К работе по изучению конъюнктуры рынка и спроса привлекаются все коммерческие подразделения оптового предприятия. Координатором выступает отдел маркетинга или отдел изучения конъюнктуры и спроса.
Основными целями изучения спроса для предприятий оптовой торговли являются:
-организация и непосредственное осуществление комплексных наблюдений за спросом оптовых покупателей в районе своей деятельности;
-организация получения и обработки информации о спросе населения от предприятий и организаций розничной торговли;
-организация получения и обработки информации о планах развития производства и поставки, внедрения новых товаров от промышленных предприятий и иных поставщиков;
-организация подготовки прогнозных расчетов, конъюнктурных обзоров состояния рынка, необходимых для определения объемов закупки различных товаров. А также текущей работы с поставщиками по улучшению ассортимента и качества товаров.
Основными задачами изучения спроса оптовых покупателей являются:
1. оперативный учет оптовой продажи и движения товарных запасов;
2. учет заказов розничных организаций;
3. учет неудовлетворенного спроса оптовых покупателей;
4. учет отказов оптовых покупателей от закупки товаров.
методы изучения спроса:
-оперативный учет продажи товаров и движение товарных запасов за истекший период;
-изучение и обобщение заявок и заказов оптовых покупателей на приобретение и поставку товаров;
-изучение и обобщение заявок розничных торговых предприятий на централизованную -доставку и завоз товара;
-учет и анализ неудовлетворенного спроса оптовых покупателей;
-проведение ассортиментных и конъюнктурных совещаний с покупателями.
Коммерческие наблюдения за удовлетворением спроса проводится по специальной программе и охватывают:
1.анализ регулирующего воздействия государства на уровень цен и требования к качеству товаров;
2.изучение объема и структуры предложения товаров промышленными предприятиями и иными поставщиками;
3.определение общего объема и его структуры по группам товаров; изучение и прогноз структуры спроса в ассортименте;
4.изучение спроса по видам (реализованный, неудовлетворенный, формирующийся);
5.оценка степени удовлетворения спроса путем анализа сведений о производстве, поставке и продаже товаров.
Помимо этого проводятся специальные мероприятия по изучению спроса:
· выставки-продажи и выставки-просмотры;
· покупательские конференции;
· опросы покупателей и экспертов;
· товароведческие экспертизы новых товаров и другие мероприятия.
Они могут проводиться совместно с предприятиями промышленности и торговли и быть направлены на изучение спроса, как оптовых покупателей, так и населения (спрос предприятий розничной торговли определяется, в конечном счете, спросом населения).
ФАКТОРЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ИЗМЕНЕНИЯ РЫНКА ТОВАРОВ
Демографические:
Общая численность населения
Миграция населения
Половозрастной состав
Зависят от: Развития промышленности Темпов жилищного строительства Жизненного уровня населения
Экономические:
Денежные доходы и сбережения
Инфляционные процессы
Особенности экономического развития отдельных районов
Уровень соотношения цен
Зависят от: Развития производства Политики государства
Научно-технические:
Достижения науки и техники
Мода
Зависят от: Развития производства Научного потенциала страны Ресурсов государства
Политико-правовые:
Экономическая политика государства
Законодательная база
Бытовая и потребительская культура:
Условия труда и жизни
Количество информации
Уровень культуры и образования
Отдых
Традиции и религиозные предпочтения
Социально-психологические:
Вкусы
Привычки
Традиции
Особенности характера
Предпочтения