Травматический опыт, доминанта и панические атаки (кратко)

Постепенно, по мере укрепления и развития новых содержаний жизни, у человека появляется ресурс противостоять наплывам / накатам переживаний травматического характера. В этом смысле такие наплывы / накаты можно сопоставить с таким явлением как паническая атака.

1. Паническую атаку можно представить в разрезе человеческом – как приходящую в движение доминанту.

2. Также паническую атаку можно представить в разрезе инфернальном. То есть, – как инициируемую падшими духами.

Панические атаки по ночам с ранними ночными пробуждениями нередко имеют корни оккультного плана. Но вопрос «Был ли контакт с оккультным миром?» (либо человек сам занимался оккультизмом/эзотерикой, либо обращался к гадалкам/экстрасенсам/целителям), люди, страдающие от панических атак, нередко отвечают в положительно ключе.

О выходе из ситуации при развитии второго сценария см. по оглавлению в упоминавшейся книги «”Победить свое прошлое”. Исповедь – начало новой жизни». Также – в книге игумена N. (схиигумена Гавриила (Виноградова-Лакербая) «Кого и как портят колдуны». Также – в лекциях монаха Иоанна (Адливанкина), несущего служение в душепопечительском центре во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского (лекции – на сайте центра в разделен «Беседы в Оптиной (видео)»).

В этом смысле тему панических атак можно сопоставить с темой сверхсильных влечений. Тема преодоления открытости к такого рода влечениям разбирается в частях 2–4 (вторая часть пока не опубликована) статьи «Преодоление игрового механизма». Суть выхода – в четвертой части («Эротомания, игровой психоз и неконтролируемая приверженность»). Более кратко – в статье «Брешь в стене», в части 2/2 («Некоторые мысли о целостной духовной культуре и выходе из круга патологических состояний»).

Аспекты, относящиеся к человеческой и инфернальной сферам, – переплетены.

Инфернальное воздействие может присутствовать и тогда, когда и не было контакта с оккультным миром.

Если сказать в двух словах, то:

1. Конечно, причащаться и исповедоваться – не реже одного раза в две неделю (если человек тяжело себя чувствует, то можно и каждую неделю).

2. Стараться хотя понемногу читать Псалтирь и Евангелие (подробнее – в лекции «С чего начать христианскую жизнь»).

3. Если получиться, то исповедоваться желательного у одного священника. Может, от него какой-то ответ будет получен.

Нужно учесть, что речь может идти не о одном ответе на всю ситуацию целиком. Когда человек с опытным духовником на протяжении нескольких лет обсуждает весь круг жизни, то у него со временем вырабатывается система представлений и навыков, целостное видение жизни. И как следствие, – появляется ресурс противостоять своей главной проблеме, которая может выражаться, в том числе, в наплыве на сознание (и даже – на тело) неконтролируемых состояний (о том – в указанных выше – четвертой части статьи «Преодоление игрового механизма», в части 2/2 статьи «Брешь в стене»).

В книге «Добротолюбие», в томе втором, в творениях преподобного Иоанна Кассиана Римлянина есть описания борьбы с помыслами печали и уныния. Одна из мыслей: если во время приступа человек начнет метаться, искать развлечения, то в следующий раз приступ будет сильнее.

О том, как может выглядеть приступ. Семен Иванович Яновский (в схиме Сергий) рассказывал: «В 1820 году, в поздний вечер <…> прохаживался по комнате и размышлял о своей прошедшей жизни, о своих грехах. Она меня так ужаснула, такой страх напал на меня, как я много прогневал Бога, вдруг передо мною явилась как бы книга, в которой записаны все мои грехи от юности, от пятилетнего возраста, – я оцепенел от ужаса, волосы дыбом стали на голове, я был как бы на страшном суде без ответа, искал что-либо доброго и ничего не находил, холодный пот выступил у меня, какой-то голос шептал мне: «Видишь, как велики твои грехи. Бог не просит тебя, ты погиб, вот ад готов поглотить тебя». Мне представилось, что дом колеблется, половина дома уже обрушивалась у самых моих ног, пол провалился и там ужасная бездна, и внизу страшный огонь – это ад. В отчаянии я схватил пистолеты, которые всегда были у меня заряжены и хотел лишить себя жизни. Но какой-то голос в сердце отозвался: «Не отчаивайся, надейся на милосердие Божие. Он щедр и милостив к кающимся, до последней минуты жизни не надо предаваться отчаянию». Конечно, это были голоса Ангела – Хранителя. Я кинул пистолет и, отступив шаг назад, взглянул на Распятие Спасителя, слезы градом полились у меня, я упал на колени и плакал, пока, не помню как, заснул тут же. Просыпаюсь, встаю, утро, ничего нет, все на месте, на душе спокойно. О, Господи, думал я, как велико Твое милосердие! На другой же день я исповедался и причастился Святых Тайн и тогда совсем успокоился»[13].

***

Тему панических атак и неуправляемых состояний, захватывающих сознание человека, можно рассмотреть сквозь призму святоотеческого учения о помысле. Захвату сознания предшествует внимание ума к мысли, которая может казаться и незаметной и не страшной. По мере усиления внимания ума в сторону этой мысли, она крепнет, усиливает свою власть над умом, становится тираном. Далее человек начинает смотреть на мир, на себя, на других людей и даже на Бога сквозь призму внедрившегося в него помысла. Например, гневливый человек и Бога видит жестоким. Про такого человека можно сказать, что он, по выражению Ухтомского смотрит сквозь призму доминанты («суждение о мире с точки зрения своих доминант, видение мира сквозь призму индивидуальных потребностей и мотивов поведения»).

В этом смысле учение Ухтомского о доминанте (а он окончил свои дни в блокадном Ленинграде в сане епископа) можно сопоставить с учением преподобного Марка Подвижника. Мысли этого святого станут переходом к следующей части данной статьи (2.2), в которой ставится вопрос – как же выглядит в реальности результат перестраивания травматической доминанты и результат ее преодоления?

Некоторые выражения преподобного Марка, который «почил, надо полагать, в начале пятаго века»[14], удивительным образом напоминают слова Ухтомского, характеризующего доминату как очаг возбуждения, «растревоженное, разрыхленное место нервной системы, к которой пристает все нужное и ненужное, из чего потом делается подбор того, чем обогащается опыт».

«Суровая истина о нашей природе, – писал Ухтомский, – в том, что в ней ничто не проходит бесследно и что “природа наша делаема” … Из следов протекшего вырастают доминанты и побуждения настоящего для того, чтобы предопределить будущее. Если не овладеть вовремя зачатками своих доминант, они завладеют нами». Человек вырабатывает в себе продуктивное поведение через ежеминутное, неусыпное воспитание требующихся доминант [то есть воспитывает в себе новые доминанты]. «Если у отдельного человека не хватает для этого сил, это достигается строго построенным бытом».

Итак, по мысли преподобного Марка, движения, увлекающие ум человека к страсти, не приходят из ниоткуда [страстными помыслами по мысли святых отцов являются также помыслы уныния и печали, действие которых ассоциируется с современными терминами апатии и депрессии]. До того, как восстали эти движения, человек в уме своем думал о чем-то подобном. Через эти думы он «привел в действие» и «вложил» в свое сердце свое то, что после и восстало[15].

Оказывается, от «прежняго восприятия» зависит то, что в душе человека действует греховная мысль[16]. [То есть применительно к реальной жизни слова преподобного Марка можно перефразировать следующим образом. Вспышка неуправляемого состояния может произойти на основании прежних размышлений, которым человек не придавал серьёзного значения, но которыми укреплял паталогическую доминанту. И вот она, как пиявка насосавшаяся крови и выросшая в размерах, пришла во всей своей грандиозности].

Иной святой – преподобный Филофей Синайский говорил, что человек, предающийся злым мыслям, не может быть свободным от грехов и во внешнем поведении. Ведь злые мысли непременно обнаружатся в злых делах. «Причина того, что иной блудно смотрит, заключается в том, что прежде внутренное око соблудило и омрачилось»[17]. [Какое интересное выражение: «внутреннее око». Оказывается, злые мысли вовсе не безвредны, они могут помрачить «внутреннее око», и сквозь призму этого омрачившегося «ока» человек и будет далее смотреть на мир].

Вследствие того, что, как писал преподобный Марк Подвижник, человек, не отгоняет от себя злые мысли и беседует с ними, с ним происходят неприятные вещи. На него может напасть «скверный и ненавидимый» им помысл. И хотя кажется, что воля человеку и не участвует в появлении помысла, помысл этот происходит от самого человека. «Он приходит на согретое место, к старому знакомому, приятелю»[18].

Ведь если человек оставляет в себе и малое какое зло, то оно растет. И после влечет человека к себе как «как бы некою цепью». И от того, что человек был долго привязан ко злу, он влечется ко злу насильно. Так усилившаяся страсть восстает на человека «уже против его воли»[19].

Злые мысли могут внедриться в так называемое «существо ума». Внедрившись, они влекут человека к деятельности более властно, чем мысли, которые просто приходят на ум. «Внедрившиеся в существо ума образы бывают злее и властнее чисто мысленных; но сии последния предваряют их и бывают их причиною»[20], – так описывал суть дела преподобный Марк Подвижник. [То есть внедрившиеся в существо ума мысли, могут действовать как тираны, сострясая психику человека. Мысли, которые не внедрились в существо ума, действуют слабее. Но эти, несильно атакующие психику человека, мысли являются причиной возникновения тех – тирански действующих]

Он же рассказал и о том, что происходит, если человек растит в себе страсть, совершая свойственные этой страсти поступки. В таком человеке страсть «после насильно возстает …, хотя бы он того и не хотел»[21]. [В данном смысле страсть можно понимать, выражаясь современным языком, как сформировавшийся тип реакции на ситуацию. Человек, например, охваченный страстями уныния и печали, каждую встречную ситуацию может воспринимать болезненно. Он реагирует на все как на катастрофу и на приговор, и такой тип реагирования сформировался за счет предыдущих кормлений страстей. Свои страсти человек кормил тогда, когда во время, например, разговоров с родственниками, упивался своими рассказами о том, как «ему плохо», как «все его обошли» и «не оценили»].

Избавление от страсти должно происходит следующим образом. Человек, который живет так, как учит Евангелие, преодолевает злые мысли и страсти, которые бьют из сердца наподобие потока. Есть страсти, которые особенно возбуждают человеческую душу. И в результате их действия, душа приобретает как бы новое качество. Против этих страстей, изменивших душу, должен быть направлен «непрерывно-тщательнейший» подвиг. И в результате духовного подвига душа покоряет влечения, которые раньше покоряли ее[22].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: