Свойства степеней с натуральными показателями
По определению степени с натуральным показателем степень an представляет собой произведение n множителей, каждый из которых равен a. Отталкиваясь от этого определения, а также используя свойства умножения действительных чисел, можно получить и обосновать следующие свойства степени:
1. основное свойство степени am·an=am+n,
2. свойство частного степеней с одинаковыми основаниями am:an=am−n;
3. свойство степени произведения (a·b)n=an·bn, свойство частного в натуральной степени (a:b)n=an:bn;
4. возведение степени в степень (am)n=am·n,
5. сравнение степени с нулем:
o если a>0, то an>0 для любого натурального n;
o если a=0, то an=0;
o если a<0 и показатель степени является четным числом 2·m, то a2·m>0, если a<0 и показатель степени есть нечетное число 2·m−1, то a2·m−1<0;
6. если a и b – положительные числа и a<b, то для любого натурального n справедливо неравенство an<bn;
7. если m и n такие натуральные числа, что m>n, то при 0<a<1 выполняется неравенство am<an, а при a>0 справедливо неравенство am>an.
|
|
8. a-p =
9. =
Решение показательных уравнений.
1) Для начала решим что-нибудь совсем элементарное. Например:
3х = 32
х = 2
Что мы сделали? Мы просто выкинули одинаковые основания (тройки). Действительно, если в показательном уравнении слева и справа стоят одинаковые числа в каких угодно степенях, эти числа можно убрать и приравнять показатели степеней.
2) 5х+2 = 125, 125 = 53, заменим правую часть на степень. Получим
5х+2 = 53 если степени равны и равны основания, то значит показатели должны быть равны, отбрасываем основания и получим:
Х + 2=3
Х=3 – 2
Х=1 – это ответ.
3) 22х - 8х+1 = 0
Первый зоркий взгляд - на основания. Они разные! Два и восемь. 8 = 23
8х+1 = (23)х+1
Если вспомнить формулу из действий со степенями:
(аn)m = anm, то получается:
8х+1 = (23)х+1 = 23(х+1)
Исходный пример стал выглядеть вот так:
22х - 23(х+1) = 0
Переносим 23(х+1) вправо, получаем:
22х = 23(х+1)
Вот, практически, и всё. Убираем основания:
2х = 3(х+1)
2х=3х +3
2х – 3х =3
-х = 3
х = -3
4) Например, при решении показательных уравнений очень часто помогает вынесение общего множителя за скобки.
32х+4 -11·9х = 210
Основания у степеней разные... Тройка и девятка. 9х = (32)х = 32х
По тем же правилам действий со степенями: 32х+4 = 32х·34
-можно записать:
32х·34 - 11·32х = 210
Мы привели пример к одинаковым основаниям. Запоминаем самое универсальное и мощное правило решения всех математических заданий:
Не знаешь, что нужно - делай, что можно!
Что в этом показательном уравнении можно сделать? Да в левой части прямо просится вынесение за скобки! Общий множитель 32х явно намекает на это.
32х(34 - 11) = 210
Что ещё можно сделать? Посчитать выражение в скобках:
|
|
34 - 11 = 81 - 11 = 70
Пример становится всё лучше и лучше!
70·32х = 210
Вспоминаем, что для ликвидации оснований нам необходима чистая степень, безо всяких коэффициентов. Нам число 70 мешает. Вот и делим обе части уравнения на 70, получаем:
32х = 3, запишем 3 в виде степени, получим:
32х = 31 выбрасываем основания, переходим к равенству показателей
2х = 1
х = 0,5 – это ответ.