Сочинение-рассуждение

Тема «поэт и общество» («поэт и толпа») часто поднимается в стихотворениях великих поэтов. Мы можем увидеть, как они высмеивают толпу или просят её о понимании. Так, А.С. Пушкин в своём стихотворении «Поэту» и М.Ю. Лермонтов в «Пророке» обращаются к теме «поэт и толпа».
Кроме общей родо-жанровой принадлежности, эти произведения роднят с произведением Маяковского мотивы одиночества, непонимания и нередко, как следствие, изгнания поэта из общества или же его добровольного побега. Лирические герои всех трёх стихотворений бегут от людей: у Лермонтова – в пустыню («Из городов бежал я нищий/И вот в пустыне я живу…»), Пушкин также говорит: «Ты царь: живи один». Лирический герой Маяковского уходит в свой дом («В дом уйду»), замыкается в своём мире. Они оставляют право судить свои произведения только за собой.
Герой Лермонтова гоним и презираем толпой, но он достойно выносит все нападки и поёт песни звездам и обитателям пустыни, ведь они куда более благодарная публика. У Маяковского та же тема: он готов расцеловать «умную морду трамвая» и читать стихи розам на обоях потому, что они внимательнее и милосерднее к чувствам поэта, чем люди.
Также общность всех произведений проявляется в композиционном сходстве: главным композиционным приёмом стихотворений является антитеза. Авторы описывают жизнь поэта в обществе, которое не принимает его идей, и жизнь вдали от людей и их суда. Кроме того, сходны художественные средства, описывающие конфликт поэта и толпы. Например, эпитеты и метафоры, описывающие «толпу» (у Пушкина: холодная толпа, минутный шум похвал; у Лермонтова: самолюбивая улыбка старцев; у Маяковского: без лицее розовое тесто) или описывающая само общество или его отношение к поэту лексика, которая имеет ярко выраженную отрицательную семантику (у Пушкина: «суд глупца», толпа «бранит», «плюёт»; у Лермонтова: «страницы злобы и порока» в глазах людей, «бросали бешено каменья»; у Маяковского: «образина», «пиджачная куча»). И хотя язык произведений Пушкина и Лермонтова высокий, книжный, присутствуют старославянизмы, а у Маяковского лексика нейтральная, просторечная, а где-то даже и грубо просторечная, все три произведения объединены общим пафосом, а именно, все они говорят о безысходном конфликте поэта и общества.
Таким образом, все три произведения объединены общей тематикой и проблематикой, имеют сходную мотивно-образную систему, а также сходный арсенал художественных средств.





Герои, связанные с народной культурой

Сочинение-рассуждение

 

Не только В.А. Жуковский использовал мотивы и образы народной культуры в своих произведениях, нашли они отражение и у А.С. Пушкина, и у Н.В. Гоголя.
Так, сцена гадания Татьяны в «Евгении Онегине» пронизана фольклорными мотивами. Татьяна, собиравшаяся ворожить («…Тихонько приказала в бане на два прибора стол накрыть»), перекликается со Светланой, которая в ожидании суженого тоже накрывает стол. В обоих произведениях присутствует фольклорный образ зеркала как двери в потусторонний мир.
В повести Гоголя «Ночь перед рождеством» также прослеживаются образы и мотивы народной культуры. Это и чёрт, сулящий помощь герою в любовных делах, и святочные гадания, и пение колядок, и в целом вся атмосфера рождественской ночи, от которой ждёшь чего-то таинственного: будь то появление жениха в зеркале или чёрта.
Ещё одним объединяющим моментом во всех трех произведениях является мотив страха перед потусторонним миром, ведь, по преданию, именно под Рождество вся нечисть поднимается на землю.
Таким образом, все три произведения объединены сходной мотивно-образной системой, связанной с темой Рождества и святочных гаданий.

 





Защитники Отечества


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: