Организационная структура урока

Этап урока Цель этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся (осуществляемые действия) Формируемые способы действия
Организационный (мотивационный), целеполагание Приветствие, подготовка к уроку.       - Здравствуйте, ребята, присаживайтесь.     - Сегодня мы начнем цикл наших занятий, которые будут посвящены современной региональной литературе, и конкретно одному из наших современников, Александру Борисовичу Кердану. Взаимное приветствие, рассадка по местам, подготовка к уроку. Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции
Освоение нового материала     -Ребята, как вы думаете, каких авторов мы можем называть современниками?   -Художественные тексты прошедших веков имеют много общего. В любое время читателей будут интересовать темы любви и дружбы, взаимоотношений между людьми, и мы не можем не считаться с литературными традициями. Писатели обращаются к «универсальным», общечеловеческим проблемам: «отцы и дети», «любовь и ненависть», «война и мир», «грех и расплата», «добро и зло». Их рассказы, повести, романы зачастую различны по тематике, контрастны по стилю. Но более значимым представляется то, что их объединяет: гуманистическая направленность и обращение к проблемам, всегда занимавшим русскую литературу.  Что же должно служить ориентиром в мире современной литературы для конкретного читателя? Часто, стоя перед книжными полками в магазине или в библиотеке, мы, глядя на разнообразие имён писателей и пестроту обложек, не можем сделать выбор.   Так кто же такой А. Б. Кердан? Обратимся к слайду. (Информация на слайде+кратко биография) Александр Борисович Кердан родился в городе Коркино, Челябинской области, 11 января 1957 года. Коркино – провинциальный шахтерский город, который, казалось бы, никак не мог повлиять на развитие творческих талантов у будущего писателя. В школе, как и многие советские дети приобщился к занятиям легкой атлетикой, приобщился также к пионерской работе. Возможно именно эти увлечения общественными работами и определили для писателя выбор профессии политработника. Александр Борисович вспоминает, что с 3-х лет начинает «баловаться» рифмами. Например, увидев на улице женщину в брюках, что было большой редкостью в те годы, он придумал такую рифму: «нах-нах-наранах – идет женщина в штанах». Во время учебы в школе Александр Кердан являлся постоянным редактором школьной стенгазеты, добавляя туда сатирические стихотворения на злободневные по тем временам темы: прогулы, двоечники, троечники и тому подобное. Но, несмотря на это обстоятельство, никто, в том числе и сам будущий писатель не придавали особого значения данным поэтическим попыткам. После учебы в школе Александр Кердан решает поступить в КВВПАУ (Курганское высшее военно-политическое авиационное училище), которое он окончит в 1978 году с золотой медалью с дипломом с отличием. Блестяще учится в Военно-политической академии на педагогическом факультете и в адъюнктуре Военного университета в Москве. В течение 27 лет Александр служит в армии. Он прошел путь от политработника и преподавателя военного ВУЗа до военного журналиста: детские таланты дают о себе знать. Александр Борисович прошел на своем пути большое количество и воинских званий: от командира роты, до заместителя командира мотострелкового полка. А отказавшись от должности профессора на кафедре института, он плавно перешел в военную журналистику. Кердан писал для таких известных и центральных журналов Министерства обороны, как: «Воин России», «Честь имею», «Ориентир». В 2001 году он уходит в запас в звании полковника, и затем начинается его новая жизнь.  Но педагогический факультет и преподавательство в ВУЗе также даёт о себе знать: в 1996 году он защищает диссертацию по теме «Искусство в системе средств формирования чести офицера Вооруженных Сил России». Защитив в 2007 году в МГИК(Московский Государственный Институт Культуры) докторскую диссертацию на соискание степени кандидата философских наук на тему «Социальная престижность государственной службы в России: культурологический анализ (на примере становления офицерской чести)» он таки получает очередную ученую степень. Говоря о научной и исследовательской деятельности Александра Борисовича, стоит отметить, что он является также участником IX всесоюзного совещания молодых писателей в Москве (1989), совещаний молодых писателей армии и флота в Дубултах (1985), Ислочи (1987, 1989). У Кердана есть целый ряд научных и методических публикаций: около 42 научных работ. Что касается литературной деятельности и карьеры, Александр Кердан является членом Союза писателей России с 1993 года, а также секретарем правления Союза писателей России с 2004 года, сопредседателем правления Союза писателей России. Армия также наложила свой отпечаток на жизнь и творчество Александра Борисовича, по его словам, она «организовала» мальчика, жившего и растущего без отца, и сотворила из него мужчину. Армия в жизни Александра Борисовича, как уже упоминалось нами раннее, сыграла огромную роль в жизни писателя. Писатель вспоминает, как, даже, из-за шуточных стихотворений, которые высмеивали нелюбимого солдатами младшего командира, которые попали в руки к командиру батальона каким-то, оставшимся неизвестным доселе образом, Александра чуть не исключили из училища. Тем не менее, училище было окончено с золотой медалью, а произведения продолжились создаваться, несмотря на жесткие требования старших по званию, которые иногда ставили молодого офицера перед жёстким выбором: или военная карьера, или стихотворения. Но, как замечает сам писатель, для него в таких ситуациях не было выбора: он не выбирал что-либо одно, он служил и писал, делал и то, и другое, совмещая, казалось бы, несовместимое. Ибо служба подпитывала писательские навыки и настроения, что, в свою очередь, «облегчало» службу душевно. Армия также дарит друзей, а также совещания молодых писателей армии и флота судьба знакомит Александра Кердана со многими талантливыми людьми. Предполагаемый/желательный ответ:Это писатели, которые живут в наше время.   Учащиеся записывают необходимую информацию в тетрадь.  
Закрепление знаний (фиксация предметных, метапредметных и личностных результатов)     Давайте проанализируем одно из его стихотворений.   Герой безвестный – муравей Сквозь травяную чащу Себя в три раза тяжелей Соломинку он тащит. Согнулся и, должно быть, взмок От перегрузки адской… Но тащит — Выполняет долг, Без жалоб, по-солдатски. - О чем это стихотворение?   - Поэты и писатели с честь выполнили свой патриотический долг, приравняв перо к штыку. Свыше двух тысяч писателей и поэтов отправились на фронт в первые же дни войны.     Ребята слушают учителя и смотрят на стихотворение (на слайде).     Это стихотворение заставляет вспомнить, что война – это страшное испытание для всего народа, это испытание для нашей литературы.     Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
Домашнее задание   - Ребята, прочитайте к следующему уроку произведение А. Б. Кердана «Рассказы майора Игнатенко». Проанализируйте его с точки зрения сюжета и идеи. Постарайтесь проследить ключевые особенности авторского стиля. Записывают домашнее задание.  

 

Приложение 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: