Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993): с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-Ф // КонсультантПлюс. [Электронный ресурс] –URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (Дата обращения: 21.02.2020);

2. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) // Консультант Плюс – надежная правовая поддержка. Сайт. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 21.02.2020);

3. Афанасьева В. В. Факторы и условия, обуславливающие девиантное поведение подростков с ограниченными интеллектуальными возможностями [Электронный ресурс] / В. В. Афанасьева // Гуманитарные исследования – 2016. - №2. – С. 91-95. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-i-usloviya-obuslovlivayuschie-deviantnoe-povedenie-podrostkov-s-ogranichennymi-intellektualnymi-vozmozhnostyami (дата обращения 13.06.2020г.);

4. Бабосова Е. С. Досуг как факторв включенности молодёжи в социокультурную деятельность [Электронный ресурс] / Е. С. Бабосова // Социологический альманах. – 2012. – С. 336-344. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dosug-kak-faktor-vklyuchennosti-molodezhi-v-sotsiokulturnuyu-deyatelnost (дата обращения 13.06.2020г.);

5. Бороноев П. Г. Проявления алкогольной девиации в студенческой среде [Электронный ресурс] / П. Г. Бороноев // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – URL: (дата обращения 13.06.2020г.);

6. Бояк Т. Н. Особенности культуры современной сельской молодежи [Электронный ресурс] / Т. Н. Бояк // Гуманитарный вектор. – 2012. – № 3. – С. 180-186. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-kultury-sovremennoy-selskoy-molodyozhi  (дата обращения 13.06.2020г.);

7. Дарханова А. И. Шаманистские и семейно-родовые культы и обряды баяндаевских бурят как механизм сохранения кровнородственных связей [Электронный ресурс] / А. И. Дарханова // Вестник Бур. гос. ун-та. – 2009. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shamanistckie-i-semeyno-rodovye-kulty-i-obryady-bayandaevskih-buryat-kak-mehanizm-sohraneniya-krovnorodstvennyh-svyazey (дата обращения 13.06.2020г.);

8. Ильин А. Е. Безработица сельского населения: состояние и пути снижения [Электронный ресурс] / А. Е. Ильин, Д. А. Савин, А. М. Конорев // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. – 2012. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bezrabotitsa-selskogo-naseleniya-sostoyanie-i-puti-snizheniya (дата обращения 13.06.2020г.);

9. Ипполитова Н. А. Социально-демографическая функция сельской местности Иркутской области / Н. А. Ипполитова, Н. В. Роговская // Вестник ИрГТУ. – 2013. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-demograficheskaya-funktsiya-selskoy-mestnosti-irkutskoy-oblasti (дата обращения 13.06.2020г.);

10. Официальный сайт ГБОУ ДО Иркутской области «Центр дополнительного образования детей» [Электронный ресурс] – URL: http://cdod38.ru/  (дата обращения 13.06.2020г.);

11. Палазян А. С. Девиантное поведение молодёжи и распространение экстремизма как социально-правовая проблема [Электронный ресурс] / А. С. Палазян, Г. А. Городенцев // Общество и право. – 2015. – №3. – С. 14-17. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deviantnoe-povedenie-molodezhi-i-rasprostranenie-ekstremizma-kak-sotsialno-pravovaya-problema (дата обращения 13.06.2020г.);

12. Стригуненко И. К. Предупреждение девиантного поведения российской молодёжи как социологическая проблема [Электронный ресурс] / И. К. Стригуненко // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2013. – №6. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preduprezhdenie-deviantnogo-povedeniya-rossiyskoy-molodezhi-kak-sotsiologicheskaya-problema (дата обращения 13.06.2020г.);

13. Суровенкова М. А. Досуговая деятельность современной студенческой молодёжи [Электронный ресурс] / М. А. Суровенкова // Вестник ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. – 2013. – №1. – С. 67-71. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dosugovaya-deyatelnost-sovremennoy-studencheskoy-molodezhi (дата обращения 13.06.2020г.);

14. Сушко П. Е. Самореализация молодёжи сельского региона: особенности, состояние и перспективы [Электронный ресурс] / П. Е. Сушко // Вестник РУДН, серия Социология. – 2013. – №3. – С. 148-156. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samorealizatsiya-molodezhi-selskogo-regiona-osobennosti-sostoyanie-i-perspektivy (дата обращения 13.06.2020г.);

15. Туркина Н. Г. Территориальные различия качества жизни сельского населения Иркутской области [Электронный ресурс] / Г. Г. Туркина // Известия ИГУ. Серия «Науки о Земле». – 2010. – Том 3. – №2. – С. 179-189. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/territorialnye-razlichiya-kachestva-zhizni-selskogo-naseleniya-irkutskoy-oblasti

16. Феномен риска в социологии. Опыт исследования молодежи: монография [Электронный ресурс] / Ю. А. Зубок. – М.: Инфра-М, 2015. – 288 с. – URL: https://znanium.com/read?pid=514932 (дата обращения 13.06.2020г.);

17. Цуканова О. Н. Традиционные и инновационные социально-культурные технологии в системе организации молодежного досуга в муниципальных центрах [Электронный ресурс] / О. Н. Цуканова // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2013. – С. 125-129. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsionnye-i-innovatsionnye-sotsialno-kulturnye-tehnologii-v-sisteme-organizatsii-molodezhnogo-dosuga-v-munitsipalnyh-tsentrah (дата обращения 13.06.2020г.);

18. Шантанов Р. В. Исследование типов этнической идентичности и социальной дистанции бурятской молодежи Иркутской области / Р. В. Шантанов // Культура и взрыв: социальные смыслы в трансформирующемся обществе: материалы X всерос. Науч. Интернет-конф. 5-25 окт. 2018 г. – Иркутск: Изд-во ИГУ. – 2018. – С. 279-284;

19. Шантанов Р. В. Проблемы этнической стратификации в современном поликультурном российском обществе / Р. В. Шантанов // XIII Международная научная конференция «Сорокинские чтения – 2019»: Сборник материалов. – М.: МАКС Пресс. – 2019. – С. 684-68

20. Шантанов Р. В. Роль сельских школ в осуществлении межпоколенческой преемственности (на примере бурятской этногруппы Иркутской области) / Р. В. Шантанов, Д. С. Соловьева// Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы и перспективы: сб. науч. тр. - Иркутск: Изд-во ИГУ. – 2019, С. 230-234;

21. Шантанов Р. В. Роль национальных видов спорта в формировании этнического самосознания бурятской молодежи / Р. В. Шантанов, О. Ю. Александрович // Физическая культура: спорт, здоровье, образование: материалы Междунар. Науч.-метод. Конф. Иркутск, 22 июня 2018 г. – Иркутск: Изд-во ИГУ. – 2018. – С. 113-119.

 


 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

БЛАНК АНКЕТЫ

В данном приложении представлен бланк анкеты, который был применен в проведении опроса в сети «Интернет» на базе платформы «iAnketa» в рамках исследования по курсовой работе. В опросе приняло участие 208 человек в возрасте от 14 до 30 лет, проживающих на территории Усть-Ордынского бурятского округа и относящих себя к бурятскому этносу.


Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Иркутский государственный университет

Институт социальных наук

Кафедра социальной работы

Тел. (3952) 243-372

 


АНКЕТА

Уважаемый респондент!

Просим Вас принять участие в исследовании, которое проводится с целью выявления проблем организации досуговых мероприятий в сельской местности, профилактики девиантного поведения в молодежной сельской среде и выработки новых решений указанных проблем. Полученные данные будут использованы в учебно-научных целях в обобщенном виде.
Анонимность и конфиденциальность гарантируется.

Пожалуйста, внимательно прочитайте вопрос и варианты ответов на него. Выберите тот вариант ответа, который совпадает с Вашим мнением, либо напишите ответ сами, если он не приводится. Для нас очень важно ваше мнение, поэтому, пожалуйста, не оставляйте ни одного ответа без внимания.

Анонимно

Заранее благодарим за участие!

1. Укажите, пожалуйста, где вы проживаете на данный момент?

1.1. В городской местности;

1.2. В сельской местности.

2. Укажите, пожалуйста, в какой сфере вы работаете (если являетесь учеником или студентом, то выберите пункт «студент»)?

2.1. В сельском хозяйстве;

2.2. В сфере образования;

2.3. В сфере государственного и муниципального управления;

2.4. В сфере культуры;

2.5. В сфере здравоохранения;

2.6. В сфере услуг;

2.7. Не работаю на данный момент;

2.8. Работаю в другой сфере (укажите, пожалуйста сферу): ____________________.

3. Занимаетесь ли Вы или Ваши ближайшие родственники разведением домашнего скота/личным подсобным хозяйством/фермерским хозяйством?

3.1. Да;

3.2. Нет;

3.3. Затрудняюсь ответить.

4. Оцените, пожалуйста, насколько важно разведение домашнего скота или развитие вашего личного подсобного хозяйства для Вас лично и вашей семьи от «1» до «5» (где «1» - это «совсем не нужное дело», а «5» - это «очень важно для обеспечения Вас и всей семьи»).

1 2 3 4 5

5. Как вы считаете, современная молодежь, завершившая обучение в городе, будет ли возвращаться в деревню для реализации себя в профессиональном плане или открытия своего личного дела (личное хозяйство в том числе)?

5.1. Да, вполне;

5.2. Скорее да, чем нет;

5.3. Скорее нет, чем да;

5.4. Совсем нет;

5.5. Затрудняюсь ответить.

6. Какие, по-вашему мнению, есть или могут возникнуть препятствия или факторы, влияющие на отчуждение Вас или ваших сверстников от сельской местности?

6.1. Трудоемкий деревенский быт;

6.2. Алкоголизм;

6.3. Низкий уровень социальной инфраструктуры;

6.4. Плохая организация культурно-досуговой жизни;

6.5. Отсутствие возможностей для самореализации, личностного и карьерного роста;

6.6. Отсутствие вакансий на профессии, которые я предпочитаю;

6.7. Затрудняюсь ответить;

6.8. другой ответ: _________________________________________________

7. Есть в Вашей сельской местности группы людей или отдельно взятые люди, злоупотребляющие алкоголем?

7.1. Да;

7.2. Нет;

7.3. Затрудняюсь ответить.

8. Оцените, пожалуйста, серьезность проблемы алкоголизма в вашем селе/деревне от «1» до «5», где «1» - это «проблемы нет совсем», а «5» - это «серьезная проблема, которую срочно нужно решить».

1 2 3 4 5

9. Какие, по-вашему мнению, другие социальные проблемы прослеживаются в Вашем родном поселении?

9.1. Активное употребление табака;

9.2. Наркомания;

9.3. Детская беспризорность;

9.4. Безработица;

9.5. Культурная деградация;

9.6. Низкий уровень медицинских услуг;

9.7. Проблема домашнего насилия;

9.8. Затрудняюсь ответить;

9.9. другой ответ:________________________________________________

10. Оцените, пожалуйста, уровень культурно-досуговой деятельности в Вашем родном поселении от «1» до «5», где «1» - это «совсем ничего не делается для организации досуга», а «5» - это «досуг у моих односельчан организован вполне хорошо».

1 2 3 4 5

11. Как Вы считаете, если на должном уровне организовывать культурно-досуговую жизнь сельских жителей (например, концерты, кинопоказы, мастер-классы, походы, исследовательские проекты и т.д.), то это решило бы хотя бы частично социальные проблемы сельской местности?

11.1. Да, вполне;

11.2. Скорее да, чем нет;

11.3. Скорее нет, чем да;

11.4. Совсем нет.

12. По-вашему мнению, актуальна ли для молодежи, которая сегодня проживает на селе, культурно-досуговая деятельность?

12.1. Да, вполне;

12.2. Скорее да, чем нет;

12.3. Скорее нет, чем да;

12.4. Совсем нет.

13. Будет ли интересно для Вас и Ваших сверстников обучение новым навыкам посредством посещения различных мастер-классов?

13.1. Да, вполне;

13.2. Скорее да, чем нет;

13.3. Скорее нет, чем да;

13.4. Совсем нет.

14. Будет ли интересно для Вас и Ваших сверстников досуговая деятельность в виде труда на фермерских участках или сельскохозяйственных работах?

14.1. Да вполне;

14.2. Скорее да, чем нет;

14.3. Скорее нет, чем да;

14.4. Совсем нет.

15. Будет ли интересно для Вас и Ваших сверстников обучение новым навыкам в сфере развлекательных услуг (аниматор шоу мыльных пузырей / fire шоу, ведущий и организатор праздничных мероприятий, фотограф/видеограф и т.д.)?

15.1. Да вполне;

15.2. Скорее да, чем нет;

15.3. Скорее нет, чем да;

15.4. Совсем нет.

16. Будет ли интересно для Вас и Ваших сверстников обучение новым навыкам из услуг сферы красоты (парикмахер, стилист по прическам, мастер по маникюру, мастер по пошиву праздничных нарядов и т.д.)?

16.1. Да вполне;

16.2. Скорее да, чем нет;

16.3. Скорее нет, чем да;

16.4. Совсем нет.

17. Если Вам предложат пройти курс мастер-классов, по интересующему вас направлению, согласитесь ли вы?

17.1. Да;

17.2. Нет;

17.3. Затрудняюсь ответить.


Укажите, пожалуйста, некоторые сведения о себе:

1. Ваш пол:

1.1. Мужской;

1.2. Женский.

2. Ваш возраст:_________

3. Ваше образование:

3.1. Неполное среднее;

3.2. Среднее общее (школа);

3.3. Среднее профессиональное (ССУЗ, техникум, училище и т.п.);

3.4. Незаконченное высшее (обучение в вузе без получения диплома);

3.5. Высшее образование (диплом бакалавра, специалиста, магистра и. т.п.);

3.6. Несколько высших образований;

3.7. Ученая степень.

5. Представьте, что Вам предложили стать главой вашего села/деревни или мэром вашего муниципального образования без организации каких-либо выборов. Каков будет Ваш ответ?

5.1. Соглашусь сразу же;

5.2. Подумаю, взвешу все плюсы и минусы;

5.3. Откажусь;

5.4. Заставлю уговаривать меня, чтобы не показаться наивным и легкомысленным;

5.5. Затрудняюсь ответить.

Благодарим за ответы и помощь в проведении исследования!

Желаю крепкого здоровья и всего наилучшего!


 

Приложение 2

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА


В данном приложении представлена аналитическая по результатам проведенного анкетирования среди сельской молодежи Усть-Ордынского бурятского округа Иркутской области на базе платформы «iAnketa» в сети «Интернет» в виде частотных таблиц и выводов по ним.

Аналитическая справка по результатам проведенного интернет-опроса

Цель анкетирования: выявление проблем организации досуговых мероприятий в сельской местности и профилактики девиантного поведения в молодежной сельской среде; выработка новых решений указанных проблем.

Генеральная совокупность: население Усть-Ордынского бурятского округа Иркутской области.

Выборочная совокупность: молодежь в возрасте от 14 до 30 лет, проживающая в сельской местности Усть-Ордынского бурятского округа и относящаяся к бурятскому этносу.

Статистика респондентов

В данном анкетировании приняло участие 208 человек, из которых 76 – мужчины (36,5%) и 113 – это женщины (54,3%), а не указали свой пол 19 респондентов, что составляет 9,2% от общего числа (табл. 1).

Таблица 1

Распределение ответов респондентов на вопрос:
«Укажите, пожалуйста, ваш пол»

Вариант ответа Кол-во %

1.

Мужской

76

36,5%

2.

Женский

113

54,3%

 

Пол не указан

19

9,2

Итого:

208

100.0%

Средний возраст респондентов составил 21 год, так как целевой аудиторией проведения данного исследования была категория молодежи от 14 до 30 лет. 

Большая часть респондентов на сегодняшний день проживает в сельской местности (69,7%), так как Усть-Ордынский бурятский округ является сельской территорией. 30,3% проживает на данный момент в городской местности, но имеют свои корни из поселения, располагающийся в Усть-Ордынском бурятском округе (табл. 2).

Таблица 2

Распределение ответов респондентов на вопрос:
«Укажите, пожалуйста, где вы проживаете на данный момент?»

Вариант ответа Кол-во %

1.

В городской местности

63

30,3%

2.

В сельской местности

145

69,7%

Итого:

208

100.0%

    Подавляющее большинство респондентов являются сегодня студентами высших или средних профессиональных учебных заведений или учениками средних общеобразовательных или основных образовательных учреждений, их количество составило 130 человек (62,5%) (табл. 3). Из сферы сельского хозяйства в анкетировании приняло участие 6 человек (2,9%), из сферы образования – 13 (6,3%), из сферы государственного и муниципального управления – 7 (3,4%), из сферы культуры – 9 человек (4,3%), из сферы здравоохранения – 5 (2,4%), из сферы услуг - 17 (8,2%). Из общего числа респондентов не работают на данный момент – 9 человек (4,3%), а заняты в другой сфере трудовой деятельности 12 человек (5,8%).

Таблица 3

Распределение ответов респондентов на вопрос:
«Укажите, пожалуйста, в какой сфере вы работаете (если являетесь учеником или студентом, то выберите пункт «студент»)?»

Вариант ответа Кол-во %

1.

В сельском хозяйстве;

6

2.9%

2.

В сфере образования;

13

6.3%

3.

В сфере государственного и муниципального управления;

7

3.4%

4.

В сфере культуры;

9

4.3%

5.

В сфере здравоохранения;

5

2.4%

6.

В сфере услуг;

17

8.2%

7.

Не работаю на данный момент;

9

4.3%

8.

Студент

130

62.5%

9.

Работаю в другой сфере

12

5.8%

Итого:

208

100.0%


 

Основные выводы и результаты исследования

Таблица 4

Распределение ответов респондентов на вопрос:
«Занимаетесь ли Вы или Ваши ближайшие родственники разведением домашнего скота/личным подсобным хозяйством/фермерским хозяйством?

Вариант ответа Кол-во %

1.

да

172

82.7%

2.

нет

35

16.8%

3.

затрудняюсь ответить

1

0.5%

Итого:

208

100.0%

Население Усть-Ордынского бурятского округа является территорией с большим агропромышленным потенциалом, который с каждым годом реализуется, достигая все новых рекордов по поставке различной продукции сельхозпроизводства. В качестве доказательства мы видим следующие результаты: 82,7% респондентов (172 человека) имеют свои личные подсобные или фермерские хозяйства, а лишь 16,8% (35 человек) не имеет практически никакого отношения к сельскому хозяйству (затруднился ответить 1 респондент) (табл. 5).

Таблица 5

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Занимаетесь ли Вы или Ваши ближайшие родственники разведением домашнего скота/личным подсобным хозяйством/фермерским хозяйством?»

Вариант ответа Кол-во %

1.

да

172

82.7%

2.

нет

35

16.8%

3.

затрудняюсь ответить

1

0.5%

Итого:

208

100.0%

По прогнозам автора, количество людей, которые занимаются в сельхоз промышленности, с каждым годом будет расти, так как средняя оценка при оценивании важности и значимости для семейного общества сельской местности занятия сельскохозяйственным трудом равна 3,77 из 5 возможных. Респонденты ответили на вопрос: «Оцените, пожалуйста, насколько важно разведение домашнего скота или развитие вашего личного подсобного хозяйства для Вас лично и вашей семьи от «1» до «5», где «1» - это «совсем бесполезное занятие для Вас и Вашей семьи», а «5» - это «очень важно для обеспечения Вас и всей Вашей семьи». Поэтому при сегодняшней грантовой государственной, региональной и муниципальной поддержке личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйств, сельские жители будут стремиться к обеспечению себя и своего близкого социального окружения продуктами сельхоз производства в целях как сокращения расходов, так и повышения доходов.

При этом необходимо сказать, что для молодежи не представляется перспективным трудовая деятельность в сельской местности, из которой уехали в город за получением профессионального образования. Ответы на вопрос: «Как вы считаете, современная молодежь, завершившая обучение в городе, будет ли возвращаться в деревню для реализации себя в профессиональном плане или открытия своего личного дела (личное хозяйство в том числе)?» распределились следующим образом: ответ «да, вполне» выбрали 18 респондентов (8,7%) из 208, ответ «скорее да, чем нет» – 37 (17,8%), ответ «скорее нет, чем да» - всего 131 (63%), ответ «совсем нет» - 12 (5,8%), затруднились ответить 10 респондентов (4,8%) (табл. 6).

Таблица 6

Распределение ответов респондентов на вопрос:
«Как вы считаете, современная молодежь, завершившая обучение в городе, будет ли возвращаться в деревню для реализации себя в профессиональном плане или открытия своего личного дела (личное хозяйство в том числе)?»

Вариант ответа Кол-во %

1.

Да, вполне;

18

8.7%

2.

Скорее да, чем нет;

37

17.8%

3.

Скорее нет, чем да;

131

63.0%

4.

Совсем нет;

12

5.8%

5.

Затрудняюсь ответить.

10

4.8%

Итого:

208

100.0%

    В качестве оправдания респонденты указывают на ряд факторов, которые, по их мнению, станут основными препятствиями при их желании вернуться в сельскую местность и реализоваться в профессиональном плане. Так ответы на вопрос: «Какие, по-вашему мнению, есть или могут возникнуть препятствия или факторы, влияющие на отчуждение Вас или ваших сверстников от сельской местности?» распределились следующим образом: ответ «трудоемкий деревенский быт» был выбран 56 респондентами (11,3%), ответ «алкоголизм» - 40 (8,1%), «низкий уровень социальной инфраструктуры» - 99 (20%), «плохая организация культурно-досуговой жизни» - 57 (11,5%), «отсутствие возможностей для самореализации, личностного и карьерного роста» - 128 (25,8%), «отсутствие вакансий на профессии, которые я предпочитаю» - 101 (20,4%), затруднились ответить 13 респондентов (2,6%) и указали на другие факторы 2 респондента (0,4%).

Таблица 7

Распределение ответов респондентов на вопрос:
«Какие, по-вашему мнению, есть или могут возникнуть препятствия или факторы, влияющие на отчуждение Вас или ваших сверстников от сельской местности?»

Вариант ответа Кол-во %

1.

Трудоемкий деревенский быт;

56

11.3%

2.

Алкоголизм;

40

8.1%

3.

Низкий уровень социальной инфраструктуры;

99

20.0%

4.

Плохая организация культурно-досуговой жизни;

57

11.5%

5.

Отсутствие возможностей для самореализации, личностного и карьерного роста;

128

25.8%

6.

Отсутствие вакансий на профессии, которые я предпочитаю;

101

20.4%

7.

Затрудняюсь ответить;

13

2.6%

8.

Если в предложенном списке нет варианта, который вам подходит, или вы хотите указать на дополнительные факторы, то укажите их здесь

2

0.4%

Итого:

496

100.0%

Одним из вопросов анкеты был: «Есть в Вашей сельской местности группы людей или отдельно взятые люди, злоупотребляющие алкоголем?». Результаты ответов респондентов распределились следующим образом: ответ «да» выбрали 174 респондента, ответ «нет» - 15 и ответ «затрудняюсь ответить» - 19 (табл. 8). Следовательно, автором подтверждается факт наличия социальной среде рассматриваемой территории проблемы алкоголизма.

Таблица 8

Распределение ответов респондентов на вопрос:
«Есть в Вашей сельской местности группы людей или отдельно взятые люди, злоупотребляющие алкоголем?»

Вариант ответа Кол-во %

1.

Да

174

83.7%

2.

Нет

15

7.2%

3.

Затрудняюсь ответить

19

9.1%

Итого:

208

100.0%

Также целевая аудитория оценила серьезность проблемы алкоголизма по 5 бальной шкале, посредством ответа на вопрос: «Оцените, пожалуйста, серьезность проблемы алкоголизма в вашем селе/деревне от «1» до «5», где «1» - это "проблемы нет совсем", а «5» - это "серьезная проблема, которую срочно нужно решить"». Средняя оценка по итогам всех ответов равна 3,34, что явно выше середины. 

Другим наиболее важным условием возникновения девиация в сельской местности, по мнению автора, выступает социальная проблема безработицы, который характерен для всего сельского населения нашей страны. Это подтверждают респонденты, которые установили, что безработица – это самая серьезная на сегодняшний день социальная проблема сельских поселений Усть-Ордынского бурятского округа – 28,3% ответов на вопрос «Какие, по-вашему мнению, другие социальные проблемы прослеживаются в Вашем родном поселении?» указывают именно на неё. Вторым по значению является проблема употребления табака – 21,2%, а на третьем месте, по мнению респондентов, - проблемы низкого уровня медицинских услуг (16,8%) и культурной деградации (15%). Другие проблемы набрали не больше 10%.

Таблица 9

Распределение ответов респондентов на вопрос:
«Какие, по-вашему мнению, другие социальные проблемы прослеживаются в Вашем родном поселении?»

Варианты ответов Кол-во %

1.

Активное употребление табака;

92

21.2%

2.

Наркомания;

14

3.2%

3.

Детская беспризорность;

23

5.3%

4.

Безработица;

123

28.3%

5.

Культурная деградация;

65

15.0%

6.

Низкий уровень медицинских услуг;

73

16.8%

7.

Проблема домашнего насилия;

15

3.5%

8.

Затрудняюсь ответить;

28

6.5%

9.

Если в предложенном списке нет вариантов, которые отражают ваше мнение, или вы хотите добавить свое мнение, то

1

0.2%

Итого:

434

100.0%

В ходе проведенного анкетирования, нашим респондентам было предложено оценить этот уровень, отвечая на вопрос: «Оцените, пожалуйста, уровень культурно-досуговой деятельности в Вашем родном поселении от «1» до «5», где «1» - это «совсем ничего не делается для организации досуга», а «5» - это «досуг у моих односельчан организован вполне хорошо». Общая средняя оценка по результатам 208 ответов составила 3,29, что должно свидетельствовать о достаточно стабильной и планомерной досуговой деятельности сельчан Усть-Ордынского бурятского округа и их постоянной вовлеченностью в эти досуговые мероприятия.

Но автором исследования данная оценка респондентов ставиться под сомнение, так как при ответе на следующий вопрос: «Как Вы считаете, если на должном уровне организовывать культурно-досуговую жизнь сельских жителей (например, концерты, кинопоказы, мастер-классы, походы, исследовательские проекты и т.д.), то это решило бы хотя бы частично социальные проблемы сельской местности?» они указывают обратное. Их ответы распределились таким образом: ответ «да, вполне» выбрали 37,5% респондентов из общего числа, «скорее да, чем нет» – 43,8%, «скорее нет, чем да» - всего 15,9%, а ответ «совсем нет» - 2,9% (табл. 10). То есть мы получаем факт о том, что большинство представителей сельской молодежи Усть-Ордынского бурятского округа подчеркивают необходимость повышения уровня культурно-досуговой деятельности.

Таблица 10

Распределение ответов респондентов на вопрос:
«Как Вы считаете, если на должном уровне организовывать культурно-досуговую жизнь сельских жителей (например, концерты, кинопоказы, мастер-классы, походы, исследовательские проекты и т.д.), то это решило бы хотя бы частично социальные проблемы сельской местности?»

Вариант ответа Кол-во %

1.

Да, вполне;

78

37.5%

2.

Скорее да, чем нет;

91

43.8%

3.

Скорее нет, чем да;

33

15.9%

4.

Совсем нет.

6

2.9%

Итого:

208

100.0%

Для сельской молодежи, по мнению автора, как-никогда актуальна культурно-досуговая деятельность, так как при условиях глобализации, унификации и урбанизации сфер жизнедеятельности, а также постоянном процессе вестернизации именно эта сфера способствует спокойному принятию новых норм и моделей поведения общества, сохраняя свои традиционные корни и ценности. Так, респонденты в ходе анкетирования ответили на вопрос: «По-вашему мнению, актуальна ли для молодежи, которая сегодня проживает на селе, культурно-досуговая деятельность?». Их ответы распределились следующим образом: ответ «да, вполне» выбрали 55,8% респондентов из общего числа, «скорее да, чем нет» – 30,8%, «скорее нет, чем да» - всего 12,5%, а ответ «совсем нет» - 1% (табл. 11).

Таблица 11

Распределение ответов респондентов на вопрос: «По-вашему мнению, актуальна ли для молодежи, которая сегодня проживает на селе, культурно-досуговая деятельность?

Вариант ответа Кол-во %

1.

Да, вполне;

116

55.8%

2.

Скорее да, чем нет;

64

30.8%

3.

Скорее нет, чем да;

26

12.5%

4.

Совсем нет.

2

1.0%

Итого:

208

100.0%

Организация и проведение мастер-классов может стать фактором решения молодежной девиации в сельской местности Усть-Ордынского бурятского округа. Для молодежи такой формат, как нам кажется, представляет большой интерес, что подтверждается их ответами на вопрос: «Будет ли интересно для Вас и Ваших сверстников обучение новым навыкам посредством посещения различных мастер-классов?». Ответы иллюстрируют следующее (табл. 12): 123 респондента, что составляет 59,1% от общего числа, считают, что мастер классы будут интересны не только для них, но и для их сверстников. Сомневаются, но придерживаются положительной точки зрения, 37% респондентов, а именно 77 человек. Негативная точка зрения представлена ответами всего 8 респондентов, что составляет всего 3,8%.


 

Таблица 12

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Будет ли интересно для Вас и Ваших сверстников обучение новым навыкам посредством посещения различных мастер-классов?»

Варианты ответов Кол-во %

1.

Да, вполне;

123

59.1%

2.

Скорее да, чем нет;

77

37.0%

3.

Скорее нет, чем да;

8

3.8%

4.

Совсем нет.

0

0.0%

Итого:

208

100.0%

Следовательно, современной молодежи Усть-Ордынского бурятского округа не представляет большой интерес отрасль сельхозпроизводства, хоть она в нем частично занята. Так, на вопрос: «Будет ли интересно для Вас и Ваших сверстников досуговая деятельность в виде труда на фермерских участках или сельскохозяйственных работах?» 13,5% респондентов от общего числа ответили «да, вполне», 33,2% - «скорее да, чем нет», 45,2% - «скорее нет, чем да», 8,2% - «совсем нет» (табл. 13).

Таблица 13

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Будет ли интересно для Вас и Ваших сверстников досуговая деятельность в виде труда на фермерских участках или сельскохозяйственных работах?»

Варианты ответов Кол-во %

1.

Да вполне;

28

13.5%

2.

Скорее да, чем нет;

69

33.2%

3.

Скорее нет, чем да;

94

45.2%

4.

Совсем нет.

17

8.2%

Итого:

208

100.0%

Автор считает, что для современной молодежи более актуальны направления деятельности в сфере услуг, где есть перспективные молодежные направления. Поэтому при проведении интернет-опроса респондентам было предложено ответить на вопрос: «Будет ли интересно для Вас и Ваших сверстников обучение новым навыкам в сфере развлекательных услуг (аниматор шоу мыльных пузырей / fire шоу, ведущий и организатор праздничных мероприятий, фотограф/видеограф и т.д.)?». 45,7% респондентов ответили «да, вполне», 33,7% - «скорее да, чем нет», 17,3% - «скорее нет, чем да», а ответ «совсем нет» выбрали 3,4% респондентов (табл. 14).

Таблица 14

Распределение ответов респондентов на вопрос:
«Будет ли интересно для Вас и Ваших сверстников обучение новым навыкам в сфере развлекательных услуг (аниматор шоу мыльных пузырей / fire шоу, ведущий и организатор праздничных мероприятий, фотограф/видеограф и т.д.)?»

Варианты ответов Кол-во %

1.

Да вполне;

95

45.7%

2.

Скорее да, чем нет;

70

33.7%

3.

Скорее нет, чем да;

36

17.3%

4.

Совсем нет.

7

3.4%

Итого:

208

100.0%

Также автор считает, что для них будет интересна сфера красоты, которая сегодня с каждым годом набирает большую популярность. На вопрос: «Будет ли интересно для Вас и Ваших сверстников обучение новым навыкам из услуг сферы красоты (парикмахер, стилист по прическам, мастер по маникюру, мастер по пошиву праздничных нарядов и т.д.)?» 43,3% респондентов ответили, что «да, вполне», 35,1% - «скорее да, чем нет», 18,3% - «скорее нет, чем да», а ответ «совсем нет» выбрали 3,4% респондентов (табл. 15).

Таблица 15

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Будет ли интересно для Вас и Ваших сверстников обучение новым навыкам из услуг сферы красоты (парикмахер, стилист по прическам, мастер по маникюру, мастер по пошиву праздничных нарядов и т.д.)?»

Варианты ответов Кол-во %

1.

Да вполне;

90

43.3%

2.

Скорее да, чем нет;

73

35.1%

3.

Скорее нет, чем да;

38

18.3%

4.

Совсем нет.

7

3.4%

Итого:

208

100.0%

Но, не смотря на наличие данных вопросов, было решено вставить более конкретный вопрос: «Если Вам предложат пройти курс мастер-классов, по интересующему вас направлению, согласитесь ли вы?» (табл. 16). Результаты ответов респондентов показывают нам явное желание пройти обучающие мастер-классы по их интересам. Так, 195 респондентов ответили «да», всего 2 – «нет», а 11 – затруднились ответить на данный вопрос.

Таблица 16

Распределение ответов респондентов на вопрос:
«Если Вам предложат пройти курс мастер-классов, по интересующему вас направлению, согласитесь ли вы?»

Вариант ответа Кол-во %

1.

Да

195

93.8%

2.

Нет

2

1.0%

3.

Затрудняюсь ответить

11

5.3%

Итого:

208

100.0%

В качестве заключительной части анкетирования, который нес характер эмоциональной разрядки от вовлеченности в проблемное поле исследования, респондентам было предложено ответить на вопрос: «Представьте, что Вам предложили стать главой вашего села/деревни или мэром вашего муниципального образования без организации каких-либо выборов. Каков будет Ваш ответ?»

Таблица 17

Распределение ответов респондентов на вопрос:
«Представьте, что Вам предложили стать главой вашего села/деревни или мэром вашего муниципального образования без организации каких-либо выборов. Каков будет Ваш ответ?»

Варианты ответов Кол-во %

1.

Соглашусь сразу же;

15

7.2%

2.

Подумаю, взвешу все плюсы и минусы;

112

53.8%

3.

Откажусь;

60

28.8%

4.

Заставлю уговаривать меня, чтобы не показаться наивным и легкомысленным;

3

1.4%

5.

Затрудняюсь ответить

18

8.7%

Итого:

208

100.0%

 

 


 

Приложение 3

БЛАНКИ НЕСТРУКТУРИРОВАННОГО ИНТЕРВЬЮ

В данном приложении представлены бланки неструктурированного интервью, которые были использованы для выявления мнения экспертов по различным формам сельской девиации в молодежной среде Усть-Ордынского бурятского округа Иркутской области и проблемам организации культурно-досуговой деятельности в сельской местности. Тема неструктурированных интервью с экспертами: «Организация досуговой деятельности сельской молодежи как профилактика девиации среди молодежи сельской местности Усть-Ордынского бурятского округа».

К экспертной оценке существующих социальных проблем сельской местности были приглашены эксперты из сфер культуры, образования, государственного и муниципального управления и социальной защиты. Данные эксперты были выбраны не только по принципу существующей профессиональной должности, но также по принципу наличия опыта работы с сельской молодежью, реализации социальных значимых проектов для целевой аудитории нашей курсовой работы и по принципу вовлеченности их в тему нашего исследования. Список экспертов и необходимые данные о них представлены в приложении 4. Бланки неструктурированных интервью с каждым экспертом представлен в приложениях 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5 и 3.6. Протоколы проведенных интервью представлены в приложении 5.  


 

Приложение 3.1

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Иркутский государственный университет

Институт социальных наук

Кафедра социальной работы

Тел. (3952) 243-372

НЕСТРУКТУРИРОВАННОЕ ИНТЕРВЬЮ

Уважаемая Анна Эдуардовна!

Приглашаю Вас принять участие в экспертном опросе по исследовательскому проекту, которое проводится с целью выявления проблем организации досуговых мероприятий в сельской местности, профилактики девиантного поведения в молодежной сельской среде и выработки новых решений указанных проблем. Предоставленные Вами данные, Ваши ответы на интересующие нас вопросы и Ваше экспертное мнение будет использовано в обобщенном виде в заключительной работе данного исследования.

Заранее благодарю за сотрудничество!

Время начала интервью: ____ч. ___мин.

1. Здравствуйте, Анна Эдуардовна! Благодарю за ваш положительный ответ на запрос о проведении интервью. Для меня будет большим удовольствием побеседовать с вами и надеюсь, что для вас тоже. Вы на протяжении 20 лет работаете в сфере культуры. На кого в первую очередь направлена вся ваша работа?

__________________________________________________________________

2. При работе с молодежью с какими проблемами сталкиваетесь лично вы?

_________________________________________________________________

    3. Насколько я понимаю, в большей степени вы работаете в сельской местности. Как вы считаете, социальные проблемы (алкоголизм, наркомания, бродяжничество, семейное насилие и т.д.), которые сегодня существуют в российском селе, затрудняют ли работу специалистов вашей сферы?

_________________________________________________________________

    4. Культурные мероприятия, при организации которых вы принимаете непосредственное участие, насколько эффективно, по вашему мнению, способствуют решению указанных проблем?

__________________________________________________________________

    5. Если организовать культурно-досуговую деятельность современной сельской молодежи, к примеру, вашего села, где вы работаете, в русле обучения новым навыкам (аниматоры, стилисты по красоте, ведущие и организаторы), как, по вашему мнению, к этому отнесется сама молодежь?

__________________________________________________________________

Анна Эдуардовна, благодарю за ваше участие в моем исследовании! Очень рад встрече с вами! Всего Вам доброго и до свидания!

Анкета эксперта

Укажите, пожалуйста, некоторые сведения о себе

1.Ф.И.О._________________________________________________________

2. Дата рождения__________________________________________________

3. Занимаемая должность__________________________________________

4. Название организации__________________________________________

7. Специализация (по диплому) ____________________________________

8. Телефон для контакта __________________________________________

9. E-mail _______________________________________________________.

Согласны ли Вы на использование Ваших персональных данных и результатов исследования в учебно-научных целях: да /нет

Благодарим за помощь в исследовании!

Время завершения интервью: ___ч. ___ мин.


 

Приложение 3.2

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Иркутский государственный университет

Институт социальных наук

Кафедра социальной работы

Тел. (3952) 243-372

НЕСТРУКТУРИРОВАННОЕ ИНТЕРВЬЮ

Уважаемый Илья Львович!

Приглашаю Вас принять участие в экспертном опросе по исследовательскому проекту, которое проводится с целью выявления проблем организации досуговых мероприятий в сельской местности, профилактики девиантного поведения в молодежной сельской среде и выработки новых решений указанных проблем. Предоставленные Вами данные, Ваши ответы на интересующие нас вопросы и Ваше экспертное мнение будет использовано в обобщенном виде в заключительной работе данного исследования.

Заранее благодарю за сотрудничество!

Время начала интервью: ____ч. ___мин.

Здравствуйте, Илья Львович! В первую очередь хочу выразить большую благодарность за ваше желание поучаствовать в моем исследовательском проекте. Ваше экспертное мнение будет для меня очень ценным и весомым.

1. Вы буквально недавно заняли пост начальника отдела культуры по Баяндаевскому району. Хочу заметить, что никому в столь молодом возрасте не удавалось в нашем Усть-Ордынском округе занять такой пост. Что вам помогло стать таким человеком, на которого смело поручили такую ответственную работу?

_____________________________________________________________

2. Я знаю, что вы активно придерживаетесь здорового образа жизни. Опишите, пожалуйста, ситуацию в молодежной среде Баяндаевского района по поводу ЗОЖ.

_____________________________________________________________

3. Насколько сильно сегодня молодежь привлекается по собственному желанию к новым культурным проектам? Проявляет ли она инициативу в культурно-досуговой деятельности?

_____________________________________________________________

4. Насколько эффективно может повлиять культурно-досуговая деятельность молодых людей в сельской местности на решение социальных проблем (алкоголизм, табакокурение, бродяжничество, наркомания, семейное насилие и т.д.)?

_____________________________________________________________

5. И последний вопрос. Вы являетесь автором проекта «Трезвый Баяндай – Трезвая Россия», который привлек пристальное внимание районной, окружной и даже областной прессы. Скажите, пожалуйста, с какими проблемами вы столкнулись при реализации проекта?

_____________________________________________________________

    Анкета эксперта

Укажите, пожалуйста, некоторые сведения о себе

1.Ф.И.О._________________________________________________________

2. Дата рождения__________________________________________________

3. Занимаемая должность__________________________________________

4. Название организации__________________________________________

7. Специализация (по диплому) ____________________________________

8. Телефон для контакта __________________________________________

9. E-mail _______________________________________________________.

Согласны ли Вы на использование Ваших персональных данных и результатов исследования в учебно-научных целях: да /нет

Благодарим за помощь в исследовании!

Время завершения интервью: ___ч. ___ мин.

Приложение 3.3

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Иркутский государственный университет

Институт социальных наук

Кафедра социальной работы

Тел. (3952) 243-372

НЕСТРУКТУРИРОВАННОЕ ИНТЕРВЬЮ

Уважаемая Любовь Цыреновна!

Приглашаю Вас принять участие в экспертном опросе по исследовательскому проекту, которое проводится с целью выявления проблем организации досуговых мероприятий в сельской местности, профилактики девиантного поведения в молодежной сельской среде и выработки новых решений указанных проблем. Предоставленные Вами данные, Ваши ответы на интересующие нас вопросы и Ваше экспертное мнение будет использовано в обобщенном виде в заключительной работе данного исследования.

Заранее благодарю за сотрудничество!

Время начала интервью: ____ч. ___мин.

    Здравствуйте, Любовь Цыреновна! Благодарю за ваше желание поучаствовать в моем исследовательском проекте! В первую очередь, хочу сказать, что ваше экспертное мнение будет очень полезным для моего курсового исследования, так как оно непосредственно затрагивает вашу сферу деятельности.

    1. Культура – эта та сфера, в которой труд оправдывается 2-3 часовым представлением. И этот труд довольно тяжелый в психологическом плане. Скажите, пожалуйста, насколько серьезно относится сегодняшняя молодежь к сфере культуры? И как они проявляют свой интерес к вашей работе непосредственно?

__________________________________________________________________

    2. Вы практически большую часть своей трудовой деятельности провели в сельской местности. И, в любом случае, вы владеете большим опытом организации различных культурно-досуговых мероприятий. Скажите, пожалуйста, с какими проблемами может столкнуться молодой специалист в сфере культуры при организации мероприятий для сельских жителей?
_____________________________________________________________

    3. Организация культурно-досуговой деятельности, как правило, на уровень ниже, чем в городской местности. Если на селе находятся мастера самоучки или люди, которые прошли ряд курсов, необходимые для организации праздничных мероприятий, будут ли они востребованы в культурных мероприятиях, организуемых учреждениями культуры? Если да, то каким образом вы привлекаете их непосредственно к организации? Если нет, то почему?

__________________________________________________________________

Анкета эксперта

Укажите, пожалуйста, некоторые сведения о себе

1. Ф.И.О._________________________________________________________

2. Дата рождения__________________________________________________

3. Занимаемая должность__________________________________________

4. Название организации__________________________________________

7. Специализация (по диплому) ____________________________________

8. Телефон для контакта __________________________________________

9. E-mail _______________________________________________________.

Согласны ли Вы на использование Ваших персональных данных и результатов исследования в учебно-научных целях: да /нет

Благодарим за помощь в исследовании!

Время завершения интервью: ___ч. ___ мин.


 

Приложение 3.4

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Иркутский государственный университет

Институт социальных наук

Кафедра социальной работы

Тел. (3952) 243-372

НЕСТРУКТУРИРОВАННОЕ ИНТЕРВЬЮ

Уважаемая Наталья Прокопьевна!

Приглашаю Вас принять участие в экспертном опросе по исследовательскому проекту, которое проводится с целью выявления проблем организации досуговых мероприятий в сельской местности, профилактики девиантного поведения в молодежной сельской среде и выработки новых решений указанных проблем. Предоставленные Вами данные, Ваши ответы на интересующие нас вопросы и Ваше экспертное мнение будет использовано в обобщенном виде в заключительной работе данного исследования.

Заранее благодарю за сотрудничество!

Время начала интервью: ____ч. ___мин.

    Здравствуйте, Наталья Прокопьевна! Выражаю огромную благодарность за ваше желание поучаствовать в нашем исследовательском проекте!

    1. Вы являетесь Главой МО «Гаханы» и, безусловно, уже столкнулись с рядом проблем вашего села. Скажите, пожалуйста, какие социальные проблемы сегодня актуальны в первую очередь?

__________________________________________________________________

    2. Особое внимание в моем курсовом исследовании уделяется сельской молодежи. Скажите, пожалуйста, с какими проблемами сталкивается молодежь вашего села, когда решает возвратиться к сельской жизни после получения высшего образования в городе?

__________________________________________________________________

    3. Как вы считаете, какими мотивами руководствуется молодежь, когда решает возвратиться на родину?

__________________________________________________________________

    4. Какие сегодня меры принимаются в вашем селе по решению социальных проблем (алкоголизм, бродяжничество, домашнее насилие, детская беспризорность и т.д.)? Насколько они эффективны? Если нет, то какие существуют преграды?

__________________________________________________________________

    5. Сельская молодежь, как мне известно, очень активно включается в правительственные программы по поддержке сельского хозяйства. Но, по моему мнению, это не решает основных социальных проблем. Как мне кажется, здесь необходимо повышать уровень организации культурно-досуговых мероприятий. Согласны ли вы со мной или нет?

__________________________________________________________________

Анкета эксперта

Укажите, пожалуйста, некоторые сведения о себе

1. Ф.И.О._________________________________________________________

2. Дата рождения__________________________________________________

3. Занимаемая должность__________________________________________

4. Название организации__________________________________________

7. Специализация (по диплому) ____________________________________

8. Телефон для контакта __________________________________________

9. E-mail _______________________________________________________.

Согласны ли Вы на использование Ваших персональных данных и результатов исследования в учебно-научных целях: да /нет

Благодарим за помощь в исследовании!

Время завершения интервью: ___ч. ___ мин.

Приложение 3.5

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Иркутский государственный университет

Институт социальных наук

Кафедра социальной работы

Тел. (3952) 243-372

НЕСТРУКТУРИРОВАННОЕ ИНТЕРВЬЮ

Уважаемая Любовь Эниевна!

Приглашаю Вас принять участие в экспертном опросе по исследовательскому проекту, которое проводится с целью выявления проблем организации досуговых мероприятий в сельской местности, профилактики девиантного поведения в молодежной сельской среде и выработки новых решений указанных проблем. Предоставленные Вами данные, Ваши ответы на интересующие нас вопросы и Ваше экспертное мнение будет использовано в обобщенном виде в заключительной работе данного исследования.

Заранее благодарю за сотрудничество!

Время начала интервью: ____ч. ___мин.

    Зд


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow