Характеристика мировых театров эпохи экспрессионизма

Экспрессионизм появился перед событиями первой мировой войны. Это направление предсказало, состояние кризиса, которая вскоре пришла стабильная европейская действительность. Экспрессионизм был помешан задачей расщепления жизни на видимость и суть.

Несомненное воздействие на экспрессионистов оказали пользовавшиеся широкой популярностью в кругах художественной интеллигенции концепции философов-идеалистов А. Бергсона и Э. Гуссерля. У Бергсона экспрессионистам близка его теория интуитивного постижения как единственного способа познания мира.

Расцвет драматургии экспрессионизма в Германии переживала в годы I мировой войны и после революции, вслед за отменой цензуры.

Театр виделся "духовным братством", причем в это братство входили теперь и зрители. Так они противопоставляли театр общей разъединенности и враждебности. Идея общины теперь постоянно присутствует в театральных произведениях. В 1919 году в Берлине был открыт театр "Трибуна. Театр должен был сформировать новое миросозерцание. В таком театре режиссер и актер часто выступали в качестве проповедника, или "пророка».На общую идею должна работать и символика спектакля. Так, считалось, что отрицательный персонаж не должен появляться в белом костюме, что мрак на сцене означает мрак в душе героя, а подъем по лестнице означает достижение героем цели.
Первый этап, который прошла немецкая режиссура экспрессионизма, принято называть "лирическим", или "провинциальным". Эти режиссеры работали вне Берлина - в Дармштадте и во Франкфурте-на-Майне, в Кельне и Дюссельдорфе, в Дрездене и Маннгейме. Густав Хартунг (1887-1946), Рихард Вайхерт (1880-1961), Отто Фалькенберг (1873-1947) строили свои спектакли как монолог персонажа, в котором сочетались его исповедь и проповедь одновременно. Так, спектакль Хартунга "Обольщение" был посвящен проблеме душевных мук героя Биттерлиха - молодого человека, переживающего первые столкновения с миром. На сцене царила атмосфера страха и неуверенности. Буквально все предметы, расположенные на сцене, были символами: дверь вела героя в небытие, в бездну, окно было выходом в мир, выходом к людям. Все первые экспрессионистские спектакли были посвящены одной теме - тотальной несовместимости героя с миром.
Позже в экспрессионистическом театре появляются политические мотивы. Первыми из них стали пацифистские. Страстным протестом против войны стала постановка Хартунгом пьесы Унру "Род" (1918), пацифистский тон отличал постановку "Антигоны" Газенклевера режиссером Р. Вайхертом. В спектакле К. Мартина по пьесе Толлер" "Превращение" критика прочитала призыв к революции, которая понималась как "революция духа" и всемирное "преображение". Так начался второй, берлинский, период в режиссуре экспрессионизма. Настроения тревоги и страха перед будущим при этом не исчезают, а скорее усиливаются, как усиливается и звучание социальных и политических идей. Три ведущих режиссера этого периода и отразили эти новые тенденции в искусстве театра: Леопольд Йесснер (1878-1945), Карлхайнц Мартин (1888-1948), Юрген Фелинг (1885-1968).
Мартин ставит свои спектакли на сцене театра "Трибуна". Сцена театра напоминала открытую эстраду, с которой актеры могли прямо обращаться в зрительный зал. Оформление сцены было простым: недвижные ширмы с заостренными кверху углами создавали фон для действия. Кульминацией спектакля были иногда совсем неожиданные сцены - в "Превращениях" это была сцена на кладбище и танец скелетов на костылях. Он выпустил в течение года четыре спектакля: "Флориан Гейер" и "Ткачи" Гауптмана, "Разбойники" Шиллера и "Гёц фон Берлихинген" Гете. 
Леопольд Йесснер предпочитал классику и современных пьес практически не ставил. Он в своих спектаклях создавал символический мир, в котором происходило не менее символическое действие. Мир был враждебен, в нем властвовали тираны и злодеи. Исходом и спасением для него могла быть только революция, которая и произошла в Германии в 1918 году. Спектакли этого режиссера были своеобразными вариациями на тему смены монархической власти на демократическую.
Впоследствии Мартин и Йесснер несколько меняют свой постановочный стиль. Мартин теперь больше занят не проблемой отдельной личности, но вопросами, связанными с действиями масс. Массовые сцены присутствуют во многих его спектаклях: толпа из безликой массы все чаще превращается в коллектив, то есть людей, объединенных общим интересом. Спектакли Йесснера постепенно приобретают большую размеренность, теряют свою монументальность.

Наиболее последовательным экспрессионистом на протяжении всей своей жизни оставался Юрген Фелинг. Каждая его постановка была насыщена темными и мрачными страстями, иступленными заклинаниями, экзальтированностью. Мир его спектаклей всегда пребывал на грани жизни и смерти. И этот баланс часто разрешался в пользу смерти. Персонажи существовали в пространстве нервносинкопированного ритма, они не знали покоя и уравновешенности. Элементы политики, что присутствовали в его спектаклях, все же были подчинены общему тону отчаяния и ужаса.

После волны популярности экспрессионистского театра в Германии, с 1923 года, стиль распространился на другие европейские страны и отправился за границу.

В Польше элементы экспрессионистского стиля можно найти в спектаклях Леона Шиллера в украшениях Анджей Пронашко, Винсента Драбека и Шимона Сырка. Театральные эксперименты включают выставку в 1927 году в Вильнюсе в театре «Редута» в полностью экспрессионистской мечте Фелиши Крушевской, дебютной пьесы режиссера Эдмунда Верчиньского. Маленькая девочка мечтает о кошмаре: она должна дойти до принца ночью в Варшаве с предупреждением о приближающейся Черной армии, за каждым ее шагом следует зловещий Зеленый Клоун, который висел на лампе.

В Великобритании Сиан О’Кейси подготовил искусство Серебряного Тасси (Серебряный Кубок, 1928) в духе экспрессионизма, который, однако, не был оценен и отвергнут лицами, принимающими решения в театре аббатства. Эшли Дюкс также способствовал экспрессионизму, а в авангардной театральной студии Gate Gate в Лондоне, в немецком репертуаре, а в конце 1930-х годов он организовал притчи Уистана Хью Одена и Кристофера Ишервуда в стиле сцены поэта. В конце третьего десятилетия можно было увидеть экспрессиониста Джона Пристли Джонсона над Иорданией. В области украшения для экспрессионистов Теренс Грей ссылался на свои проекты как изометрические украшения. Грей использовал различные комбинации монохроматических движущихся колонн, лестниц и посадок для постановки древних и современных предметов.

Также во Франции экспрессионизм распространился с сопротивлением. Режиссеры, которые использовали достижения этого стиля, могут включать Гастона Баты и Жоржа Питоева. Этот стиль был полностью очевиден только в выступлениях Жан-Луи Барро.

В русской культуре первой трети XX века экспрессионизм развивался как часть общеевропейского процесса разрушения основ позитивизма и натурализма. По наблюдениям ряда ученых, «одной из важнейших особенностей литературы рубежа стало изживание мощного - во всемирном масштабе - позитивистского влияния»

Важнейшим источником экспрессионистских тенденций в России были традиции русской литературы и искусства с их духовными исканиями, антропоцентризмом, эмоционально-образной экспрессией.

Направление в театре было конструктивизмом, распространенным Всеволодом Мейерхольдом, это была пропагандистская тенденция.

Американские драматурги, которые пишут экспрессионистическое искусство, включают таких художников, как Элмер Райс, Юджин О’Нил («Волосатая обезьяна», «Император Джонс», «Великий бог Браун»), Софи Тредвелл (Machinal), Лайош Эгри (Rapid Transit). Пол Грин. Адаптация Приключения Доброго солдата Швейка к Экспрессионистической музыке под названием Джонни Джонсон, Курт Вайль позаботился о музыкальной постановке, премьера состоялась в 1936 году.

 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: