Организационная структура урока

Этап урока Цель этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся (осуществляемые действия) Формируемые способы действия
Организационный (мотивационный), целеполагание Приветствие, подготовка к уроку.       - Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Сегодня мы продолжим говорить о нашем писателе А. Б. Кердане.     Взаимное приветствие, рассадка по местам, подготовка к уроку Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции
Освоение нового материала Изучение темы урока   Будучи «писателем в форме», он придерживается традиций Г. Державина, М. Лермонтова, А. Фета, А. Куприна, Н. Гумилева и других «военных писателей». Стихи и проза Кердана переводились на английский, немецкий, итальянский, болгарский, белорусский, хантыйский, якутский, азербайджанский, коми, башкирский языки.   Сегодня мы познакомимся с повестью «Суд офицерской чести». Обратимся к слайду.   Все прозаические произведения Кердана на военную тему отличаются особенной стилистикой, мягким юмором и правдивостью. Произведение «Суд офицерской чести» повествует о защитниках Отечества, солдатах и офицерах, воевавших в Афганистане и в Чечне, которые исполняют долг защиты Родины. Герои описаны и в моменты экстремальных ситуаций, и в повседневности. Они проживают свои будни честно и открыто: боятся смерти и совершают героические поступки, любят и ненавидят. Диалоги у Кердана очень просты и естественны, но содержательны. Лексика не отягощённая специальными военными или техническими терминами. Через судьбу одного персонажа раскрывается лирическая тема, через систему действий другого персонажа читатель знакомится с бытом и реалиями военной службы. Из такого мозаичного полотна перед читателем открывается целая картина жизни с тонкой философией, глубоким жизненным смыслом.   - Ребята, прочитайте это произведение к следующему уроку, а сегодня мы окунемся в лирический мир писателя.   - У нас будут 4 группы. Каждая группа получила свои стихотворения. Вам необходимо проанализировать его, определить тему, основную мысль, детали, на которые писатель обращает внимание. Через 10 минут каждая группа представит нам стихотворение и его разбор.   1 группа: «Ледантю» Придите ко мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Надпись на могиле К. Ивашевой, урожденной Ледантю, супруги декабриста В. Ивашева Есть одна приметная могила В маленьком уральском городке. Там лежит француженка Камила, От своей отчизны вдалеке. А над нею осыпают хвою Два огромных кедра и сосна. В край лесной заброшена судьбою Декабриста юная жена. За любимым! – Нет преграды чувству — Хоть в острог, хоть в ссылку – все равно — Ледантю… А на кладбище пусто. Потускнели надписи давно. Ледантю… Звучит светло и нежно. Я стою вдали от суеты… – Есть любовь, – кивает мне подснежник, Выросший у каменной плиты.   2 группа: Баллада о сыновьях На завалинке старуха, С нею – дед. На двоих почти им Двести лет. У старухи на коленях — Кот клубком. И сидят старуха с дедом Ря — дыш — ком. А в избе герань Алеет на окне, Фотографии теснятся На стене. Все солдаты, Все похожие с лица… Восемь было их у мамы И отца. Три войны прошел старик — И сам живой. А вот дети не вернулися домой — С той последней, Самой страшной, мировой. У избушки – две березы, Два ствола. Облетела, поосыпалась Листва. Все глядит на них Старуха, Смотрит дед: Два ствола стоят живые — Листьев нет.   3 группа: Славянки Оркестры, а не тальянки Гремят теперь в русском краю, Славян провожают славянки — Любовь и надежду свою. Стоят поезда у перронов, Минуты прощанья летят,  И смотрят славянки влюбленно В глаза первогодков-солдат. Цвет неба у нас на погонах, И ты улыбаешься мне… Раздался приказ: По вагонам! — И вот замелькали в окне Разъезды и полустанки… А в сердце и удаль, и грусть. Вернемся, нас встретят славянки -Любимая, мама и Русь!   4 группа: «Только день прошел…» Только день прошел, Не годы — Белой стала голова. Двадцати двух лет от роду — Миши Птицына вдова. Мы ее не утешаем, Мы сейчас молчать должны… Фотография большая — Смотрит летчик со стены. – Небо – трудная работа… — Молвил кто-то из ребят. – Не вернулся из полета… — Так об этом говорят. Ночь сиреневою шторой Занавесила окно. Как всегда, ревут стартеры, И уходит ввысь звено.   Ученики представляют результаты работы в группах.   Совместное обсуждение стихотворений.  
Закрепление знаний (фиксация предметных, метапредметных и личностных результатов)     В числе современных авторов, пишущих о войне, Александр Кердан занимает особенное место. Будучи кадровым военным, он описывает события, известные ему в подробностях, что придает его прозе особую реалистичность и детализацию характеров, образов, фабулы. Это в совокупности рисует портрет добротной литературы, создаваемой нашим современником в лучших традициях. Кердан известен в современной литературе и как поэт, и как прозаик, и как организатор литературного процесса и на Урале, и в России в целом.   Ребята, поэзия – это литература для души. Каждого из вас могли затронуть разные стороны творчества А. Кердана. Ученики слушают учителя. Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения,выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
Домашнее задание     Прочитать «Суд офицерской чести», выделить ключевые моменты в произведении. Пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями, написав дома сочинение на тему «Лирический герой А. Б. Кердана как отражение авторского сознания». Записывают домашнее задание.  

 


[1] Корман Б. О. Некоторые предпосылки изучения образа автора в лирической поэзии (Понимание лирики как системы) // Проблема автора в художественной литературе. Вып. 1. Воронеж, 1967. С. 23.

[2] Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение: Учебник для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101. Рус. яз. и лит." 7-е изд, испр. и доп. М.: Просвещение, 1979. С. 128.

[3] Кушнер А. Аполлон в снегу. Заметки на полях. Л.: Советский писатель, 1991. С. 186.

[4] Гинзбург Л. Я. О лирике. 2-е изд., доп. Л.: Сов. писатель, 1974. С. 198.

[5] Ахмедьянов К. Теория башкирской литературы. Изд-е 3-е, испр. Уфа: Китап, 2003. С. 331.

[6] Барковская Н. В. Поэзия 2008 года: проблемы и тенденции // Вестник Удмуртского университета. 2009. № 5-3. С. 101.

[7] Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. С. 367.

[8] Гинзбург Л. Я. О лирике. 2-е изд., доп. Л.: Сов. писатель, 1974. С.  210.

[9] Там же.

[10] Эйхенбаум Б. Сквозь литературу. Л., 1924. С. 260.

[11] Роднянская И. Б. Лирический герой / И. Б. Роднянская // ЛЭС. М., 1987. С. 185.

[12] Корман Б. О. Целостность литературного произведения и экспериментальный словарь литературоведческих терминов / Б. О. Корман // Проблемы истории критики и поэтики реализма. Ижевск, 1992. С. 39.

[13] Бройтман С. Н. Лирический субъект // Поэтика: слов. актуал. терминов и понятий. С. 114.

[14] Кузнецова И. A. Поэт и лирический герой: дуэль на карандашах [Электронный ресурс] / И. Кузнецова // Литературная критика. 2004. №3. - Режим доступа: http://magazines.russ.ru/october/2004/3/kuz9.html

[15] Добролюбов Н. А. Русские классики. Избранные литературно-критические статьи / Подготовил Ю. Г. Оксман. Серия "Литературные памятники". М.: "Наука", 1970. С. 129.

[16] Рейсер С. А. Палеография и текстология нового времени. М., 1980. С. 87.

[17] Осьмаков Н. В. Психологическое направление в русском литературоведении. М., 1981. С. 27.

[18] Кузнецова И. A. Поэт и лирический герой: дуэль на карандашах [Электронный ресурс] / И. Кузнецова // Литературная критика. 2004. №3. - Режим доступа: http://magazines.russ.ru/october/2004/3/kuz9.html

[19] Бондаренко А. Ю. «Берег отдаленный…» Александра Кердана // Красная звезда от 28 июля 2005 года

[20] Издательство «Маматов». [Электронный ресурс]. 2020. – Режим доступа: http://katori.pochta.ru/linguistics/portals.html (дата обращения: 01. 10. 2019)

[21] Звонарева Л. У. Между зверинцем и храмом. Москва, 2006. № 6. С. 9.

[22] Славникова О. А. Другие русские берега // Областная газета от 5 марта 2004 года

[23] Александр Кердан. Избранное. ЛитРес, 2017. С. 21.

[24] Александр Кердан. Избранное. ЛитРес, 2017. С. 41.

[25] Кердан А. Б. Подробности жизни: Стихотворения, поэмы, переводы. Екатеринбург: изд-во «АсПУр», 2015. С. 138.

[26] Там же.

[27] Александр Кердан. Избранное. ЛитРес, 2017. С. 138.

[28] Александр Кердан. Избранное. ЛитРес, 2017. С. 112.

[29] Александр Кердан. Избранное. ЛитРес, 2017. С. 156.

[30] Александр Кердан. Избранное. ЛитРес, 2017. С. 71.

[31] Александр Кердан. Избранное. ЛитРес, 2017. С. 31.

[32] Александр Кердан. Избранное. ЛитРес, 2017. С. 91.

[33] Паршина С. Г. Изучение биографии писателя с привлечением литературного краеведения (на материале биографий Радищева, Лермонтова, Белинского). М., 1966. С. 3.

[34] Маранцман В.Г. Биография писателя в системе эстетического воспитания школьников. М.-Л., 1968. С. 5.

[35] Дробот В.Н. Изучение биографии писателя в школе: Пособие для учителя. Киев, 2011. С. 126.

[36] Голубков В. В. Методика преподавания литературы. М., 1962. С. 31.

[37] Маранцман В. Г. Биография писателя в системе эстетического воспитания школьников. М.-Л., 1968. С. 113.

[38] Голубков В. В. Методика преподавания литературы. М., 1962. С. 128.

[39] Кузнецова И. A. Поэт и лирический герой: дуэль на карандашах [Электронный ресурс] / И. Кузнецова // Литературная критика. 2004. №3. - Режим доступа: http://magazines.russ.ru/october/2004/3/kuz9.html



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: