Транспортный комплекс и его современная структура

Транспорт является третьей составной частью материального производства после промышленности и сельского хозяйства. Транспорт оказывает огромное влияние на мировое хозяйство, географическое разделение труда, размещение отраслей производства, международную интеграцию. Транспортостается одной из важнейших отраслей экономики любого государства. На мировом транспорте занято примерно 105 млн. чел. Ежегодно всеми видами транспорта перевозится примерно 45,7 трлн. т грузов и 1,2 трлн. пассажиров.

 Мировая транспортная система – совокупность всей транспортной инфраструктуры, транспортных предприятий, транспортных средств и систем управления в совокупности. Мировая транспортная система сформировалась в XX веке. Общая длина транспортной сети мира без морских путей превышает 37 млн км:

- протяженность автомобильных дорог – 24 млн км,

- железнодорожных путей – 1,25 млн км,

- трубопроводов – 1,9 млн км,

- воздушных путей – 9,5 млн км,

- речных – 0,55 млн км.

Транспортная система экономически развитых стран имеет сложную структуру и представлена почти всеми видами транспорта. Транспортная сеть развивающихся стран в основном соединяет районы добычи минерального сырья или районы развития плантационного хозяйства с портовыми городами.

  В мировом масштабе по грузообороту лидирует морской транспорт, на его долю приходится около 63%, далее железнодорожный – 16,5%, автомобильный – 8,5%, трубопроводный – 11%, внутренний водный транспорт – 3%, воздушный – 0,1%.

Длина транспортных сетей развитых стран составляет 78% общей длины мировой транспортной сети и на них приходится 74% мирового грузооборота.

В эпоху НТР увеличились скорости транспорта, возросли показатели грузоподъемности, комфорта и пр.

   Виды транспорта по географическим сферам применения:

1. Сухопутный (автомобильный, железнодорожный, трубопроводный, гужевой, пр.).

2. Водный (морской, речной).

3. Воздушный (авиационный, вертолетный, канатный).

      Автомобильный транспорт – самый распространенный вид транспорта, он моложе железнодорожного и водного. Первые автомобили появились в самом конце XIX века. После Второй мировой войны автомобильный транспорт начал составлять конкуренцию железной дороге. Преимущества автомобильного транспорта – маневренность, гибкость, скорость.

Грузовые автомобили перевозят ныне практически все виды грузов, но даже на больших расстояниях (до 5 и более тыс. км) автопоезда (грузовик-тягач и прицеп или полуприцеп) успешно конкурируют с железной дорогой при перевозке ценных грузов, для которых критична скорость доставки, например, скоропортящихся продуктов. По пассажирообороту автомобильный транспорт занимает первое место.

     Страны-лидеры по протяженности автомобильных дорог: США, Индия, Бразилия, Китай, Япония, Франция, Канада, Италия.

     Страны-лидеры по общему количеству автомобилей: США, Япония, Германия, Франция, Италия. В настоящее время наибольшими темпами растет автомобильный парк Китая, Бразилии, России.

   В настоящее время проектируются и строятся новые автомобильные магистрали, в том числе соединяющие между собой различные регионы и страны.

Железнодорожный транспорт. Железные дороги начали появляться в начале XIX века в Великобритании, Бельгии и Франции. В настоящее время железнодорожный транспорт играет важную роль в перевозке пассажиров и грузов.

 Страны-лидеры по протяженности железнодорожных путей: США, Канада, Россия, Китай, Индия, Франция, Германия, Австралия.

Страны-лидеры по доле электрифицированных железных дорог: Швейцария, Франция, Бельгия, Россия.

      Рекорды скорости на рельсах

- Тайвань: Тайбэй – Гаосюн, Тайваньская высокоскоростная железная дорога (THSR) –

до 300 км/ч.

- Китай: Ухань – Гуанчжоу – до 350 км/ч.

- Япония: Токио – Осака – до 276 км/ч (план Токио – Нагоя – до 500 км/ч).

- Южная Корея: Сеул – Тэджон (Daejon) – до 430 км/ч.

- Франция: Париж – Страсбург – до 350 км/ч.

- Германия: Франкфурт/М. (аэропорт) – Кельн, Мюнхен – Нюрнберг – до 320 км/ч.

- Италия: Рим – Неаполь – до 300 км/ч.

- Испания: Мадрид – Барселона – до 350 км/ч.

- Великобритания – Бельгия: Лондон – Брюссель – до 300 км/ч.

     В XXI веке планируется создание нескольких трансконтинентальных железных дорог, например: Стамбул – Ташкент – Пекин, Сингапур – Бангкок – Пекин, Пекин – Якутск, Ванкувер – Сан-Франциско.

      Трубопроводный транспорт получил свое развитие благодаря увеличению экспорта нефти и газа.Трубопроводный транспортсостоит из сети нефтепроводов (410 тыс. км) и газопроводов (около 1 млн. км), которые соединяют районы добычи нефти и газа с центрами их потребления Самый длинный трубопровод – нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан» длиной 4700 км.

       Крупнейшими нефтепроводами являются

- «Дружба» (в Европе) – 5,5 тыс. км

- Редуотер – Порт Кредит (4,8 тыс. км)

- Эдмонтон – Монреаль (3,2 тыс. км) в Северной Америке

    Газопроводами:

-Уренгой – Западная Европа (4,5 тыс. км)

- Алжир – Италия и др.

   Страны-лидеры по протяженности трубопроводного транспорта: США, Россия, Канада.

      Водный транспорт: морской и внутренний водный. Этот вид транспорта считается дешевым, перевозит в основном грузы, например, на морской вид транспорта приходится 80% всех внешних перевозок.

  Странами-лидерами мирового торгового флота(по тоннажу судов) являются Либерия, Панама, Багамские Острова, Япония, Греция, США, Сингапур, Мальта, Кипр, Китай. Это связано с простотой регистрации судна в этих странах.

   При этом первое место в морских грузовых перевозках занимают

- нефть (более 1 млрд. т.) и нефтепродукты

- перевозка угля (410 млн. т.)

- железной руды (345 млн. т.)

- зерновых культур (255 млн. т.).

Всего в мире более 2500 морских портов. Крупнейшие порты мира:

- Шанхай (Китай)

- Гонконг, Пусан, Шэньчжэнь (Корея)

- Сингапур

- Дубай (ОАЭ)

- Роттердам (Нидерланды)

- Нагоя, Иокогама, Тиба, Кобе (Япония)

-Новый Орлеан, Нью-Йорк, Филадельфия (США)

-Антверпен (Бельгия)

-Гавр, Марсель (Франция)

- Лондон (Великобритания).

  Большое значение для морских перевозок имеют проливы Ла-Манш, Гибралтарский, Мозамбикский, Малаккский, Ормузский, Босфорский, а также морские каналы – Суэцкий, Панамский, Кильский.

     Для многих стран мира важное значение имеет речной, или внутренний водный, транспорт, использующий судоходные реки, каналы и внутренние водоемы.     

    Крупнейшими судоходными каналами и водными речными путями мира являются:

- Береговой канал (США)

- Великий канал (Китай)

- Волго-Балтийский водный путь (Россия)

-водный путь Рейн – Майн – Дунай (в Европе).

    По объему грузооборота внутреннего водного транспорта отличаются США, Китай, Россия, Германия, Канада.

    Грузовместимость – общий объем помещений (трюмов) судна, предназначенных для размещения груза.

    Грузоподъемность – масса груза, на перевозку которого рассчитано данное транспортное средство; основная эксплуатационная характеристика транспортного средства.

   Крупнейшие судоходные реки мира: Миссисипи, Янцзы, Волга, Амазонка, Рейн, Дунай, Меконг, Ганг и др.

    Страны-лидеры по развитию внутреннего водного транспорта: США, Канада, Россия, Франция, Нидерланды, Германия, Бельгия.

    Воздушный транспорт – самый молодой и динамичный вид транспорта, самый быстрый и в то же время самый дорогой вид транспорта. Основная сфера применения воздушного транспорта – пассажирские перевозки на расстояниях свыше тысячи километров. Также осуществляются и грузовые перевозки, но их доля очень низка. В основном авиатранспортом перевозят скоропортящиеся продукты и особо ценные грузы, а также почту.

  В наиболее развитых странах сложилась густая сеть авиалиний. Крупнейший воздушный парк (самолетный) имеют США, Канада, Франция, Австралия, Германия.

В мире насчитывается около 30 тыс. аэропортов, а крупнейшие агломерации мира – Нью-Йорк, Лондон, Париж, Москва, Токио – имеют сразу несколько аэропортов.     

   Крупнейшими аэропортами мира являются

- «О'Хара» в г. Чикаго (обслуживает в год 50-55 млн. пассажиров)

- «Хитроу» в Лондоне (35-40 млн. пассажиров)

- Международный аэропорт  Лос-Анджелеса (35-40 млн. пассажиров)

- Кеннеди в Нью-Йорке (25-30млн. пассажиров)

-Международный аэропорт в Сан-Франциско (25-30млн. пассажиров)

- Международный аэропорт имени Шарля де Голля в Париже (25-30млн. пассажиров)

- «Ханеда» – в Токио (25-30 млн. пассажиров),

- Международный аэропорт в Франкфурте-на-Майне (15-20 млн.

пассажиров)(Германия)

- Международный аэропорт в Риме (15-20 млн. пассажиров)(Италия)

- Международный аэропорт в Амстердаме (15-20 млн. пассажиров)(Нидерланды)

- Международный аэропорт в Осаке(15-20 млн. пассажиров)(Япония)

- Каире (15-20 млн. пассажиров)(Египет)

- Мехико (15-20 млн. пассажиров) (Мексика)

   Страны-лидеры по количеству перевезенных пассажиров воздушными видами транспорта: США, Япония, Китай, Великобритания, Германия, Франция, Россия.

     Транспорт и окружающая среда

  Транспорт – один из основных потребителей энергии и один из главных источников выбросов двуокиси углерода, парникового газа, усиливающего глобальное потепление. Причина этого – сжигание огромных объемов ископаемых видов топлива (в основном нефтепродуктов, таких как бензин, керосин и дизельное топливо) в двигателях внутреннего сгорания наземных, воздушных и водных транспортных средств. Примерно четверть всех выбросов двуокиси углерода, вызванных сжиганием энергетического топлива, производит транспорт.

    Среди других отрицательных примеров влияния транспорта на окружающую среду можно назвать:

- загрязнение воздуха выхлопными газами и мельчайшими твердыми частицами

- загрязнение грунтовых вод токсичными стоками с автодорог, автомоек и стоянок

автотранспорта

- шумовое загрязнение

- потеря городского жизненного пространства (до 50% площади современных городов

отводится на дороги, парковки, гаражи и заправочные станции) и разрастание

пригородов, которые поглощают места обитания диких животных и

сельскохозяйственные земли.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow