Отличие современной драматургии и драматургии экспрессионизма

С каким стилем современной драматургии можно соотнести яркий стиль экспрессионизма? В экспрессионисткой пьесе фигурируют духовное пробуждение, страдание главных героев. Драма фокусировалась на переживаниях главного героя, в котором порой читался сам автор. Главные герои символизировали волнующие проблемы того времени. В пьесах мы можем часто встретить борьбу с буржуазным строем, который часто показывался в лице отца. Режиссеры того времени часто использовали свет для создания резкие переходы света, чтобы подчеркнуть эмоции актера. Экспрессионисты выражали свои чувства и переживания через искусство.

В экспрессионистском театре преимущественно были сексуальные и психоаналитические темы. Действующие лица экспрессионистской драматургии обычно делились на несколько иерархических групп: немые персонажи - "толпа"; "люди" - те, кто способен понять героя; герой, излагающий близкие автору идеи. Конфликтная ситуация возникала не из скрещения разных точек зрения: обладательницей истины была одна сторона.

Самое яркое, что просматривается в современной драматургии  в этих текстах, — желание высказаться, сообщить что-то очень важное другим.
Характерная особенность новой драматургии — компактность текста, его насыщенность. Успеть быстро сказать или прокричать только самое важное и побежать дальше. Также в наше время важна спрессованность, концентрированность.  В чем современность, острота новых пьес, сформулировать и понять трудно, это ускользающее, то, о чем специально не думаешь, то, чем живешь.  

В наше время преобладает натурализм и погружение в язык улицы. В России движение за право драматурга быть фигурой, равнозначной режиссеру, началось в 90-х и вылилось в «новую драму», которая сегодня и задает тон в русском театре. Репертуарный театр, где режиссер упражняется в оригинальности метафор на поле классической драматургии, постепенно стагнирует, ему необходимо подпитываться сегодняшними смыслами, пусть сиюминутными и неглубокими. В этом главная задача театра — быть не рафинированным и вычищенным временем, но — пульсом времени, пусть сбивчивым, несуразным и однодневным. Такова природа театра — зрелища, родившегося на площади.

В самом начале возникновения «новой драмы» в ней присутствовал антибуржуазный пафос, она не была рассчитана на сытых обывателей, которые идут в театр в надежде увидеть нечто ожидаемое и предсказуемое (именно удовлетворение ожиданий среднестатистического зрителя условно и можно назвать буржуазным театром). «Новая драма» намного более ершиста, она все время предлагает зрителю не то, что он ожидал увидеть, а нечто иное, раздражительное.

В театр ведь ходит не сто процентов населения, а только определенная его часть, и эта часть до некоторых пор была приучена к тому, что она смотрит на сцене жизнь людей, чьи представления об этике, лексике, гигиене совпадали с ее собственными — тогда вообще никакого шока нет. Но вдруг зрителю стали показывают жизнь маргиналов, наркоманов, садомазохистов, то есть жизнь тех людей, с которыми подавляющее число зрителей не встречаются в жизни. Есть ненормативная лексика, а я бы сказала, что есть такие ненормативные социальные слои. Так вот рисовать жизнь этих людей на сцене — это по-прежнему главная тенденция «новой драмы».

Из всего вышесказанного следует отметить, что оба поколения выражают свои мысли через искусство. Общее, что есть в этом – это освещение действительности через героев, смелость высказываний, как и происходило в эпоху экспрессионизма. В драме экспрессионизма акценты расставлены на главном герое, на его переживаниях, когда в «новой драме» пытаются «быстро сказать обо всем». В «новой драме» не таковых рамок, когда в экспрессионизме все-таки тема была заостренна на одном – буржуазный строй. 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: