Этап урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы действия |
Организационный (мотивационный), целеполагание | Приветствие, подготовка к уроку. | - Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Сегодня мы погружаемся в мир литературы. Продолжим знакомство с нашим писателем А. Б. Керданом. У вас на партах лежит фрагмент из произведения «Рассказы майора Игнатенко». Прочитайте внимательно отрывок и приготовьтесь отвечать на вопросы. | Взаимное приветствие, рассадка по местам, подготовка к уроку | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции |
Освоение нового материала | Ребята, о чем этот текст? Но перед этим разделитесь на группы (4 группы). Правильно ребята, не случайно в тексте так много военных терминов. Тема рассказа - об отношении автора к оружию в разные периоды жизни. (Материал подкреплен презентацией). В числе современных авторов, пишущих о войне, А. Кердан занимает особенное место. Будучи кадровым военным, он описывает события, которые хорошо знает в деталях, что придает его прозе особенную реалистичность и детализацию характеров, образом, фабулы. Во-вторых, в литературном мире А. Кердан не новичок. Он много публиковался, известен не только своей прозой, но и поэтическими текстами. Все это в совокупности рисует портрет добротной литературы и профессионализм ее автора. Один из известных литературных критиков однажды сказал о рассказах и повестях Александра Кердана: это жёсткая проза. Но можно и добавить, что это проза реалистичная. Сам Александр в этом отношении приемлет больше такую трактовку: «Можете причислить меня к литераторам-«почвенникам», не ошибётесь». Кстати, после публикации в еженедельной газете «Русская Америка» (Нью-Йорк) нескольких глав из исторического романа «Берег отдалённый…», где героями повествования выступают известные исторические личности – капитан Иван Крузенштерн, начальник Камчатской области генерал-майор Павел Кошелев, первопроходцы русской Аляски Александр Баранов и Кирилл Хлебников, царедворец и дипломат Николай Резанов – аналогичное мнение прозвучало и из-за океана. Однако историческая проза Кердана – это, скорее, жанр историко-приключенческий, продолжающий традиции Фенимора Купера, Майн Рида, Зуева-Ордынца, Сергея Маркова. Выбор такого способа подачи материала не случаен. К прозе Александр Кердан пришёл не сразу. Первый опыт «нерифмованного слога» случился в период афганских событий. В начале войсковой кампании самолёты 195-го транспортного авиаполка, в котором служил Александр, «работали» печально известными «чёрными тюльпанами». Довелось многое увидеть самому. Ещё больше – услышать от тех, кто возвращался «из-за речки». Стало тесно в стихотворных рамках. Именно тогда из-под его пера вышли первые рассказы: «Чёрный тюльпан», «Телохранитель», «Праздничная ночь». Их появлению Александр во многом обязан, вернувшемуся из ДРА командиру мотострелкового батальона, теперь уже полковнику в отставке Сергею Аксёненко. Богатый опыт старшего товарища, его цепкая память и талантливая передача пережитого помогли Александру Кердану выбрать верную интонацию в повествованиях о необъявленной войне. Статистика утверждает о том, что в истории человечества люди жили в мире довольно короткий период. Войны были разными: и завоевательными, и оборонительными, и мировыми, и гражданскими. - Ребята, а в современном мире мы научились понимать друг друга или войны продолжаются до сих пор? Почему так происходит? | Ученики обдумывают ответ на вопрос, записывают и по очереди обсуждают свои ответы в команде. Предполагаемый/желательный ответ: «Об оружии, какое оно – оружии». Далее учащиеся слушают лекционный материал, нужное конспектируют. Предполагаемые ответы учеников. | ||
Закрепление знаний (фиксация предметных, метапредметных и личностных результатов) | Что касается лирики А.Б. Кердана, творчески осваивая традиции фольклора, былины и исторической песни, опираясь на разработанный в поэтической системе своих предшественников лирический образ, принимающий порой контуры мифа, Александр Борисович вновь и вновь обращается к теме войны: Приведем в пример стихотворение «Солдатик», довольно трагическое и даже местами грустное, тем не менее восхваляющее славу бойцов Красной Армии, которое вошло в состав сборника стихотворений «Подробности жизни»: Он в атаку был поднят нещадно, Он вперёд был обязан пойти Этим утром, сырым и прохладным... Дот стоял у него на пути. А в том доте вражина холёный, Выпил кофе, к прикладу припал – Стеганул по равнине зелёной И солдатику в сердце попал. Как подкошенный – в мяту и клевер Он, не видя уже ничего, – Пал ничком, и наколочка «Север» На руке остывала его... И слезинка скатилась из глаза, А рука всё сжимала цевьё «Трёхлинейки», которая сразу Потеряла значенье своё. 2013 - О чем стихотворение? Великие события в жизни нашей страны остаются не только в благодарной памяти людей или на страницах учебников, но и в поэтических строчках, звуках музыки, в мраморе и красках. Своей эмоциональной силой произведения искусства способны воскресить минувшие события, сделать их живыми сегодня, сейчас. - На какие детали обращает внимание писатель? - Ребята, попробуем проанализировать современное стихотворение писателя. - Как построено стихотворение? Каким размером написано? Война… Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага. | Как становится понятно из первого четверостишия стихотворения, повествование ведется на поле ожесточенных боёв, разумеется, где конкретно это происходит, автор не указывает. Читая меж строк, хочется отдельно заметить слова «…Пал ничком, и наколочка «Север» На руке остывала его...». Здесь можно отчетливо заметить, какими деталями оперирует автор. Стоит сказать, что, данная татуировка принадлежит к представителям тюремной субкультуры. Стихотворение состоит из 4-ёх строф, рифмовка перекрестная, стихотворение написано анапестом. | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | |
Домашнее задание | Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру по высказыванию: «Самое страшное, что несет с собой война человечеству, - это смерть самого человека». (А. Дюнан) |
|
|
|
|
|
|
Приложение к уроку.
КАРТОЧКА
ТЕКСТ «РАССКАЗЫ МАЙОРА ИГНАТЕНКО»
Ми-8 скользил над хребтом, окаймляющим ущелье так низко, что, казалось, шасси его вот-вот зацепятся за какую-нибудь вершину. Внизу, то появляясь, то исчезая под скалами, юлила дорожная лепта. Черными скелетами громоздились на обочинах останки сожженных «наливников» и «бурбухаек» — афганских грузовых фургонов. Чем выше в горы забиралось шоссе, тем чаще среди расстрелянной и подорванной техники попадались танки и бэтээры. Вадим видел, что война не обошла стороной и афганские селения, изредка проплывавшие под вертолетом. Разрушенные дувалы, завалившийся минарет, раскуроченные воронками ракет квадраты крестьянских полей, на которых даже в страду не заметно дехкан. Еще год назад эта картина заставила бы его содрогнуться. А сейчас… Неужели так ожесточилась душа, что следы войны не воспринимаются как что-то ужасное? Вертолёт сделал крен влево и, перевалив через хребет, пошёл на снижение.
Приложение 3