Творчество Г. Флобера. (2 часа)

Философия, этика и эстетика, концепция истории. Роман «Госпожа Бовари» – смысл названия, хронотоп, проблематика, особенности композиции. Новый тип героя и новое истолкование проблемы утраченных иллюзий. Способы воспроизведения персонажа и среды. Роль подтекста и символики. В романе «Госпожа Бовари» Флобер нарушает принцип обусловленности поведения героев. Он создал характер, который невозможно было объяснить связью поведения и внешнего мира. Развитие характера Эммы у Флобера обусловлено множеством черт ее характера, а также влиянием социальных, нравственных, бытовых условий ее жизни. Флобер в романе выступает мастером психологизированной детали, которая способствует проникновению в характер героев.

7.Английский реализм.   (5 часов).

Английская литература отличается своим нонконформизмом, идеями морали, проводимыми через все сюжетные ходы и характеры, демократичностью персонажей по сравнению с французами. Особого внимания требует эволюция жанра романа у Диккенса: роль сказочного начала, переход от юмора к сатире, авторская концепция реально существующей связи людей со всем, что определяет появление предчувствий, тайны, неожиданных узнаваний, счастливых концовок и пр. Кроме того, особое внимание следует уделить концепции детства в творчестве Диккенса. Указать на связь с методом Бальзака и на отличие от него. В концепции мира и характера у Теккерея следует обратить внимание на предисловие к романам «Ньюкомы» и «История Пенденниса», где автор представляет свое отношение к развитию мира и человека, роли интриги в романе. Этап Теккерея следует соотнести с этапом Флобера. Особое внимание следует уделить романтическим и предромантическим тенденциям в английском романе и в английской поэзии «постромантизма» и прерафаэлитов, а также появлению мистических мотивов в ней.

Своеобразие английской литературы 30-40-х годов XIX века. Социальные конфликты в Англии первой половины XIX века. Чартизм. Роль этики в культурной жизни Англии. Истоки английского реализма 19 века: роль идей Ричардсона, Филдинга, Стерна, Д. Остен, В. Скотта. Основные представители. Основные жанры. Роль романа воспитания, герои английских реалистов. Живопись раннего Тёрнера, Хоггарта, Гейнсборо.

Творчество Ч. Диккенса. Своеобразие метода, проблема юмора и сатиры, периодизация творчества. «Очерки Боза» – пролог к творчеству Диккенса-романиста. Роман «Посмертные записки Пиквикского клуба» – комическая эпопея Диккенса. Концепция детства в творчестве («Приключения Оливера Твиста», «Жизнь и приключения Николаса Никльби», «Домби и сын», «Лавка древностей»).«Домби и сын» как значительное явление первого этапа творчества: смысл названия, проблематика, композиция, лейтмотивы, символика, особенности анализа внутреннего мира личности; проблема развития героя. роль и способы создания гиперболы, связь со сказкой. Диккенс как крупнейший мастер социальных полотен («Холодный дом», «Большие надежды», «Тяжелые времена»).

Творчество У. Теккерея. В «Книге снобов» (1847) У.М.Теккерей стремился «….обнаружить и исправить Великое социальное зло». Сноб, по Теккерею, это тот, кто «пресмыкаясь перед вышестоящими, смотрит сверху вниз на нижестоящих». Это тот, кто «низменно восхищается низменным» тот, кто отличается духовной неразвитостью, убогостью, способность желать только внешнего благополучия, притом достигать его самыми низменными путями. Один из них - стремление к богатству. Снобов Теккерей видит в самых разных слоях общества: среди аристократии, литераторов, преподавателей университетов, церковников, коммерсантов, военных. «Книга снобов» – важный этап на творческом пути писателя к роману «Ярмарка тщеславия». Роман «Ярмарка тщеславия» предстает как социально-психологический, нравоописательный, сатирический. Смысл названия романа может быть соотнесен с эпизодом на ярмарке житейской суеты  из романа английского писателя XVIII века Джона Беньяна «Путь паломника». На этой ярмарке все продается и все покупается: дома, земли, титулы, удовольствия всякого рода. Герои Теккерея действуют, подчиняясь денежному интересу. Повествование ведет Кукольник, который постоянно появляется, разрывая повествование, разъясняя смысл поступков героев. Единство психологического рисунка образов романа с рассуждениями Кукольника сообщает оригинальность произведению, постоянно держит читателя в напряжении, заставляя задумываться над происходящими событиями. Наиболее яркие персонажи – Ребекка Шарп и Эмилия Седли. Независимая, непокорная Бекки рано поняла, что на ярмарке тщеславия добиться успеха можно только беспринципностью. И это свое убеждение она проносит до конца романа. Эмилия Седли – кроткая, любящая, но и недалекая. Автор показывает своих героинь без прикрас, тонко прослеживает особенности их поведения. Так создается «роман без героя».

Роман «Ярмарка тщеславия» как социальный. нравоописательный, сатирический роман. Смысл названия. Роль Кукольника в романе. Пути создания реалистического характера (Ребекка Шарп и Эмилия Седли).

Творчество сестер Бронте значительное явление в развитии английского реализма. Роман Шарлотты Бронте «Джейн Эйр» (1847) рассматривает судьбу молодой женщины на фоне общественных явлений. Она создает новый тип героини в английском романе 40-50-х годов. Писательница рисует трудный жизненный путь Джейн Эйр. Композиция романа подчинена раскрытию характера главной героини: Ловудский Пансион, дом Рочестера становятся этапами ее взрослении. Роман «Грозовой перевал» (1848) Эмилии Бронте - необычное произведение, в котором реалистический замысел реализован через романтическую символику. Конфликт между естественным стремлением человека и общественными установками показан в отношениях Кэтрин и Хитклифа: замужество Кэтрин стало для Хитклифа оскорблением, и он задумал отомстить богатым и воспитанным. Он отбирает имение у сына своего бывшего благодетеля, похищает сестру Линтона, который посмел жениться на Кэтрин. В характере Хитклифа, его внешнем облике много черт, присущих героям готического романа: раздвоенность личности, устрашающий внешний вид, жестокость. Вместе с тем яркие картины места действия, правдоподобность описаний, использование принципа множественности точек зрения на происходящие события придают  роману реалистические черты.

 

Творчество Д. Элиот. Романы «Мельница на Флоссе» (1860), «Сайлас Марнет» (1861) «Мидлмарч»(1872) и другие свидетельствовали о появлении яркого нового таланта в английской литературе. Философия позитивизма оказала значительное  на художественную и философскую структуру ее романов. Творчество писательницы испытало значительное влияние натурализма, что проявилось в биологическом истолковании человеческого поведения и идее предопределенности, связанной с законами наследственности. История мельницы, принадлежавшей семье Тэлливеров составляет сюжет романа «Мельница на Флоссе». Яркие и психологически убедительные характеры созданы писательницей в этом романе. Особенно выразителен характер Мэгги, показанной в отношениях с братом Томом, Стивеном, Филиппом Уэйкемом. Исследователи отмечают особенности, унаследованные Дж.Элиот от В.Скотта: подробный рассказ об архитектуре городка Сент-Эгга, внимание к богато представленному предметному миру. Близость к позитивистским идеям проявляется в романе в интересе к вопросу об истоках человеческого характера. Особое место в романе принадлежит образу реки Флосс. Наводнения и бури уносили много жизней, но река давала пропитание людям. В конце романа в водах разлившегося Флосса погибают Том и Мэгги. Человеческие чувства в романе уподоблены речному потоку.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: