Понятия тревоги и тревожности в психологии

Как в отечественной современной психологии, так и в зарубежной принято различать «тревогу» и «тревожность». Такое различие дает возможность анализировать данное явление через категории психического состояния и психического свойства. Принято рассматривать тревогу как психическое состояние, а тревожность как психическое свойство, определенное генетически, онтогенетически или ситуационно.

Тревога рассматривается как эмоциональное состояние сильного внутреннего беспокойства, связанное в сознании людей с предчувствием опасности или неудачи [12]. Тревога описывается как отрицательное по своей 15 эмоциональной окраске ощущение или внутреннее условие, которое характеризуется субъективными чувствами напряжения и беспокойства [13].

В психологию понятие «тревога» ввел З. Фрейд (1925), он рассматривал страх как конкретный, а неопределенный, безотчетный страх как тревогу, носящую глубинный, иррациональный, внутренний характер. Говоря об отличии тревоги от страха, важно отметить, что она всегда имеет связь с социальным аспектом и предчувствием неудач в социальных коммуникациях [12]. Тревога зарождается от волнения, которое в свою очередь появляется при угрозе человеку как объекту окружающей среды, когда опасности могут быть подвержены ценности, представления о самом себе и потребности, затрагивающие личность. Как психическое состояние тревогу определяют как ситуативную или реактивную тревожность, так как имеется зависимость от конкретной внешней ситуации.

Тревога непосредственно связана с первостепенными потребностями и мотивами людей и предназначена для регулирования поведения личности в возможно небезопасной ситуации. Появление тревоги может быть вызвано внешними (люди, ситуации, события) и внутренними (актуальное состояние, прошлый жизненный опыт и т.д.) раздражителями и факторами.

Тревога выражается на различных уровнях организации человека: на физиологическом, эмоционально-когнитивном и поведенческом [12].

Несмотря на то, что данное эмоциональное состояние на уровне субъективного переживания оставляет негативное влияние, в целом на человека и его деятельность оно влияет неоднозначно. Таким образом, выделяют следующие виды тревоги:

· Мобилизующая - дополнительный толчок и импульс, побуждающие к деятельности.

· Расслабляющая (дезорганизующая) - понижение эффективности деятельности, возможно даже полное прекращение и общая дезорганизация деятельности [14].

В отличие от тревоги, тревожность в современной психологической науке определяют, как психическое свойство, индивидуальную психологическую особенность, проявляющаяся в способности человека к переживанию тревоги [12]. Личностная тревожность рассматривается как устойчивое образование, проявляется в постоянном переживании соматического и психического напряжения, а также в раздражительном состоянии и беспокойстве при незначительных ситуациях. Людям с повышенным уровнем личностной тревожности свойственно чувство внутренней скованности, неуверенности, отсутствие терпимости [15]. Чем чаще человек ощущает состояние тревоги, тем устойчивее становится тревожность как черта личности. Важно отметить, что эта черта не всегда явно проявляется в поведении и имеет импульсный, ситуативный характер. При повышенном уровне тревожности личность в значительно большей степени предрасположена к постоянному ожиданию опасности и считает, что окружающий мир несет в себе угрозу [13]. В этом статусе тревожность впервые была описана З. Фрейдом в 1925 году. Для описания «свободно витающей», разлитой тревожности, являющейся симптомом невроза, он использовал термин, означающий в буквальном переводе «готовность к тревоге» или «готовность в виде тревоги» [12].

В психологии принято описывать тревожность как проявление неблагополучия, причиной которого могут быть нервно-психические и тяжелые соматические заболевания или последствия перенесенной психической травмы. Некоторые авторы рассматривают тревожность как механизм развития неврозов. В этом случае причиной ее появления становятся глубокие внутренние конфликты, в основе которых лежит завышенный уровень притязаний, нехватка внутренних ресурсов для достижения поставленной цели, расхождение в потребностях и непривлекательности способов их удовлетворения. Важно понимать, что каждому человеку характерен свой оптимальный уровень тревожности, ощущения в пределах этого уровня являются полезными и необходимыми для правильного развития личности.

О тревожности можно говорить, как об индивидуальном, так и о личностном свойстве человека. Первая точка зрения принадлежит В.С. Мерлину и его последователям (Мерлин В.С., 1964; Белоус В.В., 1967). Тревожность рассматривается ими как обобщенная характеристика психической деятельности, связанная с инертностью нервных процессов, то есть как психодинамическое свойство темперамента [12].

Авторы придерживающиеся второй точки зрения (Прихожан А.М., 1998) определяют тревожность со стороны личностного свойства, формирование которого происходит при фрустрации межличностной надежности со стороны ближайшего окружения [16].

Таким образом, нужно отметить, что тревога как состояние и тревожность как свойство находятся в конфронтации с базовыми личностными потребностями: потребностью в психологическом благополучии, чувстве уверенности, безопасности. Говоря о тревожности как о психическом свойстве важно помнить, что она имеет ярко выраженную возрастную специфику. В каждом возрасте существуют определенные области действительности, которые вызывают повышенную тревогу у большого количества людей, не зависимо от реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти «возрастные пики тревожности» детерминированы возрастными задачами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: