Глава 1 теоретический анализ профилактики девиации современной сельской молодёжи

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. На сегодняшний день проходит активный процесс развития агропромышленного комплекса страны в целом и в этом процессе основополагающую роль, конечно же, играют территории сельской местности. Создаются и реализуются множество программ по развитию крестьянско-фермерского хозяйства, поддержке молодых и приезжих специалистов разных социальных сфер трудовой деятельности, строительству дома для молодых и многодетных семей и т.д.. Но все эти программы так или иначе окончательно не решают основных проблем села, а именно: алкоголизм, миграция молодежи в центральные части регионов, отставание инфраструктуры, низкий уровень и малая эффективность культурно-досуговых мероприятий и многое другое. Под влиянием всех этих факторов выявляется большая вероятность вовлечения современной сельской молодежи в плохую социальную среду, а иначе говоря, попадания в группы, проявляющие девиантное поведение. Стоит выделить и тот факт, что образ жизни сельского жителя более открытый, нежели у городского, что активно может поспособствовать развитию указанной проблемы.

Современная сельская молодежь – это сегодня в основном молодежь от 14 до 18 лет и от 23 до 30 лет. Пропущенный между ними возрастной период – это студенческая молодежь, которая обучается в высших и средне-профессиональных учебных заведениях в городской местности. У подростковой молодежи более или менее досуговая деятельность определена в рамках школы, поэтому наибольший интерес для нашей работы составляет молодежь в возрасте от 23 до 30 лет. Выйдя из стен высших и средних профессиональных учебных заведений, не имея опыта работы, не закрепившись в городской социальной среде, большая их часть вынуждена возвратиться в село, где подавляющее большинство населения занимается личными подсобными и/или фермерскими хозяйствами. За период обучения в учебных заведениях города, а также адаптировавшись к жизни в городе, рассматриваемой категории молодежи зачастую трудно вернуться к образу сельской жизни. При новой, уже взрослой адаптации, при отсутствии основного вида трудовой деятельности, повышенной психологической тревожности и социальной нестабильности индивид может попасть в девиантные группы, употребляющие алкоголь или табак, занимающиеся вандализмом или экстремизмом. Наличие таких групп – это свидетельство того, что культурно-досуговая деятельность либо не организована, либо ряд культурно-досуговых мероприятий, реализуемых местными учреждениями, малоэффективна.

Таким образом, формируется необходимость в комплексной работе по организации досуговой деятельности сельской молодежи для предотвращения, профилактики девиантного поведения среди населения сельской местности. В данной исследовательской работе предложен проект по организации досуговой деятельности для молодежи Усть-Ордынского бурятского округа и может быть взят в пример другими сельскими территориями для реализации и профилактики девиантного поведения. Выбор территории обоснован этническими особенностями быта сельчан и их спецификой хозяйствования.

Объектом курсовой работы является профилактика девиантного поведения сельской молодежи.

Предметом курсовой работы выступает досуговая деятельность сельской молодежи как средство профилактики девиантного поведения (на примере Усть-Ордынского бурятского округа).

Цель работы – анализ возможности реализации культурно-досуговых мероприятий для молодежи сельской местности Усть-Ордынского бурятского округа как профилактика девиации.

Задачи курсовой работы:

1. Проанализировать теоретическую основу девиантного поведения и причины его проявления в молодежной среде Усть-Ордынского бурятского округа; 

2. Изучить особенности организации и проведения культурно-досуговых мероприятий на данной территории существующими учреждениями и специалистами;

3. Представить опыт организации культурно-досуговых мероприятий и их реализацию как способ профилактики проявления девиации среди молодежи сельской местности путем организации досуговых мероприятий с учетом этнических, трудовых, хозяйственных и бытовых условий сельского населения;

4. Разработать проектные решения по организации мероприятий для профилактики девиантного поведения.

Методы исследования, примененные для написания курсовой работы:

1. Опрос методом анкетирования в сети «Интернет» на базе платформы «iAnketa.ru» среди молодежи сельской местности Усть-Ордынского бурятского округа. Опрос проведен в целях выявления особенностей девиантного поведения в сельской молодежной среде и необходимости конкретных досуговых мероприятий. Количество респондентов составило 208 человек (прил.1 и 2);

2. Неструктурированное интервью с главами сельских поселений, с представителями сельской молодежи и людьми старшего поколения, а также с директорами культурно-информационных центров сельской местности. Интервью с экспертами позволило определить ряд значимых факторов, препятствующих организации досуговых мероприятий. В неструктурированном интервью количество респондентов составило 6 человек (прил. 3 - 5);

3. Вторичный анализ данных исследований ученых, изучающих проблемы девиации в молодежной среде. Вторичный анализ материалов социологических исследований был проведен с целью корреляции данных, полученных по всероссийским репрезентативным выборкам, с данными, полученными лично автором по вопросам современных социальных проблем сельской местности. Анализу были подвергнуты результаты социологических исследований, проведенных Российским фондом «Общественное мнение» (прил. 6)


 


ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЁЖИ

1.1 Общая характеристика условий проявления девиации среди сельской молодежи

Определяя категорию молодежи, многие видные ученые характеризуют их как категорию с неустойчивыми жизненными позициями и ориентирами, что затрудняет их адаптацию к окружающей социальной среде. Потому-то она и подвержена риску попадания в группы девиантного поведения. Также, что примечательно, в данном возрасте индивиды переживают переходный этап, который, как правило, посвящен овладению новых социальных статусов на основе полученного жизненного опыта, учебно-практических и профессиональных знаний и, конечно, на основе результатов межличностного взаимодействия с другими людьми, уже овладевшими какими-либо социальными статусами [11].

Говоря о молодежи в целом, необходимо отметить наиболее важную функцию, которую осуществляет наш объект исследования. Эта функция заключается в передаче межпоколенческого опыта, в преемственности традиций и их трансляции (воспроизводстве) через призму новой социальный среды, социальных установок, норм, правил и ценностей современного общества. И с каждым новым поколением молодежи это воспроизводство всей системы социальных взаимоотношений происходит на качественно новом уровне и, безусловно, актуально для последующего поколения, которое также входит в процесс овладения социально-ролевых позиций, моделей поведения и т.д.. Как отмечает Ю. А. Зубок, это самая главная ценность в молодежи, что обеспечивает стабильность в обществе в целом [16, стр. 11].

Осуществление такой функции, как трансляция межпоколенческого опыта может быть прекращена, так как период молодости подвержен ряду значительных рисков. Одним из самых угрожающих становлению новой личности является риск имманентной стремительности к неизведанному, к чему-то новому, и это стремление не гарантирует полноценный успех, выигрыш и достижение цели, что может негативно повлиять на дальнейшее саморазвитие и самоактуализацию в социальной среде [16, стр. 4]. В этой же социальной среде формируется целое множество факторов, которые могут воздействовать на молодежь в комплексе и детерминируют сущность девиации в молодежной среде. Этими факторами выступают: неравенство, как социальное, так и расовое; урбанизация сфер жизнедеятельности; постоянный, хаотичный и в частых случаях непредсказуемый процесс миграции; территориально-климатические, национальные и этнические условия и т.д. [12].

В сельской местности есть несколько других факторов, которые влияют на проявление девиации молодежью. Следует отметить, что сельский образ жизни отличается от городского своими близкими соседскими, дальними родственными взаимоотношениями и открытостью личной жизни вообще, а также укоренившимися нормами, правилами и традициями взаимодействия [6, стр. 184]. Это и составляет особенность сельской местности, а с другой стороны данная особенность может стать фактором вовлечения в группы девиантного поведения.

 Другими наиболее важными факторами, влияющими на благополучие сельской молодежи, являются: социально-экономические условия сельских жителей, которые во многом характеризуются привлечением в трудовые взаимоотношения с малых лет, тесным переплетением характеров производственного и домашнего (в подсобном хозяйствовании) трудовых деятельностей, сезонностью сельских работ; социально-психологические условия, которые влияют на характер взаимоотношений внутри группы и контактов между группами, мировоззрение нового поколения и выбор вектора дальнейшего личностного развития; социально-культурные условия, которые приводят к «выживанию – вымиранию» современных сельских учреждений культуры и досуга [6, стр. 184].

Все основные вышеперечисленные факторы взяты во внимание многими видными учеными в области социологии села. По мнению автора, еще одним важным фактором может выступать этнокультурная составляющая рассматриваемой территории [18]. В нашем случае бурятская культура населения Усть-Ордынского бурятского округа. Конечно, в исследуемой нами территории есть ряд представителей других этносов, но исходя из исторической особенности Усть-Ордынского бурятского округа, автором взята в пример бурятская этногруппа.

Этническая группа бурят в первую очередь характеризуется своим серьезным отношением к своему верованию, а именно к шаманизму, если говорить о бурятах, проживающих в Усть-Ордынском бурятском округе. При проведении различных обрядов и молебнов обязательно используются чистые или молочные спиртные напитки. Так, к примеру, А. Ю. Дарханова, описывая в своем исследовании шаманистские поклонения баяндаевских бурят, а также типичные обряды, проводимые бурятами из Эхирит-Булагатского, Баяндаевского и Ольхонского районов Иркутской области, указывает на все необходимые атрибуты для совершения того, или иного обряда и в этих списках обязательно присутствует спиртной напиток, как самый важный элемент [7]. Употребление алкоголя во время проведения таких религиозных мероприятий служит одним из значимых факторов возникновения девиации в молодежной среде, так как мы видим открытую живую демонстрацию распития спиртных напитков для подрастающего поколения. В качестве доказательства, приводится исследование П. Г. Бороноева, который подтверждает тот факт, что одной из причин возникновения алкоголизма в молодежной среде является выполнение и исполнение традиций и обрядов своего религиозного этносообщества [5]. Он говорит: "если в советский период истории при отправлении определенных религиозных буддийских и шаманских обрядов и ритуалов происходило чисто символическое «подношение» духам, богам и пр., то в настоящее время люди и сами «приобщаются к подношению», употребляя спиртное" [5]. Само употребление спиртного через открытую демонстрацию новым подрастающим поколениям вызывает у последних представление об алкогольных напитках как само собой разумеющееся. Это было выявлено в ходе интервью с начальником Баяндаевского отдела культуры, автором социального проекта «Трезвый Баяндай – Трезвая Россия», Ильей Львовичем Хабеевым (прил. 4.2), который говорит: «Лживые навязанные идеи «культурного» «питийного» образа жизни, а также курения это все навязано через СМИ, радио, кино, жизнь (папа, мама курят, дяди, тети и т.д.). Это все навязано. Это все разрешено! Это разрешенные наркотики. Хотя признаны ВОЗом наркотиками, тяжелейшими, от которых умирают в разы больше, чем от героина, кокоина» (прил. 5). То есть наш эксперт настаивает на том, что алкоголизм в молодежной сельской среде навязан и этот навязанный характер имеет различные источники, в том числе религия и семья. 

Автором было проведено анкетирование среди молодежи сельской местности бурятской этногруппы Усть-Ордынского бурятского округа в сети «Интернет» на базе платформы «iAnketa.ru» в период с 15 по 20 мая 2020 года, который был направлен на выявление проблем организации досуговых мероприятий в сельской местности, профилактики девиантного поведения в молодежной сельской среде и выработки новых решений указанных проблем (прил. 1). Общее количество респондентов составило 208 человек в возрасте от 14 до 30 лет. Одним из вопросов был: «Есть в Вашей сельской местности группы людей или отдельно взятые люди, злоупотребляющие алкоголем?». Результаты ответов респондентов распределились следующим образом: ответ «да» выбрали 174 респондента, ответ «нет» - 15 и ответ «затрудняюсь ответить» - 19 (прил. 2, табл. 8). Следовательно, автор подтверждает тот факт, что в социальной среде рассматриваемой территории явно прослеживается проблема алкоголизма.

Также целевая аудитория оценила серьезность проблемы алкоголизма по 5 бальной шкале, посредством ответа на вопрос: «Оцените, пожалуйста, серьезность проблемы алкоголизма в вашем селе/деревне от «1» до «5», где «1» - это "проблемы нет совсем", а «5» - это "серьезная проблема, которую срочно нужно решить"». Средняя оценка по итогам всех ответов равна 3,34, что явно выше середины (прил. 2). 

Другим наиболее важным условием возникновения девиация в сельской местности, по мнению автора, выступает социальная проблема безработицы, который характерен для всего сельского населения нашей страны. Также это подтверждают респонденты, которые установили, что безработица – это самая серьезная на сегодняшний день социальная проблема сельских поселений Усть-Ордынского бурятского округа (прил. 2, табл. 9) – 28,3% ответов на вопрос «Какие, по-вашему мнению, другие социальные проблемы прослеживаются в Вашем родном поселении?» указывают именно на неё.

Как отмечает В. В. Афанасьева, безработица родителей и вызванное ею трудное материальное положение является одним из мощных факторов возникновения девиантного поведения в подростковой молодежной среде [3].

Население Усть-Ордынского бурятского округа является территорией с большим агропромышленным потенциалом, который с каждым годом реализуется, достигая все новых рекордов по поставке различной продукции сельхозпроизводства. В качестве доказательства автор приводит результаты проведенного опроса, а именно ответы респондентов на вопрос: «Занимаетесь ли Вы или Ваши ближайшие родственники разведением домашнего скота/личным подсобным хозяйством/фермерским хозяйством?». 82,7% респондентов ответили, что «да», занимаются и лишь малая часть 16,8% не имеет практически никакого отношения к сельскому хозяйству (прил. 2, табл. 4).

И количество людей, которые занимаются в сельхоз промышленности, с каждым годом будет расти, так как средняя оценка при оценивании важности и значимости для семейного общества сельской местности занятия сельскохозяйственным трудом равна 3,77 из 5 возможных (прил. 2). Респондентам было предложено оценить посредством ответа на вопрос: «Оцените, пожалуйста, насколько важно разведение домашнего скота или развитие вашего личного подсобного хозяйства для Вас лично и вашей семьи от «1» до «5», где «1» - это «совсем бесполезное занятие для Вас и Вашей семьи», а «5» - это «очень важно для обеспечения Вас и всей Вашей семьи». Поэтому при сегодняшней грантовой государственной, региональной и муниципальной поддержке личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйств, сельские жители будут стремиться к обеспечению себя и своего близкого социального окружения продуктами сельхоз производства в целях как сокращения расходов, так и повышения доходов.

Автор также отмечает, являясь в большей степени сектором сельского хозяйства, рассматриваемая территория характеризуется наличием не только обычной безработицы, но сезонной, которая объясняется тем, что спрос на рабочую силу возникает в определенные периоды сельхоз производства: весной (обработка полей и засев растительных культур) и конец лета-осень (заготовка кормов на зиму и сбор урожая). Поэтому она легко прогнозируется [8]. Таким образом, зимой сельскохозяйственные предприятия не востребованы в большом количестве трудовых ресурсов.

Следовательно, на основе вышесказанного можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день в сельской местности вообще и в частности в селах Усть-Ордынского бурятского округа существуют различные условия и предпосылки возникновения девиации в молодежной сельской среде. Их социальная природа возникновения может характеризоваться множеством различных факторов и событий, которые происходят среди населения.

1.2 Культурно-досуговая деятельность как важный элемент решения проблем девиации в сельской местности

           В практической части сферы социальной работы существует много различных технологий работы с лицами, нуждающимися в той или иной помощи, реаблитации, абилитации и т.д.. Выбирая ту или иную технологию работы специалист по социальной работе во многом определяет свой фактический функционал, который необходим для успешного решения проблем клиента или целевой аудитории. В целом технологии социальной работы в комплексе решают различные социально-психологические, -экономические, -бытовые и другие проблемы социума. Но в рамках нашего исследования и представления уже имеющегося опыта, мы делаем упор на технологии социальной работы, которые зачастую применяются в практике социальной работы по организации культурно-досуговой деятельности.

В целом организация культурно-досуговой деятельности молодежи является одним из приоритетных направлений государственной социальной политики. Поэтому в самом процессе осуществления своей трудовой деятельности специалист по социальной работе должен учесть цели социальной работы, которые достигаются при организации культурно-досуговой деятельности молодежи. Этими целями на сегодняшний день являются повышение культурного уровня молодежи, обеспечение их успешной социализации в обществе, а также реализация их личностного и интеллектуального потенциала.

В первую очередь, говоря об организации культурно-досуговой деятельности молодежи, следует упомянуть о деятельности государственных учреждений дополнительного образования, которые непосредственно занимаются этой деятельностью для подростковой молодежи. В статье 75 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, регламентирующий дополнительное образование детей и взрослых, прописано, что «дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени» [2]. Следовательно, мы видим серьезную нормативно-правовую основу сферы дополнительного образования, которая сегодня активно и успешно реализуется в рассматриваемом нами направлении социальной политики.

Мы видим, что организация культурно-досуговой деятельности сегодня является одним из мощных инструментов по профилактике девиантного поведения молодежи и сфера дополнительного образования в нем играет немаловажную роль. Молодые семьи в сельских поселениях сегодня должны быть уверены в том, что сфера дополнительного образования будет эффективным направлением деятельности для их будущих детей. Но следует также упомянуть о существующих препятствиях, о которых с нами поделился наш эксперт в ходе интервью (прил. 4.5). Любовь Эниевна Жербакова, Директор Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» говорит: «Для того, чтобы молодые семьи не были вовлечены в группы девиантного поведения необходимо развивать инфраструктуру села. Если будет организован досуг, будут работать спортивные секции, кружки по интересам, художественная самодеятельность, творческие тематические вечера при клубах и тд., то, возможно, многие молодые семьи сделают выбор за активный и правильный образ жизни, исключая из своего досуга элементы девиантного поведения. Поэтому одной из важнейших задач развития современного села является восстановление и развитие его социальной сферы» (прил. 5). Исходя из экспертного мнения, мы видим, что сегодня в активном развитии нуждается социальная инфраструктура сельской местности. Но при повышении её уровня также возникают различные трудности и проблемы, которые органы местных самоуправлений зачастую не в силах решить самостоятельно. Так, в Муниципальном образовании «Гаханы» Баяндаевского района есть аналогичные проблемы, с которыми поделилась в ходе интервью Глава этого поселения Наталья Прокопьевна Булгатова (прил. 4.4): «Мы не имеем больших полномочий и всегда в основном решаем своими силами. Вы сами, наверное, знаете, какой это труд собирать все документы на строительство какого-либо социального объекта, сколько времени на это уходит и сколько средств. А еще и не знаешь, поставят ли, вообще в рейтинг (на очередь) или нет. Это довольно трудная работа. Но когда все-таки получаем средства по каким-либо проектам, то эти средства покрывают только 98% расходов, а 2% оплачиваем мы – органы местного самоуправления. Иногда очень тяжело находить свои собственные средства, так как строительство этих социальных объектов довольно затратное дело. Только на одну экспертизу, формирование ПСД (проектно-сметной документации) и подготовку всех необходимых документов на строительство только одного объекта затрачиваем пятую часть нашего годового бюджета. А представьте сколько всего надо построить. И такая проблема у всех сельских поселений» (прил. 5).

Для сельской молодежи, по мнению автора, как-никогда актуальна культурно-досуговая деятельность, так как при условиях глобализации, унификации и урбанизации сфер жизнедеятельности, а также постоянном процессе вестернизации именно эта сфера способствует спокойному принятию новых норм и моделей поведения общества, сохраняя свои традиционные корни и ценности. Так, респонденты в ходе анкетирования ответили на вопрос: «По-вашему мнению, актуальна ли для молодежи, которая сегодня проживает на селе, культурно-досуговая деятельность?». Их ответы распределились следующим образом: ответ «да, вполне» выбрали 55,8% респондентов из общего числа, «скорее да, чем нет» – 30,8%, «скорее нет, чем да» - всего 12,5%, а ответ «совсем нет» - 1% (прил. 2, табл. 11). Из ответов мы видим, что абсолютное большинство респондентов подчеркивают важность и актуальность культурно-досуговой деятельности, подтверждая сказанное нами выше.

Как правило, студенческой и более взрослой молодежью сегодня сочетаются различные традиционные и инновационные формы культурно-досуговой деятельности [13]. Традиционные формы занятия досуга сегодня представляются молодежью как необходимая и важная часть их жизнедеятельности и не важно, участвует она в этих культурных движениях или нет. Музыкальные и танцевальные шоу и фестивали, игры КВН и многие другие ток-шоу сегодня предстают перед нами как традиционные виды досуговой деятельности, в которых молодежь не только участвует, но и создает своим активным образом жизни досуг для другой, большой, аудитории, не занятой в этих сферах, молодежи. Представленные нами виды традиционной социально-культурной досуговой деятельности во многом способствуют личностному развитию индивида, его успешной социализации в новых социальных группах, но помимо этого, являются качественными средствами профилактики девиантного поведения в молодежной среде. Один из наших экспертов, Содном Сергеевич Сосоров (прил. 4.6), является актёром команды КВН «Посейдон Каралеоне» ИСН ИГУ и, отвечая на наш вопрос: «Скажите, пожалуйста, участие в играх КВН помогает ли решить проблему девиации в молодежной среде?» он подтверждает наш вывод: «Участие в Клубе Весёлых и Находчивых (КВН) является достаточно эффективным методом профилактики девиантного поведения как подростков, так и молодёжи. Деятельность в КВН способствует благоприятной социализации личности, развивает качества, необходимые успешным людям в современном обществе. Это объясняется тем, что в процессе подготовки к выступлениям(играм), квнщики анализируют происходящее как в регионе, так и в мире в целом. Далее, КВН-командная игра, у участников вырабатываются навыки коллективной работы. Ну и самое главное, игрокам зачастую приходится преодолевать внутриличностные страхи, барьеры (боязнь сцены и т.п.). Человек, который способен справится с собой, способен справиться с любой проблемой, не говоря уже про девиантное поведение» (прил. 5).

Но как правило, эффективность и результативность таких форм культурно-досуговой деятельности высока в больших городских поселениях, что нельзя сказать о сельской местности. Наш эксперт говорит: «В сельской местности зачастую слабо развит КВН, однако, существуют районные соревнования, в которых принимают участие команды из различных сел, деревень. Проведение мастер - классов КВН существенно повысит качество подготовки к районным играм. Соответственно, сельские квнщики получат опыт более серьёзного уровня от квнщиков "из города"» (прил. 5). Следовательно, Содном Сергеевич подтверждает факт никого уровня организации традиционных форм культурно-досуговой деятельности среди сельской молодежи, но также указывает на возможность повышения этого уровня, посредством проведения мастер-классов.

Инновационные формы культурно-досуговой деятельности сегодня активно реализуются различными учреждениями и центрами культуры и досуга. Если конкретизировать рассматриваемые формы организации досуга для молодежи в целом, то в различных многофункциональных центрах культуры и досуга сегодня создаются и реализуются множество комплексных программ, в которых учитываются приоритетные направления государственной молодежной политики [17]. Особыми факторами успеха, по мнению О. Н. Цукановой, при организации досуга для молодежи выступает оптимизация деятельности таких учреждений, основанная на комплексном использовании разных направлений:

· анализ опыта предшественников;

· использование опыта зарубежных учреждений и специалистов;

· организация собственных поисков как культурными учреждениями, так и их воспитанниками [17].

В качестве примера инновационной формы организации досуга автор приводит мероприятие Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» «Лето в объективе», который подразумевает организацию онлайн лагеря для детей и подростков [10]. В сегодняшних условиях карантина и режима самоизоляции дети вынуждены оставаться дома, но технические возможности современных коммуникационных электронных устройств могут вовлечь их в различные деструктивные онлайн сообщества через социальные сети и интернет в общем. Это же, приведенное в пример, мероприятие будет способствовать познавательной культурной организации досуга детей в каникулярное время. Само мероприятие предполагает обучение детей и подростков новым навыкам и умениям работы с компьютером и современным смартфоном. Следует отметить, что мероприятие такого рода является одним из множества примеров, которые можно встретить на официальных сайтах подобных учреждений и учреждений культуры и досуга.

Сегодня практически во всех сельских поселениях Усть-Ордынского бурятского округа, да и в целом по стране, организованы технические возможности выхода в интернет с любой точки, конечно, есть недочеты и различного рода проблемы, но у большей части сельских жителей все же есть эта возможность. Поэтому такого рода инновационные онлайн платформы организации досуга при сегодняшних условиях карантина будут самыми востребованными методами организации культурно-досуговой деятельности сельской молодежи. Вообще, такого рода дистанционные форматы участия в мероприятиях через сеть «Интернет» создает для обоих сторон (1 – трансляторы, 2 – получатели) явные преимущества: 1) экономия времени, финансовых затрат и личных интеллектуальных ресурсов; 2) более высокий уровень скорости и масштабности различных взаимодействий, так как сторона, подключающаяся на онлайн связь, может находиться в любой точке мира; 3) возможность использования как текстовых, так и звуковых, цветовых и видео элементов при отправке сообщений [4].

    Сельская местность, по мнению автора, по сравнению с городской средой характеризуется низким уровнем культурно-досуговой деятельности из-за чего не организованный досуг может стать фактором возникновения девиантных групп или их увеличения, если таковые уже существуют. В ходе проведенного анкетирования, нашим респондентам было предложено оценить этот уровень, отвечая на вопрос: «Оцените, пожалуйста, уровень культурно-досуговой деятельности в Вашем родном поселении от «1» до «5», где «1» - это «совсем ничего не делается для организации досуга», а «5» - это «досуг у моих односельчан организован вполне хорошо» (прил. 2). Общая средняя оценка по результатам 208 ответов составила 3,29, что должно свидетельствовать о достаточно стабильной и планомерной досуговой деятельности сельчан Усть-Ордынского бурятского округа и их постоянной вовлеченностью в эти досуговые мероприятия. Но автором исследования данная оценка респондентов ставиться под сомнение, так как при ответе на следующий вопрос: «Как Вы считаете, если на должном уровне организовывать культурно-досуговую жизнь сельских жителей (например, концерты, кинопоказы, мастер-классы, походы, исследовательские проекты и т.д.), то это решило бы хотя бы частично социальные проблемы сельской местности?» они указывают обратное. Их ответы распределились таким образом: ответ «да, вполне» выбрали 37,5% респондентов из общего числа, «скорее да, чем нет» – 43,8%, «скорее нет, чем да» - всего 15,9%, а ответ «совсем нет» - 2,9% (прил. 2, табл. 10). То есть получается, что большинство представителей сельской молодежи Усть-Ордынского бурятского округа подчеркивают необходимость повышения уровня культурно-досуговой деятельности из-за того, что в их сельских поселениях, как ранее выявлено, существуют ряд социальных проблем и группы девиантного поведения.

Таким образом, делая вывод о культурно-досуговой деятельности как о значимом социальном инструменте профилактики девиантного поведения сельской молодежи, мы можем сказать, что это направление для специалистов по социальной работе должно быть одним из самых приоритетных, так как организация этой деятельности может в комплексе решать основные задачи трудовой деятельности специалиста и социальные проблемы сельских жителей, которые существуют на данный момент. Уже имеющийся и заимствованный опыт организации культурно-досуговой деятельности учреждений Усть-Ордынского бурятского округа успешно применяется и дает свои положительные результаты, но ответы респондентов при анкетировании выявляют необходимость увеличения уровня организации и применения инновационных технологий различными субъектами этой деятельности.

1.3 Опыт организации культурно-досуговых мероприятий (на примере деятельности компании по организации и проведении праздников «Баяр хан») и актуальность вносимых проектных решений

Сегодня организации мероприятий, а именно концертам, фестивалям, флеш-мобам и праздникам, уделяются серьезное внимание, время, ресурсы и силы. С развитием коммуникативных информационных технологий уровень таких событий с каждым годом повышается. Следовательно, необходимо сказать, что спрос на творческих и активных молодых людей растет, и, как показывает практика, это в основном профессионалы, не проходившие специализированные курсы, а обычные молодые, талантливые и активные личности, которые были замечены ранее за их увлечением во время организации какого-либо другого мероприятия. Продвижению таких молодых ребят сегодня активно способствуют социальные сети, в которых они публикуют результаты своих работ, а широкая аудитория пользователей интернета оценивают посредством «лайков» и «комментариев». То есть, автором замечено, что некоторая часть молодежи помимо основной своей учебной/трудовой деятельности активно набирает свою клиентскую базу для развития себя в том деле, которое мы смело можем отнести к хобби. Зачастую, во многом благодаря социальным сетям интернета, такая деятельность оправдывается.  

Главная проблема при организации событий – это поиск необходимых людей. Решение этой проблемы в организациях или частных случаях отдается определенному одному человеку, что, по мнению автора, является неправильным, так как человек получает большую психологическую нагрузку, в последствии которой зачастую наступает эмоциональное выгорание, стресс, напряженность и повышенный уровень агрессивности. Причин наступления таких негативных факторов множество и на основе своего опыта автор приводит самые популярные из них: 1) не знание специфики деятельности определенной области, в которой осуществляется поиск профессионала; 2) непредвиденный отказ профессионала работать на предстоящем событии за день или несколько часов; 3) низкий уровень коммуникабельности профессионалов из некоторых сфер творческой деятельности. Следовательно, сегодня есть потребность в групповой работе, когда речь идет об организации различных событий. 

В сентябре 2019 года группой из трех человек, студентов ИСН ИГУ, была создана команда по организации и проведении праздников «Баяр хан» («Хан Праздник»), в которой были собраны и объединены молодые люди из разных поселений и регионов. На сегодняшний день эта компания молодых людей и не только состоит из 24 человек, а именно: организатор событий, сценарист, ведущий, звукооператор-диджей, 4 певца, 2 фотографа, 2 видеографа, PR-менеджер, имиджмейкер, стилист по прическам, мастер маникюра, визажист, дизайнер праздничных залов, декоратор и флорист праздничных событий, кондитер, мастер по пошиву праздничных и этнических нарядов, знаток традиций и обычаев бурятской этногруппы. Первоначальной целью команды являлось облегчение организации праздничных, концертных и массовых развлекательных событий на территории Усть-Ордынского бурятского округа и г. Иркутска. Сегодня же эта цель достигается путем работы не только членов данной компании, но и привлечением местной сельской молодежи, где будет проводится организуемое событие.

На данный момент компанией организовано 12 мероприятий разного рода, при проведении которых были проанализированы положительные и негативные моменты работы команды и выстроены дальнейшие векторы развития деятельности по организации и проведении событий. Одним из приоритетных направлений сегодня является обучение сельской молодежи разным творческим навыкам и мастерству, которые необходимы непосредственно при организации и проведении торжеств. Принятие этого направления стало результатом серии мероприятий, которые были посвящены празднованию бурятского праздника «Белый месяц – 2020». Были организованы мастер-классы по бурятской национальной кухне, бурятской национальной игре и бурятскому национальному виду спорта, а также караоке-вечер бурятских песен и фотозона для проведения семейных фотосессий. Данные мероприятия несли культурно-досуговый и познавательный характеры, но низкий уровень материально-технической базы, отсутствие опыта организации и проведения такого рода событий, низкий уровень подготовки членов команды «Баяр хан» выступили факторами и причинами низкой эффективности прошедших событий. На основе этого решено поставить новые задачи для развития командной работы и привлечения новых молодых людей в существующую компанию. Обе задачи планируется достичь одновременно, так как они обуславливают друг друга.

Развитие командной работы и повышение профессионального уровня сегодняшних членов компании будет достигнуто при их организационной работе и проведении мастер-классов для сельской молодежи, а данные мастер-классы позволят нам выявить некоторых молодых людей, которые будут готовы вступить в команду. Мастер-классы – это мероприятия, которые позволят организовать досуг сельской молодежи, дать им возможность и необходимый инструментарий для самореализации. Следовательно, теоретически мы достигаем поставленных целей и ориентиров нашей исследовательской работы – организация досуговой деятельности сельской молодежи как профилактика девиантного поведения.

Как мы отмечали уже выше, сельская местность сегодня на самом деле нуждается в высоком уровне организации культурно-досуговых мероприятий, отсутствие которых определяет и обуславливает наличие девиации в сельской социальной среде. Организация и проведение мастер-классов будет неким фактором решения данной проблемы, так как для большей части сельской молодежи будут актуальны такого рода познавательные досуговые мероприятия. Автор подтверждает свой тезис результатами проведенного анкетирования среди сельской молодежи Усть-Ордынского бурятского округа. Результаты ответов респондентов на вопрос: «Будет ли интересно для Вас и Ваших сверстников обучение новым навыкам посредством посещения различных мастер-классов?» иллюстрируют следующее (прил. 2, табл. 13): 123 респондента, что составляет 59,1% от общего числа, считают, что мастер классы будут интересны не только для них, но и для их сверстников. Сомневаются, но придерживаются положительной точки зрения, 37% респондентов, а именно 77 человек. Негативная точка зрения представлена ответами всего 8 респондентов, что составляет всего 3,8%.

Сегодня во всех муниципальных образованиях Усть-Ордынского бурятского округа организуется ряд множество праздничных и торжественных событий, которые нуждаются в серьезной организационной работе и в высоком уровне проведения. Поэтому автором предлагается организация мастер-классов по разным направлениям, которые практикуются членами команды «Баяр Хан». Данные направления в основном являются направлениями сфер услуг и красоты. Поэтому при проведении интернет-опроса респондентам было предложено ответить на вопрос: «Будет ли интересно для Вас и Ваших сверстников обучение новым навыкам в сфере развлекательных услуг (аниматор шоу мыльных пузырей / fire шоу, ведущий и организатор праздничных мероприятий, фотограф/видеограф и т.д.)?». 45,7% респондентов ответили «да, вполне», 33,7% - «скорее да, чем нет», 17,3% - «скорее нет, чем да», а ответ «совсем нет» выбрали 3,4% респондентов (прил. 2, табл. 14). Следовательно, мы видим, что сфера услуг сегодня представляет большой интерес для сельской молодежи.

Также автор считает, что для них будет интересна сфера красоты, которая сегодня с каждым годом набирает большую популярность. На вопрос: «Будет ли интересно для Вас и Ваших сверстников обучение новым навыкам из услуг сферы красоты (парикмахер, стилист по прическам, мастер по маникюру, мастер по пошиву праздничных нарядов и т.д.)?» 43,3% респондентов ответили, что «да, вполне», 35,1% - «скорее да, чем нет», 18,3% - «скорее нет, чем да», а ответ «совсем нет» выбрали 3,4% респондентов (прил. 2, табл. 15).

На основе вышесказанного и представленного можно сделать вывод о том, что есть необходимость и потребность организации такого рода мероприятий, которые предлагаются в данной работе. Во многом это поспособствует успешной и полезной организации досуга сельской молодежи, их самореализации, снижению уровня фактической безработицы на селе и т.д..

Таким образом представленный теоретический анализ условий проявления девиации, возникновения девиантных групп, экспертные мнения и мнения респондентов из анкетирования твердо убеждают нас в том, что сегодня необходима комплексная планомерная и долгосрочная мера по организации культурно-досуговых мероприятий, которая будет использована нами как значимый инструмент по профилактике девиации сельской местности Усть-Ордынского бурятского округа. В следующем разделе нашей проектно-исследовательской работы предлагается один из вариантов принятия таких мер.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: