Распад социалистического лагеря

 

К середине 1980-х годов Советский Союз, чья экономика оказалась в глубоком кризисе, больше не мог в прежнем объеме поддерживать социалистический лагерь (группу стран союзников СССР).

 

В экономиках этих странах также начали нарастать кризисные явления. Одновременно усилилось давление на СССР и его союзников со стороны США, которые поддерживали противников социалистической системы. Все это стало причинами распада социалистической системы.

С середины 1980-х годов по инициативе нового советского лидера М. С. Горбачева началось сближение СССР и США. В ходе немыслимых ранее встреч были подписаны договоры об ограничении гонки вооружений. Завершалась эпоха холодной войны с ее жестким противостоянием Западного мира во главе с США и социалистического лагеря во главе с Советским Союзом. Прорыв в отношениях СССР и США повлиял на всю систему международных отношений.

 

С конца 1980-х годов в странах социалистического лагеря к власти стали приходить люди, ориентированные на западные демократические ценности, они не хотели иметь ничего общего с тоталитарными режимами. Первой взбунтовалась Польша, за ней Венгрия, в результате «бархатной революции» (мирной) сменился общественный строй в Чехословакии; в Румынии смена власти вылилась в кровопролитие, а в Югославии привела к гражданской войне.

Самым ярким событием этого периода стало объединение Германии (1990) и падение Берлинской стены.

В 1991 году был распущен союз стран Варшавского договора. Социалистическая система распалась. Холодная война, длившаяся почти сорок лет, закончилась.

Мир вступил в новую эпоху, эпоху новых проблем и новых надежд.

 

 

Вопрос 8.  Новая культура в СССР в годы перестройки. Гласность. Литература. Кинематограф.



Новые ориентиры в советской культуре.

 

Началом данного этапа можно считать 1987 год. В это время была существенно смягчена цензура, что выражалось в так называемой политике гласности. Она предусматривала допустимость обсуждения в обществе тем, которые ранее находились под запретом, либо замалчивались. Это был существенный шаг к демократизации системы. Но этот шаг имел ряд негативных последствий. Поток открытой информации, к которому общество, находившееся десятки лет за «железным занавесом», было просто не готово, способствовал коренному пересмотру идеалов коммунизма, идеологическому и нравственному разложению, возникновению националистических и сепаратистских настроений в стране.

Гласность. Свобода печати.

 

Гласность – это политика максимальной открытости в деятельности государственных учреждений и свободы информации.

 

Основные идеи гласности СССР в 80-е годы:

 

- демократизация общественной жизни;

- отсутствие (смягчение) цензуры в СМИ;

- критика социализма и раскрытие информации о «темных» страницах советской истории;

- публикация литературных произведений, которые раньше были запрещены;

- пересмотр дел жертв репрессий.

 

Все государственные газеты и журналы начинают заострять внимание на проблемах в экономике и социальном развитии. Теперь пресса, в том числе и государственная, активно обсуждала неудачи советской власти, а также акцентировала внимание на темах, которые ранее не поднимались. Например, активно обсуждались особенности и последствия Чернобыльской аварии.

 

В современном словоупотреблении гласность — недопустимость замалчивания хозяйственных проблем на местах, существенное ослабление цензуры и снятие существовавших в советском обществе многочисленных информационных барьеров, которые были основным компонентом проводимой Михаилом Горбачёвым перестройки во второй половине 1980-х годов в СССР. С 1988 г. в СССР фактически была ликвидирована цензура. Постепенно на смену диктату КПСС в науке, литературе и искусстве приходит диктат рынка, где спрос, а не качество является основным критерием оценки научного или художественного творчества.

 

Новое телевидение.

В политике гласности телевидение сыграло едва ли не определяющую роль. Началось все с массовых трансляций заседаний Съездов народных депутатов. Люди следили за ними как сегодня за сериалами - все очень быстро менялось, звучали лозунги, за которые еще 2 года назад можно было получить пожизненный срок. Теперь же разрешалось многое. Именно в это время появляются первые публицистические передачи на телевидении: «Взгляд», «600 секунд», «До и после полуночи», «Пятое колесо» и другие. Эти программы каждый день делали одно и тоже - обсуждали как все плохо в СССР и как хорошо на Западе. Эти же передачи абсолютно замалчивали факт мощнейшего финансового кризиса в США и в Европе 1987 года. Кризис, напомню, был такой силы, что его сравнивают с Великой депрессией.

 

Передача «Взгляд» (1987 год) - появилась в период гласности.

 

В конце 80-х годов появляется целая серия документальных фильмов, которые так любят вспоминать сегодня. Самые известные из них: «Россия, которую мы потеряли» и «Так жить нельзя». Основная идея документальных фильмов - какой замечательный был человек Николай II, а Революция сломала лучшую страну мира. Конечно, это было не так, но эта идея была нужна элите, чтобы объяснить переход к рынку и последующий развал страны.

 

В 1988 году на экраны выходят 2 кинокартины «Маленькая вера» и «Асса». Очень рекомендую к просмотру - они отлично отражают события тех дней и настроения, царившие в обществе. Большой популярность пользовался фильм «Асса», где в главной роли выступил герой своего поколения - Виктор Цой. В это же время выходит фильм с В. Цоем «Игла», в котором впервые поднималась проблема наркомании.  В том же 1988 году на экраны выходит фильм по роману Булгакова «Собачье сердце». В фильме очень точно высмеиваются недостатки революции и становления советской власти. Этот фильм опять же подчеркивает перемены в обществе - в 1988 году цензура фильм разрешила, а еще 5 лет назад за него могли посадить.

 

Литература.

В области литературы иискусства в период "перестройки" произошли принципиальные изменения. С одной стороны, писатели, художники, артисты, режиссеры и другие представители творческих профессий были полностью избавлены от идеологической опеки КПСС и административной цензуры. Однако, с другой стороны, они были вынуждены подчиняться законам рынка. На первое место вышли в конце 1980-х гг. проблемы финансирования искусства и творчества. Профессиональный уровень большинства фильмов, спектаклей, развлекательных эстрадных программ заметно снизился. Роль и влияние телевидения и видеопродукции, активно приспосабливавшихся к рыночным отношениям и легко "перестраивавшихся" под вкусы потребителей, значительно возросли. Электронные СМИ и низкосортная литература составили конкуренцию серьезным произведениям художественного творчества, а дешевые поделки западной массовой культуры постепенно подменили в восприятии значительной части общества подлинные образцы искусства, которые довольно быстро стали и вовсе недоступны для большинства публики. Происходило заметное снижение общекультурного уровня советского общества.

 

В литературе появились такие произведения как «Зубр» (Гранин), «Дети Арбата» (Рыбаков), «Белые одежды» (Дудинцев). Все они критиковали советское общество, советской модели управления и сталинизма. В это же время в СССР издается «Арх ипелаг ГУЛАГ» Солженицына. Причем книга не просто издается, а идет ее пропаганда и навязывание чуть ли не как книги для обязательного прочтения.

 

Кинематограф.

 

Перестройка в кино, начавшаяся с выхода на экраны ранее запрещенных фильмов ("Агония" Э. Г. Климова, "Комиссар" А. Я. Аскольдова, картины К. Г. Муратовой, А. Н. Сокурова и др.), была отмечена интенсивными творческими поисками отечественных кинематографистов. Заметным явлением стали кинопублицистика и документальное кино. "Больше света" Марины Бабак, "Власть Соловецкая" Марины Голдовской, "Так жить нельзя" Станислава Говорухина явились подлинными событиями в политической жизни страны. Огромный общественный резонанс получил фильм Тенгиза Абуладзе "Покаяние" (1987). «Игла» с Виктором Цоем в главной роли. «Интердевочка» с Еленой Яковлевой, 1989 год.

 

Но постепенно в кинематографе начали прослеживаться те же тенденции, что и в других сферах отечественной культуры. Вышедшие на широкий экран фильмы великих мастеров мирового кинематографа (А. А. Тарковского, Ф. Феллини, И. Бергмана и др.) уже не вызывали такого зрительского интереса, как раньше, пальма первенства перешла западным боевикам, комедиям и фильмам ужасов. Кроме того, кинотеатры не смогли конкурировать по разнообразию репертуара с видеосалонами, получившими распространение с конца 1980-х гг.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: