Понимание философии как метафизики смыслов подсказывает начать рассмотрение темы с рассмотрения значения слов «глобальный» и «проблема». Первый термин в переводе с латинского означает «шар». Слово «проблема» в переводе с греческого, «задача», т.е. указывает на осознание, знание о незнании. предполагает постановку вопроса, не имеющего пока приемлемого ответа.
Т.о., понятие «глобальные проблемы» в философии при первом приближении означает постановку вопросов относительно настоящей и будущей жизни всего человечества, обитающего на щаровидной планете «Земля».
- Философские предпосылки возникновения ГП.
В предельно широком, мировоззренческо-философском смысле можно выделить два взаимосвязанных блока предпосылок возникновения глобальных проблем – гносеологические и онтологические.
Гносеологические связаны с интересом, с любопытством наиболее чутких представителей человечества – ученых и философов. В европейской культуре одними из первых на глобальные проблемы обратили внимание философы истории (с 18,в), а вслед за ними (в 19-20 вв) - и ученые-естественники и обществоведы.
Онтологические предпосылки тесно сплетены с познавательными, так как без приоткрытия свойств самой реальностью, ее нельзя увидеть даже мысленным оком. Конкретнее, главная онтологическая предпосылка открытия ГП - это сама жизнь, а еще точнее – деятельность человеческого сообщества на планете. Именно своими практическими действиями люди поставили под сомнение возможности дальнейшего существования.
В ХХ в., особенно со второй его половины во все возрастающем темпе происходит интернационализация всей общественной деятельности на Земле: человечество входит в единую систему социально-экономических, политических, культурных связей.
Ошибочно полагать, что возникающие при это трудности не заденут меня, моей семьи, моего народа, моей страны. И хотя глобальные проблемы до сих пор осознаны далеко не всеми, маятник истории, раскачивающийся между индивидуальным я и общим, «качнулся не к отдельным обществам или индивидам, а пошел дальше - ко всему человечеству, когда остро встал вопрос о его выживаемости как биологического вида» (С. Московичи «Машина, творящая богов»).
Главной особенностью глобальныхпроблем является почти одновременное возникновение, указывающее на их взаимосвязь, требующее комплексного разрешения.
1.2. Классификация ГПС ( глобальных проблем современности)
Выявленные учеными, практиками и философами глобальные проблемы
можно объединить в три класса (вида):
а) проблемы взаимоотношения человечества с природой (экологические);
б) отношения между различными обществами (интерсоциальные);
в) отношения индивида с обществом (антропосоциальные.
- Экологические Г.П.С.. Название восходит к греч. слову ойкос- природный дом, ойкумена – вся населенная людьми планета Земля.
От взаимодействия человека с окружающей средой и решения экологическихх проблем зависит само существование хомо сапиенс. Сущность ЭП, указывающая одновременно на главную причину их возникновения, - это углубление противоречия между производственной деятельностью человека и стабильностью среды его обитания.
В анализе причин возникновения экологической проблемы велики заслуги исследователей: французского математика и философа Эдуарда Леруа (1870-1954), философа П.Т.де Шардена (1881-1955), естествоиспытателя, минералога и геохимика, первого президента Украинской академии наук В.И Вернадского, (1863-1945), разработавших учение о биосфере и ноосфере. Ученые обратили внимание на возрастание воздействия науки и деятельности человека, «ноосферы» (сферы Разума), на природные процессы нашей планет. Они пришли к выводу о том, что человеческое воздействие превратилось в мощную геологическую силу, которая без координации и контроля со стороны того же человечества грозит крайне негативными для обеих сторон последствиями.
Дело первооткрывателей продолжили другие ученые, общественные деятели, объединившиеся в 1968году в международное сообщество под названием «Римский клуб». Первый президент клуба, видный итальянский экономист Аурелио Печчеи на основании проведенных сообществом исследований и докладов констатировал: «Вследствие неконтролируемого техногенного воздействия на природу человечество вступило в полосу эпохального кризиса, затрагивающего все стороны жизни человека: техничскую, экономическую, политическую, культурную.
В одном из докладов «клубу» в 1992г. американские ученые, супруги Денис и Даниэла Медоуз и норвежец Йорген Райдерс смодулировали совр. ситуацию на основании ислледований, проведенных, правда, лишь в США, смодулировали совр. ситуацию и сделали обобщенный прогноз. Они констатировали, что в последнее десятилетие ХХ в. наблюдается экспоненциальный рост влияния человека на природную среду обитания: когда приращение благ, благодаря индустриальной деятельности пропорционально уже имеющейся величине (состоянию природных ресурсов). Поясним: результаты такой деятельности можно сравнить со снежным комом или дрожжевым эффектом: вначале изменения малозаметны, а затем незаметны катастрофичны. Так, трудно представить, что лист обыкновенной бумаги, толщиной 0.2мм, сложенный кратно 40 раз, равняется расстоянию от Земли до Луны-340800км. Другой пример - (Шах-визирь, игра на рисовые зерна в шахматы). Например, леса на планете, считают ученые, расходуются со скоростью 20 га за 1мин. При таких темпах они исчезнут через 30лет.
В программе «Мир 3», также разработанной в рамках «римского клуба» программ отмечалось, что невозобновляемых ресурсов человечеству хватит лишь не более чем на 200 лет, не говоря об эрозии почв возделываемых земель и загрязнении окружающей среды.
-Интерсоциальные Г.П.С. по сферам существованияразделяют на культурными, экономическими, социально-политическими
- Культурные проблемы: это прежде всегопротивостояние ценностей Запада и Востока (по лат. Окцидента и Ориента). Ценности Окцидента – индивидуализм, первенство, свобода, деньги, удовольствия, христианская религия... Ориент же ориентирован на сохранение традиций, на национальные и мировые, нехристианские религии, а ислам и буддизм. Попытки Западной цивилизации навязать (принести) свои ценности на Восток приводят к экономическим, политическим катаклизмам, вплоть до военных столкновений.
-Экономические. Так, например, экономическая глобализация углубляет разрыв в доходах населения, т. наз. «Юга», со слаборазвитой экономикой и населением «Севера»-развитых стран, «золотым миллиардом». Средние темпы душевого потребления большинства металлов в промышленно развитых странах в 8-10 раз больше, чем промышленно менее развитых. Развитые страны беззастенчиво эксплуатируют природные ресурсы «переферии», не позволяя народам Юга «встать на ноги», догнать их по уровню развития и доходов.
Известный американский социолог И. Валлерстайн считает, что в настоящий период практически все страны мира объединяются в единую капиталистическую миросистему, основу которой составляют капиталистические принципы развития экономики: накопление капитала в руках одних обществ, либо части общества внутри страны посредством рыночно-спекулятивного обмена. Это неизбежно ведет к углублению социальной дифференциации и неконтролируемости экономических отношений. В КМС невозможна регуляция ни социоприродных, ни антропосоциальных, ни интерсоциальных отношений. Ученый предсказывает гибель данной системы в ближайшие 50 лет.
-Социально-политические проблемы:
а) например, демографическая. Неконтролируемая рождаемость в экономически отсталых странах создает угрозы выживания в них и провоцирует противоречия переселенцев этих стран с коренным населением других гос-в. «Если эволюция продолжится в том же направлении,- считает Ж.Бодрийяр,- то Африка, например, превратится в хранилище людских резервов, только их трудно будет отнести к человеческому роду С другой стороны мы получим суперклон белой расы, продвинутый в развитии и располагающий совр. технологиями, властью и деньгами».
б) политические проблемы. Прежде всего, это угроза третьей мировой войны, а так же непрекращающиеся локальные войны в том числе из-за стремления к национальной культурной самостоятельности народов. Политологи отмечают нарастающую угрозу мировому сообществу, которую несет экстремистски толкуемый в некоторых странах неклассический ислам, имеющий доступ к современным технологиям. Это сила, способная взорвать культурные, экономические, политические приоритеты Запада.
-Кроме того, наиболее вероятную опасность для ближайшего будущего человечества представляют так же национальные и религиозные революции, в которых главным оружием становится терроризм. Пессимистический сценарий развития отношений Запад-Восток представил американский социолог С. Хантингтон в книге «Разлом цивилизаций» (1996). Ученый предупреждает о «линиях разлома», противоречиях между западной и исламской, западной и китайской цивилизациями, о внутрицивилизационных разломах в многонациональных государствах, в том числе и в США, и в Украине, где имеются мультикультурные, этно-национальные противоречия. Автор призывает политиков, прежде всего американских, объединиться с Европой, выработать общие принципы диалога культур и политических действий.
-Антропосоциальнрые Г.П.С.
В обществе «благоденствия» (23-25 г-в) нарастает пресыщение, «дефицит дефицита» (по Ж.Бодрийяру), а вместе с ним - тоска, тревога, ужас, ожидание катастрофы. (триллеры – это не случайность, а закономерность).
Другой видный мыслитель современности, американский социолог Э.Тоффлер в кн. «Футурошок» (шок от будущего, 1973 г.) раскрыл целый комплекс накопившихся проблем между индивидом и социумом в современных обществах. Смысл одной из них - психологическая неготовность граждан развитых стран к нарастающей мобильности жизни, которая требует частых смен мест жительства, работы, круга общения и т.п. Это приводит к изоляции людей, делает недолговечными семейные союзы – ячейки общества и т.д. Среди других проблем проблемы феминизма, однополых браков, соц. аномии (апатия, безразличие, непризнание соц. правил и норм).
Т.о., угроза глобального кризиса становится все более реальной не только в количественном, но и в качественном отношении, т.к. она раковой опухолью захватывает все элементы жизни ойкумены.






