Календарно-тематическое планирование

№ урока Кол-во часов Тема урока Цель урока Тип урока
1 1 «Лирика как род литературы. Знакомство с понятием «лирический герой». Лирический герой как отражение авторского сознания». Рассмотреть способ выражения мыслей и чувств поэта через лирического героя. Актуализировать знания о лирике как о роде литературы Урок актуализации знаний
2 1  «А. Б. Кердан – поэт современности». Познакомить учащихся с биографией писателя, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества современного поэта Урок изучения нового материала
3 1 «Особенности творчества А. Б. Кердана. Лирическое наследие писателя». Познакомить учащихся с биографией писателя, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества современного поэта Урок изучения нового материала
4 1 «Военная лирика А. Б. Кердана». Познакомить учащихся с биографией писателя, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества современного поэта Урок изучения нового материала
5 1 Прозаическое наследие А. Б. Кердана». Познакомить учащихся с биографией писателя, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества современного поэта Комбинированный урок
6 1 ПР: «Лирический герой А. Б. Кердана как отражение авторского сознания» (сочинение). Познакомить учащихся с биографией писателя, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества современного поэта Провести этап рефлексии и выявить уровень заинтересованности учащихся в изучении поэзии и современной лиетратуры Урок обобщения и систематизации знаний

 




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Лирика – это особый род литературы, в центре внимания которого – человеческая душа и её переживания, стремления, порывы. Ближе всего лирика близка к музыкальному искусству. Ведь в лирике точно также события и сюжет играют второстепенную роль. Лирика тяготеет к малым жанрам, а лирическое переживание может проявлять себя в разных формах: от громкого открытого признания до скрытого в деталях еле ощутимого волнения.

Согласно исследованиям современных литературоведов, под понятием «лирический герой» (или более широком – «лирический субъект») принято понимать образ личности в творчестве конкретного поэта, наделенного особенными чертами личности, внешности, судьбы. Специфическая особенность лирического героя – это его двуплановость. В лирическом герое существуют эмоции, настроения эпохи, мнения и мысли, выражение сознания автора. Авторское сознание - «это категория литературоведческого анализа, выражающая мироотношение писателя, которое воплощается в художественных образах произведения, всей его структуре»[39].

Главный этап в процессе изучения лирики в школе – это постановка проблемного вопроса. Проблемная ситуация мотивирует к изучению и активизирует читательский интерес. Он может быть связан с реалиями жизни, с биографией поэта или с историко-литературным процессом. В старших классах исследователи ставят в приоритет проблемные вопросы, связанные с художественным своеобразием писателя, эволюцией его творчества и мировоззрения. В таком случае анализ деталей лирического текста не приведёт к его разобщенности по строкам, а соберется в единое целое, раскрывающее ту или иную сторону жизни.

Цель изучения лирики в старших классах – способствовать развитию навыков анализа и интерпретации поэтического текста, углубить знания учащихся о лирике как о роде литературы и способствовать повышению интереса к лирическому творчеству. В настоящее время изучению современных писателей в школе практически не отводится времени. И хотя современная русская литература только развивается, она уже известна достойными именами.

Среди современных поэтов особое место занимают уральские поэты. Урал населяют нравственно и духовно богатые люди, и в творчестве уральских мастеров как в зеркале всегда отражается самобытность этого края. Ценят и уважают жители Урала Александра Кердана – активно работающего в литературе нового времени автора, который утверждает через своё творчеством принципы мужской чести и дружбы, принцип верности Отечеству и любви к своей Родине. Это настоящий идейный вдохновитель писательской ассоциации Урала. Его творчество представляет негласную «уральскую» школу поэзии, однако оно давно вышло за границы регионального творчества.

    Анализ и обзор творчества автора, как правило, составляет один из важных компонентов литературного образования обучающихся. Данная работа рассматривает творчество современного прозаика и поэта А. Б. Кердана, его творческий путь с биографическими деталями, а также анализ его произведений с последующей разработкой методического проекта. Актуальность и причина появления данной разработки заключается в том, что существующие программы недостаточно полно раскрывают особенности развития литературного процесса конца ХХ - начала ХХI  века, современные программы и пособия предлагают лишь обзорное знакомство с литературно-художественными произведениями последних десятилетий.

Программа элективного курса «Творчество поэта нашего времени А. Б. Кердана», посвященная знакомству с произведениями автора, изучением его биографии, способствует формированию духовно развитой, высоконравственной творческой личности через приобщение учеников к самобытной поэзии;развивает  эмоционально-чувственный интеллект путём восприятия художественного текста, творческого воображения, читательской культуры и интерпретации авторской позиции;формирует читательскую компетенцию, способствует повышению интереса к чтению современной литературы;развивает устную и письменную речь учащихся; навык анализа художественного произведения, навык работы с художественной деталью и образной системой;способствует овладению ключевыми теоретико-литературными понятиями при анализе поэтического текста;развивает навык создания собственного текста (творческое письмо, мини-сочинение) по результатам восприятия и интерпретации поэтического произведения;развивает потребность учеников к речевому самосовершенствованию.

Элементы программы курс прошли апробацию в 10 классе. Был выявлен исходный уровень знаний учащихся о современной поэзии и определена  сформированность навыков анализа поэтического текста. Учащиеся имеют общее представление о поэзии, знают классификацию лирических произведений и даже могут вспомнить наизусть лучшие образцы лирики. Учащиеся могут дать чёткое определение понятию «лирика», однако не могут разделить понятия «лирический герой» и «авторское сознание». Они знают известных современных поэтов, но не знакомы с творчеством А. Кердана. Цикл занятий из разработанной нами программы элективного курса, которые полностью выстроены на анализе жизненной и творческой биографии  поэта и писателя, позволил расширить представление учащихся о наших современниках и ввести в их сознание имя этого оригинального и содержательного автора. Нам удалось это, и итоговый уровень знаний после реализации эксперимента был достаточно содержательным. Рефлексия предполагает некоторые меры оценки знаний для проверки качества полученной информации и умения применить их в своей жизни. Однако предложенный нами элективный курс не предполагает оценивания по системе «неудовлетворительно» - «отлично», поэтому для нас была в приоритете форма рефлексии, которая сможет оценить заинтересованность самих учащихся в изучении темы.

В результате проведения цикла уроков мы отметили положительную динамику развития исследовательской компетенции учащихся, которые проявили высокий уровень заинтересованности в изучении поэзии и, в частности, в изучении творчества нашего современника и земляка Александра Кердана. Данный элективный курс перспективен для внедрения в план учебной программы с целью расширения у учащихся знаний о поэтах-современниках.

 



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: