Представления о культурных практиках освоения пространства в современной науке

 

В настоящее время изучение культурных практик распространено не широко, поскольку чаще пишут об отдельных понятиях: культуре, практиках во многих сферах жизни. Культурные практики освоения пространства исследуются еще реже. Прежде чем приступить к описанию научных деятелей, которые затрагивали эту тему, стоит обозначить главные понятия работы.

Под культурными практики понимаются виды деятельности человека или группы людей, направленные на организацию своих действий и опыта, исходя из разных целей; реализация самой культуры в разных практических проявлениях[3]. Бывают они культурными практиками повседневности и не повседневности.

Культурные практики освоения пространства относятся к виду повседневных практик. Под ними понимается деятельность, которая направлена на организацию поселений, жилищ или хозяйственных, административных, культовых сооружений, и других. Чаще всего, традиционные культурные практики освоения пространства во всей полноте показывают мировоззрение, аспекты культуры и особенности повседневной жизни индивида или всего народа целиком. Изучение особенностей освоения пространства очень помогает в понимании всей культуры целиком, ведь в ней хранится множество культурных кодов и символов, которые дополняют культурную картину.

Культурные практики состоят из предпосылок к зарождению культурного пласта: представлений о географических особенностях, религиозных воззрениях, философских размышлений; собственно, практической деятельности человека: его повседневности и быта, архитектуры, живописи, музыки, народного искусства и многого другого.

Пространство повседневности является отдельной сферой изучения и философии, и культурологии. Если в философском контексте «пространство» – это метафизическая субстанция, которая сложно поддается описанию и осмыслению, то в «бытовом» смысле ее отличает то, что начальной точкой пространства становится индивид и его практическая деятельность в этом пространстве. Для него специфично определение границ, которые чаще всего ограничиваются местом проживания человека: домом, ближайшими объектами или городом. Иногда за критерий границ берут больший обхват территории, если человек или группа имеет привычку перемещаться в этом пространстве. Кроме этого выделяют социальное пространство, которая рассматривается как место общения людей в разных социальных ролях и ситуациях.

«Ядром» пространства повседневности чаще всего указывают дом, который в свою очередь также не является единым целым, поскольку в нем выделяют различные зоны проживания человека: зоны досуга, совместного нахождения, приема пищи, отдыха, ухода за телом и тому подобные места[4]. Новикова Н.Л. также предложила краткую структуру повседневного пространства, которая состоит из сфер предметов и быта, переживаний и самоанализа[5].

Во всей истории человек пытался осознать, чем является пространство вокруг него. В философии пространство осмысливали с древних времён ещё греческие философы: Демокрит, Эпикур, Зенон, Платон, Аристотель. Вместе с этим древняя философия понимала «пространство» как абстрактное понятие, о котором размышляли совместно с понятием «время». Одним из главных онтологических вопросов этой темы являлся вопрос о том, существуют ли эти две сущности вне сознания человека. Более современные взгляды стали появляться гораздо позже, примерно с XVII. Более углублённые размышления появились в философии XIX-XX веков, связанные с именами Э. Гуссерля, О. Шпенглера, В. Вернадского, М. Хайдеггера, Ж. Бодрийяра. Другие зарубежные исследователи культуры повседневности такие как, Й. Хёйзинга, Ж. Ле Гофф касались проблематики освоения пространств.

Говоря об исследователях, изучением конкретно культурных практик освоения пространства занимались немногие деятели культуры. Изучением этой темы занималась Ляпкина Т.Ф., где в одной из работ подробно рассматривала пространство Восточной Сибири. Ляпкина Т.Ф. уделяла внимание исследователям культурного пространства как во всем мире, так и основательно в Сибири. Так, в ее автореферате диссертации указано, что после освоения восточных земель создание культурного ландшафта происходило поэтапно, как и последующее освоение. Коренные народы не выказывали сопротивления в огосударствлении их поселений, помимо этого они активно включались в деятельность новых городов. Традиционная же культура Восточной Сибири, как утверждает Ляпкина Т.Ф., состоит из двух образов: кочевника и сибиряка (представителя оседлой культуры), которые не только не конфликтуют, но взаимодополняют друг друга и сочетаются в единую культуру Дальнего Востока России[6]. Все это ярко отражается на мировоззрении народов и на их освоении пространства.

Немного раньше в своем учебном пособии Козьякова М.И. содержательно рассматривала городское и бытовое пространство во многих периодах истории Европы, начиная от античности и заканчивая Новым временем. Так, к примеру, описывая жилище человека в средневековье, Козьякова М.И. поясняет причины строительства домов средневекового типа: защита от внешних врагов и превращение дома в крепость[7]. А спустя столетия, в эпоху классицизма, аристократический дом стал светлым и изящно простым пространством, куда всегда приглашали гостей.

Пространством повседневности занимался Лелеко В.Д., поделив его на три зоны: физическое пространство, перцептуальное пространство и концептуальное пространство. Первым Лелеко В.Д. называет основным местом проживания человека, к которому относится как непосредственно дом, так и близлежащие к нему территории. А в концептуальном пространстве соединяются оба предыдущих; здесь раскрываются культурные ценности и смыслы деятельности человека[8].

В.П. Большаков в своих трудах, исследуя как культуру повседневности разных стран, так и отдельно культурные практики, в том числе и культурные практики освоения пространства. Также частично эту тему рассматривала Махлина С.Т. со стороны семиотики. Так, в главе «Интерьер и Фэн-шуй» изучаются принципы фэн-шуй в перспективе повседневности и его влияния на домашний интерьер. Прежде всего фэн-шуй использовался в Китае, но японская культура также изобилует примерами, где китайская наука о геомантии влияла на строительство городов и отдельных знаний. Известна история о том, что древняя столица Хэйан была построена в соответствии со всеми геомантическими законами, практически копируя китайскую столицу Чанъань[9].

Изучением исключительно японских культурных практик освоения пространства занимались многие научные деятели. Известный искусствовед и японист Виноградова Н.А. подробно описывала историю архитектуры Японии в контексте искусства. В ее работах внимание уделяется не только стили, материалы и структура зданий, но также факторы, обозначившие специфическую японскую культуру; Виноградова Н.А. много рассуждает о причинах возникновения особых культурных практик в Японии как в освоении пространства, так и во всех аспектах многогранного искусства восточной страны. Японские сады стали предметом подробного исследования, на примере которого было рассказано об особенностях японских концептах пространства.

Несколько статей Сытник В.М. посвящены изучению особенностям японского пространства. Она раскрывает основные концепты культурных практик освоения пространства, влияние буддийской философии на их становление, определила главенствующие факторы развития исконно японского зодчества и проследила развитие до наших дней.

Кроме этого, Демидова Т.А. и Мостовой С.А. рассматривали японские сады в контекстах их исторического развития и принципах их формирования в ландшафтной архитектуре. Исследователи также уделяли внимание религиозным направлениям на создание японского сада, выделяли составляющие элементы сада с их и различной символикой.

Синицын А.Ю. описывал факторы, образовавшие уникальную культуру Японии, останавливаясь на природных условиях, таких, как климат, рельеф, стихийных бедствиях, ставших для Японских островов одними из главных особенностей, религиозных воззрениях, заимствования из соседних культур. Кроме этого, подробно был изучен традиционный японский дом минка с его архитектурными и пространственными особенностями[10].

Из иностранных ученых, занимающихся культурными практиками освоения пространства в Японии можно выделить Нобору Кавадзоэ, который изучал японскую архитектуру в ее историческом прогрессе.

Дальше стоит определить главенствующие условия и факторы, повлиявшие на становление культурных практик освоения пространства в традиционной Японии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: