Организационная структура урока

Этап урока Цель этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся (осуществляемые действия) Формируемые способы действия
Организационный (мотивационный), целеполагание Приветствие, подготовка к уроку.     - Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Сегодня мы погружаемся в мир литературы. Продолжим знакомство с нашим писателем А. Б. Керданом. У вас на партах лежит фрагмент из произведения «Рассказы майора Игнатенко». Прочитайте внимательно отрывок и приготовьтесь отвечать на вопросы.     Взаимное приветствие, рассадка по местам, подготовка к уроку Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции
Освоение нового материала     Ребята, о чем этот текст? Но перед этим разделитесь на группы (4 группы).   Правильно ребята, не случайно в тексте так много военных терминов. Тема рассказа - об отношении автора к оружию в разные периоды жизни.   (Материал подкреплен презентацией). В числе современных авторов, пишущих о войне, А. Кердан занимает особенное место. Будучи кадровым военным, он описывает события, которые хорошо знает в деталях, что придает его прозе особенную реалистичность и детализацию характеров, образом, фабулы. Во-вторых, в литературном мире А. Кердан не новичок. Он много публиковался, известен не только своей прозой, но и поэтическими текстами. Все это в совокупности рисует портрет добротной литературы и профессионализм ее автора. Один из известных литературных критиков однажды сказал о рассказах и повестях Александра Кердана: это жёсткая проза. Но можно и добавить, что это проза реалистичная. Сам Александр в этом отношении приемлет больше такую трактовку: «Можете причислить меня к литераторам-«почвенникам», не ошибётесь». Кстати, после публикации в еженедельной газете «Русская Америка» (Нью-Йорк) нескольких глав из исторического романа «Берег отдалённый…», где героями повествования выступают известные исторические личности – капитан Иван Крузенштерн, начальник Камчатской области генерал-майор Павел Кошелев, первопроходцы русской Аляски Александр Баранов и Кирилл Хлебников, царедворец и дипломат Николай Резанов – аналогичное мнение прозвучало и из-за океана. Однако историческая проза Кердана – это, скорее, жанр историко-приключенческий, продолжающий традиции Фенимора Купера, Майн Рида, Зуева-Ордынца, Сергея Маркова. Выбор такого способа подачи материала не случаен. К прозе Александр Кердан пришёл не сразу. Первый опыт «нерифмованного слога» случился в период афганских событий. В начале войсковой кампании самолёты 195-го транспортного авиаполка, в котором служил Александр, «работали» печально известными «чёрными тюльпанами». Довелось многое увидеть самому. Ещё больше – услышать от тех, кто возвращался «из-за речки». Стало тесно в стихотворных рамках. Именно тогда из-под его пера вышли первые рассказы: «Чёрный тюльпан», «Телохранитель», «Праздничная ночь». Их появлению Александр во многом обязан, вернувшемуся из ДРА командиру мотострелкового батальона, теперь уже полковнику в отставке Сергею Аксёненко. Богатый опыт старшего товарища, его цепкая память и талантливая передача пережитого помогли Александру Кердану выбрать верную интонацию в повествованиях о необъявленной войне.   Статистика утверждает о том, что в истории человечества люди жили в мире довольно короткий период. Войны были разными: и завоевательными, и оборонительными, и мировыми, и гражданскими.   - Ребята, а в современном мире мы научились понимать друг друга или войны продолжаются до сих пор? Почему так происходит?   Ученики обдумывают ответ на вопрос, записывают и по очереди обсуждают свои ответы в команде. Предполагаемый/желательный ответ: «Об оружии, какое оно – оружии». Далее учащиеся слушают лекционный материал, нужное конспектируют.   Предполагаемые ответы учеников.  
Закрепление знаний (фиксация предметных, метапредметных и личностных результатов)     Что касается лирики А.Б. Кердана, творчески осваивая традиции фольклора, былины и исторической песни, опираясь на разработанный в поэтической системе своих предшественников лирический образ, принимающий порой контуры мифа, Александр Борисович вновь и вновь обращается к теме войны:   Приведем в пример стихотворение «Солдатик», довольно трагическое и даже местами грустное, тем не менее восхваляющее славу бойцов Красной Армии, которое вошло в состав сборника стихотворений «Подробности жизни»:   Он в атаку был поднят нещадно, Он вперёд был обязан пойти Этим утром, сырым и прохладным... Дот стоял у него на пути. А в том доте вражина холёный, Выпил кофе, к прикладу припал – Стеганул по равнине зелёной И солдатику в сердце попал. Как подкошенный – в мяту и клевер Он, не видя уже ничего, – Пал ничком, и наколочка «Север» На руке остывала его... И слезинка скатилась из глаза, А рука всё сжимала цевьё «Трёхлинейки», которая сразу Потеряла значенье своё. 2013   - О чем стихотворение?   Великие события в жизни нашей страны остаются не только в благодарной памяти людей или на страницах учебников, но и в поэтических строчках, звуках музыки, в мраморе и красках. Своей эмоциональной силой произведения искусства способны воскресить минувшие события, сделать их живыми сегодня, сейчас.   - На какие детали обращает внимание писатель? - Ребята, попробуем проанализировать современное стихотворение писателя.   - Как построено стихотворение? Каким размером написано?     Война… Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага.     Как становится понятно из первого четверостишия стихотворения, повествование ведется на поле ожесточенных боёв, разумеется, где конкретно это происходит, автор не указывает. Читая меж строк, хочется отдельно заметить слова «…Пал ничком, и наколочка «Север» На руке остывала его...».   Здесь можно отчетливо заметить, какими деталями оперирует автор. Стоит сказать, что, данная татуировка принадлежит к представителям тюремной субкультуры. Стихотворение состоит из 4-ёх строф, рифмовка перекрестная, стихотворение написано анапестом.     Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения  
Домашнее задание     Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру по высказыванию:  «Самое страшное, что несет с собой война человечеству, - это смерть самого человека». (А. Дюнан)    

 

Приложение к уроку.

КАРТОЧКА
ТЕКСТ «РАССКАЗЫ МАЙОРА ИГНАТЕНКО»

Ми-8 скользил над хребтом, окаймляющим ущелье так низко, что, казалось, шасси его вот-вот зацепятся за какую-нибудь вершину. Внизу, то появляясь, то исчезая под скалами, юлила дорожная лепта. Черными скелетами громоздились на обочинах останки сожженных «наливников» и «бурбухаек» — афганских грузовых фургонов. Чем выше в горы забиралось шоссе, тем чаще среди расстрелянной и подорванной техники попадались танки и бэтээры. Вадим видел, что война не обошла стороной и афганские селения, изредка проплывавшие под вертолетом. Разрушенные дувалы, завалившийся минарет, раскуроченные воронками ракет квадраты крестьянских полей, на которых даже в страду не заметно дехкан. Еще год назад эта картина заставила бы его содрогнуться. А сейчас… Неужели так ожесточилась душа, что следы войны не воспринимаются как что-то ужасное? Вертолёт сделал крен влево и, перевалив через хребет, пошёл на снижение.

Приложение 3



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: