Глава 1. Общие черты экспрессионистского театра

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «КРЫМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И ТУРИЗМА»

Факультет художественного творчества

Кафедра театрального искусства

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Теория драмы»

На тему: «Драма экспрессионизма в контексте современного театра»

 

Выполнила студентка:

Гализдра Арина Вячеславовна

академическая группа 4РТ

специальность 52.05.02 Режиссура театра

очная форма обучения

научный руководитель:

старший преподаватель

кафедры театрального искусства

Медведкова Ю.А.

«____»__________________2020 г.

 

Симферополь, 2020

Содержание

Введение………………………………………………………………………2

Глава 1. Общие черты экспрессионистского театра………………………10

1.1 Характеристика мировых театров эпохи экспрессионизма ………….15

1.2 Отличие современной драматургии и драматургии экспрессионизма………………………………………………………....18

Глава 2. Тема «Отцеубийства» в драматургии прошлого и нынешнего рубежей……………………………………………………………………….20

 2.1 Трактовка темы отцеубийства в драматургии прошлых веков…………………………………………………………………………..24

 2.2 Трактовка темы отцеубийства в современной драматургии  ………...27

Заключение …………………………………………………………………..28

Список использованной литературы……………………………………….29

 

Введение

Экспрессионизм. Чрезмерная воодушевленность этого течения, деформированные образы, искаженные реальные пропорции в живописи и графике, превратила экспрессионистскую пьесу в «драму крика». В ней все было «слишком», она передавала страшную атмосферу времени войн и революций, не стремясь к реальности изображения эпохи. Экспрессионизм отвергал традиции реалистической и натуралистической драмы: иллюзию действительности и правильную психологическую мотивировку. Можно ли проследить черты экспрессионизма в современной драматургии?

Актуальность.  

Экспрессионизм занимает важную роль в мировой литературе. При изучении путей развития экспрессионизма, литературы ХХ и XXI века, исследователи всегда возвращаются к нему, пытаясь понять его актуальность в наши дни. Он был связан с настроениями разочарования и упадка духа, которые охватили даже самых оторванных от жизни интеллигентов.

В экспрессионистском театре больше всего затрагивались сексуальные и психоаналитические темы, возможно под влиянием философов, которые работали в то время. Главные герои чаще всего были беспомощны, одиноки, замучены, изолированы от мира и лишены социальной ответственности. Прослеживаются ли эти темы в творчестве современных драматургов?

Вечные темы воспринимаются по-разному, в контексте той эпохи, когда они происходит. Наиболее ярким сюжетом в драматургии экспрессионизма стал конфликт отцов и детей. Экспрессионисты ХХ века создали образ «нового человека», противостоящего упадку и застою буржуазного общества начала века. Решение это проблемы виделось экспрессионистам весьма категоричным – гибель старого для рождения нового. Именно поэтому тема отцеубийства оказалась столь важной в драматургии этого направления. Старшее поколение виделось устарелым, отживающего свой век. Эти же настроения мы можем встретить в современной драматургии, которые являются актуальными в наш век.

Целью курсовой работы является изучение истории развития экспрессионизма, выявление различий и общих черт в ХХ и XXI веке, на примере немецкой драматургии.

В качестве объекта исследования выступают произведения В. Газенклевера «Сын», А. Броннена «Отцеубийство», а в современной драматургии рассмотрим пьесы Д. Лоэр «Татуировка» (“Tätowierung”, 1996), М. фон Майенбурга «Огнеликий» (“Feuergesicht“, 1998), К. Шлендер «Вермут» (“Wermut”, 2005).

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть черты, характеризующие театр эпохи экспрессионизма

- провести сравнительный анализ современной драматургии и драматургии экспрессионизма

- выявить элементы экспрессионизма в современной драматургии

- провести сравнительный анализ экспрессионистских пьес на примере вечной темы отцов и детей

Историография вопроса. Началом научного осмысления экспрессионизма в России следует считать 1923 год, когда были опубликованы сборник статей «Экспрессионизм» под редакцией Е.М. Браудо и Н.Э. Радлова, предисловие А.В. Луначарского к драмам Георга Кайзера, книга переводов В. Ней- штадта стихотворений немецких экспрессионистов «Чужая лира» и его же статьи «Повтор в лирике Ф. Верфеля» и «Тенденции экспрессионизма». Год спустя в журнале «Жизнь искусства» (1924, № 10) вышла заметная статья А. Гвоздева «Экспрессионисты на русской сцене». Все эти и другие отечественные исследования экспрессионизма 1920—30-х годов, выходившие по горячим следам, зачастую носили характер рецензий и эссе. Вторая волна интереса к изучению экспрессионизма возникла в советском (и в мировом) литературоведении в начале 1960-х годов, когда, в частности, выходит в свет сборник статей под редакцией Б. Зингермана «Экспрессионизм»,

Позднее, уже в 1980—1990-е годы, появляются научные работы Н. Павловой, А. Дранова, Т. Семеновой, Н. Пестовой и многих других литературоведов. Значительным событием в области изучения литературного экспрессионизма стало издание в 2008 году «Энциклопедического словаря экспрессионизма» под редакцией П. Топера.

 «Энциклопедический словарь экспрессионизма» также включил в себя разделы, посвященные словацкому экспрессионизму (автор раздела — словацкий литературовед М. Бато- рова), а также творчеству нескольких наиболее известных писателей - экспрессионистов Словакии: Я. Грушовского, Г. Вамоша (автор обоих разделов — российский исследователь Р. Филипчикова) и Й.Ц. Гронского (автор — М. Баторова).

На фоне подъема в эти годы интереса к экспрессионизму в Словакии выходит и статья Т. Винклера «Замечания по поводу экспрессионистского характера словацкой прозы двадцатых годов».

Среди словацких публикаций последних лет почти нет работ, анализирующих словацкий литературный экспрессионизм как целостное явление. Исключение составляет, пожалуй, лишь работа Д. Дон- чевой «Формы и виды экспрессионизма в хорватской, болгарской и словацкой литературе». Словацкий экспрессионизм здесь исследуется на примере произведений Я. Грушовского, Г. Вамоша, П. Илемницкого, при этом автор опирается на упомянутую нами выше классификацию экспрессионизма Я. Штевчека.

Достойны внимания также некоторые частные, посвященные отдельным авторам исследования, в которых проблема экспрессионизма затрагивается, хотя и не является центральной. Таковы, например, работа Д. Крочановой о творчестве Г. Вамоша, исследование Д. Пал- ловой о творчестве Д. Хробака в контексте немецко-словацких литературных связей, монография М. Баторовой «Й.Ц. Гронский и Модерна: миф и мифология в литературе» и некоторые другие.  Нельзя оставить без внимания также работы чешских исследователей о литературном экспрессионизме в целом и о чешском и словацком в частности, особенно учитывая тот факт, что речь, в основном, идет об изучении экспрессионизма в период существования единого чехословацкого государства. Это статьи Ф. Гётца «Горизонт проясняется», «К философии и эстетике нового искусства», «Несколько взглядов на экспрессионизм в мировой и словацкой драме», Г. Кучеровой «Проза словацкого экспрессионизма в первые послевоенные годы», монография Л. Кундеры «Эй, здесь вихрь — буря! Экспрессионизм».

 

 

Глава 1. Общие черты экспрессионистского театра

Экспрессионизм – это модернистское движение в драме и театре, которое развивалось в Европе (в первую очередь Германии) в первые десятилетия 20-го века, а затем в Соединенных Штатах. Он является частью более широкого движения экспрессионизма в искусстве.

Экспрессионистские пьесы часто драматизируют духовное пробуждение и страдания их главных героев. Некоторые используют эпизодическую драматическую структуру и известны как Stationendramen (пьесы на станции), смоделированные по представлению о страданиях и смерти Иисуса на Станциях Креста. Август Стриндберг впервые создал эту форму со своей автобиографической трилогией в Дамаск. Эти пьесы также часто драматизируют борьбу с буржуазными ценностями и авторитетом, часто олицетворяемым Отцом. Например, в «Старшем» Зорге («Der Bettler») психически больной отец молодого героя бредит перспективой добычи богатства Марса и, наконец, отравлен его сыном. В пьесе Борнена (Vatermord) сын убивает своего тиранического отца до смерти, только чтобы отстраниться от безумных сексуальных убеждений его матери.

В экспрессионистской драме речь либо экспансивна, и рапсодична, либо обрезана и телеграфична. Режиссер Леопольд Джесснер прославился своими экспрессионистическими постановками, часто ставящимися на резких, крутых рейсовых лестницах (заимствуя идею директора и дизайнера символистов Эдварда Гордона Крейга). Эта постановка была особенно важна в драме экспрессионистов, когда режиссеры отказывались от иллюзии реальности, чтобы блокировать актеров в непосредственной близости от двумерного движения. Режиссеры также активно использовали световые эффекты для создания резкого контраста и в качестве другого метода, чтобы сильно подчеркнуть эмоции и передать игру или сообщение сцены.

Экспрессионистская драма фокусировалась на описании субъективных переживаний и переживаний главного героя, часто альтер эго самого автора. Остальные фигуры были фоном для его психических состояний и навязчивых идей, были продуктом его мечтаний и фантазий. Герои экспрессионистского искусства обычно были типичными фигурами, символизирующими целые социальные группы или просто персонификациями этих групп. Таким образом, искусство фокусировалось на психологии масс, а не на людях. Диалог характеризовался гнилым стилем, наполненным лозунгами и восклицаниями. На сцене часто появлялась толпа (или хор в ее функции)). Работа стремилась сформировать современную «мораль». Экспрессионисты выражали высшие искусства через свое искусство, часто политические (в основном левые) или религиозные, иногда радикально сомнительные (Хасенклевер в драме «Дер Сон» защищал тезис о том, что свобода выражения его личности может убить его собственных родителей, а драматург Ганс Йохст стал 1930-е годы, сторонник нацизма).

Обширные действия, известные зрителю из традиционного театра, в экспрессионистическом искусстве были заменены последовательностями коротких сцен. Реалистичные сцены были переплетены с фантастическими. С другой стороны, он был полностью разрушен реалистичным дизайном, появились стилизованные кубические украшения (геометрические твердые тела, шторы, лестницы, платформы). Важным элементом были эффекты освещения, которые создавали настроение на сцене (например, ярко-красный или белый свет в качестве фактора, стимулирующего эмоции зрителя). Исполнители экспериментировали с использованием современных технологий на сцене, пытаясь, например, включать в сериал пленочные последовательности.

Актерская игра характеризовалась сильной антипсихологией. Они стремились достичь эмоциональной трансцендентности. Движения актера были жестокими, хореография была сильно стилизованной, динамичная игра, характеризующаяся напряжением мышц и жесткостью тела. Голос неестественно модулировался, пока он не достиг хриплого стаккато или не превратился в крик.

Экспрессионистские пьесы часто драматизируют духовное пробуждение и страдания их главных героев и упоминаются как Stationendramen (театральные драмы), смоделированные по эпизодическому представлению о страданиях и смерти Иисуса на Станциях Креста. Август Стриндберг впервые выступил с этой формой со своей автобиографической трилогией в Дамаск (1898-1904). Ранний экспрессионизм, в частности, свидетельствовал о провале социальных ценностей с пристрастием к экстазу и отчаянию и, следовательно, к склонности к завышенному и гротеску; мистический, даже религиозный элемент с частыми апокалипсическими подтекстами; неотложный смысл здесь и сейчас.

В пьесах часто драматизируется борьба с буржуазными ценностями и авторитетом, часто олицетворяемым фигурой Отца. В «The Beggar» Рейнхарда Зорге (Der Bettler) мысленно больной отец молодого героя бредит перспективой добычи богатства Марса и в конце концов отравлен его сыном. В пьесе Арнольта Броннен (Vatermord) сын убивает своего тиранического отца до смерти, только чтобы отстраниться от безумных сексуальных убеждений его матери. В экспрессионистской драме речь усиливается, экспансивная и рапсодическая, или обрезанная и телеграфическая. Режиссер Леопольд Джесснер прославился своими экспрессионистическими постановками, часто разворачивающимися на резких, крутых рейсах лестниц (идея, первоначально разработанная Эдвардом Гордоном Крейгом), которая быстро стала его торговой маркой.

Театр является идеальной средой для эмоционального выражения экспрессионизма за его многостраничный характер, который сочетает в себе слово с изображением, действием и движением. В постановке пьесы объединяются не только разные типы выражений, но и многообразное шоу, включающее музыкальные номера, поэзию, танец, театр, цирк и т. Д., Становится очень важным. Таким образом, помимо театра, в то время распространялись кабаре разновидностей, таких как «Летучая мышь» (The Bat) в Вене; Die Brillo (Темные круги) в Берлине; и «Умерший эльф» Шарферхтер («Одиннадцать палачей») в Мюнхене.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: