География мировой торговли

    Со второй половины XX века заметно проявилась неравномерность динамики внешней торговли. Это повлияло на соотношение сил между странами на мировом рынке.

- Доминирующее положение США было поколеблено.

- Экспорт Германии приблизился к американскому, иногда превосходя его.

- Растет экспорт многих западноевропейских стран.

- В 80-е годы значительный рывок в сфере международной торговли сделала Япония. К

концу 80-х годов Япония – лидер по конкурентоспособности.

- Присоединяются “новые индустриальные страны” Азии –Сингапур, Сянган (Гонконг),

Тайвань.

- Однако к середине 90-х годов США вновь выходят на лидирующие позиции в мире по

конкурентоспособности.

- За ними вплотную идут Сингапур, Сянган, Япония, которая ранее на протяжении шести лет

занимала I место.

- “ Новые индустриальные страны” - четыре “малых дракона” Азии: Южная Корея,

Тайвань, C янган, Сингапур демонстрируют быстрый рост экспорта (90-е г.г.- 10,5%);

- Набирающая экономические обороты в последнее десятилетие КНР достигла 2,9% (было

менее 1%);

- США в мировом экспорте занимают 12,3%;

- Западная Европа - 43%;

- Япония -9,5%.

      Характеризуя основные тенденции в географической направленности международной торговли, следует подчеркнуть тот факт, что развитие и углубление международного разделения труда между промышленно развитыми странами вздет к увеличению

их взаимной торговли и уменьшению доли развивающихся стран.

    Основные товаропотоки протекают в рамках “большой триады”

США - Западная Европа - Япония.

     Зоны свободной торговли:

- Европейская ассоциация свободной торговли ЕАСТ (1960 г., Стокгольм).

- Латиноамериканская зона свободной торговли ЛАСТ (1960 г., Уругвай).

- НАФТА (Североамериканская модель интеграции).

- Центральноевропейское соглашение о свободной торговле ЦЕФТА (1993 г.)

      Таможенные союзы:

- МЕРКОСУР (1991 г.) – Южноамериканский общий рынок (Аргентина, Бразилия, Парагвай,

Уругвай)

- Центральноамериканский общий рынок ЦАОР (1961 г.)-Гватемала, Сальвадор, Никарагуа,

Гондурас (вышел в 1971 г.), Коста-Рика

- 1966 г. – ЮДЕАК (Габон, Камерун, ДР Конго, Чад и др. центрально-африканские страны)

- АСЕАН (1967 г.) – Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней

 - Таможенный союз создан междуРоссией, Белоруссией, Казахстаном, Кыргызстаном и

Таджикистаном

Международная торговля услугами

  Предоставление международных услуг, а точнее, именно международная торговля услугами, существует давно. Нам хорошо известны такие их виды, как транспортные, медицинские, туристические, строительные, образовательные. Но в последнее время появились новые виды – банковские, рекламные, инженерно-консультационные услуги (инженеринг, консалтинг, лизинг).

    Основная торговля услугами происходит на рынке, образованном экономически развитыми странами Запада. На них приходится около 90% мирового экспорта и 80% мирового импорта услуг.

    Развивающиеся страны тоже вовлечены в торговлю услугами, но перечень предоставляемых ими услуг заметно ограничен. Это, в основном, обслуживание туристического бизнеса, транспортные услуги («дешёвые флаги», обслуживание транспортных международных линий – например, каналов) и финансовые услуги (оффшорные зоны).

     Научно-технические связи – это форма международных экономических отношений, обусловленная научно-технической революцией. Они выражаются в обмене или купле-продаже научно-технических разработок, осуществлении совместных проектов, таких как освоение космического пространства, строительство и эксплуатация АЭС и т.д. Первенство в этом виде международных экономических связей принадлежит экономически развитым державам.

   Международный туризм – это одна из динамично развивающихся форм международного обмена услугами, важнейшая отрасль мировой экономики. Это вид деятельности, направленный на предоставление различного рода услуг с целью удовлетворения культурных и духовных потребностей иностранного туриста. Туристские услуги в международном товарообороте выступают как «невидимый» товар. Начало развития туристического бизнеса связано с интернационализацией всех сфер человеческой жизни, повышением уровня доходов населения, увеличением свободного времени, прогрессом в сфере транспорта и связи. В середине ХХ века международный туризм приобрел всемирный характер. В настоящее время во многих странах мира сформировалась целая индустрия туризма, которая включает в себя многочисленные гостиницы, кемпинги, предприятия общественного питания, индустрию рекламы и развлечений. Создаются учебные заведения по подготовке кадров для работы в этой отрасли экономики. За последние 20 лет численность международных туристов в мире увеличилась на 1/3, и их число превысило 500 млн. По данным Международной организации туризма, темпы роста международного туризма составляют 4,5-5% в год.

    Повышение темпов экономического развития приводит к расширению туризма, появлению новых направлений. В настоящее время активно развивается экологический туризм, который включает в себя как знакомство с природными охраняемые территориями (Кения, Танзания, Коста-Рика, Эквадор, Россия, США), так и посещение мест экологических катастроф (Украина, Россия). Всё большее распространение получает экстремальный туризм. Ежегодно более сотни человек путешествуют в Арктику и Антарктиду. В последнее десятилетие постоянно набирает силу космический туризм. Это направление наиболее развито в России

Сфера услуг

Непроизводственная сфера обслуживает население (сфера обслуживания) и обеспечивает существование государства и общества в целом (управление, наука, охрана правопорядка).

      Производственная сфера производит товары (материальные блага) или предоставляет услуги, которые обеспечивают процесс производства.

Одна из частей непроизводственной сферы – сфера обслуживания, которая предоставляет услуги населению.

  Услуги – это труд, который призван удовлетворить потребности заказчика, клиента.

 Сфера услуг состоит из следующих отраслей:

1. Жилищно-коммунальное хозяйство. Задача ЖКХ состоит в обслуживании жилых домов,

благоустройстве домов и дворов, ремонте жилья, водо- и электроснабжении, лифтов,

удалении мусора.

2. Услуги по социальному обеспечению населения. Это содержание домов престарелых и

инвалидов, детских домов, социальное страхование.

3. Торговля и общественное питание. Объекты, составляющие эту отрасль, - это магазины, столовые, кафе, рынки и пр.

 4. Бытовое обслуживание. К предприятиям бытового обслуживания относятся ателье,

парикмахерские, ба­ни, часовые мастерские, ателье фотографии и т. п.

5. Услуги связи. Почта, телефон, телеграф и др.

6. Культурное обслуживание. Театры, цирки, дома культуры, библиотеки и др.

7. Общественное обслуживание воспитания и обучения детей. Детские сады, школы.

8. Кредитно-финансовое обслуживание. Банки, страховые компании.

9. Рекреационное обслуживание. Рекреация – это ресурсы, способствующие восстановлению

здоровья человека, создающие условия для хорошего отдыха. К рекреационным ресурсам

относятся санатории, дома отдыха, пансионаты и т. д. Медицинское обслуживание,

больницы, аптеки, поликлиники и т. д.

10. Пассажирский транспорт

           Связь.

    Связь - это отрасль, которая обеспечивает прием и передачу информации.

Связь делится на 2 вида: почтовую и электрическую.

   Почтовая связь занимается приемом, перевозкой и доставкой почтовых отправ­лений (писем, посылок, бандеролей, переводов и т. д.). Уровень развития почтовой связи высок, он не уступает развитым странам Европы: на 10 тысяч жителей приходится 3 предприятия связи.

  Электрическая связь состоит из телефонной, телеграфной, космической связи, электронной почты, телевизионного и радиовещания. Предприятия, обеспечиваю­щие эти виды связи, соединены между собой кабельными, радиорелейными и спутниковыми каналами связи.

К 1996 году очередь на установку домашних телефонов в России составила око­ло 10 млн. человек. По уровню телефонизации Россия уступает развитым странам. На 100 жителей в России приходится 18 телефонных аппаратов, в Швеции – 68, в США – 63, в Японии – 49.     

   Во многих российских деревнях (более 50% деревень) нет телефонов.

   Спрос на установку телефона подтолкнул развитие беспроводной связи -сото­вой. Ретрансляторы этой связи расположены по углам шестиугольника, похожи на пчелиные соты. Первая система сотовой связи, появилась в России в 1991 году, но темпы ее развития очень высокие.

   Интернет – это телекоммуникационная сеть. К началу 1997 г. в Интернете работало 40 млн. пользователей, в 2000 году их тало около 100 млн. человек. В России более 3 млн. пользователей компьютерной сети Интернет. Лидер в этой сети – Москва


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: