| Название | Цель | Материалы | Ход игры | Правило |
| Игра «Подзорная труба» | упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия | рассматриваемая картина, альбомный лист бумаги, свернутый для имитации подзорной трубы | каждый ребенок по очереди рассматривает картину в «подзорную трубу» и называет только один объект | навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его. Выигрывает тот, кто перечислит больше объектов на картине |
| Игра «Аукцион» | учить как можно более полному перечислению составляющих объекта; формировать понятие об отношениях «целое — часть — подчасть» | рассматриваемая картина | ведущий выбирает какой-либо объект и предлагает детям перечислить его элементы по принципу: главные части, в них — подчасти, в подчастях — составляющие и т.д. | сначала ребенок должен назвать некое основное составляющее объекта, а затем найти в нем его часть по принципу «матрешки». Ведущий награждает того, кто последний назовет цепочку составляющих, не повторяя предыдущих |
| Игра «Охота за подробностями» | учить детей классифицировать объекты на картине по определенному признаку: рукотворности, природности, функциональность, присутствия определенного цвета, формы и д.р. | рассматриваемая картина, доска или лист бумаги | ребенок обозначает классификационную группу обобщающим словом, затем проводит моделирование выявленных объектов схемами, буквами, картинками, цветом и другими средствами | на доске или большом листке бумаги располагаем модели аналогично композиции картины |
| Игра «Волшебник Объединяй» | упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине | рассматриваемая картина, доска или лист бумаги, маркер | пришел волшебник «Объединяй» и объединил два объекта на картине (воспитатель указывает на два объекта). Волшебник просит объяснить, почему он это сделал | повторять ответы других нельзя, отвечать развернуто и доказательно |
| Игра «Ищу друзей (недругов)» | установление взаимосвязи между объектами на картине | рассматриваемая картина | воспитатель указывает на два объекта на картине и просит объяснить, почему они дружат или не дружат | дети должны найти объекты на картине, которые между собой связаны по взаимному расположению, или которые совершенно не связанны. Оценка взаимоотношений объектов на картине субъективна. Повторять ответы других нельзя, отвечать развернуто и доказательно |
| Игра «Кто -то теряет, кто –то находит, и что из этого выходит» | привести к кратким рассказам – рассуждениям, состоящим из трех предложений (1 – что с чем связано; 2- зачем, почему; 3- вывод) | рассматриваемая картина | объекты на картине связаны, важно доказать это. Дети ищут взаимосвязь между объектами. Последовательность связи между объектами может быть любая и зависит от выбора детей, с которыми следует согласиться, поэтому воспитатель должен проявить терпимость | воспитатель после установления взаимосвязей между объектами должен подвести итог в виде рассказа – рассуждения |
| Игра «Составь загадку» | привести к кратким рассказам – рассуждениям, состоящим из трех предложений (1 – что с чем связано; 2- зачем, почему; 3- вывод) | рассматриваемая картина | ребенок выбирает предмет на картине и перечисляет его особенности, выбирает один из вопросов, по которому будет составлять загадку (Какой предмет? Что такое же у других предметов?; Что делает? Кто или что делает так же?; На что это похоже? Чем отличается?), перечисляет предметы, похожие на выбранный объект; ищет в них общее; составляет текст загадки с помощью слов «как», «но не» | использовать в речи яркие, образные сравнения |
| Игра «К нам пришел волшебник: я могу только слышать» | учить представлять различные звуки и передавать свои представления в законченном рассказе; побуждать к фантазированию путем построения предполагаемых диалогов между живыми и неживыми объектами по сюжету картины | рассматриваемая картина | всматриваясь в объекты, изображенные на картине, нужно представить издаваемые ими звуки и затем составить связный рассказ на тему «Я слышу только звуки на этой картине», составить рассказ «О чем говорят объекты», составить диалоги «от имени» объектов | повторять ответы других нельзя, отвечать развернуто и доказательно |
| Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю только запахи» | учить представлять возможные запахи, передавать свои представления в законченном рассказе и фантазировать на основе предполагаемых восприятий запахов | рассматриваемая картина | нужно представить запахи, свойственные объектам, изображенным на картине, и составить рассказ на тему «Я чувствую запахи» | повторять ответы других нельзя, отвечать развернуто и доказательно |
| Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю только руками и кожей» | учить детей представлять возможные осязательные ощущения при воображаемом соприкосновении с различными объектами, обозначать словами их специфические признаки и составлять законченный рассказ. | рассматриваемая картина | нужно представить ощущения, возникающие при воображаемом касании руками или ином кожном соприкосновении с объектами на картине, и затем составить рассказ «Я ощущаю руками и лицом» | повторять ответы других нельзя, отвечать развернуто и доказательно |
| Игра «К нам пришел волшебник: я пробую все на вкус» | учить детей разделять объекты на съедобные-несъедобные с точки зрения человека и других живых существ, изображенных на картине; уточнить представления о способах и продуктах питания; побуждать передавать в речи различные вкусовые характеристики | рассматриваемая картина | объекты, имеющиеся на картине, разделяются на относящиеся к растительному или животному миру. Воспитатель объясняет, кто чем и как питается. Дети ищут слова, обозначающие отношение каждого живого существа к продуктам питания (любит — не любит, вкусно — невкусно, сытый — голодный и т.п.), и описывают разные способы питания (способы питания растительного, животного мира различны). Затем они описывают свои предполагаемые вкусовые ощущения в рассказе «Что мне вкусно и невкусно» (с точки зрения выбранного на картине объекта) | повторять ответы других нельзя, отвечать развернуто и доказательно |
| Игра «Складушки –ладушки» | учить детей подбирать существительные, прилагательные, глаголы, рифмующиеся между собой | рассматриваемая картина | воспитатель выбирает объект на картине (существительное, глагол, наречие, прилагательное), а дети подбирают рифмующееся слово | повторять ответы других нельзя |
| Игра «Составь рифму» | учить детей составлять два рифмующихся между собой предложения | рассматриваемая картина | воспитатель называет два рифмующихся между собой слова, а дети должны составить из них две стихотворные строчки так, чтобы они оканчивались рифмующимися словами | повторять ответы других нельзя |
| Игра «Составь четыре строчки смешного стихотворения» | учить детей составлять четыре рифмующихся между собой предложения | рассматриваемая картина | воспитатель называет две пары рифмующихся между собой слов и предлагает детям составить стихотворение с ними. В старшем возрасте рифмующиеся слова подбирают сами дети | повторять ответы других нельзя |
| «Придумаем разные стишки про один предмет» | учить детей использовать различные модели при составлении двухстрочных и четырехстрочных рифмовок | рассматриваемая картина | воспитатель предлагает выбрать какой–либо объект и придумать про него стихотворение, которое начиналось бы со слов «Жил — был…». Воспитатель предлагает про эти же предметы сочинить двухстрочник по модели «Если это кто-то, то они чего-то» | повторять ответы других нельзя |
| Игра «Да - нет» | учить детей пространственной ориентировке на картине. Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки | рассматриваемая картина, дополнительные ориентиры: веревочки, палочки, мел и т.д. | Ведущий загадывает объект на картине, а дети с помощью вопросов, сужающих поле поиска в пространстве, устанавливали его местонахождение. Вопросы задавались таким образом, чтобы ведущий мог отвечать только «Да» или «Нет». Идет постепенное сужение поля поиска через отсечение лишнего пространства на плоскости | вопрос по месту нахождения загаданного объекта задается таким образом, чтобы ведущий смог ответить только «Да» или «Нет» |
| Игра «Ожившая картина» | учить детей ориентироваться в двумерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта | рассматриваемая картина, ковер | педагог предлагает детям превратиться в конкретные объекты на картине, выясняет их место нахождения. Детям предлагается смоделировать изображение в трехмерном пространстве (например, на ковре). Ребенок должен найти место своего объекта относительно других объектов, изображенных на картине, и составить связный рассказ о его местонахождении | повторять ответы других нельзя |
| Игра «Кто о чем говорит?» | учить детей составлять диалоги от лица объектов картины | рассматриваемая картина | воспитатель предлагает выбрать объекты и представить себе, о чем они могли бы говорить или думать. Затем дети составляют диалоги от лица объектов на тему «Кто о чем говорит?» | повторять ответы других нельзя |
| Игра «Мастерская масок» | обобщить знания детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний; уточнить знания детей о разных поведенческих реакциях в зависимости от черт характера объекта; учить детей перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица | рассматриваемая картина, картинки (маски) | воспитатель загадывает объект на картине и описывает его внешние признаки. Отгадавший ребенок получает картинку (маску) данного объекта и описывает свое эмоциональное состояние, настроение, характер, составляя связный творческий рассказ с использованием словосочетаний, средств интонационной выразительности речи | повторять ответы других нельзя |
| Игра «Машина времени» | учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ об этом | рассматриваемая картина | воспитатель выбирает объект, предлагает играющим прокатиться на Машине времени и рассказать о том, что было с ним в прошлом и что, возможно, будет в будущем | повторять ответы других нельзя |
| Игра «В гости пришли Волшебники Времени» | учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ о нем. Учить детей фантастическим преобразованиям свойств времени | рассматриваемая картина | воспитатель предлагает пригласить в гости Волшебников Времени. Дети выбирают себе любой объект, называют конкретного волшебника и описывают, что может произойти в результате воздействия волшебника на объект. Пример: пришел Волшебник Быстрых Минут в картину «Кошка с котятами» и дотронулся до молока в блюдце - хозяйка налила его недавно, а оно уже прокисло. Обсудить ситуацию | повторять ответы других нельзя |
| Игра «Ромашка мудрости» | учить детей находить и объяснять смысловое содержание картины | рассматриваемая картина, листочки бумаги в виде лепестков, на которых были написаны разные пословицы и поговорки | задание: выдерни «лепесток», объясни, почему так назвали картину? (Текст пословицы читала воспитатель; рассуждения происходили вместе с детьми) | повторять ответы других нельзя |
| Игра «Найди самое удачное название картины» | учить детей находить и объяснять смысловое содержание картины | рассматриваемая картина | одному из ребят мы предлагают вспомнить несколько пословиц и поговорок, выбрать 1-2 самых подходящих к картине и объяснить, почему так можно назвать картину. В результате получалается речевая зарисовка типа рассуждения | повторять ответы других нельзя |






