Методические рекомендации для педагогов по применению игровых приемов ТРИЗ в работе по обучению детей старшего дошкольного возраста составлению рассказов по картине

Основная дидактическая задача работы по обучению составлению рассказов по картине – усвоение ребенком обобщенных способов умственной деятельности при создании собственного речевого продукта по любой сюжетной картине.

Подбор сюжетных картин осуществляется на основе общих дидактических требований в соответствии с возрастом детей.

В сетке занятий творческое рассказывание по сюжетной картине рекомендуется проводить один раз в 1,5 месяца.

Педагогам необходимо планировать не более 6 – 7 сюжетных картин в год для составления рассказов по ним, т.к. основная цель – не рассказ, а усвоение обобщенных способов составления рассказов по любым сюжетным картинкам.

Освоение детьми обобщенных способов составления творческих рассказов по картине происходит во время подготовительного этапа до планируемого занятия. Картина находилась в группе на уровне глаз детей в специально отведенном месте. Подготовительная работа проводится по 9 этапам как система игровых тренингов со всей группой или с подгруппой детей в течение двух недель. На каждом этапе в течение всего дня проводится работа с подгруппами детей. В пятницу, к концу второй недели, рекомендуется проведение итогового занятия со всей группой детей.

1 этап: «Определение объектов на картине».

Цель: обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка).

Этот этап работы важен для обозначения объектов картины и проговаривания их названия. Степень выделения объектов зависит от возраста детей и может быть разной: очень подробной (с выделением всех объектов и частей); подробной (выделение основных и второстепенных объектов без частей); упрощенной (выделение только крупных объектов).

Предварительно должен быть составлен тематический словарь (подготовлен запас слов).

Последовательность называния объектов может быть любая.

При наличии однородных объектов на картине производится группировка по какому-либо признаку: по принадлежности к природному или рукотворному миру, по функциям, форме, цвету и т.д. Классификационная группа обозначается обобщающим словом.

Моделирование выявленных на картине объектов производится с помощью схем, цветовых обозначений, букв, картинок и т.д. модели объектов, выделенных на картине, располагаются на листе бумаги так, чтобы общая композиция картины сохранялась. В старшем дошкольном возрасте схематизация объектов производится детьми.

Воспитатель должен проявлять живой интерес и эмоционально реагировать на ответы детей.

Темп работы должен быть достаточно быстрым, воспитатель должен энергично и оперативно производить моделирование названных детьми объектов.

Обязательным условием является обозначение «земля-небо», «пол – потолок». Данные ориентировки впоследствии помогут детям найти связи между объектами: «Такой - то объект лежит на полу, а этот - летает в небе».

По окончанию определения состава картины необходимо подвести итог (быстро перечислить все названное, начиная с главного). Обращение идет не только к памяти ребенка, но и к считыванию модельных обозначений.

Окончательным итогом данной игры считается рефлексия: осознание детьми производимой мыслительной операции и вывод правила – «когда смотришь на картину, надо сначала обозначить объекты, на ней изображенные».

На первом этапе используются игровые приемы «Подзорная труба», «Бинокль», «Волшебник Деления», «Аукцион», «Охота за подробностями», «Кто самый внимательный».

2 этап: «Установление взаимосвязей между объектами на картине».

Цель: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине.

Для составления осмысленного рассказа по картине дети должны научиться устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на ней. С этой целью нужно соединить выделенные ранее объекты. Выбираются любые два объекта и объясняется, почему их можно объединить. Взаимодействие между объектами могут быть установлены на уровне: физических связей (давление, касание и т.д.), эмоциональных связей (заботится, нравится и т.д.), родственных связей (мама-дети, брат-сестра и т.д.). Последовательность объединения между объектами может быть любая и зависит от выбора детей, с которым педагогу следует согласиться.

Если ребенок затрудняется найти взаимосвязи между объектами предлагали детям коллективное обсуждение.

Педагог должен проявлять толерантность (терпимость к самым неожиданным объяснениям связей ребенком).

После установления взаимосвязей, педагогу следует подвести итог в виде рассказа-рассуждения.

Работа по активации речи: обучение детей сопоставлению не только простых, но и сложноподчиненных предложений, с краткими рассказами- рассуждениями, состоящими из трех предложений. Они должны быть расположены в следующем порядке: сначала говорится, что с чем связано, затем почему, в конце - подтверждение (вывод).

Необходимо осознание мыслительной операции и вывод правила: «Объекты на картине связаны, важно доказать это».

На втором этапе используются игровые приемы «Волшебная линия», «Сыщики», «Найди пару», «Что сначала, что потом», «Кто не может друг без друга», «Волшебник Объединяй», «Ищу друзей», «Кто -то теряет, кто –то находит, и что из этого выходит».

3 этап: «Составление сравнений, загадок и метафор по картине».

Цель: познакомить детей с моделями составления сравнений, загадок и метафор; сформировать мыслительные действия ребенка, необходимые для составления сравнений, загадок и метафор.

Чтобы составить загадку по картине, необходимо выбрать объект и перечислить его признаки (действия, цвет, форма, размер, специфические характеристики, части и т.д.). Следует знать основные модели составления загадок (модель «Какой? Что такое?», модель «Что делает? Кто или что делает так же?», модель «На что похоже? Чем отличается?»). Для обучения детей составлению загадок необходимо осваивать модели в определенной последовательности. Обучение детей составлению загадок идет от полуактивного этапа (воспитатель вместе с детьми составляет общую загадку) к активному этапу (ребенок сам выбирает объект и модель загадки). При этом ребенок может пользоваться смешанной моделью.

Педагог стимулирует детскую речевую активность, предлагает использовать яркие, образные сравнения. Созданную загадку дети выразительно повторяют несколько раз.

Модели метафор предлагаются детям старшего дошкольного возраста в виде фраз с переносным смыслом. Вначале метафоры составляет педагог. Детям предлагалось угадать, о чем (ком) идет речь и объяснить смысл словосочетания-метафоры. Особое внимание при обсуждении уделяется образной характеристике объекта.

Сочинять сравнения, загадки и метафоры целесообразнее об объектах, которые имеют многоплановую, разнообразную характеристику и позволяют выбрать широкий круг других объектов для сравнения.

4 этап: «Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств».

Цель: обобщить знания о признаках объектов, которые могут воспринимать определенные органы чувств; учить составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувств.

Для создания речевых зарисовок с детьми на основе возможного восприятия объекта через разные органы чувств педагог должен уточнить, какие признаки объектов могут быть «считаны» разными анализаторами человека пять органов чувств: нос, ухо, язык, рука, глаз.

Самое полное представление об объектах на картине дают глаза. Они определяют местонахождение объекта, размер, цвет, части, и т.д. при работе с картиной нецелесообразно специально приглашать волшебника «Я вижу», так как картина воспринимается только зрительным анализатором. С помощью вкусового анализатора - языка - можно определять на картине съедобное - несъедобное, вкусное - невкусное, т.е. оценочное отношение героев картины к этому признаку. Нос воспринимает запах, ухо - звук. То и другое может быть приятным или неприятным, опасным - неопасным, резким - слабым, смешанным - однородным. Рука дает тактильные ощущения: информацию о свойствах материала, температуре, форме, количестве, частях и др.

При составлении рассказа-описания с помощью слухового и обонятельного анализаторов необходимо представить возможные звуки и запахи, исходящие от объектов как изображенных на картине, так и предполагаемых за ее пределами. Представить и описать возможные диалоги между объектами и их внутренние мысли помогут волшебники «Я слышу», «Я чувствую запах».

Работая с картиной, необходимо начинать речевую зарисовку с фразы: «Я слышу, как…», «Я чувствую запах…», «Когда я трогаю руками …».

Необходимо побуждать детей описывать не единичные ощущения, а их комплекс, активизируя в речи ребенка слова, характеризующие вкусы, звуки, запахи, тактильные ощущения, добиваясь передачи отношения ребенка к воспринимаемому на картине.

Передача ощущений может идти как от лица постороннего наблюдателя, так и одного из персонажей картины.

Можно предложить детям передать диалоги персонажей картины (мини-театр).

Для эффективной работы с детьми используется прием «вхождения в картину». Педагог побуждает детей к описанию возможных ощущений и предлагает мысленно прислушаться, вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой т.д.

В работе с картиной используется прием приглашения волшебников-помощников: «Я чувствую запах», «Я пробую вкус», «Я слышу», «Я трогаю руками».

5 этап: «Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины».

Цель: познакомить детей с моделями составления рифмованных текстов, формировать умение составлять рифмованный текст по содержанию картин.

Работа по созданию рифмовок строится в определенной последовательности. Сначала с детьми проводятся игры: «Складушки – ладушки», в которых подбираются существительные, прилагательные, глаголы, рифмующиеся между собой.

Далее детям предлагается из пары слов составить двустрочник так, чтоб каждая строчка заканчивалась рифмующимся словами. После предварительной работы переходят к этапу создания рифмовок. Пятая строчка рифмовки содержит вывод и не рифмуется. Для составления рифмованных текстов необходимо повторить признаки выбранного объекта, его связи, место действия и сами действия. Двустрочник может начинаться со слов: «Если эти кто-то…, то они чего –то…»; «Жил-был кто-то и был похож на что-то» и т.п.

Для создания рифмованного текста можно использовать такую модель:

Жили-были как-то кто-то,
Ой, какие были кто-то!
Что-то делали они,
На картину посмотри.
И закончив, говори:
«Вот какие эти кто-то
На картине той-то…»

Оценка степени удачности созданного текста определяется не только качеством рифмы, но и уровнем интерпретации содержания картины.

Целесообразно возвращаться к сочиненным детьми рифмованным текстам с целью их модификации.

6 этап: «Определение местонахождения объектов на картине».

Цель: учить детей пространственной ориентировке на картине; активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки; учить алгоритму сужения поля поиска объекта на плоскости картины; формировать умение переносить ориентировки двухмерного пространства в трехмерное.

Каждый объект на картине может быть описан через ориентиры двухмерного и трехмерного пространства. Двухмерное пространство: центральная часть; левая - правая; нижняя - верхняя части картины; правый - левый; верхний - нижний углы картины и т.п. Трехмерное пространство: ближе - дальше; впереди - сзади; около; между; за; перед; после; в глубине… Для облегчения процесса сужения поля поиска рекомендуется использовать какие-либо ориентиры: веревочки, палочки, мел… Сценой для моделирования композиции картины может служить ковер, который повернут в зеркальном или боковом варианте по отношению к картине. В этом случае задача переноса ориентиров с двухмерного на трехмерное пространство усложняется. После того, как ребенок нашел себе место на сцене, он составляет рассказ-описание своего местонахождения относительно других объектов. Усложнением может служить схематизация на отдельном листе бумаги «ожившего» объекта во взаимосвязях с другими объектами.

Смоделированная композиция картины наблюдается зрителями 5-7 секунд и поощряется аплодисментами.

Для обучения детей пространственной ориентировке на картине используются игры «Да - нет», «Ожившая картина».

7 этап: «Составление речевых зарисовок с использованием разных точек зрения».

Цель: обобщить знания детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний и причинах их изменения; уточнить знания детей о разных поведенческих реакциях в зависимости от черт характера объекта; упражнять детей в умении перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица.

Для составления творческих рассказов от первого лица необходимо уточнить следующие знания: о разнообразных эмоциональных состояниях и настроениях (грустный - веселый, радостный - печальный, спокойный – возбужденный); о разнообразных чертах характера (добрый - злой, трудолюбивый - ленивый, вежливый - грубый, умный - глупый…); о признаках проявления того или иного эмоционального состояния. (веселый - улыбается, все его радует, вызывает смех…; грустный - вздыхает, все его огорчает, много жалуется, плаксивый…; добрый - всех любит, заботится, помогает, хлопочет…); о разнообразных средствах интонационной выразительности речи (темп речи, сила голоса, тембр…), правилах их применения.    

Затем необходимо взять на себя роль одного из объектов и обозначить его эмоциональное состояние или характер. Это может быть любой объект (главный или второстепенный персонаж картины, предмет или любой объект живой - неживой природы). От имени выбранного героя идет описание окружения и событий, изображенных на картине. Эмоциональное состояние героя подчеркивается междометиями, мимикой, жестами и другими средствами интонационной выразительности речи. Перед тем, как обучить ребенка составлению творческих рассказов от первого лица проводили творческие задания, которые имеют следующее содержание: «Я назову тебе черту характера, а ты скажи наоборот», «Покажи действием и мимикой изменение твоих чувств», «Превратись в кого-нибудь или во что-нибудь. Опиши твои чувства».

Для обучения составлению творческих рассказов от лица какого-либо объекта картины с заранее заданной характеристикой использовали прием эмпатии. Он заключается в том, что ребенок представляет себя объектом и "входит" в его эмоциональное состояние, передает его черты характера. Идет подробное описание его состояния, отношений с окружающим миром и возникших проблем.

При выборе объекта и его эмоциональной характеристики необходимо учитывать возраст ребенка.

Следует побуждать ребенка брать на себя роль не только простых объектов, но и частей объекта (глаза кошки-мамы) или места происходящего (я - сарай, в котором находится кошачья семья).

От простых и обобщенных эмоциональных характеристик (добрый - злой) осуществлять переход к нюансам настроений (встревоженный, равнодушный…).

Возможны разные формы организации работы с детьми: коллективные, при которых вся группа детей сочиняет рассказ от лица одного героя; подгрупповые, при которых воспитатель дает разным подгруппам противоположные характеристики одного героя; индивидуальные задания, которые могут быть предложены воспитателем или самостоятельно выбраны ребенком.

Следует предложить ребенку структуру построения рассказа: сначала назвать своего героя "Я - тот-то…", потом описать свое эмоциональное состояние, или настроение, характер, далее передать восприятие изображенного на картине глазами выбранного героя, предложить решение проблемной ситуации. Окончание рассказа - восстановление эмоционального равновесия героя. По окончании рассказа ребенок дает ему название.

Для упражнения детей в умении перевоплощаться в объект на картине можно использовать игры «Кто о чем говорит?», «Мастерская масок».

8 этап: «Описание объекта с изменением его характеристики во времени».

Цель: учить детей мыслительным операциям преобразования выбранного объекта во времени; учить составлять рассказ о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты.

Обычно картина рассматривается как остановившийся миг. Для обучения рассказыванию по картине детям предлагали представить, как развивается сюжет во времени. При этом линия времени у всех объектов своя. Для преобразования объектов во времени необходимо определить время года и части суток, изображенные на картине. Выбранный на картине объект преобразовывается в рамках прошлого и будущего с учетом классификационной группы. Объекты растительного мира описываются по линии изменения времен года. Представители животного мира - в рамках суток. Рукотворные объекты - с момента появления и вторичного использования. Особое значение придается длине временного отрезка (далекое - близкое). Составляется рассказ-фантазия: объект и его изменение во времени.

В рассказе следует использовать словесные обороты, характеризующие временные отрезки (было - будет, утро - вечер, весна - осень, раньше - позже, до того - после того…).

Выбранный объект необходимо схематизировать на отдельном листе бумаги или доске. Стрелками вправо и влево от него показать линию прошлого и будущего.

Придумывать название рассказа-фантазии.

Для обучения детей составлению рассказов-фантазий с преобразованием объектов во времени использовали прием перемещения во времени «Машина времени».

9 этап: «Понятие о смысловых характеристиках картины».

Цель: развивать мыслительные действия детей, ведущие к объяснению смысла, изображенного на картине; упражнять в умении подбирать название картины, точно отражающее ее смысл, с помощью пословиц и поговорок; подвести детей к пониманию того, что содержание картины может иметь не один смысл.

       Для более глубокого осмысления содержания картины можно использовали пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки могут иметь прямой и иносказательный смыслы. Смысл любой пословицы, поговорки так емок, что предоставляет возможность по-разному толковать его. Поэтому многозначность пословиц и поговорок позволяет использовать их при составлении рассказа по картине любого содержания. Важно обосновать свой выбор. В конечном итоге идет отбор самых подходящих к содержанию данной картины. Содержание рассказов-рассуждений детей с использованием пословиц и поговорок зависит от их жизненного опыта и позиций рассуждающего. Подготовительный этап включает в себя углубленную работу по пониманию детьми пословиц и поговорок и обучению объяснять их с точки зрения опыта ребенка. На начальном этапе используется не более пяти пословиц разной тематики, идет коллективное обсуждение каждой. На следующем этапе берется большее количество пословиц и поговорок, идет коллективное обсуждение, для названия картины выбираются наиболее удачные. На третьем этапе ребенок самостоятельно выбирает название картины, представленное в виде пословицы или поговорки. Четвертый этап работы: ребенок составляет рассказ по сюжету картины согласно выбранной пословице или поговорке. На заключительном этапе звучат разные рассказы по одной картине в зависимости от выбранных для их названия пословиц или поговорок.

Мы учим объяснять, в чем заключается человеческая мудрость той или иной картины, а не самостоятельно формулировать жизненное правило, поскольку жизненный опыт ребенка очень мал!

Осмысление содержания картины детьми строится на основе игр «Ромашка мудрости», «Найди самое удачное название картины».

Итоговое занятие по составлению детьми творческих рассказов по картине.

Воспитатель заранее составляет и записывает собственный творческий рассказ по картине. Это может быть стихотворная поэма или рассказ-рассуждение, размышление. По времени рассказ не должен превышать 2 – 3 мин. 

Накануне занятия воспитатель сообщает детям, что завтра картина, которая «гостила» две недели в группе, будет прощаться с ними. В группу придут гости.

Вначале занятия детям предлагается рассказать гостям, в какие игры с картиной они играли. Воспитатель предлагает детям в качестве подарка картине составить свои рассказы и рассказать их гостям.

        Итоговое занятие по составлению творческого рассказа по картине организуется как праздничное действие – создание речевых подарков картине. Приглашаются взрослые для фиксирования на бумаге рассказов детей. Число взрослых должно соответствовать числу детей. Каждый ребенок рассказывает составленный текст взрослому. Созданные детьми тексты используются педагогами в последующие дни для их анализа, дальнейшего улучшения и корректировки. На основе анализа рассказа каждого ребенка педагог строит индивидуальную работу по обогащению связной речи дошкольника.

В конце занятия воспитатель использует образец рассказа, который стимулирует детей для составления рассказов по следующей картине.

Дети могут производить оценку собственного рассказа и рассказов сверстников, используя эмблемы – схемы этапов.          

 

 










double arrow
Сейчас читают про: