Со второй половины XX века заметно проявилась неравномерность динамики внешней торговли. Это повлияло на соотношение сил между странами на мировом рынке.
- Доминирующее положение США было поколеблено.
- Экспорт Германии приблизился к американскому, иногда превосходя его.
- Растет экспорт многих западноевропейских стран.
- В 80-е годы значительный рывок в сфере международной торговли сделала Япония. К
концу 80-х годов Япония – лидер по конкурентоспособности.
- Присоединяются “новые индустриальные страны” Азии –Сингапур, Сянган (Гонконг),
Тайвань.
- Однако к середине 90-х годов США вновь выходят на лидирующие позиции в мире по
конкурентоспособности.
- За ними вплотную идут Сингапур, Сянган, Япония, которая ранее на протяжении шести лет
занимала I место.
- “ Новые индустриальные страны” - четыре “малых дракона” Азии: Южная Корея,
Тайвань, C янган, Сингапур демонстрируют быстрый рост экспорта (90-е г.г.- 10,5%);
- Набирающая экономические обороты в последнее десятилетие КНР достигла 2,9% (было
менее 1%);
- США в мировом экспорте занимают 12,3%;
- Западная Европа - 43%;
- Япония -9,5%.
Характеризуя основные тенденции в географической направленности международной торговли, следует подчеркнуть тот факт, что развитие и углубление международного разделения труда между промышленно развитыми странами вздет к увеличению
их взаимной торговли и уменьшению доли развивающихся стран.
Основные товаропотоки протекают в рамках “большой триады”
США - Западная Европа - Япония.
Зоны свободной торговли:
- Европейская ассоциация свободной торговли ЕАСТ (1960 г., Стокгольм).
- Латиноамериканская зона свободной торговли ЛАСТ (1960 г., Уругвай).
- НАФТА (Североамериканская модель интеграции).
- Центральноевропейское соглашение о свободной торговле ЦЕФТА (1993 г.)
Таможенные союзы:
- МЕРКОСУР (1991 г.) – Южноамериканский общий рынок (Аргентина, Бразилия, Парагвай,
Уругвай)
- Центральноамериканский общий рынок ЦАОР (1961 г.)-Гватемала, Сальвадор, Никарагуа,
Гондурас (вышел в 1971 г.), Коста-Рика
- 1966 г. – ЮДЕАК (Габон, Камерун, ДР Конго, Чад и др. центрально-африканские страны)
- АСЕАН (1967 г.) – Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней
- Таможенный союз создан междуРоссией, Белоруссией, Казахстаном, Кыргызстаном и
Таджикистаном
Международная торговля услугами
Предоставление международных услуг, а точнее, именно международная торговля услугами, существует давно. Нам хорошо известны такие их виды, как транспортные, медицинские, туристические, строительные, образовательные. Но в последнее время появились новые виды – банковские, рекламные, инженерно-консультационные услуги (инженеринг, консалтинг, лизинг).
Основная торговля услугами происходит на рынке, образованном экономически развитыми странами Запада. На них приходится около 90% мирового экспорта и 80% мирового импорта услуг.
Развивающиеся страны тоже вовлечены в торговлю услугами, но перечень предоставляемых ими услуг заметно ограничен. Это, в основном, обслуживание туристического бизнеса, транспортные услуги («дешёвые флаги», обслуживание транспортных международных линий – например, каналов) и финансовые услуги (оффшорные зоны).
Научно-технические связи – это форма международных экономических отношений, обусловленная научно-технической революцией. Они выражаются в обмене или купле-продаже научно-технических разработок, осуществлении совместных проектов, таких как освоение космического пространства, строительство и эксплуатация АЭС и т.д. Первенство в этом виде международных экономических связей принадлежит экономически развитым державам.
Международный туризм – это одна из динамично развивающихся форм международного обмена услугами, важнейшая отрасль мировой экономики. Это вид деятельности, направленный на предоставление различного рода услуг с целью удовлетворения культурных и духовных потребностей иностранного туриста. Туристские услуги в международном товарообороте выступают как «невидимый» товар. Начало развития туристического бизнеса связано с интернационализацией всех сфер человеческой жизни, повышением уровня доходов населения, увеличением свободного времени, прогрессом в сфере транспорта и связи. В середине ХХ века международный туризм приобрел всемирный характер. В настоящее время во многих странах мира сформировалась целая индустрия туризма, которая включает в себя многочисленные гостиницы, кемпинги, предприятия общественного питания, индустрию рекламы и развлечений. Создаются учебные заведения по подготовке кадров для работы в этой отрасли экономики. За последние 20 лет численность международных туристов в мире увеличилась на 1/3, и их число превысило 500 млн. По данным Международной организации туризма, темпы роста международного туризма составляют 4,5-5% в год.
Повышение темпов экономического развития приводит к расширению туризма, появлению новых направлений. В настоящее время активно развивается экологический туризм, который включает в себя как знакомство с природными охраняемые территориями (Кения, Танзания, Коста-Рика, Эквадор, Россия, США), так и посещение мест экологических катастроф (Украина, Россия). Всё большее распространение получает экстремальный туризм. Ежегодно более сотни человек путешествуют в Арктику и Антарктиду. В последнее десятилетие постоянно набирает силу космический туризм. Это направление наиболее развито в России
Сфера услуг
Непроизводственная сфера обслуживает население (сфера обслуживания) и обеспечивает существование государства и общества в целом (управление, наука, охрана правопорядка).
Производственная сфера производит товары (материальные блага) или предоставляет услуги, которые обеспечивают процесс производства.
Одна из частей непроизводственной сферы – сфера обслуживания, которая предоставляет услуги населению.
Услуги – это труд, который призван удовлетворить потребности заказчика, клиента.
Сфера услуг состоит из следующих отраслей:
1. Жилищно-коммунальное хозяйство. Задача ЖКХ состоит в обслуживании жилых домов,
благоустройстве домов и дворов, ремонте жилья, водо- и электроснабжении, лифтов,
удалении мусора.
2. Услуги по социальному обеспечению населения. Это содержание домов престарелых и
инвалидов, детских домов, социальное страхование.
3. Торговля и общественное питание. Объекты, составляющие эту отрасль, - это магазины, столовые, кафе, рынки и пр.
4. Бытовое обслуживание. К предприятиям бытового обслуживания относятся ателье,
парикмахерские, бани, часовые мастерские, ателье фотографии и т. п.
5. Услуги связи. Почта, телефон, телеграф и др.
6. Культурное обслуживание. Театры, цирки, дома культуры, библиотеки и др.
7. Общественное обслуживание воспитания и обучения детей. Детские сады, школы.
8. Кредитно-финансовое обслуживание. Банки, страховые компании.
9. Рекреационное обслуживание. Рекреация – это ресурсы, способствующие восстановлению
здоровья человека, создающие условия для хорошего отдыха. К рекреационным ресурсам
относятся санатории, дома отдыха, пансионаты и т. д. Медицинское обслуживание,
больницы, аптеки, поликлиники и т. д.
10. Пассажирский транспорт
Связь.
Связь - это отрасль, которая обеспечивает прием и передачу информации.
Связь делится на 2 вида: почтовую и электрическую.
Почтовая связь занимается приемом, перевозкой и доставкой почтовых отправлений (писем, посылок, бандеролей, переводов и т. д.). Уровень развития почтовой связи высок, он не уступает развитым странам Европы: на 10 тысяч жителей приходится 3 предприятия связи.
Электрическая связь состоит из телефонной, телеграфной, космической связи, электронной почты, телевизионного и радиовещания. Предприятия, обеспечивающие эти виды связи, соединены между собой кабельными, радиорелейными и спутниковыми каналами связи.
К 1996 году очередь на установку домашних телефонов в России составила около 10 млн. человек. По уровню телефонизации Россия уступает развитым странам. На 100 жителей в России приходится 18 телефонных аппаратов, в Швеции – 68, в США – 63, в Японии – 49.
Во многих российских деревнях (более 50% деревень) нет телефонов.
Спрос на установку телефона подтолкнул развитие беспроводной связи -сотовой. Ретрансляторы этой связи расположены по углам шестиугольника, похожи на пчелиные соты. Первая система сотовой связи, появилась в России в 1991 году, но темпы ее развития очень высокие.
Интернет – это телекоммуникационная сеть. К началу 1997 г. в Интернете работало 40 млн. пользователей, в 2000 году их тало около 100 млн. человек. В России более 3 млн. пользователей компьютерной сети Интернет. Лидер в этой сети – Москва