Итоговое занятие. Зачет с оценкой

Вопросы к зачету:

1. Раскройте значение и происхождение термина романтизм.

2. Определите основные характерные черты романтизма. Обоснуйте свой ответ.

3. Каковы основные теоретические положения йенских романтиков?

4. Что характерно для авторов гейдельбергской школы?

5. В чем новизна поэтов «озерной школы»?

6. В чем особенности романтических поэм В. Скотта?

7. Каков характер историзма писателя?

8. Особенности конфликта в романе В. Скотта «Айвенго»

9. Проследите эволюцию «байронического героя» в произведениях Байрона.

10. Раскройте особенности воплощения мотива «мировой скорби» в творчестве Байрона.

11. В чем заключается реалистическая позиция поэта в романе в стихах «Дон Жуан»?

12. Каковы отличительные черты французского романтизма?

13. Раскройте эстетические взгляды Р. Шатобриана, опираясь на его

теоретические труды.

14. В чем художественное своеобразие повести «Рене»?

15. Раскройте специфику основных периодов творчества В. Гюго.

16. Каковы основные теоретические положения в «Предисловии к драме «Кромвель»? В чем состоят основные положения теории романтической драмы и романтического гротеска?

17. Раскройте основные сюжетные линии романа «Собор Парижской

Богоматери».

18. Какова роль романтического гротеска, контраста в изображении героев?

19. В чем особенности историзма В. Гюго?

20. В чем особенности формирования американского романтизма?

21. Определите художественное своеобразие романов Ф. Купера о Кожаном

Чулке.

22. Раскройте «руссоистское начало» в романах Ф. Купера.

23. В чем своеобразие художественной манеры Э. По?

24. Каковы художественные особенности сборника писателя «Гротески и

арабески»?

25. В чем своеобразие новеллы «Падение дома Ашеров»?

26. Каковы особенности детективных новелл писателя?

Основные понятия, которые должен усвоить студент в процессе изучения курса: Литературный процесс, литературное направление, литературная школа, романтизм, романтическое двоемирие, романтическая ирония, романтический герой, романтический конфликт, тип героя, байронический герой, маньеризм, «озерная школа», исторический романтический роман, социальный роман, фольклор, лиро-эпическая поэма, восточные поэмы, роман в стихах, романтическая драма, американский романтизм романтический идеал, регионализм, индейскиая тема, Гражданская война Севера и Юга, детектив, образ сыщика.

 

Список литературы для обязательного чтения:

 

1.Э.Т.А. Гофман «Крошка Цахес», «Золотой горшок».

2. В. Гюго «Собор Парижской богоматери», «Человек, который смеется»,

«Отверженные».

3. Ж. Санд «Консуэло».

4. Р. Шатобриан «Рене».

5. Ж.де Сталь «Дельфина», «Коринна, или Италия».

6. Дж. Байрон. Лирика. «Паломничество Чайльд Гарольда» (1,2 песни),

«Корсар», «Каин», «Манфред», «Дон Жуан».

7. В. Скотт «Айвенго».

8. П.Шелли. Лирика.

9. Дж. Китс. Лирика. Поэма «Изабелла, или горшок с базиликом».

55

10. Поэты «озерной школы». У.Вордсворт. Лирика. С. Кольридж «Сказание

старого морехода». Р. Саути «Уот Тайлер».

11. Ф. Купер «Зверобой» (или «Последний из могикан»).

12. Э.По «Падение дома Ашеров», «Маска красной смерти», «Золотой жук»,

«Убийство на улице Морг», поэма «Ворон».

 

Основная литература:

 

1. История зарубежной литературы ХIХ века: учеб. для вузов / под ред. Н.А.Соловьевой. – М.: Высшая школа, 2007. – 656с.

2. Ковалева О.В. Зарубежная литература XIX века. Романтизм. – М.: Оникс, 2005. – 272 с. 5

3. Храповицкая Г.Н., Коровин А.В. История зарубежной литературы: Западноевропейский и американский романтизм. – М.: Academia, 2007. – 432 с.

4. Жирмунский В.М. Байрон // Жирмунский В.М. Из истории западноевропейских литератур. – Л.: Наука, 1981. – С.188-245.

5. Дайчес Д. Сэр В.Скотт и его мир /пер. с англ. – М.: Радуга, 1987. – 175 с.

6. Долинин А.А. История, одетая в роман: В.Скотт и его читатели. – М.: Книга,1988. – 320 с.

7. Дьяконова Н.Я. Английский романтизм. Проблемы эстетики. – М.: Наука, 1978. – 208 с.

8. Орлов С.А. Исторический роман В.Скотта. – Горький: Изд-во Горьковского ун-та, 1960. – 482с.

9. Реизов Б.Г. Творчество В.Скотта. – М.; Л.: Худ. лит., 1965. – 498 с.

10. Самарин Р.М. В.Скотт и его роман «Роб Рой».- Самарин Р.М. Зарубежная литература. – М.: Высш. шк., 1987. – С.199-211.

11. Великий романтик. Байрон и мировая литература. – М.: Наука, 1991. – 268 с

12. Дьяконова Н.Я. Лирическая поэзия Байрона. – М.: Наука, 1975. – 178 с.

13. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. – Л.: Наука, 1978. – 424 с.

14. Кургинян М.С. Дж.Байрон. – М.: Гослитиздат, 1958. – 215 с.

15. Ромм А.С. Дж.Г.Н.Байрон. – Л.; М.: Искусство, 1961. – 139 с.

16. Брахман С.Р. «Отверженные» В.Гюго. – М.: Худ. лит., 1968. – 104 с.

17. Данилин Ю.И. Беранже и его песни. – М.: Худ. лит., 1973. – 352 с.

18. Евнина Е.М. Виктор Гюго. – М.: Наука, 1976. – 216 с.

19. Забабурова Н.В. Французский психологический роман: (эпоха Просвещения и романтизма). – Ростов: РГУ, 1992. – 223 с.

20. Реизов Б.Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. – Л.: Гос-литиздат, 1958. – 565 с.

21.Реизов Б.Г. Французский роман XIX в. – М.: Высш. шк., 1977. – 304 с.

22. Самарин Р.М. Виктор Гюго // Самарин Р.М. Зарубежная литература. – М.: Высш. шк., 1987. – С.211-221.

23. Боброва М.Н. Романтизм в американской литературе XIX века. – М.: Высш.шк., 1972. – 285 с.

24. Ковалев Ю.В. Эдгар Аллан По. Новеллист и поэт. – Л.: Худ. лит., 1984. – 298 с.

25. Мендельсон М. Жизнь и творчество У.Уитмена. – М.: Наука, 1969. – 349 с.

26. Николюкин А.Н. Американский романтизм и современность. – М., 1968. – 412с.

27. Новиков В.И. Вчитайтесь в «Песнь о Гайавате». – М.: Знание, 1982. – 64 с.

28. Павлычко С.Д. Философская поэзия американского романтизма. – Киев: Наукова думка, 1988. – 227 с.

28. Романтические традиции американской литературы XIX века и современность под ред. Засурский Я.Н. – М.: Наука, 1982. – 352 с.

29. Тугушева М.А. Под знаком четырех. – М.: Книга, 1991. – С.13-73.

30. Чуковский К. Мой Уитмен. – М.: Просвещение, 1966. – 272 с.

31. Шейнкер В.Н. Исторический роман Дж. Фенимора Купера, его истоки и своеобразие. – Иваново: Иванов. гос. ун-т, 1980. – 62 с.

 

ПЛАНЫ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К НИМ

РЕАЛИЗМ

Курс западноевропейского и американского реализма охватывает период с начала 1830-х годов до начала 1870-х годов. Однако это временнОе "членение", как и всякая датировка этапов развития литературы, условно. На формирование реалистического искусства оказали влияние как сочинения экономистов Англии и историков Франции, так и работы естествоиспытателей XVIII- XIX веков. Реализм XIX века исходит из идеи социально-временной детерминированности явлений и характеров, из необходимости классифицировать явление, выявлять его социальные корни и развитие, а не только показывать (как это делал романтизм) общечеловеческие, глобальные явления в психике и мироздании – как уже сложившиеся и вневременные. Изучение истории и теории реализма и романтизма XIX века предполагает проведение постоянных аналогий и противопоставлений реализма и романтизма, начиная с двух типов мировосприятия на «доавторском» этапе творчества. Следует обратить внимание на связь и различие реализма 18 века – рационалистического, вскрывающего общее, и реализма XIX века, обращающегося и к общему, и к индивидуальному.

Историзм проявляется уже на этапе романтизма, но это «историзм прошлого»: изображение конфликтов и событий прошлых эпох. Реалисты создают «историзм настоящего», собственно историческая тема почти уходит из реалистических произведений, романтики, если обращаются к конкретному времени, используют хронотоп, где время и место условно (за исключением романов В. Скотта и Ф. Купера). Истоки характера персонажа автора не интересуют, вне поля его зрения остается и эволюция личности под влиянием социальных обстоятельств. В романтизме возможны «сломы» характеров, своеобразная их «революция» под воздействием этических причин. Реалисты изображают социально-временные условия формирования личности, социально-этические причины, влияющие на ее изменение.

Романтическая тема природы уступает место теме города, где разворачиваются основные социальные конфликты. Тема денег выходит на первый план как реальный двигатель современного общества. Возвышенная тема художника и великая тема любви соединяются с экономическим интересом. Автор-реалист стремится исследовать все самые тайные уголки души своего героя, следуя открытиям романтиков, однако, до второй половины XIX века это исследование ведется в основном путем применения законов логики к движениям души, которые чаще всего алогичны. Мериме, Флобер, отчасти Теккерей находят новые способы для изображения душевного мира человека, давая возможность читателю с помощью подтекста и символа проникнуть далее того, что дает непосредственный текст.

Реализм в целом тяготеет к изображению широких картин, к исследованиям причин и следствий, поэтому основным его жанром становится роман – социальный, социально-психологический, реже - роман воспитания, т.к. последний тип связан с личностью одного человека, однако черты романа воспитания присутствуют почти в каждом реалистическом произведении, где представлена эволюция характера.

Драма на этом этапе менее развита, она набирает силу только к концу века, с усилением конфликтности эпохи. Наиболее яркие ее образцы, сближающиеся во многом с романтическим типом творчества, дает Германия – Бюхнер, Геббель, Гуцков, что обусловлено напряженностью социальной жизни и неразрешенностью национальных проблем.

Поэзия также претерпевает изменения по сравнению с романтизмом. С одной стороны, все большее значение приобретает форма стиха (открытия постромантиков и прерафаэлитов в Англии, парнасцев и Бодлера во Франции, Гейне в Германии), с другой стороны, поэзия становится все более интимной, порой приобретающей мистические элементы за счет использования вторых планов и подтекста; в поэзию проникает тема города, поэзия из философской (как у романтиков) становится интеллектуальной (как у Бодлера). Она лишается риторики, апеллируя к выразительности и смысловой наполненности образа – необычного, часто шокирующего или символического. В ней возникают предсимволистские явления.

В середине века происходит своеобразный перелом в развитии реализма, когда в нем зарождаются тенденции, которые приведут к развитию натурализма, импрессионизма, символизма и неоромантизма.

Самым значительным явлением в литературе данного периода является французский реализм. Его концепция складывалась в Предисловии к «Человеческой комедии» и в «Этюде о Бейле» Бальзака, а также в работах Стендаля «Расин и Шекспир», "Вальтер Скотт и «Принцесса Клевская» и в письме к Бальзаку по поводу его статьи о романе «Пармская обитель». Немаловажное значение имеют также дневники и письма Стендаля, предисловие П. Мериме к роману «Хроника времен Карла IХ» и глава VIII из этого же романа. Именно в этих работах содержится обоснование основного принципа отражения в реализме, законы воспроизведения реального мира, представление о связях человека и общества, предмет изображения, формы воспроизведения действительности, указание на специфику стиля и роль автора. Этап Флобера (большое значение имеют его письма) должен представить изменения в принципах отражения действительности – объективность вместо авторского комментария и скептицизм. Необходимо показать его связь с парнасцами, Бодлером и «реалистами».

Английская литература отличается своим нонконформизмом, идеями морали, проводимыми через все сюжетные ходы и характеры, демократичностью персонажей по сравнению с французами. Особого внимания требует эволюция жанра романа у Диккенса: роль сказочного начала, переход от юмора к сатире, авторская концепция реально существующей связи людей со всем, что определяет появление предчувствий, тайны, неожиданных узнаваний, счастливых концовок и пр. Кроме того, особое внимание следует уделить концепции детства в творчестве Диккенса. Указать на связь с методом Бальзака и на отличие от него. В концепции мира и характера у Теккерея следует обратить внимание на предисловие к романам «Ньюкомы» и «История Пенденниса», где автор представляет свое отношение к развитию мира и человека, роли интриги в романе. Этап Теккерея следует соотнести с этапом Флобера. Особое внимание следует уделить романтическим и предромантическим тенденциям в английском романе и в английской поэзии «постромантизма» и прерафаэлитов, а также появлению мистических мотивов в ней.

При анализе немецкой литературы необходимо более тщательно изучить основы эстетики Гегеля, специфику романтических и реалистических тенденций в поэзии Г. Гейне, а также сочетание исторических, мифологических и современных тем в немецкой драматургии, в которой закладываются основы реалистической психологической драмы конца XIX века.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: