Можно наблюдать немало фактов, превращающихся в право, фактов, несущих в себе возможность такой метаморфозы. Такие факты-право обнаруживаются в обычае, то есть тогда, когда норма права рождается в практике. Пример — приобретательная давность, когда право собственности возникает из факта владения. Конечно, к этому факту следует добавить время, но истечение определенного периода времени также является фактом. Чтобы сложился обычай, нужна повторяемость, но и она — факт. Необходимо также opinio necessitatis, но и это убеждение в обязательности данного поведения представляет собой психологическое явление и, следовательно, также и факт.
Есть еще одно психологическое явление — воля. Она ловсюду присутствует в праве, она сила, творящая право. Не преувеличиваем ли мы, называя автономию воли творцом права? Того, кто предпочитает отрицать эту автономию применительно к индивидуальной воле, мы отсылаем к закону как волевому акту. Идет ли речь о парламентском законотворчестве или референдуме, закон предстает как продукт поданного за него количества голосов, то есть мнений-желаний. Состояние сознания, выраженное каждым поданным голосом — это факт; соединение этих состояний — тоже факт, и из него возникает право.
|
|
Дайте волю, повторяемость и время, и мы сможем создать любое право. Правда, при этом нужна еще и сила, но она тоже факт, а подробно говорить о ней — значило бы
329
оставить юридическую конструкцию и погрузиться в фит лософию. Напомним в заключение формулу, сложившуюся в средние века: ex facto oritur jus.
Право, создаваемое фактом
Философское представление о законе как идущем сверху приказе, которого никто не может ослушаться, справедливо лишь в отношении определенных законов — императивных или охраняющих публичный порядок. Хорошо известно, однако, что многие законы диспозитивны, то есть зависимы от волеизъявления в том смысле, что заинтересованные стороны по своей воле могут поступать иначе, чем это предусматривает закон. Что представляют собой диспозитивные законы? С позиции догматической юриспруденции они выражают скрытую волю тех, кто не выразил своей воли открыто. С социологических позиций можно сказать, что диспозитнвные законы — это общая проекция частных пожеланий. На этом факте законодатель строит данную правовую регламентацию.
К аналогичным выводам приводит также анализ правовых презумпций, хотя техника здесь и отлична от дис-позитивных норм. В традиционном объяснении правовые презумпции основаны на том, что «большинство поступает так». Поскольку что-то при обычном течении жизни происходит одним и тем же образом, закон с большей или меньшей степенью решительности предполагает, что данное событие всегда происходит именно так. На основании каких-то реально существующих явлений определяют то, что должно быть. По существу, в этом нет ничего удивительного. И правовые презумпции, и диспозитивные законы можно рассматривать не только как правовые нормы в классическом их понимании, но и как модели (к которым столь неравнодушны современные науки), построенные на основе фактов.
|
|
Все сказанное выше имеет целью не только укрепить принципиальные позиции законодательной социологии, подтвердить ее возможности, снять возражения, выдвинутые против нее философией, но ц показать конкретно, как социологическое исследование может участвовать в законодательном процессе. Поскольку правовые презумпции должны быть сжатым выражением того, что обычно происходит, то, очевидно, прежде чем их установить, нужно знать, что же обычно происходит, то есть исследовать
330
факты. Поскольку диспозитивные законы должны исходить из массовых практических действий и желаний, нужно знать, какова же эта практика и что это за желания. А для этого необходимо изучать факты и мнения. Наконец, одобрение со стороны общественного мнения — важная часть законодательного процесса, а для того, чтобы его выявить, нужен опрос референдарного типа, к которому мы вернемся ниже.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Повторим еще раз, что, хотя социологические исследования и снабжают законодателя данными, тем не менее социология права не может диктовать ему законы. В этой связи, используя терминологию конституционного права, можно было бы говорить о принципе разделения властей — социологической и законодательной. Мы ограничимся практическим доводом: социологические данные, даже тогда, когда они богаты нормативными выводами, не могут как таковые превратиться в текст закона.
Оговорим на всякий случай, что речь идет не о неспособности фактов путем спонтанных изменений стать правом. Примеры такого превращения мы привели выше. Речь идет о другом, о том, как с помощью фактов создаются законы. Здесь должен участвовать законодатель, на обязанности которого лежит принять решение и формулировать его должным образом. Редакция и решение, соответственно форма и содержание, — те две необходимые стороны законодательного процесса, которые лишают социологическое исследование всякого шанса на непосредственную результативность.
Социологические документы •— статистические анализы, выводы по материалам опросов — в языковом плане выдержаны в дискурсивном стиле. Уже этим они решительно отличаются даже от законов de lege ferenda, всегда выдержанных в предписывающем стиле. С этой точки зрения социологии было бы гораздо легче провозглашать прямым путем моральные правила, которые не требуют строгих формулировок. Мораль способна заставить подчиняться своим предписаниям даже тогда, когда они сформулированы весьма расплывчато; ее императивам, даже не имеющим четких очертаний, интуитивно подчиняются. Очевидно, это справедливо и в отношении обычного пра-
331
ва, особенно в его ранних, примитивных формах, когда оно еще переплеталось с моралью. Но в развитых обществах норма права и прежде всего закон немыслимы без. определенной формы и четких предписаний.
Законодательство — это не только определенная форма выражения, оно также рациональное умение решать. Законодательное мышление — необходимый компонент законодательного процесса. Оно представляет собой сложную операцию, ибо законодателю, как правило, лриходится выбирать одно из многих возможных решений. Одно и то* же социологически изученное явление может дать основание для своего различного законодательного осмысления. Так, например, если статистические данные говорят, что> суды отклоняют лишь 5 процентов исков о расторжении-брака, то возможны два равнозначных вывода. Первый: органы регистрации актов гражданского состояния работают хорошо; второй: необходимо усилить судебный контроль за расторжением браков.
|
|
Даже в тех случаях, когда уже имеется принципиальное решение вопроса, в рамках этого решения возможны-разные законодательные варианты. Во Франции феодальные права были отменены без какой-либо компенсации,, а в Англии такая компенсация была. Законодатель должен подумать также и о том, следует ли вообще в данном-случае принимать решение, не целесообразнее ли оставить данную проблему без законодательной регламентации.
Теоретически можно предположить, что социология,, достигнув высокого научного потенциала, овладев секретом учитывать все стороны любой законодательной проблемы, окажется способной определить, какое из различных суждений по определенному вопросу объективно является единственно верным. Но это чисто теоретическое предположение. Пока еще место социологического исследования в начальной стадии законотворческой деятельности,, до момента свободного выбора решения законодателем.