спора Ноэля и Паскаля (1648) и проследить вплоть до появления VS (1672) и дальше. V45, 46, 57.
Так озаглавлен и его трактат: «Demonstration ocularis loci sine locato». : Начало этой теории положено Фракастором (1483-1553), развитие дано Гильбертом («De mag-
nete», 1600).
1 В VS много об «истечениях» вещей, которые Герике сближает с воздухом. Ср. всю четвертую книгу, особенно 1; также III 1; Ш 9.
4 Паскаль 67-68.
5 Ср. PV 104 к варианту опыта № 4Ь./?: при выкачивании воздуха через поры сосуда проникает эфир,
который удаляется при открытии доступа воде.
6 Паскаль 129.
17 Ср. Паскаль 62-63.
18 Паскаль 80.
19 Паскаль 81.
40 Ср. Декарта (Princ. II 18) с Ноэлем у Паскаля 62-63.
41 VS II 3.
42 Письмо от 22.07.1656. Тс II 30.
4J Exotericarum exercitationum liber XV. De subtilitate ad H. Cardanum. 1557. «Книга 15-я» помечено для
импозантности: 14-ти первых не существует. Я пользовался изданием 1620 года. 44 Ех. V 2.
45 46
48 49 50 51
Arist. Phys. IV 1.
Ср. Aлtius. Placita I 20: стоики и Эпикур различают пустоту (κενόν) — отсутствие тела, место (tottos) — то, что телом занимается, и вместилище (χώρα, capacitas) — то, что телом наполняется (например, бочка вином). Опираясь на эту справку, скажем, что тотгос Аристотеля есть χώρα стоиков, a κενόν (vacuum) Скалигера — стоический τότΐ-os. Интересно, что пространство без тел у Sext. Emp. Pyrrd. Hyp. III 16 сближается с Хаосом. Первоначально Хаос мыслился как пустота (это толкование восходит к Arist. Phys. IV 1), т. е., по-видимому, как пустое ничто, а затем так же, как и vacuum, приобрел своего рода реальность (rudis indigestaque moles y Ov. Met. I 7). Такова судьба всякого отрицательного понятия, неизбежно получающего в конце концов положительную характеристику.
«Opera omnia» Гассенди в 6 томах появились в 1658 г. При дальнейшем изложении я пользуюсь книгой: Bernier. Abrйgй de la philosophie de Gassendi. 1678. T. 1.
Bernier. 4.
Bernier. 27.
Письмо к Ноэлю 76-77.
Frg. 24 пер. Маковельского «Досократики», ч. III. Ср. VS III 6, где разбираются pro и contra: если
да, — то там есть пространство, если нет, — то там есть препятствующее тело.
В «Iter extaticum coeleste» А. Кирхера (2-е изд. 1671) в гл. «De spatio imaginario» по поводу этих теорий настойчиво повторяется: за пределами ничего нет, никакого бытия. Nihil est nihil — повторяется несколько раз весьма решительно. Как можно судить из цитат в VS I 35, и некоторые сторонники теории spatii imaginarii считали, что оно не есть ни ens reale, ни ens rationis, но отличие от ens reale видели в том, что оно — предвечно, тогда как реальные вещи имеют начало во времени, следовательно, предвечное пространство (прототип sensorium Dei Ньютона) не есть nihil absolutum, все же реально.
Дальнейший материал я беру из мало известного исследования Cohn'a «Geschichte des Unendlichkeitsproblem im abendlдndischen Denken bis Kant» (Lpz., 1896). Zodiacus vitae. 1527/28. О нем: Barach (Philos. Monatshefte. Bd. XIII. S. 41). Cp. VS II 5, где дается равенство Aether = Coelum = Spatium. «Physicarum libri octo in totidem acroamaticos libres Aristotelis» (1565). «Exercitat. Philosophica» (1620).
Не смешивать с упоминавшимся в § 4 Магнанусом или Маньяном. «Democritus reviviscens sive de atomis» появился в 1646 году. «A treatise on the nature of bodies» (1644).
Cm. VS II 1. Вся первая книга VS есть сводка различных астрономо-космологических теорий, тем же вопросам посвящены 5, 6 и 7 книги.
О нем см. старое исследование Nauwertk'a «De Str. Lamsaceno» (1836) и содержательную монографию G. Bodier «La physique de Straton de Lamsaque» (1891), которой я в дальнейшем пользуюсь.
Diod. L[ib.] V 59.
Ьber das physikalische System des Stratons. Sitzungber. derBerl. Akad. 1893. Iter Halbband. S. 101-127.
κατά βραγύν παρέσπαρτα τοις σώμασίν y Galen, t. IV, p. 774, ed. Kuhn.
Время беру по Tittel'io из его статьи о Героне в «Real-Enc[iclopaedie]. Pauly-Wisswa», Bd. VIII.
Историю печ[атных] текстов и переводов см. у Schmidt'a в Suppl. к Her. Alex. Opp. t. I, p. 118-137.
Наиболее популярен был лат. пер. Коммандино 1575 (и 1583,1680), от которого исходят итал. пер.
Aleotti (1589-1647), Gerogi (1592) и нем. пер. 1693 (1688). Первый лат. пер. некоторых эксцеритов
дал G. Valla (tl499) без упоминания имени Герона в своем труде.
Цитирую по Opera omnia (1707).
§ 5 и 14.
§10, 14 и 28.
«Receptaculum exhalatuum» (§ 15).
Нечто «между воздухом и материей» (§ 20).
§21.
§27 и 31.
Теории пустоты в физике XVII столетия
§ 30.
Герике (в VS II) не различает этих подразделений и пишет: «Если допустить избежание пустоты,
то необходимо допустить существование пустоты; не было бы пустоты, не могло бы быть и избежа-
ния ее».
Discorsi, первый день, 20-26.
См. Aristoteles. Mechanica. § 24. Об этом paradoxum ciclometricum много у Шотта в M и у Бойля в D.
Simpl. Phys. 140. P. 601. Diels; Bodier. Op. cit. P. 60.
Dictionaire de musique. Genиve, 1731.
P. 288, 289, 357-358.
Cp. Arist. Phys. V3 и VI 1.
Еше у Гука (1638-1703) воздух мыслился весьма синкретично. Ср. статью «Air» в Энциклопедии
«энциклопедистов», t. 1 (1761), р. 226.
1924
ЖАН-ПОЛЬ РИХТЕР И ЕГО «ЭСТЕТИКА»* (Материалы *к характеристическому анализу)
Предмет настоящей работы — индивидуальный характер Жан-Поля. Поэтому и романы Жан-Поля и его теоретические произведения («Эстетика») анализируются не формально (с точки зрения их объективного содержания), а характеристически (берутся в качестве свидетельств об индивидуальном психологическом своеобразии их автора). Задача ставится намеренно узко, и сознательному выключению (конечно условному) подвергаются как вопросы истории литературы, так и вопросы истории эстетических понятий, не говоря уже о вопросах социологического объяснения, могущего вступить в свои права лишь после того, как систематизирован и упорядочен подлежащий объяснению материал. Следовательно, элиминируя вовсе рассмотрение с точки зрения «оригинально—заимствовано», «правильно—неправильно», «социально значительно - социально бесплодно» и т. д., мы сохраняем рассмотрение с точки зрения «характерно—нехарактерно», «показательно—непоказательно», «симптоматично-несимптоматично». Можно было бы думать, что задача настоящей работы таким образом вполне совпадает с задачей структурной психологии. Но в фактически существующей структурной психологии (школа Дильтея с примыкающими к ней направлениями) и в попытках применения ее к художественным явлениям (всем известные работы Ноля, Унгера и др.) следует различить три момента: 1) основной замысел (анализ произведения в контексте индивидуальности и мировоззрения автора), 2) типологическую классификацию и 3) конкретное выполнение отдельных анализов. И если замысел может быть принят, то все до сих пор данные классификации — слишком широких размеров, чтобы служить основным предметом в анализах отдельных индивидуальностей. Поэтому при последних — сами авторы классификаций выходят за пределы своей типологии и в своих индивидуальных анализах вынуждены руководствоваться лишь тонким тактом, интуицией и чутьем. За первым сомнением следует второе: произведение анализируется стилистически, то есть анализируется по преимуществу явное содержание художественного произведения, которое никогда не может служить решающей инстанцией в вопросе, является ли автор в этом произведении актером или самим собой? Даже привлечение биографии часто мало помогает его решению. Эта неразграниченность стилистического и характеристического анализа заставляет нас искать иных путей. Психоанализ с его учением о латентных содержаниях дает нам Указание, где следует искать решения вопроса: только благодаря психоанализу мы имеем возможность установить ряд примет, которые выдают автора, помимо его воли, с головой. Следует оговориться, что психоанализ служит нам здесь лишь эвристическим приемом и потому мы вправе оставить в стороне вопросы