Период. Идентификация беременности

КУРСОВАЯ РАБОТА

по Психология стресса и стрессоустойчивого поведения

 (название дисциплины)

 

на тему: Социально-психологическая адаптированность у беременных женщин

 

Студента (ки) 4 курса П/б-16-з группы

Направление подготовки 37.03.01 «Психология»

Профиль: «Психологическое обеспечение служебной деятельности в экстремальных условиях»

Тищенкова Д. Д

(фамилия и инициалы студента)

 

Руководитель доцент к.пс.н. Пономаренко И.Л

                (должность, ученое звание, научная степень, фамилия и инициалы руководителя)  

 

                                                        

Национальная шкала ______________________   

Количество балов: __________Оценка: ECTS _____

                                         

                                     Члены комиссии     ______________ __________________________

                                                                                   (подпись)                  (фамилия и инициалы)

 

                                                                            ___________________________________________

                                                                                  (подпись)                   (фамилия и инициалы)

 

                                                                           ___________________________________________

                                                                                  (подпись)                   (фамилия и инициалы)

 

 

г. Севастополь – 2020 год

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Севастопольский государственный университет»

 

ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(наименование института полностью)

     Кафедра/департамент «               Психология                       »

                                              (наименование кафедры/департамента полностью)

Психология 37.03.01.

(код и наименование направления подготовки/специальности)

Общий

(наименование профиля/специализации)

Курс           4          Группа  П/б-16-з Семестр     8

ЗАДАНИЕ

на курсовую работу

студенту __Тищенковой Дарьи Дмитриевны_______________________________________________

 (фамилия, имя, отчество)

1. Тема работы «Социально-психологическая адаптированность у беременных женщин» ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

утверждена приказом по СевГПИ № ____ от«___»_____________ 20__ г.

2. Срок подачи студентом законченной работы «___»_____________ 20__ г.

3. Входные данные к работе:

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, который включает 30 наименований. Основной текст работы изложен на 37 страницах печатного текста, содержит 4 рисунка и 3 таблиц на 7 страницах. Работа содержит аннотацию на 2 страницы. Общий объем работы 44 страниц.

4. Содержание пояснительной записки (перечень вопросов, которые нужно разработать):

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;

2. Изучить особенности и различия первой и последующих беременностей;

3.Провести эмпирическое исследование на выявление социально-психологической адаптированности в период беременности;

4.Проанализировать результаты исследование и сравнить между первородящими и повторнородящими.

Работа содержит содержит___ 4 _ рисунков,___ 3 ___таблиц на ___ 7 __страницах.

5. Дата выдачи задания ________________________________________________________________

 

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

№ п/п Название этапов Курсовой работы   Срок выполнения этапов работы   Примечание
1 Выбор темы и разработка плана 19.11-26.11  
2 Разработка методологического аппарата 2.12-9.12  
3 Написание введения работы 12.12  
4 Анализ теоретических источников и написание первой главы 15.12-10.01  
5 Составление плана эмпирического исследования  13.01-17.01  
6 Проведение эмпирического исследования 20.01-27.01  
7 Анализ, обобщение, интерпретация и оформление результатов исследования 9.03-24.03  
8 Написание выводов и заключения 7.04- 21.04  
9 Составление списка использованной литературы 5.05  
10 Представление черного варианта работы руководителю 19.05  
11 Доработки по замечанием 4.06-5.06  
12 Представление чистого варианта работы 6.06  
13 Публичная защита курсовой работы 15.06  

                                                                 Студен    ______________ Тищенкова Д.Д.

                                                                                 (подпись)             (фамилия и инициалы)

       Руководитель курсовой работы  _____________    доц.Пономаренко И.Л.

                                                                                  (подпись)               (фамилия и инициалы)

 

 

Аннотация курсовой работы по психодиагностике

Выполнил (а) студент(ка): Тищенкова Дарья Дмитриевна
Тема: Социально-психологическая адаптированность у беременных женщин
Научный руководитель: Пономаренко Ирина Львовна
Цель: выявить социальные факторы, воздействующие на репродуктивное поведение женщины, а также проанализировать их влияние на состояние физиологического, психологического и социального благополучия в период беременности.
Объект: Социально-психологическая адаптация в период беременности
Предмет: социально-психологическая адаптированность беременных.
Гипотеза: Заключается в том, что повторнородящие женщины адаптированы к своей социальной роли более, чем первородящие.
Задачи: 1. Провести анализ имеющейся, по данному вопросу, научной литературы; 2. Изучить особенности и различия первой и последующих беременностей; 3.Провести эмпирическое исследование на выявление социально-психологической адаптированности в период беременности; 4.Проанализировать результаты исследование и сравнить между первородящими и повторнородящими.  
Методы исследования: Для достижения поставленных задач использовались такие методы исследования: изучение и анализ психологическо-педагогической литературы, провидение эксперимента, тестирования.
Использованы психодиагностические методики: 1. Тест отношений беременной (И.В. Добряков) 2.Самооценка психического состояния; самочувствие, общая активность, настроение (САН); 3. Методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина.
Краткое содержание: В первой главе проводим анализ научной психологической и педагогической литературы,  выделенная нами проблема наиболее полно нашла свое отражение в фундаментальных трудах в области социологии медицины академика А.В. Решетникова, работах А.В. Сахно, Ю. Щепина, В. Стародубова, В. Филатова, Е. Дмитриевой. Изучение статуса материнства, его социально-психологические аспекты отражены в работах В.А. Рамих, B.C. Мухиной, Г.Г. Филипповой, В.И. Брутман, А.Я. Варга, И.Ю. Хамитовой, Н.В. Боровиковой, О.В.Васильевой, Е.В. Могилевской. Его исторический аспект рассматривается в работах Н. Пушкаревой, Г.Г. Силласте, Т.А. Листовой. Так же в данной работе мы сравниваем социально- психологические параметры первородящих и повторнородящих женщин, кто из более подготовлен к своей социальной роли. В практической части проводим диагностическое исследование, которое посвящено социально - психологической адаптировоности беременных женщин.  Для реализации исследование, в данной главе были выбраны психодиагностические методики САН (самочувствие, активность, настроение), методика Сбилберга-Ханина «Определение уровня тревожности». Тест отношений беременной (ТОБ (б)) разработан И. В. Добряковым и предназначен для определения типа переживания беременности у будущей матери, и проанализированные полученные результаты.
Выводы: 1. Беременность – это физиологический процесс, во время которого в организме женщины из оплодотворенной яйцеклетки развивается плод, способный к вне утробной жизни. Нормально протекающая беременность длиться от 266 до 294 дней (т.е. 40 недель или 10 акушерских месяцев), считая от первого дня последней менструации до родов. 2. Период беременности женщина, воспринимает социальное окружение, как не совсем здоровый человек, находящийся в пограничном, кризисном состоянии. Причем, самовосприятие беременных часто соответствует общественному представлению. По мнению большинства специалистов в области медицины и психологии (Абрамченко В.В., Ланцбург М.Е., Филиппова Г.Г.), данное состояние является скорее физиологическим и психологическим кризисом, обусловленным как перестройкой механизмов адаптации всего организма, эмоциональными изменениями, так и новым состоянием развития личности женщины. 3. В практической части работы было проведено эмпирическое исследование. Качественный анализ эмпирических данных позволил сделать следующие выводы, что повторнородящие женщины более социально- психологически адаптированы и готовы к роли и статусу матери, чем первородящие женщины.    
Количество использованных источников: - 30

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 7

ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН.. 10

1.1 Психофизическое состояние беременной женщины.. 10

1.2 Факторы адаптации беременной женщины к социальной роли матери………………..……………………………………………………………..15

1.3 Особенности и различия первой и последущих беременностей. 18

Выводы по главе 1. 22

ГЛАВА II. ЭМПИТРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТИРОВОННОСТИ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕНОСТИ 23

2.1   Организация и методы исследования социально-психологической адаптированности беременных женщин. 23

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования. 26

Вывод по 2 главе. 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 32

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 34

ПРИЛОЖЕНИЕ А   37

ПРИЛОЖЕНИЕ Б …………………………………………………………...………38

ПРИЛОЖЕНИЕ В ….…………………………………………………………….….39

ПРИЛОЖЕНИЕ Г …………………………………………………………………...40

ПРИЛОЖЕНИЕ Д……………………………………………………………...…….41

ПРИЛОЖЕНИЕ Е……………………………………………………………………43

 

 

Введение

В современном мире беременная женщина может выбирать, чем ей заниматься: работать или нет, водить ли машину, летать ли на самолете, вести активный образ жизни или гулять лишь в близлежащем парке. Окружающие по мере сил стараются поддержать будущую маму, ведь все понимают, что выносить и родить ребенка – не простая задача. Актуальность темы исследования. Внастоящее время в России, происходит трансформация традиционных стереотипов репродуктивного поведения, меняются паттерны семейных отношений. Создание семьи откладывается на более поздний возраст, уменьшается количество детей в семье, дилемма «ребенок или карьера» все чаще решается женщинами в пользу карьеры.

Беременность - это такое событие жизни, в котором женщина играет главную роль. Беременность и роды включают гораздо большее, чем просто вынашивание и рождение ребенка. Беременность помогает женщинам прислушиваться к своему телу и позволяет этим руководствоваться в жизни. Беременность женщины обогащает жизнь мужчины чувством сопричастности с чем-то большим, что освобождает и учит жить не ради какой-то конечной цели, а ради самого ощущения жизни. Это ощущение дает возможность человеку остановиться и посмотреть на мир другими глазами. Войти в период беременности осознанно означает отвечать на нее со своей личной точки зрения. Те, кто принимает этот вызов, впоследствии испытывают радикальную смену взглядов на мир.

Выделенная нами проблема наиболее полно нашла свое отражение в фундаментальных трудах в области социологии медицины академика А.В. Решетникова, работах А.В. Сахно, Ю. Щепина, В. Стародубова, В. Филатова, Е. Дмитриевой. Значительный вклад в исследование социального статуса и социальной структуры внесли:

Дж. Мид, К. Дэвис, Е.А. Ануфриев, Т. Шибутани. Понятие социальной роли, введенное Р. Линтоном, широко используется в теоретических построениях Т. Парсонса, Р. Мертона, У. Томаса и др. В отечественной литературе выработаны фундаментальные представления о роли женщины в жизни общества (B.C. Соловьев, Н.А. Бердяев, В.В. Розанов), которые основываются на принципе равенства полов. Экономический аспект социальных ролей освещен в трудах Т.И. Заславской, В.В. Радаева, Р.В. Рывкиной, В.А. Ядова и др. Сосредоточены на выявлении взаимосвязи экономической ситуации и социального статуса женщины в российском обществе последнего десятилетия такие авторы как: Е. Весельницкая, С. Кайдаш, Ю. Градскова, Ч. Бернард и др.

Материнство - самый важный и значительный этап в жизни каждой женщины. Материнские чувства проявляются уже в раннем детстве, когда девочки играют в куклы и поют песни как мамы своему ребенку. Когда в семье появляется новый человек, матери теперь есть тот кому можно посвятить свою любовь, заботу, терпение и мудрость. Как правильно спланировать день, заботу о ребенке, муже, что может чувствовать женщина в течение первых двух месяцев после родов, что может ее беспокоить, как научится женщине чувствовать мир по новому. В гармоничной и крепкой семье, в атмосфере любви, взаимопонимания, помощи, новорожденный ребенок будет иметь счастливое детство и душевное здоровье, а родители гармонию во взаимоотношениях. Как отмечают в своих исследованиях Г.Н. Чумакова, Е.Г. Щукина, А.А. Макарова отношение матери к плоду во время беременности оставляет стойкие следы на развитии его психики.
    Цель исследования: выявить социальные факторы, воздействующие на репродуктивное поведение женщины, а также проанализировать их влияние на состояние физиологического, психологического и социального благополучия в период беременности.

Объектом курсовой работы: социально-психологическая адаптация в период беременности

Предмет исследования: социальная адаптированность беременных

Задачи:

1. Провести анализ имеющейся, по данному вопросу, научной литературы;

2. Изучить особенности и различия первой и последующих беременностей;

 3. Провести эмпирическое исследование на выявление социально-психологической адаптированности в период беременности;

4.Проанализировать результаты исследование и сравнить  между первородящими и повторнородящими.

Гипотеза исследование заключается в том, что повторнородящие женщины адаптированы к своей социальной роли более чем первородящие.

Для достижения поставленных задач использовались такие методы исследования:

— анализ научной психологической и педагогической литературы, касающейся протекание беременности женщин;

 — Тест отношений беременной (И.В. Добряков);

— Самооценка психического состояния; самочувствие, общая активность, настроение (САН);

 — Методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина.

Исследование проводилось Женской консультации № 2, г. Севастополь. Исследование проводились на 20 испытуемых, из которых 10 женщин были первородящими, а остальные 10 женщин повторнородящими.

 

 

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО АДАПТИРОВАННОСТИ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

Психофизическое состояние беременной женщины

Беременность – это физиологический процесс, во время которого в организме женщины из оплодотворенной яйцеклетки развивается плод, способный вне утробной жизни. Нормально протекающая беременность длиться от 266 до 294 дней (т.е. 40 недель или 10 акушерских месяцев), считая от первого дня последней менструации до родов.

В организме беременной женщины происходит целый ряд изменений, способствующих правильному развитию зародыша и плода, подготовке к родам и кормлению новорожденного. Возникновение и течение разнообразных физиологических процессов, связанных с беременностью, регулируются нервной и эндокринной системами[8].

Развивающийся организм является раздражителем нервных окончаний матки; раздражения передаются в ЦНС (преимущественно в подкорковые центры), где возникают соответствующие реакции, приводящие к изменению деятельности различных органов и систем. Возбудимость подкорковых структур и спинного мозга во время беременности снижается, это способствует расслаблению мускулатуры матки и обеспечивает матке состояние покоя. Перед родами возбудимость спинного мозга и рецепторов матки резко повышается.

Изменения в организме при наступившей беременности

Всевозможные особенности в психологическом состоянии женщин во время беременности можно рассматривать в качестве проявления адаптации организма и личности женщины к наступившей беременности и оценивать эти проявления с позиции различных уровней адаптации.

На биологический уровень адаптации в первую половину беременности заметное влияние оказывает один из яичников, во вторую - матка. Тонус вегетативной нервной системы по мере развития беременности повышается скачкообразно, обнаруживая образование своеобразных критических периодов для материнского организма. Так, в сроки до 12 недель преобладает тонус симпатико-адреналовой системы, во вторую половину 28-30 недель усиливается тонус обоих отделов, но с некоторым преобладанием холинэргических реакций. С позиции анализа нейродинамических процессов эмоциональное состояние беременных характеризуется тем, что при наличии положительного эмоционального фона в последние месяцы беременности имеет место активное состояние корковых процессов, приводящее к увеличению порога болевой чувствительности. В результате отрицательных эмоций, перенапряжения ЦНС ослабевает функциональная активность коры, снижается порог к болевым ощущениям. Как правило, эти состояния зависят от ожидания желанного или незапланированного ребенка, положительный или отрицательный настрой[21].

Непосредственно перед родами нарастает тревога, проявлением которой может быть гиперреактивность беременной, желание ускорить события. Психологические расстройства в последнем триместре наблюдаются в 60 – 80 % случаев[12].


период. Идентификация беременности

Этот период в большинстве случаев начинается и заканчивается еще до возникновения первых изменений в физическом состоянии женщины и непосредственно связан с осознанием факта беременности. В редких случаях беременность не осознается, несмотря на уже присутствующий соматический компонент. Изменение в самочувствии, задержка менструации и т.п. могут интерпретироваться как разного рода недомогания. Вопрос о  неосознании женщиной своей беременности в таких случаях является очень сложным. Имеющиеся в литературе данные, особенно касающиеся женщин, отказывающихся от ребенка, свидетельствуют, что речь должна идти о различных формах игнорирования признаков беременности как варианте личностных защитных механизмов.




double arrow
Сейчас читают про: