Взаимодействие субъектов бюджетного контроля

Бюджетный контроль - вид государственного финансового контроля, осуществляемый в сфере бюджетной деятельности, направленный на установление законности, достоверности, экономической эффективности деятельности участников бюджетного регулирования и бюджетного процесса.

Бюджетный контроль - составная часть финансово-экономического контроля и рассматривается как совокупность мероприятий, проводимых государственными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании денежных фондов Российской Федерации, ее субъектов и местных органов самоуправления, выявлении резервов увеличения поступлений доходов в бюджет, улучшении бюджетной дисциплины.

Бюджетный контроль основан на предписании закона, поскольку именно право регулирует контрольные отношения в сфере бюджетной деятельности.

Субъекты бюджетного контроля - законодательные (представительные) органы, органы исполнительной власти, органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований.

Выделяют контролирующих (кто контролирует) и контролируемых (кого контролируют) субъектов.

Так, контролируемыми субъектами выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, предприятия, учреждения, получавшие, перечислявшие или использовавшие бюджетные средства.

Установление признаков контролируемых субъектов финансово-бюджетного контроля дает возможность правильно определять организации, которые могут подвергаться финансово-бюджетному контролю, а также круг проверяемых вопросов.

Контролируемым субъектом финансово-бюджетного контроля является участник бюджетного процесса, осуществляющий деятельность, относящуюся к предмету финансово-бюджетного контроля, и имеющий юридические обязанности подчиняться правомерному властному воздействию контролирующих субъектов.

В соответствии с действующим законодательством классификация бюджетного контроля проводится по различным основаниям. По субъектам бюджетного контроля выделяется: а) государственный бюджетный контроль, проводимый органами государственной власти в интересах общества и государства в процессе формирования доходов бюджета, установления расходных обязательств, планирования и осуществления расходов бюджета, обеспечения поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, погашения государственного и муниципального долга.

Основным критерием данного контроля является бюджет как неотъемлемый признак государства, вместе с налогами обеспечивающий реализацию его суверенитета путем создания финансовой основы деятельности государства.

Пользуясь бюджетом как основным орудием перераспределения национального дохода, государство направляет средства в первую очередь в те отрасли народного хозяйства и экономические районы, которые требуют первоочередного развития, т.е. посредством бюджета государство перераспределяет национальный доход.

В рамках государственного финансового контроля действующее бюджетное законодательство выделяет внутренний государственный финансовый и внешний государственный финансовый контроль.

Основные направления контроля за доходами и расходами.

Анализ доходов и расходов проводится по следующим направлениям:

1) выявляется динамика отдельных видов доходов и расходов и общей их суммы в отчетном периоде по сравнению с предыдущим. При этом темпы роста доходов сопоставляются с темпами роста расходов (горизонтальный анализ);

2) рассчитывается удельный вес отдельных доходов и расходов в их общей величине, оценивается динамика структуры этих показателей в отчетном периоде по сравнению с предыдущим (вертикальный анализ);

3) если в наличии имеется финансовая отчетность за несколько лет, проводится трендовый анализ доходов и расходов в целях выявления тенденций их формирования в будущем, например, роста или снижения;

4) определяются соотношения групп доходов и расходов организации (коэффициентный анализ):

§ соотношение общей суммы доходов с общей суммой расходов;

§ соотношение доходов от обычных видов деятельности с расходами от обычных видов деятельности;

§ соотношение прочих доходов с прочими расходами.

Расчет этих соотношений проводится за отчетный и предыдущий периоды, что позволяет выявить сбалансированность доходов и расходов организации и оценить уровень покрытия групп расходов соответствующими им группами доходов.

В целом анализ доходов и расходов позволяет выявить, какие доходы и какие расходы, и в какой степени оказывают влияние на конечный финансовый результат – чистую прибыль (убыток) организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: