Название
| Цель
| Материалы
| Ход игры
| Правило
|
Игра «Подзорная труба»
| упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия
| рассматриваемая картина, альбомный лист бумаги, свернутый для имитации подзорной трубы
| каждый ребенок по очереди рассматривает картину в «подзорную трубу» и называет только один объект
| навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его. Выигрывает тот, кто перечислит больше объектов на картине
|
Игра «Аукцион»
| учить как можно более полному перечислению составляющих объекта; формировать понятие об отношениях «целое — часть — подчасть»
| рассматриваемая картина
| ведущий выбирает какой-либо объект и предлагает детям перечислить его элементы по принципу: главные части, в них — подчасти, в подчастях — составляющие и т.д.
| сначала ребенок должен назвать некое основное составляющее объекта, а затем найти в нем его часть по принципу «матрешки». Ведущий награждает того, кто последний назовет цепочку составляющих, не повторяя предыдущих
|
Игра «Охота за подробностями»
| учить детей классифицировать объекты на картине по определенному признаку: рукотворности, природности, функциональность, присутствия определенного цвета, формы и д.р.
| рассматриваемая картина, доска или лист бумаги
| ребенок обозначает классификационную группу обобщающим словом, затем проводит моделирование выявленных объектов схемами, буквами, картинками, цветом и другими средствами
| на доске или большом листке бумаги располагаем модели аналогично композиции картины
|
Игра «Волшебник Объединяй»
| упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине
| рассматриваемая картина, доска или лист бумаги, маркер
| пришел волшебник «Объединяй» и объединил два объекта на картине (воспитатель указывает на два объекта). Волшебник просит объяснить, почему он это сделал
| повторять ответы других нельзя, отвечать развернуто и доказательно
|
Игра «Ищу друзей (недругов)»
| установление взаимосвязи между объектами на картине
| рассматриваемая картина
| воспитатель указывает на два объекта на картине и просит объяснить, почему они дружат или не дружат
| дети должны найти объекты на картине, которые между собой связаны по взаимному расположению, или которые совершенно не связанны. Оценка взаимоотношений объектов на картине субъективна. Повторять ответы других нельзя, отвечать развернуто и доказательно
|
Игра «Кто -то теряет, кто –то находит, и что из этого выходит»
| привести к кратким рассказам – рассуждениям, состоящим из трех предложений (1 – что с чем связано; 2- зачем, почему; 3- вывод)
| рассматриваемая картина
| объекты на картине связаны, важно доказать это. Дети ищут взаимосвязь между объектами. Последовательность связи между объектами может быть любая и зависит от выбора детей, с которыми следует согласиться, поэтому воспитатель должен проявить терпимость
| воспитатель после установления взаимосвязей между объектами должен подвести итог в виде рассказа – рассуждения
|
Игра «Составь загадку»
| привести к кратким рассказам – рассуждениям, состоящим из трех предложений (1 – что с чем связано; 2- зачем, почему; 3- вывод)
| рассматриваемая картина
| ребенок выбирает предмет на картине и перечисляет его особенности, выбирает один из вопросов, по которому будет составлять загадку (Какой предмет? Что такое же у других предметов?; Что делает? Кто или что делает так же?; На что это похоже? Чем отличается?), перечисляет предметы, похожие на выбранный объект; ищет в них общее; составляет текст загадки с помощью слов «как», «но не»
| использовать в речи яркие, образные сравнения
|
Игра «К нам пришел волшебник: я могу только слышать»
| учить представлять различные звуки и передавать свои представления в законченном рассказе; побуждать к фантазированию путем построения предполагаемых диалогов между живыми и неживыми объектами по сюжету картины
| рассматриваемая картина
| всматриваясь в объекты, изображенные на картине, нужно представить издаваемые ими звуки и затем составить связный рассказ на тему «Я слышу только звуки на этой картине», составить рассказ «О чем говорят объекты», составить диалоги «от имени» объектов
| повторять ответы других нельзя, отвечать развернуто и доказательно
|
Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю только запахи»
| учить представлять возможные запахи, передавать свои представления в законченном рассказе и фантазировать на основе предполагаемых восприятий запахов
| рассматриваемая картина
| нужно представить запахи, свойственные объектам, изображенным на картине, и составить рассказ на тему «Я чувствую запахи»
| повторять ответы других нельзя, отвечать развернуто и доказательно
|
Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю только руками и кожей»
| учить детей представлять возможные осязательные ощущения при воображаемом соприкосновении с различными объектами, обозначать словами их специфические признаки и составлять законченный рассказ.
| рассматриваемая картина
| нужно представить ощущения, возникающие при воображаемом касании руками или ином кожном соприкосновении с объектами на картине, и затем составить рассказ «Я ощущаю руками и лицом»
| повторять ответы других нельзя, отвечать развернуто и доказательно
|
Игра «К нам пришел волшебник: я пробую все на вкус»
| учить детей разделять объекты на съедобные-несъедобные с точки зрения человека и других живых существ, изображенных на картине; уточнить представления о способах и продуктах питания; побуждать передавать в речи различные вкусовые характеристики
| рассматриваемая картина
| объекты, имеющиеся на картине, разделяются на относящиеся к растительному или животному миру. Воспитатель объясняет, кто чем и как питается. Дети ищут слова, обозначающие отношение каждого живого существа к продуктам питания (любит — не любит, вкусно — невкусно, сытый — голодный и т.п.), и описывают разные способы питания (способы питания растительного, животного мира различны). Затем они описывают свои предполагаемые вкусовые ощущения в рассказе «Что мне вкусно и невкусно» (с точки зрения выбранного на картине объекта)
| повторять ответы других нельзя, отвечать развернуто и доказательно
|
Игра «Складушки –ладушки»
| учить детей подбирать существительные, прилагательные, глаголы, рифмующиеся между собой
| рассматриваемая картина
| воспитатель выбирает объект на картине (существительное, глагол, наречие, прилагательное), а дети подбирают рифмующееся слово
| повторять ответы других нельзя
|
Игра «Составь рифму»
| учить детей составлять два рифмующихся между собой предложения
| рассматриваемая картина
| воспитатель называет два рифмующихся между собой слова, а дети должны составить из них две стихотворные строчки так, чтобы они оканчивались рифмующимися словами
| повторять ответы других нельзя
|
Игра «Составь четыре строчки смешного стихотворения»
| учить детей составлять четыре рифмующихся между собой предложения
| рассматриваемая картина
| воспитатель называет две пары рифмующихся между собой слов и предлагает детям составить стихотворение с ними. В старшем возрасте рифмующиеся слова подбирают сами дети
| повторять ответы других нельзя
|
«Придумаем разные стишки про один предмет»
| учить детей использовать различные модели при составлении двухстрочных и четырехстрочных рифмовок
| рассматриваемая картина
| воспитатель предлагает выбрать какой–либо объект и придумать про него стихотворение, которое начиналось бы со слов «Жил — был…». Воспитатель предлагает про эти же предметы сочинить двухстрочник по модели «Если это кто-то, то они чего-то»
| повторять ответы других нельзя
|
Игра «Да - нет»
| учить детей пространственной ориентировке на картине. Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки
| рассматриваемая картина, дополнительные ориентиры: веревочки, палочки, мел и т.д.
| Ведущий загадывает объект на картине, а дети с помощью вопросов, сужающих поле поиска в пространстве, устанавливали его местонахождение. Вопросы задавались таким образом, чтобы ведущий мог отвечать только «Да» или «Нет». Идет постепенное сужение поля поиска через отсечение лишнего пространства на плоскости
| вопрос по месту нахождения загаданного объекта задается таким образом, чтобы ведущий смог ответить только «Да» или «Нет»
|
Игра «Ожившая картина»
| учить детей ориентироваться в двумерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта
| рассматриваемая картина, ковер
| педагог предлагает детям превратиться в конкретные объекты на картине, выясняет их место нахождения. Детям предлагается смоделировать изображение в трехмерном пространстве (например, на ковре). Ребенок должен найти место своего объекта относительно других объектов, изображенных на картине, и составить связный рассказ о его местонахождении
| повторять ответы других нельзя
|
Игра «Кто о чем говорит?»
| учить детей составлять диалоги от лица объектов картины
| рассматриваемая картина
| воспитатель предлагает выбрать объекты и представить себе, о чем они могли бы говорить или думать. Затем дети составляют диалоги от лица объектов на тему «Кто о чем говорит?»
| повторять ответы других нельзя
|
Игра «Мастерская масок»
| обобщить знания детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний; уточнить знания детей о разных поведенческих реакциях в зависимости от черт характера объекта; учить детей перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица
| рассматриваемая картина, картинки (маски)
| воспитатель загадывает объект на картине и описывает его внешние признаки. Отгадавший ребенок получает картинку (маску) данного объекта и описывает свое эмоциональное состояние, настроение, характер, составляя связный творческий рассказ с использованием словосочетаний, средств интонационной выразительности речи
| повторять ответы других нельзя
|
Игра «Машина времени»
| учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ об этом
| рассматриваемая картина
| воспитатель выбирает объект, предлагает играющим прокатиться на Машине времени и рассказать о том, что было с ним в прошлом и что, возможно, будет в будущем
| повторять ответы других нельзя
|
Игра «В гости пришли Волшебники Времени»
| учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ о нем. Учить детей фантастическим преобразованиям свойств времени
| рассматриваемая картина
| воспитатель предлагает пригласить в гости Волшебников Времени. Дети выбирают себе любой объект, называют конкретного волшебника и описывают, что может произойти в результате воздействия волшебника на объект. Пример: пришел Волшебник Быстрых Минут в картину «Кошка с котятами» и дотронулся до молока в блюдце - хозяйка налила его недавно, а оно уже прокисло. Обсудить ситуацию
| повторять ответы других нельзя
|
Игра «Ромашка мудрости»
| учить детей находить и объяснять смысловое содержание картины
| рассматриваемая картина, листочки бумаги в виде лепестков, на которых были написаны разные пословицы и поговорки
| задание: выдерни «лепесток», объясни, почему так назвали картину? (Текст пословицы читала воспитатель; рассуждения происходили вместе с детьми)
| повторять ответы других нельзя
|
Игра «Найди самое удачное название картины»
| учить детей находить и объяснять смысловое содержание картины
| рассматриваемая картина
| одному из ребят мы предлагают вспомнить несколько пословиц и поговорок, выбрать 1-2 самых подходящих к картине и объяснить, почему так можно назвать картину. В результате получалается речевая зарисовка типа рассуждения
| повторять ответы других нельзя
|