Основные факторы формирования ассортимента

Формирование ассортимента товаров в розничных торговых предприятиях -сложный процесс, осуществляемый с учетом действия целого ряда факторов. Эти факторы можно подразделить на общие (не зависящие от конкретных условий работы того или иного торгового предприятия) и специфические (отражающие конкретные условия работы данного торгового предприятия).

Общие факторы:

  1. Социальные – социальный состав населения, уровень культуры, характер трудовой деятельности.
  2. Экономические – развитие производства товаров, уровень доходов населения, цена на товары.
  3. Демографические – половозрастной состав, количество и структура семей, профессиональный состав населения.
  4. Национально-бытовые – национальный состав населения, традиции, нравы, обычаи.
  5. Природно-климатические – географическое расположение магазина, климат.
  6. Покупательский спрос
  7. Предложение товаров
  8. Цена

Специфические факторы:

1. тип и размер магазина,

2. техническая оснащенность;

3. условия товароснабжения;

4. численность и состав обслуживаемого населения;

5. транспортные условия (наличие дорог с твердым покрытием, остановок общественного транспорта и т.д.);

6. наличие других розничных торговых предприятий в зоне деятельности данного магазина.

Покупательский спрос выступает в качестве основного фактора, влияющего на формирование ассортимента, которое направлено на максимальное удовлетворение спроса населения и вместе с тем на активное воздействие на спрос в сторону его расширения. Формирование ассортимента и покупательский спрос в своем развитии взаимосвязаны. Существенные изменения в спросе должны сопровождаться изменениями в сформированном ассортименте.

Покупательский спрос на товары простого и сложного ассортимента также имеет свои отличия, которые необходимо учитывать при формировании ассортимента.Так, на товары простого ассортимента, которые имеют незначительное количество разновидностей, спрос в основном конкретный, твердосформулируемый и не допускающий замены этих товаров.

При формировании ассортимента необходимо также учитывать характер предъявляемого спроса.

Существенным фактором формирования ассортимента является цена товара.

Наряду с покупательским спросом, в качестве основного фактора, влияющего на формирование ассортимента, выступает производство товаров.

Потребности населения в товарах складываются исторически; в них отражается достигнутый обществом уровень экономического и культурного развития, национальные и другие особенности.

На формирование торгового ассортимента оказывает влияние также тип магазина и зона его деятельности.

Формирование ассортимента нельзя вести оторвано от зоны деятельности торговых предприятий, в зависимости от которой они подразделяются на:

- предприятия, обслуживающие жилую зону в пределах пешеходной доступности;

- предприятия, обслуживающие город и сельский район в целом или его большие составные части в пределах общегородской транспортной доступности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: