Влияние китайских культурных практик освоения пространства на японские
Дальневосточная цивилизация с древних времен имела главный культурный центр – Китай. На него равнялось большинство возникающих и развивающихся государств во многих сферах жизни: политический строй, религиозные воззрения, моральные установки и уклад жизни в быту. Примеров подобных заимствований китайской культуры можно привести огромное множество; в этом параграфе будут описано влияние китайских культурных практик освоения пространства на японские.
Отражение китайской культуры в японской повсеместно. Соприкосновение зарождающейся культуры Японии и уже сложившейся культуры Китая происходило еще с начала первого тысячелетия. Одним из самых известных ранних случаев влияния Китая на Японию – это подарок ханьского императора Гуан-ди японским послам «народа Ва» золотой печати в 57 году н.э. В китайском летописном источнике Хоу Ханьшу описывается, как «варвары» принесли дань императору, который взамен вручил им золотую печать[21].
Дальнейшие случаи взаимодействия культур происходят с VII века н.э. Так, в период Асука в Японию из Китая и Кореи приходит буддизм; кроме этого, влияние западных соседей отразилось практически на всем искусстве. В этот же период японских детей, предпочтительно юношей, отправляли на обучение в Китай; нередко можно заметить сравнение Японии и Китая со старательным учеником и мудрым старцем, передающим свои знания юнцу[22]. Заимствования стали особой чертой японской культуры, поскольку нововведения очень органично вписывались в уже сложившуюся картину японского менталитета и жизни в целом. Каждый раз в истории Японии заимствования были очень естественными и добровольными, поскольку островное государство, отделенное от прочих стран морями, не знало иноземных вторжений и насильственных изменений культурной среды[23].
Множество китайских культурных практик освоения пространства перешло в японскую традицию. Начать прежде всего стоит с дуальной концепции инь-ян.
Само учение об инь и ян возникло еще в древнем Китае, перенесено на японский архипелаг было примерно в середине первого тысячелетия нашей эры. В Японии оно известно под названием «фусуй» (陽陰). Особых видоизменений в основных категориях понятия «инь-ян» не было при перенесении его в японскую среду. Основными принципами учения являются: дуализм всего в мире, где инь представляет собой женское, темное, холодное и неблагоприятное, а ян, наоборот, мужское, светлое, теплое, благоприятное; из вечного сопротивления и соотнесения двух противоположностей возникли 10000 вещей, а также пять первоэлементов; а также Робин Ван исследует идею о силе ци, которая связана с концепцией о двух противоположностях и пронизывает все в мире, влияя на ход событий и жизнь людей[24].
Эти две абсолютно разные силы непрерывно борются, однако составляют единое целое – гармоничное состояние тела человека и всего мира. Благодаря инь и ян ночь сменяется днем, зима – летом, вдох – выдохом. Если инь и ян идеально балансируют, то все окружающее их тоже находится в спокойствие и порядке, но как только чаша весов тянется на сторону одной из сил, то наступает хаос. Он проявляется в болезнях или беспорядке на Земле. Именно из инь и ян были порождены пять первоэлементов. Майкл Лёве пишет о том, как инь и ян по разному проявлялось в разных первоэлементах и разной силе действия – но именно это повлияло на то, что их противодействие управляло миром[25].
Проявление идеи об инь и ян можно найти в распределении пространства в японских аристократических домах, где обязательно существуют женская и мужская половины, отделенные друг от друга, и обитатели дома не могли без разрешения заходить на половину противоположного пола. В «Повести о Гэндзи», написанной еще в эпоху Хэйан, Мурасаки Сикибу описывала дворцы и дома тех времен и расположение в них залов, и одной из особенностей было как раз то, что женщины проживали отдельно от мужчин, и те могли посещать их только с разрешения старших или самих обитательниц покоев[26].
Другой важной концепцией, повлиявшей на становление китайских культурных практик освоения пространства и перешедших затем в Японию, стала У-син – идея о пяти первозданных элементах.
В основе китайской картины мира лежит цифра 5. На ее сакральное значение указывает то, как много вещей имеют пятикратное значение – четыре стороны света и Поднебесная, – и в обозначении времен года: год в Китае делится на пять сезонов: зиму, весну, лето, межсезонье и осень. В древнейшей истории называются имена пяти мудрейших императоров: Хуан-ди, Чжуань-сюй, Ку, Яо, Шунь[27]. Существует идея о том, что подобное деление происходит от тела человека, ведь древние люди, смотря на себе подобных, замечали, что на руках и ногах по пять пальцев, также, как и ног, рук и головы.
В Японии цифра пять играет также сакральное значение. Каждое обозначение пятизначной системы имеет свой термин на японском языке: пять первоэлементов (дерево, огонь, земля, металл, вода) – гогё, пять добродетелей (человеколюбие, справедливость, вежливость, мудрость, верность) – годзё, пять великих начал в буддизме (земля, вода, огонь, ветер, небо) – годай и так далее[28].
В архитектуре происходило соединение двух принципов фэн-шуй: строгое расположение зданий ближе к центру, четкость и симметрия, и творческая свобода в удаленных районах. Если первый аспект доказывает преемственность китайских традиций, то вольность в градостроении присуща именно традиционной японской архитектуре эпохи Хэйан[29].
Вышесказанные теоретические аспекты культурных практик освоения пространства в Японии очень четко проявлялись в разных аспектах архитектуры и повседневной жизни.






