Введение. Реализм во Франции 1830-1840-х годов (2 часа)

Временные границы и периодизация развития реализма. Исторические и культурные истоки явления. Историческая школа во Франции. Экономисты Англии. Связь с романтизмом и реализмом XVIII века. Изменение понятий об историзме и среде. Эстетика Гегеля. Концепция прекрасного, принципы отражения и типизация.Отражение в произведениях реализма причинно-следственных связей явлений. Роман как основной жанр реализма. Мелетинский и Бахтин о жанре романа. Реалистический хронотоп. Основные представители.

Время появления французского реализма. Политическая обстановка, роль романтических исторических и психологических романов в формировании реалистического искусства Франции, влияние учения французских историков. Связь с романтизмом. Основные темы и писатели. Роль романа во французском реализме. Классический этап в развитии реализма.

2.Творчество Стендаля. (2 часа)

Философия, этика и эстетика Стендаля. «Расин и Шекспир», «О любви» как основа писательского кредо. Политические воззрения писателя. Тема Италии в творчестве Стендаля. «Ванина Ванини» – специфика жанра, концепция мира и человека, связь с сюжетами и героями романов, романтические и реалистические черты в новелле.

Новаторство Стендаля вромане «Красное и черное». Смысл названия, связь с реальными событиями, хронотоп, роль композиции в раскрытии идей, тема Наполеона. Принципы создания образов романа. Судьба Жюльена Сореля. Среда как важнейший фактор формирования героя. Образы госпожи де Реналь и Матильды де Ла Моль. Роман об эволюции человека и общества в целом.

Творчество Оноре де Бальзака. (2 часа)

Периодизация творческого пути. Эстетика Бальзака. Концепция Бальзака отразилась в Предисловии к «Человеческой комедии», а также в «Этюде о Бейле»: Он полемизировал со Стендалем («литература образов», «литература идей», «литературный эклектизм»). Эстетическая и историко-биографическая программа Бальзака содержится в Предисловии к «Человеческой комедии». Научный подход писателя к изучению своего времени (закон детерминизма). Социальная тема – тема «всевластия денег». Значение вещи в творчестве Бальзака: вещь как предмет и как убеждение. «Шагреневая кожа» как социально-этическая, эстетическая и психологическая основа романов «Человеческой комедии». «Этюды о нравах», «Философские этюды», «Аналитические этюды». Новый тип романа – жанровый синтез, принцип циклизации. «Отец Горио» – сюжетный узел «Человеческой комедии»: нравственность и деньги, сущность семейных отношений, концепция общества, личности, способы изображения человека и внешнего мира; связь с рационализмом XVIII века.

Творчество Проспера Мериме. (2 часа).

Литературная борьба во Франции 1820-х: романтизм, классицизм, реализм. Условия формирования личности. Периодизация творчества. Историческая тематика и концепция истории в 1820-е годы ("Жакерия"). Идеи Предисловия к роману "Хроника времен Карла IХ" и VIII главы романа. Концепция истории и нравственности в романе и ее отражение в композиции, системе образов и финале романа, реальные и вымышленные герои. Мистификации Мериме («Театр Клары Газуль»). Новеллистическое мастерство Мериме. Типы новелл. Специфика экзотических новелл – герой и среда («Маттео Фальконе», «Кармен», «Таманго»). Своеобразие психологических новелл («Этрусская ваза», «Двойная ошибка») – хронотоп, система образов, композиция (основные композиционные узлы, развязки), способы создания образов, лейтмотивы, символы. Роль мистического элемента в новелле «Венера Илльская». Социальная тема в новелле «Арсена Гийо», композиция новеллы. Специфика финала. Мериме - мастер лейтмотива, композиции и введения неоднозначных ситуаций в новелле «Локис». Мериме и Пушкин, Мериме и русская литература.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: