- Биологическая значимость витаминов для организма. Гиповитаминоз, авитаминоз, классификация витаминов. Суточная потребность организма в витаминах.
Заполните таблицу:
Биологическое значение витаминов для организма
Витамины | Суточная потребность взрослого человека | В каких продуктах содержатся витамины | Физиологическое действие | Последствия гиповитаминоза | Последствия авитаминоза |
- Характеристика витаминов группы В и витаминов, участвующих в гуморальной регуляции системы крови.
- Характеристика витаминов группы А.
- Характеристика витаминов группы Д.
Вариант 22. Температурный гомеостаз и механизмы его регуляции
- Понятие об изотермии, гомойотермности и пойкилотермности. Температура тела человека и ее суточные колебания.
- Понятие о химической терморегуляции и ее значение для температурного гомеостаза. Эндотермические реакции разных органов, температура разных органов. Зона комфорта. Теплообразование в покое, при мышечной активности, при нагревании и при охлаждении. Способы повышения и понижения теплообразования.
- Понятие о физической терморегуляции и ее значение для температурного гомеостаза. Пути теплоотдачи в организме и средства, изменяющие теплоотдачу.
- Уровни терморегуляции. Нервные и гуморальные механизмы регуляции температурного гомеостаза при повышенной, пониженной температуре среды, при стрессовом состоянии. Причины покраснения на морозе у человека ушей и носа.
Заполните таблицу:
|
|
Механизмы регуляции температурного гомеостаза
Химическая терморегуляция | Физическая терморегуляция | ||||
Значение для организма | Факторы, её изменяющие | Механизмы регуляции | Значение для организма | Факторы, её изменяющие | Механизмы регуляции |
Вариант 23. Роль почек в водно-солевом и кислотно-щелочном гомеостазе
- Структурно-функциональные особенности нефрона. Особенности кровообращения в почках.
- Механизмы мочеобразования: фильтрационное давление, его расчет, процесс клубочковой фильтрации, количество и состав первичной мочи, процесс канальцевой реабсорбции, место и механизм реабсорбции различных веществ, процесс осмотического концетрирования мочи с участием поворотно-противоточной системы, количество и состав вторичной мочи.
Заполните таблицу:
Состав, количество и механизм образования первичной и вторичной мочи |
Состав крови | Первичная моча (I моча) | Вторичная моча (II моча) | ||||||
кол-во | состав | место образов. | механизм образов. | кол-во | состав | место образов. | механизм образов. | |
|
|
- Роль почек в регуляции водного обмена, осмотического давления крови, активной реакции крови, ионного состава крови, уровня артериального давления.
- Уровни регуляции функции почек. Механизмы нервной и гуморальной регуляции работы почек. Нарисовать и обозначить схему действия антидиуретического гормона в механизме поддержания водно-солевого гомеостаза.
Вариант 24. Адаптация организма к условиям высокогорья, высокой и низкой температуре
- Состояние гипоксии. Защитно-приспособительные реакции организма в условиях низкого парциального давления и их биологическая роль.
- Роль нервной системы и гормонов в организации адаптационных реакций организма человека к высокогорью.
- Стресс, его стадии и условия развития. Защитные реакции организма человека при высокой температуре среды. Нервные и гуморальные механизмы адаптации к условиям высокой температуры среды.
- Стрессовые состояния организма при действии низкой температуры. Роль нервной системы и гормонов в организации защитных реакций организма на действие низких температур среды.
Заполните таблицу:
Механизмы адаптации
Действие внешней среды | Механизмы адаптации | |
Гипоксия | Нервные | Гуморальные |
Низкая температура | ||
Высокая температура |
Критерии оценки (максимально: 10 баллов):
10 баллов – ответы на все вопросы верные, полные, отсутствуют неточности. Все схемы и рисунки выполнены точно и грамотно. Студент в своем ответ демонстрирует глубокое знание предмета, умение видеть причино-следственные связи, использовать полученные знания для решения практических заданий контрольной работы.
9-8 баллов - ответы на все вопросы верные, полные, присутствуют незначительные неточности в пояснениях. При выполнении рисунков и схем также могут допускаться незначительные неточности. В целом, студент в своем ответ демонстрирует глубокое знание предмета, умение видеть причино-следственные связи, использовать полученные знания для решения практических заданий контрольной работы.
7-5 баллов – в контрольной отсутствует ответ на 1 вопрос и неполные ответы или с незначительными ошибками на остальные вопросы. Студент в своем ответ показывает наличие знаний по различным темам предмета, умение видеть причино-следственные связи, но не во всех ответах способен использовать полученные знания для решения практических заданий контрольной работы.
4 балла – в контрольной присутствуют ответы на 50% вопросов или имеются ответы на все вопросы, но с наличием ошибок. Отсутствуют рисунки, схемы или графики. Студент в своем ответ показывает наличие знаний по различным темам предмета, но затрудняется использовать полученные знания для решения практических заданий контрольной работы.
Ниже 4 баллов – контрольная работа считается незачтенной.