Формирование ассортимента товаров в розничных торговых предприятиях -сложный процесс, осуществляемый с учетом действия целого ряда факторов. Эти факторы можно подразделить на общие (не зависящие от конкретных условий работы того или иного торгового предприятия) и специфические (отражающие конкретные условия работы данного торгового предприятия).
Общие факторы:
- Социальные – социальный состав населения, уровень культуры, характер трудовой деятельности.
- Экономические – развитие производства товаров, уровень доходов населения, цена на товары.
- Демографические – половозрастной состав, количество и структура семей, профессиональный состав населения.
- Национально-бытовые – национальный состав населения, традиции, нравы, обычаи.
- Природно-климатические – географическое расположение магазина, климат.
- Покупательский спрос
- Предложение товаров
- Цена
Специфические факторы:
1. тип и размер магазина,
2. техническая оснащенность;
3. условия товароснабжения;
4. численность и состав обслуживаемого населения;
|
|
5. транспортные условия (наличие дорог с твердым покрытием, остановок общественного транспорта и т.д.);
6. наличие других розничных торговых предприятий в зоне деятельности данного магазина.
Покупательский спрос выступает в качестве основного фактора, влияющего на формирование ассортимента, которое направлено на максимальное удовлетворение спроса населения и вместе с тем на активное воздействие на спрос в сторону его расширения. Формирование ассортимента и покупательский спрос в своем развитии взаимосвязаны. Существенные изменения в спросе должны сопровождаться изменениями в сформированном ассортименте.
Покупательский спрос на товары простого и сложного ассортимента также имеет свои отличия, которые необходимо учитывать при формировании ассортимента.Так, на товары простого ассортимента, которые имеют незначительное количество разновидностей, спрос в основном конкретный, твердосформулируемый и не допускающий замены этих товаров.
При формировании ассортимента необходимо также учитывать характер предъявляемого спроса.
Существенным фактором формирования ассортимента является цена товара.
Наряду с покупательским спросом, в качестве основного фактора, влияющего на формирование ассортимента, выступает производство товаров.
Потребности населения в товарах складываются исторически; в них отражается достигнутый обществом уровень экономического и культурного развития, национальные и другие особенности.
На формирование торгового ассортимента оказывает влияние также тип магазина и зона его деятельности.
Формирование ассортимента нельзя вести оторвано от зоны деятельности торговых предприятий, в зависимости от которой они подразделяются на:
- предприятия, обслуживающие жилую зону в пределах пешеходной доступности;
- предприятия, обслуживающие город и сельский район в целом или его большие составные части в пределах общегородской транспортной доступности.