Картотека «Игровые приемы ТРИЗ в практике работы по обучению детей старшего дошкольного возраста составлению рассказов по картине»

Название Цель Материалы Ход игры Правило
Игра «Подзорная труба» упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия рассматриваемая картина, альбомный лист бумаги, свернутый для имитации подзорной трубы каждый ребенок по очереди рассматривает картину в «подзорную трубу» и называет только один объект навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его. Выигрывает тот, кто перечислит больше объектов на картине
Игра «Аукцион» учить как можно более полному перечислению составляющих объекта; формировать понятие об отношениях «целое — часть — подчасть» рассматриваемая картина ведущий выбирает какой-либо объект и предлагает детям перечислить его элементы по принципу: главные части, в них — подчасти, в подчастях — составляющие и т.д. сначала ребенок должен назвать некое основное составляющее объекта, а затем найти в нем его часть по принципу «матрешки». Ведущий награждает того, кто последний назовет цепочку составляющих, не повторяя предыдущих
Игра «Охота за подробностями» учить детей классифицировать объекты на картине по определенному признаку: рукотворности, природности, функциональность, присутствия определенного цвета, формы и д.р. рассматриваемая картина, доска или лист бумаги ребенок обозначает классификационную группу обобщающим словом, затем проводит моделирование выявленных объектов схемами, буквами, картинками, цветом и другими средствами на доске или большом листке бумаги располагаем модели аналогично композиции картины
Игра «Волшебник Объединяй» упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине рассматриваемая картина, доска или лист бумаги, маркер пришел волшебник «Объединяй» и объединил два объекта на картине (воспитатель указывает на два объекта). Волшебник просит объяснить, почему он это сделал повторять ответы других нельзя, отвечать развернуто и доказательно
Игра «Ищу друзей (недругов)» установление взаимосвязи между объектами на картине рассматриваемая картина воспитатель указывает на два объекта на картине и просит объяснить, почему они дружат или не дружат дети должны найти объекты на картине, которые между собой связаны по взаимному расположению, или которые совершенно не связанны. Оценка взаимоотношений объектов на картине субъективна. Повторять ответы других нельзя, отвечать развернуто и доказательно
Игра «Кто -то теряет, кто –то находит, и что из этого выходит» привести к кратким рассказам – рассуждениям, состоящим из трех предложений (1 – что с чем связано; 2- зачем, почему; 3- вывод) рассматриваемая картина объекты на картине связаны, важно доказать это. Дети ищут взаимосвязь между объектами. Последовательность связи между объектами может быть любая и зависит от выбора детей, с которыми следует согласиться, поэтому воспитатель должен проявить терпимость воспитатель после установления взаимосвязей между объектами должен подвести итог в виде рассказа – рассуждения
Игра «Составь загадку» привести к кратким рассказам – рассуждениям, состоящим из трех предложений (1 – что с чем связано; 2- зачем, почему; 3- вывод) рассматриваемая картина ребенок выбирает предмет на картине и перечисляет его особенности, выбирает один из вопросов, по которому будет составлять загадку (Какой предмет? Что такое же у других предметов?; Что делает? Кто или что делает так же?; На что это похоже? Чем отличается?), перечисляет предметы, похожие на выбранный объект; ищет в них общее; составляет текст загадки с помощью слов «как», «но не» использовать в речи яркие, образные сравнения
Игра «К нам пришел волшебник: я могу только слышать» учить представлять различные звуки и передавать свои представления в законченном рассказе; побуждать к фантазированию путем построения предполагаемых диалогов между живыми и неживыми объектами по сюжету картины рассматриваемая картина всматриваясь в объекты, изображенные на картине, нужно представить издаваемые ими звуки и затем составить связный рассказ на тему «Я слышу только звуки на этой картине», составить рассказ «О чем говорят объекты», составить диалоги «от имени» объектов повторять ответы других нельзя, отвечать развернуто и доказательно
Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю только запахи» учить представлять возможные запахи, передавать свои представления в законченном рассказе и фантазировать на основе предполагаемых восприятий запахов рассматриваемая картина нужно представить запахи, свойственные объектам, изображенным на картине, и составить рассказ на тему «Я чувствую запахи» повторять ответы других нельзя, отвечать развернуто и доказательно
Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю только руками и кожей» учить детей представлять возможные осязательные ощущения при воображаемом соприкосновении с различными объектами, обозначать словами их специфические признаки и составлять законченный рассказ. рассматриваемая картина нужно представить ощущения, возникающие при воображаемом касании руками или ином кожном соприкосновении с объектами на картине, и затем составить рассказ «Я ощущаю руками и лицом» повторять ответы других нельзя, отвечать развернуто и доказательно
Игра «К нам пришел волшебник: я пробую все на вкус» учить детей разделять объекты на съедобные-несъедобные с точки зрения человека и других живых существ, изображенных на картине; уточнить представления о способах и продуктах питания; побуждать передавать в речи различные вкусовые характеристики рассматриваемая картина объекты, имеющиеся на картине, разделяются на относящиеся к растительному или животному миру. Воспитатель объясняет, кто чем и как питается. Дети ищут слова, обозначающие отношение каждого живого существа к продуктам питания (любит — не любит, вкусно — невкусно, сытый — голодный и т.п.), и описывают разные способы питания (способы питания растительного, животного мира различны). Затем они описывают свои предполагаемые вкусовые ощущения в рассказе «Что мне вкусно и невкусно» (с точки зрения выбранного на картине объекта) повторять ответы других нельзя, отвечать развернуто и доказательно
Игра «Складушки –ладушки» учить детей подбирать существительные, прилагательные, глаголы, рифмующиеся между собой рассматриваемая картина воспитатель выбирает объект на картине (существительное, глагол, наречие, прилагательное), а дети подбирают рифмующееся слово повторять ответы других нельзя
Игра «Составь рифму» учить детей составлять два рифмующихся между собой предложения рассматриваемая картина воспитатель называет два рифмующихся между собой слова, а дети должны составить из них две стихотворные строчки так, чтобы они оканчивались рифмующимися словами повторять ответы других нельзя
Игра «Составь четыре строчки смешного стихотворения» учить детей составлять четыре рифмующихся между собой предложения рассматриваемая картина воспитатель называет две пары рифмующихся между собой слов и предлагает детям составить стихотворение с ними. В старшем возрасте рифмующиеся слова подбирают сами дети повторять ответы других нельзя
«Придумаем разные стишки про один предмет» учить детей использовать различные модели при составлении двухстрочных и четырехстрочных рифмовок рассматриваемая картина воспитатель предлагает выбрать какой–либо объект и придумать про него стихотворение, которое начиналось бы со слов «Жил — был…». Воспитатель предлагает про эти же предметы сочинить двухстрочник по модели «Если это кто-то, то они чего-то» повторять ответы других нельзя
Игра «Да - нет» учить детей пространственной ориентировке на картине. Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки рассматриваемая картина, дополнительные ориентиры: веревочки, палочки, мел и т.д. Ведущий загадывает объект на картине, а дети с помощью вопросов, сужающих поле поиска в пространстве, устанавливали его местонахождение. Вопросы задавались таким образом, чтобы ведущий мог отвечать только «Да» или «Нет». Идет постепенное сужение поля поиска через отсечение лишнего пространства на плоскости вопрос по месту нахождения загаданного объекта задается таким образом, чтобы ведущий смог ответить только «Да» или «Нет»
Игра «Ожившая картина» учить детей ориентироваться в двумерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта рассматриваемая картина, ковер педагог предлагает детям превратиться в конкретные объекты на картине, выясняет их место нахождения. Детям предлагается смоделировать изображение в трехмерном пространстве (например, на ковре). Ребенок должен найти место своего объекта относительно других объектов, изображенных на картине, и составить связный рассказ о его местонахождении повторять ответы других нельзя
Игра «Кто о чем говорит?» учить детей составлять диалоги от лица объектов картины рассматриваемая картина воспитатель предлагает выбрать объекты и представить себе, о чем они могли бы говорить или думать. Затем дети составляют диалоги от лица объектов на тему «Кто о чем говорит?» повторять ответы других нельзя
Игра «Мастерская масок» обобщить знания детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний; уточнить знания детей о разных поведенческих реакциях в зависимости от черт характера объекта; учить детей перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица рассматриваемая картина, картинки (маски) воспитатель загадывает объект на картине и описывает его внешние признаки. Отгадавший ребенок получает картинку (маску) данного объекта и описывает свое эмоциональное состояние, настроение, характер, составляя связный творческий рассказ с использованием словосочетаний, средств интонационной выразительности речи повторять ответы других нельзя
Игра «Машина времени» учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ об этом рассматриваемая картина воспитатель выбирает объект, предлагает играющим прокатиться на Машине времени и рассказать о том, что было с ним в прошлом и что, возможно, будет в будущем повторять ответы других нельзя
Игра «В гости пришли Волшебники Времени» учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ о нем. Учить детей фантастическим преобразованиям свойств времени рассматриваемая картина воспитатель предлагает пригласить в гости Волшебников Времени. Дети выбирают себе любой объект, называют конкретного волшебника и описывают, что может произойти в результате воздействия волшебника на объект. Пример: пришел Волшебник Быстрых Минут в картину «Кошка с котятами» и дотронулся до молока в блюдце - хозяйка налила его недавно, а оно уже прокисло. Обсудить ситуацию повторять ответы других нельзя
Игра «Ромашка мудрости» учить детей находить и объяснять смысловое содержание картины рассматриваемая картина, листочки бумаги в виде лепестков, на которых были написаны разные пословицы и поговорки задание: выдерни «лепесток», объясни, почему так назвали картину? (Текст пословицы читала воспитатель; рассуждения происходили вместе с детьми) повторять ответы других нельзя
Игра «Найди самое удачное название картины» учить детей находить и объяснять смысловое содержание картины рассматриваемая картина одному из ребят мы предлагают вспомнить несколько пословиц и поговорок, выбрать 1-2 самых подходящих к картине и объяснить, почему так можно назвать картину. В результате получалается речевая зарисовка типа рассуждения повторять ответы других нельзя

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: