Условия и факторы, определившие своеобразие японских культурных практик освоения пространства

 

Японская культура очень интересна и разнообразна. Также она имеет очень длинную историю, которая делится на множество периодов. В самые древние времена Япония была очень самобытна и неповторима, а начиная с VII века нашей эры начало происходить очень много культурных изменений из-за развития внешних связей с Кореей и Китаем. Так, множество идей, учений, стилей в искусстве японцы переняли у своих западных соседей, со временем видоизменив их и подчинив под собственную, уже устоявшуюся культуру. Невозможно избегать тот факт, что древняя и средневековая Япония вбирала в себя множество вещей из Китая, но вместе с тем будет очень неверно называть японскую культуру «копией» великой империи.

Условий и факторов, определивших своеобразие японских культурных практик освоения пространства, большое количество. Начать прежде всего стоит с географических и природных условий Японии.

Япония – островное государство, со всех сторон окруженное водой: с востока ее омывает Тихий океан, с других сторон света берега выходит на Японское, Охотское и Восточно-Китайское моря. В доисторические времена японские земли еще не были отделены от континента и от групп островов южнее нынешней Японии. В. Елисеефф утверждает, что примерно 12000 лет до нашей эры японский архипелаг окончательно отделился от «большой земли» из-за многочисленных подземных движений и горообразований, обособляясь в знакомом сейчас облике[11].

Большую часть облика страны представляют собой горы и возвышенности, которые занимают более двух третей всей площади территории. Поскольку Япония располагается прямо на стыке литосферных плит, горы все еще продолжают изменяться. Из-за этого же происходят одни из самых главных факторов, определивших всю архитектуру, – частые землетрясения и извержения вулканов. В некоторые дни наблюдается до двух-трех небольших сотрясений земли, реже случаются ощутимые, как, например, великое землетрясение Канто в 1923 году. Часто такие землетрясения приводят к другому опасному явлению, затрагивающему, в основном, береговую линию, – цунами, которые иногда достигают двадцать метров в высоту.

Вулканическая активность происходит с такой же высокой периодичностью. В Японии более 150 вулканов, 40 из которых до сих пор считаются действующими. Во время извержения многие близлежащие деревни могут оказаться засыпанными пеплом и серой[12].

Такое многообразие жизнеугрожающих природных факторов довольно сильно влияло на архитектуру и на жизнь японцев в целом.

Кроме того, одним из определяющих условий стал горный ландшафт. На каждом из основных островов тянутся горные хребты разной высоты и формы. Так, на островах Хоккайдо и Хонсю есть скалистые хребты с крутыми склонами в центральной части, а Кюсю и Сикоку отличаются холмами и горами средней высоты. Подобный рельеф сильно отражается на сельском хозяйстве и строительстве, поскольку две трети землей Японии непригодны для земледелия из-за угла уклонов. В основном, горы покрыты лесами из самых разнообразных пород деревьев из-за разницы в климатических условиях на разных высотах. Во все времена густые леса занимали больше половины всей территории островов, являясь основным материалом для строительства жилых домов. Равнины же располагаются, по большей части, по береговым линиям или в долинах горных хребтов, где и развивались основные города страны и сельскохозяйственные земли.

Климат также относится к важному фактору, который определил строительство домов. Япония – страна с теплым муссонным климатом, и муссоны влияют на погоду во все времена года. Зимой они понижают температуру и, как утверждает А.Д. Мякин, делают это время года холоднее, чем оно должно быть, учитывая географическое положение японских островов[13]. Муссоны приносят снегопады в западные регионы страны и дожди – в остальные районы. С их приходом в ноябре наступает зима. Иногда холодные ветры отступают, и на недолгое время приходят теплые дни. Зима на южных островах Японии – Сикоку, Кюсю и Рюкю – более мягкая, туда редко приходят снегопады, зато лето гораздо более знойное, чем на Хонсю.

Летние муссоны продолжаются с начала июня по середину июля. Исключением является только остров Хоккайдо, где даже во влажный июнь не бывает обильных осадков. После жаркого и сухого августа наступает второй период осадков, переходящий в осень[14].

С севера на юг японский архипелаг протягивается на три тысячи километров, так что погодные условия в регионах сильно отличаются друг от друга. Так, к примеру, когда на островах Окинава в январе расцветают цветы вишневого дерева сакура, на острове Хоккайдо еще продолжается суровая зима. Главная японская гидрометеорологическая служба утверждает, что год в Японии делится четко на четыре времени года: весна (с марта по май), лето (с июня по август), осень (с сентября по ноябрь) и зима (с декабря по февраль). Также традиционно выделяют пятый сезон года – сезон дождей цую (梅雨), который длится с июня по середину июля. В этот недолгий период температура может превышать 30 градусов по Цельсию, а влажность практически стопроцентная.

Осень отличается своим спокойствием и теплой погодой; летний муссон уже ушел, а зимний еще не вошел в силу. Это время года сильно отличается от привычных евразийских холодов и слякоти. В Японии можно судить о приходе осени только тем, что листья всей растительности меняют окраску на желтые и красные оттенки. Температура, бывает, остается такой же высокой, как и летом. Однако нередко затишье прерывается грозными тайфунами, наносящими вред экономике страны, поскольку сильные порывы ветра могут разрушить многие постройки и даже унести человеческие жизни.

Отдельно выделяется японская весна, с неустойчивой погодой и расцветом всех растений. Особенно ценится вишневое дерево сакура, из любования цветами которого японцы создали собственный фестиваль ханами (花見)[15]. Это одно из событий, которое в первую очередь ассоциируется с японской культурой. Но кроме красоты, весна приносит множество опасностей из-за разлива рек.

Рек на японском архипелаге большое количество, которые в своем большинстве берут начало в горах, и с приходом тепла и таяния снегов на возвышенностях они сильно разливаются, принося большие убытки прибрежных деревням и городам. Сами реки достаточно короткие, потому что самые удаленные пункты не уходят от береговой линии дальше, чем на 150 километров. Между тем, изменения в руслах рек происходит и из-за большого количества осадков в течение всего года. Немаловажен и тот факт, что водоемы обеспечивают японское хозяйство. К примеру, выращивание риса, основного блюда японцев, невозможен без воды. По рекам сплавляют древесину, и они же представляют важный источник энергии.

В продолжение к разговору о факторах своеобразия японских культурных практик освоения пространства необходимо сказать о религиозных воззрениях в Японии: синтоизме и буддизме.

Синтоизм является исконно японской религией, определившей не только архитектурные принципы, но и все культурные аспекты жизни японцев. Впрочем, назвать синтоизм исключительно религией трудно, поскольку это все же больше «отношение к жизни: у него нет основателей, пророков, собственно учений и текстов»[16]. Традиционно японцы поклонялись силам природы и ее элементам: рекам, горам, деревьям и животным. Их обожествление отражается в мифах и легендах о ками (神) – божествах, которые обитают водоемах, старых деревьях, камнях, кроме того солнце и луна также являлись предметом поклонения; сюда же входит вера в магию и действенность талисманов и амулетов для защиты от враждебных ками. Первыми источниками о японском веровании есть самые первые письменные записи: «Кодзики» и «Нихонги», где описывается «эра богов». Сам термин «синто» происходит от японского 神道 (синто:) – «Путь Богов». Главный принцип синтоизма - жизнь в согласии с природой и миром, населенным духами сверхъестественных существ и умерших предков[17]. Кроме этого, синтоистские воззрения помогали людям переживать естественные потрясения: землетрясения, цунами, тайфуны, наводнения, засухи. Японцы издревле стали молиться богам для того, чтобы те уберегли их и их урожаи от катастроф, принося им подношения (часто рис или рисовое вино). Со временем моления превратились в фестивали при синтоистских храмах с песнями, танцами и общими подношениями. К примеру, осенний праздник кагура известен своими ритуальными песнями, которые воспевали богов солнца[18]

Буддизм проник в Японию через Корею из Китая в VI веке нашей эры и очень быстро распространился по стране, предлагая спасение в этом мире всем последователям религии. В Японии не прижились строгие принципы Малой колесницы. Демократичность и простота Большой колесницы подходила японцам гораздо больше, тем более учения школы дзэн были очень схожи с синтоистскими взглядами. Важно сразу сказать, что впоследствии буддизм и синтоизм благополучно друг с другом, что заметно по сей день, поскольку оба предполагали в себе близость к природе и уважительное отношение к ней: «единство всего живого» - так звучит центральная идея дзэн-буддизма[19]. В ней также заключается мысль, что вселенная – это тело Будды, а человек, который будет близок к природному миру, будет близок к самому Будде и пути истины (просвещению). Жизнь в единстве и миром с природой поможет найти спасение уже в этом мире до смерти. Японцы понимали это по-своему, обращая повседневные дела в ритуальные действа, используя при этом естественные и натуральные вещи и материалы.

Повседневность японцев пронизана буддизмом, что заметно также в практиках освоения пространства. Очень многие здания любого типа строили в соответствии с тремя критериями дзэн-буддизма: ваби – душевный покой, саби – опыт, каруми – скромность[20]. Особым понятием буддизма является «пустота», которая стала ключевой особенностью японского дома. Умение видеть «пустоту» – это постижение мудрости, а затем и постижение высшей истины.

В этой главе были описаны основные понятия культурных практик освоения пространства и важнейшие факторы, повлиявшие на возникновение специфических японских культурных практик. Далее уже стоит поговорить о том, как китайские культурные практики освоения пространства повлияли на развитие уже установившихся японских, а затем установить сами практики в деятельности человека: строительстве жилых домов, культовых сооружений, садово-парковых ансамблей и административных учреждений.

 






double arrow
Сейчас читают про: