Русское государство и международное право (до ХХ века)

Кожевников Ф.И. Русское государство и международное право (до XX века) (под редакцией Л.Н. Шестакова) - "Зерцало", 2008 г.

 

Содержание

 

Предисловие. 5

Введение. 6

Глава I. Вступление Русского государства в международно-правовое общение. 15

Глава II. Участие России в разрешении общеевропейских политических проблем 29

Глава III. Русское государство как субъект международного права. 51

Глава IV. Участие России в утверждении защиты прав человека в международном праве. 63

Глава V. Россия и режим территорий в международном праве. 85

Глава VI. Отношение России к международным обязательствам.. 92

Глава VII. Роль России в организации дипломатических и консульских сношений 106

* * *. 121

* * *. 124

Глава VIII. Отношение России к мирным средствам разрешения международных конфликтов. 137

* * *. 138

Глава IX. Роль России в развитии основных начал "права войны". 148

* * *. 151

* * *. 169

Заключение. 170

 


 

                                  "...Да ведают потомки православных

                                  Земли родной минувшие года..."

                                                         А.С. Пушкин

 

Более 50 лет прошло со времени выхода в свет работы Ф.И. Кожевникова "Русское государство и международное право" - время достаточное, чтобы определить непреходящую ценность этого фундаментального труда. Оценка работы современниками не была однозначной. С одной стороны, В.Н. Дурденевский и И.Д. Мартысевич в совместно написанной рецензии весьма высоко оценили работу Ф.И. Кожевникова, видя в ней "Учебник международного права, развернутый в прошлое и с ним сотканный". С другой стороны, Е.А. Коровин и С.С. Мамулия в своих рецензиях более чем критически оценили книгу Ф.И. Кожевникова. Е.А. Коровин основной порок работы видел в том, что автор "отнесся некритически к литературным источникам, не осветил отражения классовой борьбы и соответствующих противоречий во внешней политике России, вследствие чего дал историю вклада Русского государства в международное право в ряде случаев не в научно-марксистском освещении, а буржуазно-националистическом кривом зеркале". С.С. Мамулия обвинил автора в преувеличении "роли русского царизма в развитии международного права".

Сейчас нет смысла вступать в полемику с рецензентами, они высказали то, что хотели. Время, самый беспристрастный судия, и оно все расставило по своим местам. В отличие от рецензентов время свободно от симпатий и антипатий. Прав был поэт, говоря, что "большое видится на расстоянии". И сейчас, на расстоянии более 50 лет, можно утверждать, что "Русское государство и международное право" - это большой и чрезвычайно нужный труд ученого-патриота, имеющий непреходящее значение.

Великая Отечественная война изменила сложившийся в революционной среде, а с победой Октябрьской революции возведенный в ранг официальной политики, крайне негативный взгляд на историю нашей Родины. И хотя никто из руководителей государства уже не сравнивал Россию с вязанкой хвороста, "которая годится лишь для того, чтобы разжечь пожар всемирной революции", негативные оценки вклада России в развитии мировой цивилизации сохранились до наших дней. Причем, особенно усердствуют в очернении истории нашего государства доморощенные либералы. Их трубный глас о необходимости вхождения России в мировую цивилизацию ничем не обоснован. Россия никогда не выходила из общего потока развития человеческого общества и, более того, она внесла значительный вклад в развитие мировой науки, культуры. И книга Ф.И. Кожевникова на высоком научном уровне показывает значение России в развитии международного права.

Издательство "Зерцало", переиздавая работу Ф.И. Кожевникова в год 250-летия Московского университета, воспитанником которого он был, совершает поистине великое дело. Эта работа позволит входящему в сознательную жизнь поколению узнать и полюбить историю Отечества на примере ее отношения к международному праву, гордиться тем, что было сделано Россией для развития международного права.

Работа "Русское государство и международное право" является первой их трех книг, задуманных автором. Первоначально автор планировал в первой книге рассмотреть период от зарождения Российского государства до ХХ века. Вторая книга должна была охватить период с начала ХХ века и до Великой Октябрьской революции. В третьей книге должна быть показана роль Советского государства в прогрессивном развитии международного права.

В процессе работы произошло изменение плана. Содержание первой книги вышло за временные рамки, установленные автором.

В ней рассматриваются и события, происшедшие уже в ХХ столетии, то есть то, что по первоначальному замыслу должно было быть во второй книге. В конечном счете, вышло две книги, а именно, "Русское государство и международное право" и "Советское государство и международное право". Полагаем, что своего переиздания ждет и "Советское государство и международное право". В этой книге много поучительного и не только для молодого поколения.

Краткое введение не преследует цели пересказа всего того, что содержится в книге, поскольку никакой пересказ не заменит оригинала. Целью не является также ведение полемики с автором книги или ее рецензентами. В отношении автора можно сказать: "сделал как мог и пусть кто может сделает лучше"

Цель введения более скромная - обратить внимание на те положения работы, которые существенны и в наше время. В этом плане общая оценка работы Ф.И. Кожевникова применительно к нашему времени и реалиям нашей жизни может быть такова: это действующая норма международного права, если сравнивать ее с категориями международного права. Как действующая норма регулирует определенные общественные отношения, так и книга Ф.И. Кожевникова влияет на понимание действительного отношения России к международному праву, на понимание той роли, которую играла Россия на протяжении столетий в прогрессивном развитии международного права.

Оценка книги, данная в свое время В.Н. Дурденевским и И.Д. Мартысевичем, как "учебник международного права, развернутый в русское прошлое" имеет глубокий смысл. Действительно, эта книга значительно обогатит знание российской истории любого непредубежденного читателя, на бесспорных фактах она покажет борьбу России за прогрессивное развитие международного права, она незаменима в деле подготовки государственно ориентированных специалистов.

Рецензенты, о которых шла речь выше, независимо от их оценки работы в целом, отмечали как достоинство книги собранный автором материал. В частности, Е.А. Коровин писал, что "достоинством работы является обширный и систематизированный материал, собранный автором по различным вопросам международно-правовой практике русского государства, начиная с Киевской Руси и кончая началом ХХ века". В свою очередь В.Н. Дурденевский и И.Д. Мартысевич отмечали: "автор собрал и систематизировал в своей книге очень большой и ценный материал, мимо которого не может пройти ни один позднейший исследователь". Это как раз тот материал, которого так не достает в современных работах и без усвоения которого немыслим полноценный специалист.

Систематизация материала книги осуществлена ее автором по двум основаниям, а именно, хронологическом и отраслевом. Именно такой подход позволяет считать работу "учебником международного права, развернутым в русское прошлое".

Имя Ф.И. Кожевникова относится к славным именам юристов-международников, на Руси просиявших. Его высокий профессионализм был признан избранием его членом Международного Суда ООН.

Ф.И. Кожевников родился в 1903 году в Смоленске в рабочей семье. В 1923 году закончил рабфак и поступил на факультет советского права (международное отделение) Московского государственного университета. После окончания университета учился в аспирантуре Института советского строительства и права. Затем преподавательская работа в Московском юридическом институте, работа в торговом представительстве СССР в Тегеране. По приезде из загранкомандировки возвратился к преподавательской работе, работая в различных высших учебных заведениях страны. С восстановлением юридического факультета в Московском государственном университете в 1942 году Ф.И. Кожевников возглавил кафедру международного права и оставался в этой должности до 1960 года. С 1943 до 1947 года (с небольшим перерывом) был деканом юридического факультета Московского государственного университета. В 1958-1960 годы он возглавлял сектор международного права Института государства и права АН СССР. С 1960 года работал в Московском институте международных отношений заведующим кафедрой международного права, деканом международно-правового факультета (с 1969 г.).

Ф.И. Кожевников являлся членом Комиссии международного права ООН в 1952-1953 гг., членом Международного Суда ООН в 1953-1961 гг., членом Постоянной палаты третейского суда в Гааге в 1966-1984 гг.

За заслуги перед страной Федор Иванович неоднократно награждался орденами и медалями. В 1964 году ему было присвоено звание Заслуженного деятеля науки РСФСР.

Ф.И. Кожевников скончался в 1998 году. На протяжении всей своей жизни он преданно служил Родине и науке.

 

Л.Н. Шестаков,

заведующий кафедрой международного права

юридического факультета

МГУ им. М.В. Ломоносова

 




Предисловие

 

В преподавании, в научной работе и в печати должно больше уделяться внимания развитию русской государственности, освещению исторической роли России на международной арене. Роль России на международной арене выявлена еще недостаточно. Значение же Русского государства для развития международного права почти не освещено в советской монографической литературе*(1). Между тем Россия не раз выдвигала весьма острые проблемы международного права и дипломатии в порядок дня мировой истории.

Наша работа имеет задачу осветить отношение Русского государства к международному праву и определить его роль в развитии этого права.

Вся работа рассчитана на три тома: в первом, представленном ныне, интересующий нас вопрос рассматривается в период до ХХ в., во втором предполагается осветить его до Великой Октябрьской социалистической революции, в третьем ставится задача выявить выдающуюся творческую роль Советского государства в развитии международного права.

Следует иметь в виду, что настоящий труд писался, главным образом, в период Отечественной войны 1941-1945 гг. и что, следовательно, международно-правовая документация, литература и источники, опубликованные в послевоенное время, могли быть использованы автором лишь частично, при редактировании работы к изданию*(2).

 

Автор

26 марта 1946 г.

 



Введение

Марксизм-ленинизм учит, что международное право, как и всякое право, зародилось на определенном историческом этапе развития человеческого общества. Зарождение международного права непосредственно связано с возникновением государства. Естественным и неизбежным следствием возникновения государства явились международные отношения.

Одновременно с возникновением политических, экономических и других отношений между государствами зародилось и международное право. "Theoriquement, le droit international est aussi ancien que les Etats", - говорит, например, известный французский писатель по международному праву П. Фошиль*(3).

Каждому историческому типу классового общества - рабовладельческому, феодальному, капиталистическому - соответствует свое международное право. Можно, следовательно, говорить о международном праве рабовладельческого, феодального и капиталистического общества.

Современное международное право представляет собой не что иное, как совокупность исторически изменяющихся правил поведения (норм - конвенционных и обычных), регулирующих политические, экономические и другие отношения борьбы и сотрудничества государств во время мира и войны.

Следует, однако, заметить, что существующие в юридической литературе определения международного публичного права весьма разнообразны. Укажем лишь на некоторые из них.

Международное право - общий обычай народов, соблюдаемый, как правило, во взаимных отношениях народов (Гефтер)*(4); международное право есть совокупность тех правовых норм, которыми руководствуются государства (народы, нации) в своих взаимных отношениях (Ривье)*(5); международное право - совокупность юридических норм, выведенных из природы международного общества и необходимых для определения взаимных отношений государства (Уитон)*(6); международное (вернее, междугосударственное) право - совокупность правовых норм, которыми определяются взаимные права и обязанности государств, принадлежащих к международно-правовому общению, и притом по отношению к осуществлению ими своих державных прав (Лист)*(7); международное право есть совокупность правил, которые определяют права и обязанности государств в их взаимных отношениях (Фошиль)*(8); международное право понимается как совокупность юридических норм, определяющих международную охрану прав (Коркунов)*(9); международное право - совокупность юридических норм, определяющих условия достижения народами своих жизненных целей в сфере взаимных их отношений (Мартенс)*(10).

Наиболее широкое определение современного положительного международного права дает Бустаманте. Он определяет его как "l'ensemble des principes qui reglent les droits et les devoirs exterieurs et les relations des personnes juridiques qui font partie de la communaute international, entre elles et avec la S. d. N. et l'Union panamericaine ainsi qui les regles communes de protection individuelle interne ou externe etablies par accords internationaux"*(11).

Таким образом, мы видим, что в юридической науке нет сколько-нибудь точного и общепризнанного определения самого понятия международного права. Больше того, даже самый вопрос о существовании международного права как права подвергается сомнению со стороны отдельных представителей буржуазной правовой теории.

Международное право современной цивилизации определилось не сразу. Даже самый термин "международное право" имеет большую историю. Можно считать, что возникновение его относится еще к римскому праву в виде jus gentium, что буквально означает "право народов". В литературе международного права существует, однако, большой спор по вопросу о подлинном значении этого понятия. Ряд писателей по международному праву под jus gentium понимает только общенародное частное право. Однако с этим согласиться нельзя. В действительности оно включает в себя преимущественно элементы междугосударственных отношений.

Известный русский ученый В.Э. Грабарь в своем замечательном труде "Римское право в истории международно-правовых учений" справедливо указывает: "Теперь не подлежит уже сомнению, что междугосударственные отношения не были исключены из понятия "права народов". Можно даже утверждать, что первоначально "право народов" было правом междугосударственным по преимуществу и лишь впоследствии выступило в своем значении "общенародного" частного права"*(12).

К этому выводу он приходит на основании определения "права народов", данного Исидором Севильским (VII в.), определения, заимствованного последним из ульпиановских институций. Определение Исидора Севильского гласит: "Право народов составляют: занятие, застроение и укрепление мест, войны, плен, рабство, постлиминии (союзы), мирные договоры, перемирия, священный долг не оскорблять послов и запрещение браков между чужеродцами"*(13).

Известный писатель Виттория (1480-1546) впервые уточнил понятие jus gentium. Он предложил заменить его jus inter gentes (модернизированное затем Зечем в 1651 г. и Бентамом в 1789 г.), от которого и произошло современное понятие международного права. На французском языке оно называется в настоящее время Droit international; на английском - International Law; на немецком - Volkerrecht, или Internationales Recht. В России, по Уставу университетов 1835 г., оно известно было под именем общенародного права, но потом стало называться правом международным.

Следует отметить, что в литературе международного права встречаются и иные обозначения международного права, например, внешнее государственное право (Гегель, Гольцендорф, Безобразов и др.), междугосударственное право (Незабитовский, Коркунов, Лист, Еллинек и др.). Так, например, Г. Еллинек пишет: "Немецкое Volkerrecht и изобретенный Бентамом термин "интернациональное (международное) право" означают право, нормирующее отношения между государствами. Последний термин особенно не точен и может вводить в заблуждение. Вернее было бы вместо jus inter gentes или nationes говорить о междугосударственном праве"*(14).

Международное право явилось результатом длительного исторического процесса борьбы и сотрудничества государств. Некоторые понятия современного международного права (например, право посольской неприкосновенности, объявление войны) уходят своими корнями еще в глубокую древность - в дофеодальную эпоху*(15); другие (например, третейский суд, органы международного общения) часто встречаются уже в феодальный период*(16).

Однако формулирование большинства из начал современного международного права связано с эпохой разложения феодализма, с зарождением и развитием капитализма.

Как известно, на определенной ступени развития феодализма в недрах его постепенно зарождаются элементы нового способа производства, новых производственных отношений. Товарно-денежные отношения находятся еще на ступени эмбрионального развития, но они уже таят в себе зародыш будущего капиталистического строя. Энгельс указывал: "Средневековое общество: Мелкое индивидуальное производство. Средства производства предназначены для индивидуального употребления и потому примитивно неуклюжи, мелки, с ничтожным действием. Производство с целью непосредственного потребления продуктов самим ли производителем или его феодальным господином. Лишь там, где оказывается излишек производства над непосредственным потреблением, этот излишек подлежит продаже и поступает в обмен: следовательно, товарное производство находится лишь в процессе возникновения; но оно уже и в это время заключает в себе в зародыше анархию общественного производства"*(17).

Внутри феодализма зарождается новый класс - класс буржуазии, которому по мере его усиления становится все более тесно в рамках феодального строя. Он стремится к революционной ломке феодальных преград, стоящих на пути его экономического и политического развития.

"Когда Европа вышла из Средневековья, - говорит Энгельс, - городская буржуазия, находившаяся в процессе подъема, была в ней революционным элементом. Признанное положение, которое она завоевала себе внутри средневекового феодального строя, стало уже слишком тесным для ее стремления к расширению. Свободное развитие буржуазии стало уже несовместимо с феодальным строем, феодальная система должна была пасть"*(18).

В период перехода от феодализма к капитализму происходит процесс укрепления и развития товарно-денежных отношений. Расширяются мировые торговые связи, отчасти под влиянием Великих географических открытий, например, Америки в 1492 г. Усиливается борьба за торговое и политическое преобладание возникающих крупных национально-государственных образований, которые, в свою очередь, являются предпосылкой создания новой политической идеологии, проникнутой идеями государственного интереса и интернационального сотрудничества. "С конца Средних веков история ведет к созданию в Европе больших национальных государств. Только такие государства и представляют нормальную политическую организацию господствующей европейской буржуазии и служат вместе с тем необходимой предпосылкой для создания гармонического интернационального сотрудничества народов..."*(19).

Этот глубокий исторический процесс находит свое внешнее выражение также в распадении так называемой "Священной Римской империи германской нации", давно уже раздиравшейся внутренними противоречиями. Окончательный удар единству империи наносит Тридцатилетняя война, закончившаяся Вестфальским миром 1648 г. На развалинах империи создаются и крепнут новые государства. Возникает проблема необходимости правового регулирования политических и иных отношений между этими государствами.

На основе этих объективных исторических факторов решающее творческое влияние на развитие основных понятий и институтов современного международного права оказывают передовые народы мира. В среде этих народов и государств заметное место принадлежит русскому народу, Русскому государству.

Признание Русским государством начала необходимости регулировать взаимные отношения народов принципами права можно проследить на протяжении всей истории России. Следует при этом указать, что Русское государство подчинялось нормам международного права именно вследствие собственного признания необходимости постоянных и нормальных международных отношений, а не в силу инертного подражания другим европейским странам.

Более того, в деле установления отдельных принципов и норм международного права Россия нередко шла впереди многих других государств. В отношении же выработки некоторых положений международного права она даже шла во главе европейских государств, внося тем самым весьма значительную долю в общемировую сокровищницу общепризнанных культурных ценностей современной цивилизации и прогресса.

А что международное право как условие современного международного общения принадлежит к числу культурных ценностей современной цивилизации - это не подлежит, нам кажется, оспариванию. "Как ни противоречивы интересы разных стран, как ни различны порой политические системы государств, это международное общение, множество нитей, связывающих народы и государства, представляют собой большую экономическую, политическую и культурную ценность"*(20).

Основная задача нашей работы и заключается в том, чтобы, обрисовав историческое выдвижение Русского государства на международной арене, отметив его участие в разрешении ряда общеевропейских международно-правовых проблем, проанализировать его роль в развитии международного права на некоторых примерах из этой области.

Кроме того, так как на протяжении всей работы центральным понятием является международное право и отношение к нему России, нам представляется необходимым в соответствующих местах дать каждый раз предварительно общее освещение того конкретного международно-правового института, по отношению к которому определяется роль Русского государства, в особенности в смысле его творческого влияния на развитие этого института.

Наконец, в заключение мы останавливаемся на тех причинах, которые в своей совокупности дали возможность Русскому государству оказать столь заметное влияние на международно-правовую жизнь народов.

Таким образом, в настоящей работе мы не ставим перед собой задачу исследовать отношение России ко всем без исключения конкретным институтам международного права и проанализировать ее влияние на развитие всей системы этого права.

За рамки нашего труда выходит также специальное исследование истории развития русской науки международного права в смысле системы принципов, излагаемых русскими учеными, как по общим, так и по специальным вопросам этого права. Русской литературы по международному праву мы касаемся лишь под углом зрения ее общей характеристики, не давая критического разбора отдельных работ и анализа правовых воззрений отдельных авторов в целом.

Однако и с этими оговорками мы вполне отдаем себе отчет в трудности выполнения поставленной задачи.

Международно-правовая позиция России тесно связана с ее внешней политикой и дипломатией.

По своему политическому строю и в ряде других отношений Россия до социалистической революции являлась отсталой страной. Мрачная реакция царизма душила все живое и прогрессивное на Руси. Царская Россия была тюрьмой народов. Не раз царизм выступал в роли европейского жандарма. Все это - общественные факты.

Но подлинная историческая наука, ленинско-сталинский метод научного исследования в том и заключаются, чтобы каждое данное явление исторической жизни изучать как в его общей связи, так и в его жизненном своеобразии, помня, что всякая истина - конкретна и что марксизм - не догма и не совокупность безжизненных канонов, но живая диалектика развития общества.

Ленинизм учит, что "каждый общественный строй, каждое общественное движение в истории надо расценивать... с точки зрения тех условий, которые породили этот строй и это общественное движение и с которыми они связаны"*(21).

Да, Россия до Великого Октября управлялась царями, дворянами, помещиками и капиталистами. Но Россия, Русь - это не только и даже не столько цари, дворяне и т.п., Россия - это, прежде всего, великий русский народ.

Россию нельзя отождествлять с самодержавием, с царским режимом, с царизмом. Царизм пришел и ушел, а Русь, Россия, русский народ остались. Более того, русский народ явился освободителем других народов от гнета царизма: русский народ создал революционный русский рабочий класс, который явился организатором и вдохновителем освободительной борьбы народов России против рабства капитализма.

"Мы полны чувства национальной гордости, - говорил Ленин, - ибо великорусская нация тоже создала революционный класс, тоже доказала, что она способна дать человечеству великие образцы борьбы за свободу и за социализм..."*(22).

Наконец, именно Великая Русь "сплотила навеки" "Союз нерушимый республик свободных...", и русский народ, по общему признанию, является в нем руководящей силой среди всех народов нашей страны*(23).

Россия была, есть и будет. Наглые призывы фашистских захватчиков, людей, лишенных совести и чести, людей с моралью животных, к "уничтожению великой русской нации, нации Плеханова и Ленина, Белинского и Чернышевского, Пушкина и Толстого, Глинки и Чайковского, Горького и Чехова, Сеченова и Павлова, Репина и Сурикова, Суворова и Кутузова" свидетельствовали, помимо всего прочего, о величайшем тупоумии гитлеровцев, ибо "невозможно уничтожить Россию", - говорил товарищ Сталин*(24).

Россия на международной политической арене до октября 1917 г. - это Российское государство. Но и государство Российское, в особенности как член международного общения, нельзя исторически и по значению всегда и безусловно отождествлять с самодержавием.

Россия после октября 1917 г. - это советское социалистическое государство, это великий Союз Советских Социалистических Республик.

Россия до Октябрьской Революции была в ряде отношений отсталой страной. Самодержавие душило свободу и прогресс в России. Это - также общеизвестный факт. Но было бы неправильно считать, что русское самодержавие на всех исторических этапах одинаково и является всегда и везде синонимом международной реакции. В действительности это не так.

Во-первых, оно неодинаково в разные периоды истории России. "Например, русское самодержавие XVII века - с боярской Думой и боярской аристократией - не похоже на самодержавие XVIII века с его бюрократией, служилыми сословиями, с отдельными периодами "просвещенного абсолютизма", и от обоих резко отличается самодержавие XIX века, вынужденное "сверху" освобождать крестьян, разоряя их, открывая дорогу капитализму, вводя начало местных представительных учреждений буржуазии. К ХХ веку и эта последняя форма полуфеодального, полупатриархального самодержавия изжила себя. Переход к представительным учреждениям национального масштаба стал необходимостью под влиянием роста капитализма, усиления буржуазии и т.д."*(25).

Во-вторых, в некоторые периоды русской истории (например, при Иване Грозном и при Петре I) самодержавие сыграло отчасти даже положительную роль в деле объединения и укрепления Русского государства, а также в деле защиты его внешней независимости.

Указание Энгельса на то, что королевская власть на определенном этапе в истории Западной Европы "была прогрессивным элементом", "представительницей порядка в беспорядке"*(26), относится, в известном смысле, и к русскому самодержавию.

Следует заметить, что самый термин "самодержавие" первоначально означал, как устанавливает русская историческая наука (Дьяконов*(27) и др.), именно внешнюю независимость Московского государства, т.е. право московского великого князя "самому", "своею рукою" "держать" государство. Это обстоятельство мы еще отметим в своем месте в связи с вопросом о титуле московских царей.

Как известно, далее, "политика, - по определению Ленина, - есть концентрированное выражение экономики"*(28). Известно также, что между внешней и внутренней политикой государства существуют неразрывная связь и определенная взаимозависимость. Ленин учит, что "выделять "внешнюю политику" из политики вообще или, тем более, противополагать внешнюю политику внутренней есть в корне не правильная, не марксистская, не научная мысль"*(29). Более того, Ленин и Сталин не только устанавливают единство между внутренней и внешней политикой, но и показывают, что первая лежит в основе второй.

В самом деле, в полном соответствии с тем, что внутри СССР отсутствуют эксплуатация человека человеком и порабощение одним классом другого, господствуют подлинная демократия, национальные свобода и равноправие, - советская внешняя политика имеет своей целью охрану международного мира, защиту свободы и независимости Советского государства, оказание помощи жертвам агрессии в их борьбе за освобождение от иноземного рабства, за полное восстановление их национальной свободы и государственной независимости.

Внутренняя политика определяет внешнюю. Однако отсюда вовсе не вытекает, что первая всегда превалирует над второй. Бывает и наоборот, а в условиях военной обстановки внешняя политика даже "всегда превалирует над политикой внутренней"*(30).

Затем, из ленинско-сталинского учения о единстве внешней и внутренней политики вовсе не вытекает тождество между ними. Иначе говоря, было бы ненаучно отождествлять всегда и, безусловно, внешнюю, и внутреннюю политику с точки зрения их конкретного содержания.

Так, например, коренная историческая задача внутренней и внешней политики Советского государства заключается в построении полного коммунистического общества в СССР. Однако отсюда вовсе не вытекает, что в области внешней политики оно стремится к насильственному изменению социального строя в окружающих его государствах. В известной беседе с Рой Говардом товарищ Сталин указывал: "Если Вы думаете, что советские люди хотят сами, да еще силой, изменить лицо окружающих государств, то Вы жестоко заблуждаетесь. Советские люди, конечно, хотят, чтобы лицо окружающих государств изменилось, но это дело самих окружающих государств"*(31).

"У нас нет и не может быть таких целей войны, - говорит товарищ Сталин, - как захват чужих территорий, покорение чужих народов, все равно, идет ли речь о народах и территориях Европы, или о народах и территориях Азии, в том числе и Ирана. Наша первая цель состоит в том, чтобы освободить наши территории и наши народы от немецко-фашистского ига.

У нас нет и не может быть таких целей войны, как навязывание своей воли и своего режима славянским и другим порабощенным народам Европы, ждущим от нас помощи. Наша цель состоит в том, чтобы помочь этим народам в их освободительной борьбе против гитлеровской тирании и потом предоставить им вполне свободно устроиться на своей земле так, как они хотят. Никакого вмешательства во внутренние дела других народов"!*(32).

Между внешней и внутренней политикой социалистического государства существует полное единство в вышеуказанном смысле. При этом внешняя политика СССР в соответствии с самой природой социалистического строя отличается неизменностью, постоянством и систематичностью.

Этого нельзя сказать относительно внешней политики других государств. Внутренние экономические противоречия, неустойчивость внутриполитической системы в большинстве этих государств, переходы от одной формы правления к другой, непрекращающаяся борьба классов, частые падения и смены правительств, из которых каждое часто проводит политику, противоположную политике своего предшественника*(33), - создают не только внешнеполитические противоречия, но даже иногда противоречия между внешней и внутренней политикой одного и того же государства в тот или иной период.

Таким образом, изменчивость соотношения между внешней и внутренней политикой и определенные метаморфозы внутри первой исторически возможны.

Так было, отчасти, и в истории России до Великой Октябрьской социалистической революции. В отдельные исторические периоды Русское государство, даже при реакционной крепостнической внутренней политике царского правительства, на международной арене проводило не раз прогрессивную политику, а иногда даже более передовую, чем западноевропейские страны (например, в отдельные моменты при Екатерине II, при Александре I в 1812 г. и т.д.).

В связи с этим следует вспомнить известное замечание Маркса о стремлении России выдвигать "в подходящую минуту и в подходящем месте неотложные вопросы цивилизации в порядок дня мировой истории"*(34).

Известно также высказывание Энгельса о действительно прогрессивной роли России по отношению к Востоку*(35).

Все это говорит о недопустимости какого-либо шаблонного и одностороннего подхода к определению роли России в истории развития международно-правовых отношений.

Затем надо иметь в виду, что глубоко революционный характер социалистической культуры в нашей стране не означает, разумеется, отрицания культурных достижений прошлого, не означает отказа от культурного наследства русского и других народов. Напротив, все действительные достижения культуры русского народа, как бы они далеко ни уходили в прошлое, высоко ценятся Советским государством. "Большевики не из числа людей, - говорил товарищ Молотов, - не помнящих родства со своим народом. Мы, большевики, вышли из самой гущи народа, ценим и любим славные дела истории своего народа, как и всех других народов"*(36).

Такое отношение советского народа к славным делам своей истории вполне соответствует марксистскому пониманию истории.

Маркс и Энгельс учат: "История есть не что иное, как последовательная смена отдельных поколений, из которых каждое эксплуатирует материалы, капиталы, производительные силы, переданные ему всеми предшествующими поколениями, в силу чего оно, с одной стороны, продолжает унаследованную деятельность при совершенно изменившихся обстоятельствах, а с другой - видоизменяет старые обстоятельства посредством совершенно измененной деятельности"*(37).

Социалистическое государство, советская наука и искусство творчески воспринимают лучшее из культурного наследия прошлого русского народа.

Советские офицеры и солдаты воспитываются в боевых традициях русской армии, тщательно изучая тот неоценимый вклад, который она внесла в мировое военное искусство.

Мужественный образ великих полководцев земли русской вдохновлял советских воинов в Великой Отечественной войне против немецких захватчиков.

"Пусть вдохновляет вас в этой войне, - говорил товарищ Сталин 7 ноября 1941 г. на Красной площади в Москве, - мужественный образ наших великих предков - Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!"*(38).

Советская дипломатия совершенствует свое искусство, изучая лучшие образцы из прошлого русской дипломатии, хотя, как известно, между русской дореволюционной дипломатией и дипломатией социалистического государства существует принципиальное различие*(39). Должна быть решительно отклонена всякая идея политической преемственности между русской дореволюционной дипломатией и советской внешней политикой, встречающаяся в той или иной степени и форме в зарубежной литературе.

Особое качество советской дипломатии органически связано с ленинско-сталинскими принципами внешней политики Советского Союза, с принципами, коренящимися в самой природе социалистического государства.

"Внешняя политика Советского Союза ясна и понятна:

1. Мы стоим за мир и укрепление деловых связей со всеми странами, стоим и будем стоять на этой позиции, поскольку эти страны будут держаться таких же отношений с Советским Союзом, поскольку они не попытаются нарушить интересы нашей страны.

2. Мы стоим за мирные, близкие и добрососедские отношения со всеми соседними странами, имеющими с СССР общую границу, стоим и будем стоять на этой позиции, поскольку эти страны будут держаться таких же отношений с Советским Союзом, поскольку они не попытаются нарушить, прямо или косвенно, интересы целости и неприкосновенности границ Советского государства.

3. Мы стоим за поддержку народов, ставших жертвами агрессии и борющихся за независимость своей родины.

4. Мы не боимся угроз со стороны агрессоров и готовы ответить двойным ударом на удар поджигателей войны, пытающихся нарушить неприкосновенность Советских границ"*(40).

Такой ясности и определенности не было и, разумеется, не могло быть у русской дореволюционной дипломатии. Нередко она была окутана густой завесой тайн. И это неудивительно, так как "искусство и деятельность всех существовавших доселе правителей и их дипломатов" сводились к тому, чтобы "натравливать народы друг на друга, использовать один народ для угнетения другого и таким образом обеспечить дальнейшее существование абсолютной деспотической власти"*(41).

Вот почему основоположники марксизма - Маркс и Энгельс - призывали рабочий класс "самому овладеть тайнами международной политики...", самому "...следить за дипломатической деятельностью своих правительств и в случае необходимости противодействовать ей всеми находящимися в его распоряжении средствами; в случае же невозможности предотвратить ее - объединяться для одновременного разоблачения ее и добиваться того, чтобы простые законы нравственности и справедливости, которыми должны руководиться в своих взаимоотношениях частные лица, стали высшими законами и в отношениях между народами.

Борьба за такую иностранную политику составляет часть общей борьбы за освобождение рабочего класса"*(42).

Искусство русской дореволюционной дипломатии стояло иногда на весьма высоком уровне, и это мы еще будем отмечать, но на нем неизбежно лежала печать классовой ограниченности дореволюционной России, ввиду чего, например, "ее мудрость регулярно терпела крушение, когда дело шло о том, чтобы понять исторические движения самих западноевропейских народов..."*(43).

Все лучшие стороны русской дореволюционной дипломатии, объективно служившие целям создания и укрепления Русского государства и защиты его независимости от внешних посягательств, должны изучаться и соответственно использоваться советской дипломатией.

В известной телеграмме к Шаумяну 14 февраля 1918 г. Ленин требовал "научиться дипломатии"*(44). Советская дипломатия, неуклонно следуя этим требованиям, тщательно и творчески изучает лучшие образцы в истории передовой дипломатии зарубежных стран, а также, в особенности, лучшие стороны дипломатического искусства Русского государства.

Не может быть забыта также творческая роль России в прошлом в деле развития и упрочения основных начал международного права, начал, которые являются, как мы уже отмечали, непременной составной частью современной культуры.

Советское государство в своем отношении к международному праву продолжает лучшие традиции русского народа, поднимая на новую принципиальную ступень свое творческое влияние на укрепление и развитие основных начал международного права, особенно в период Второй мировой войны, когда решались судьбы целых народов, и после ее окончания, когда стоит задача закрепления победы.

В известной советско-польской декларации от 4 декабря 1941 г. подчеркивалось, что обеспечение прочного и справедливого мира после разгрома гитлеровской Германии может быть достигнуто только новой организацией международных отношений, основанной на объединении демократических стран в прочный союз, и что при создании такой организации "решающим моментом должно быть уважение к международному праву, поддержанному коллективной вооруженной силой всех Союзных Государств"*(45).

Ныне такая организация создана, это - Организация Объединенных Наций (ООН). Однако она окажется эффективной лишь при одном существенном условии, а именно: "...если великие державы, вынесшие на своих плечах главную тяжесть войны против гитлеровской Германии, будут действовать и впредь в духе единодушия и согласия"*(46).

При этом она "не должна стать и орудием какой-либо великой державы, так как претензия на руководящую роль какого-либо одного государства в общих мировых делах несостоятельна в такой же мере, как и претензия на мировое господство"*(47).

Товарищ Сталин подчеркнул, что сила этой организации состоит в том, что она базируется на принципе равноправия государств, а не на принципе господства одних над другими, и что, если ей удастся сохранить и впредь принцип равноправия, то она, безусловно, сыграет большую положительную роль в деле обеспечения всеобщего мира и безопасности*(48).

В своем докладе 6 ноября 1944 г. товарищ Сталин отметил великую заслугу советского народа перед историей человечества: "Советский народ своей самоотверженной борьбой спас цивилизацию Европы от фашистских погромщиков"*(49).

Международное право является необходимым и существенным элементом современной цивилизации и культуры. Советский народ выступает в качестве величайшего творческого фактора укрепления и углубления подлинно демократической международной законности. А русский народ - старший брат среди народов великого Советского Союза.

Советский народ, советская общественность поэтому знают и ценят то лучшее, что было внесено в прошлом русским народом, Русским государством в дело творческого формирования основных норм современного международного права.

Это, в особенности, важно знать ныне, когда наша отчизна избавлена от угрозы немецкого нашествия на Западе и японского нашествия на Востоке, когда происходит процесс творческого восстановления исторических прав нашего государства, в частности, на различные территориальные районы, и когда гармоническое и естественное единство между народом и государством в СССР получает свое дальнейшее закрепление и эффективное поступательное развитие, и когда подлинная народность советского патриотизма поднимается на еще более высокую ступень.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: