Трактовка темы Отцеубийства в драматургии прошлых веков

На примере двух произведений, мы рассмотрим, что подразумевалось под темой отцеубийства в эпоху экспрессионизма. Первое – это произведение В. Газенклевера «Сын».

Вальтер Газенклевер Родился в 1890 году в Ахене в семье врача. В 1908 году начал изучать право в Оксфорде, позже перевелся в Лозанну. Во время учебы в Лейпциге в 1909-1914 годах начал проявлять интерес к литературе и философии. В 1910 году появилась его первая книга стихов «Города, ночи и люди» (нем. «Städte, Nächte und Menschen»). В 1914 году появилась его пьеса «Сын» (нем. «Der Sohn»), признаваемая ныне первым опытом экспрессионистской драмы. Его воодушевление в связи с начавшейся Первой мировой войной вскоре, после поступления на добровольную службу, сменилось резким протестом против войны. Газенклевер симулировал психическое заболевание и в 1917 году был уволен со службы. В том же году за своё переложение «Антигоны» Софокла он был удостоен премии Генриха Клейста. В 1920-е годы издал еще несколько пьес. Позже, при нацистах, его творчество оказалось под запретом, книги были внесены в списки для сожжения. Газенклеверу пришлось эмигрировать в Ниццу. Там он женился. Во время Второй мировой войны был дважды интернирован французами как подданный враждебного государства. В ночь с 21 на 22 июня 1940 года, после падения Франции, покончил с собой в лагере для интернированных в Ле-Милль близ Экс-ан-Прованса, чтобы не попасть в руки нацистам.

Герой пьесы В. Газенклевера «Сын», молодой человек, не сдавший экзамен, противостоит своему отцу, успешному и уважаемому в обществе врачу. Отец пытается подчинить своевольного юношу, тот бежит из дома. Его ненависть отцу перерастает в общественный протест против всего реакционного, что мешает развитию молодого поколения. В заключительном диалоге сын угрожает отцу револьвером, в результате чего он умирает от сердечного приступа. Таким образом, сын становится причиной смерти собственного отца. В драме В.Газенклевера «Сын» конфликт отцов и детей представлен на двух уровнях: во-первых, это семейный конфликт, во-вторых, это конфликт общественный, борьба сыновей против отцов, борьба нового против старого.

Бунт против отца в сознании героя перерастает в бунт против всего, что препятствует свободе молодого поколения. В пьесе борьба с отцами сравнивается с борьбой с феодализмом.

Конфликт поколений в пьесе является социально детерминированным. Сын стремится к улучшению мира, призывает к всеобщему освобождению ото всех оков. Тем не менее, его политические призывы носят абстрактный характер. Связь между отцом и сыном разрывается со смертью Отца, в результате чего Сын получает возможность начать свою собственную жизнь. Бунт против отцов в пьесе разрастается до протеста против Бога, поскольку религия, по мнению представителей молодого поколения, неотделима от буржуазного закоснелого сознания. Стилистические средства, свойственные экспрессионизму позволили подчеркнуть активный характер борьбы, осуществляемой главным героем, силу его переживаний. Второе произведение, которое я хочу рассмотреть – это «Отцеубийство» А. Броннена.

Броннен родился в Вене, Австрия. Его отец был евреем, и его мать была христианкой. Самая известная игра Bronnen является экспрессионизма драма Отцеубийство (Vatermord, 1922); его производство première примечательно, среди прочего, в том, что, из которого друг Bronnen, молодой Брехт на ранней стадии его режиссерской карьеры, удалился, после того, как доставил в больницу с недоеданием и актерами труппы под руководством Генриха Джордж, вышел на него. Согласно Кембриджскому руководству по театру, в «эротический, анти - буржуа, черный экспрессионизм» пьеса «вызвала сенсацию», когда он был в конечном счете выполняется.

Сюжет пьесы «Отцеубийство» А. Броннена схож с предыдущим. Молодой сын Вальтер стремится вырваться на свободу из угнетающей обстановки своей семьи, в чем ему мешает его отец Игнац. Конфликт приводит к отцеубийству. В драме «Отцеубийство» А.Броннена конфликт отцов и детей приобретает наиболее острую форму. Внешне все столкновения отца и сына основываются на их разном представлеш1и о будущем. Однако постепенно противники забывают свою первоначальную цель и борются за собственную индивидуальность. Инцест с матерью представлен как средство морального уничтожения отца. Атмосфера драмы необычайно напряжена, характерный для драматургии экспрессионизма мотив крика присутствует на всех уровнях текста и усиливает эмоциональный накал. Протест молодого поколения против авторитарных методов воспитания внутри семьи в рассмотренных пьесах символизирует протест детей против власти традиций, мешающих жить. Отцеубийство становится для героев единственным способом разрешения конфликта поколений. Оба сына переживают так называемое второе рождение, характеризующееся разрывом совсем, что было до смерти отцов. В этом заключается не только социальный посыл экспрессионизма - отказ от старого ради лучшего нового, но также эстетические задачи этого литературного направления – провозглашение нового искусства.

Действие обеих пьес ограничено во времени и пространстве. Атмосфера чрезвычайно напряженная, на всех уровнях текста присутствует мотив крика, характерный для экспрессионизма. Бунт сыновей выражается в эмоциональной речи, обильном количестве метафор, инверсий, эпитетов. Образы отцов и сыновей построены на контрасте. Игнац, отец Вальтера в пьесе А. Броннена, отрицает искусство, преклоняется перед вышестоящими. Его сын стремится обрести свободу, которую для него символизирует жизнь в деревне, вдали от городской замкнутости. Освобожденный от оков отца после его убийства, он произносит пафосную речь, в которой превозносит свою молодость и свободу: «Никого передо мной никого около меня никого надо мной отец мертв / Небо я раскрываюсь пред тобой я лечу / … Я Я расцветаю».

В пьесе Броннена упоминается Первая мировая война, что включает ее в контекст эпохи. По обрывкам разговоров становится понятно, что действие происходит во время войны. При этом для сына понятия «отечество» и «страна отцов» равны, то есть в происходящем виновно старшее поколение. Убивая своего отца, Вальтер словно переживает второе рождение, характеризующееся разрывом с прошлым. Однако содержание его новой жизни не конкретизируется.

Аналогична ситуация в пьесе Газенклевера «Сын». Освобождаясь от оков отца, сын не имеет конкретного плана дальнейших действий. Тем не менее, конфликт поколений в этой пьесе является социально детерминированным: Сын не просто стремится освободиться от отца, он думает об улучшении мира, о всеобщем освобождении. Однако политические призывы сына носят абстрактный характер. Особое значение в обеих пьесах имеет фрейдистский мотив. Важную роль играют женские образы. Сын Газенклевера, росший без матери, нуждается в материнской любви, что приводит его к отношениям с Фройляйн, гувернанткой. Он целует ее на диване собственного отца, в чем проявляется месть ему. Это является еще одним проявлением Эдипова комплекса. Сексуальный контекст отношений в семье Вальтера и Игнаца Фесселей (пьеса «Отцеубийство») носит более откровенный характер. Конфликт с отцом приводит к инцесту – у Вальтера возникает чувство вожделения собственной матери, которое, однако, проходит со смертью отца, то есть после разрешения конфликта.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: