Принципы формирования ассортимента товаров

Формирование ассортимента - это процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом населения с целью более полного его удовлетворения.

От состава и своевременного обновления ассортимента зависят:

1. Степень удовлетворения спроса.

2. Издержки потребления населения, связанные с покупкой товаров.

3. Количественные и качественные показатели хозяйственной деятельности роз­ничных торговых предприятий.

1.Соответствие ассортимента товаров характеру спроса, предъявляемого населением в районе деятельности магазина. Ассортимент товаров должен быть гибким, отвечать изменяющемуся спросу, учитывать профессиональный и половозрастной состав населения, его покупательную способность, инорайонный спрос.

Результаты изучения спроса обязательно должны учитываться при формировании ассортимента. В частности товары четко сформированного спроса должны быть постоянно в продаже, поскольку их отсутствие приводит к потерям оборота и в соответствии к снижению эффективной деятельности предприятия и ухудшению конкурентных позиций. Итак, изучение спроса населения с одной стороны предшествует формированию ассортимента, с другой стороны следует за ним с целью выявления соотношения ассортимента предъявляемому спросу.

2.Обеспечение достаточной полноты, широты и глубины товарного ассортимента, его устойчивости. Каждый магазин должен иметь достаточно широкий ассортимент товаров, который определяется объемом товарооборота и неснижаемым товарным запасом, размером торговой площади, состоянием материально-технической базы предприятия, финансовыми возможностями. Учитывается в процессе разработки ассортиментной модели магазина и позволяет обеспечить максимальные объемы продаж с каждого квадратного метра торговой площади.

3.Комплексное удовлетворение спроса. Создание максимальных удобств покупателям и экономии времени при приобретении товаров. Количество и наименования потребительских комплексов зависят от размеров торговой площади, структуры товарооборота магазина, наличия других типов торговых предприятий в зоне его деятельности. В рамках потребительских комплексов выделяют постоянные микро-комплексы: подарочные наборы для женщин, предметы мужского туалета, домашняя и спортивная одежда; и сезонные микро-комплексы: демисезонная (зимняя) одежда, подарки к Новому году и т.д.

4.Обеспечение рентабельной работы магазина. Ассортимент товаров должен обеспечивать рост товарооборота и получение прибыли. В идеале каждый товар, включенный в ассортимент, должен быть рентабельным, т. е. его торговая надбавка должна покрывать расходы на доведение это товара до покупателя.

5. Соблюдение установленного для магазина ассортиментного профиля.

6. Расширение ассортимента за счет новых товаров и совершенствование его структуры.

7. Обеспечение устойчивости ассортимента товаров повседневного спроса.

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ

         Формирование ассортимента является прерогативой самих торговых предприятий. В основу действующих в магазинах ассортиментных перечней положен производственно-технический признак группировки товаров, который не позволяет с достаточной полнотой учесть комплексность спроса, взаимодополняемость товаров, сезонные особенности развития спроса и другие условия.    

 Документом, служащим целям формирования ассортимента товаров для конкретного оптового предприятия, является ассортиментный перечень товаров.

В ассортиментном перечне оптового предприятия предусматривается групповая и внутригрупповая структура ассортимента товаров. При этом по каждому виду товара определяется количество разновидностей ассортимента, которое должно предлагаться покупателю. Это минимальное количество разновидностей товаров, которое должно быть постоянно на складах предприятия. Однако в каждый период времени это количество будет зависеть от состояния производства и поставки данного товара, спроса на него со стороны магазинов, сезона и от других причин.

Процесс формирования ассортимента товаров в магазинах складывается из cледующих этапов:

1-й этап. Устанавливается ассортиментный профиль и специализация магазина в соответствии с выбранной коммерческой стратегией на розничном рынке и с учетом специализации уже существующей сети магазинов в данном районе.

 

2-й этап. Устанавливается структура ассортимента (перечень и соотношение основных групп и подгрупп реализуемых товаров) в магазине.

Если торговля осуществляется по комплексам, то определяется распределение отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микро-комплексов.

3-й этап. Осуществляется подбор внутригруппового ассортимента по отличительным признакам с увязкой его к конкретной торговой площади, т.е. определяется количество видов и разновидностей товаров в разрезе отдельных групп и подгрупп товаров (в рамках отдельных комплексов и микро-комплексов).

4-й этап. Разрабатывается конкретный ассортиментный перечень товаров для данного магазина. Основой для разработки конкретного ассортиментного перечня товаров в рамках отдельных их групп, подгрупп и определенного количества разновидностей являются материалы изучения спроса на товары на данном региональном потребительском рынке и результаты внутри группового анализа оборачиваемости товарных запасов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: