Семинар-практикум для родителей по теме: «Игровые приемы ТРИЗ в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Цель:

Теоретическая часть:

Современный мир разнообразен, сложен и динамичен. Современные люди постоянно познают новые грани действительности. Становление картины мира — сложный процесс, который начинается с рождения человека и продолжается в течение всей жизни человека.

Дошкольный период — время активного становления личности, для которого характерно формирование целостности сознания человека, его эмоциональной и интеллектуальной сфер, образование основ самостоятельности и индивидуальности. Уровень развития личности дошкольника во многом зависит от уровня развития его речи.

К старшему дошкольному возрасту дети овладевают способностью связно, последовательно излагать свои мысли. Дошкольник умеет рассказывать, самостоятельно анализировать, давать оценку и обобщать.

В развитии связной речи важнейшую роль играет содержание общения взрослого с ребенком, и управление взрослым детской деятельностью.

Г. С. Альтшулллер, отечественный исследователь, разработал систему ТРИЗ — теорию решения изобретательских задач, которую можно использовать в работе по развитию связной речи дошкольников. Игры системы ТРИЗ учат детей фантазировать, сочинять сказки, формируют важнейшее качество современного творческого человека — любознательность. Ребенок учится не просто быть слушателем, а становится активным составителем новых сюжетов, является творцом. Игровые приемы положительно влияют на активизацию познавательной деятельности детей, на развитие словесно-логического мышления, способствуют созданию мотивационных установок, мотивируют на проявление творчества, создает условия для обогащения словаря детей, повышает продуктивность овладения всеми языковыми средствами и, в частности, способствует развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Сегодня мы хотели бы попробовать на практике с вами некоторые игровые приемы ТРИЗ, способствующие развитию связной речи дошкольников.

Практическая часть:

«Цепочка» Цель игры: Учить выделять признаки объектов. Материалы: Рассматриваемая картина. Ход игры: Ведущий показывает взрослому картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передается другому взрослому. Он должен назвать один из признаков объекта, составить диалог и передать картинку следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться. «Что стало большим, что стало маленьким». Цель игры: Учить представлять, описывать, разрешать ситуации, возникающие в результате воздействия Волшебников изменения размера. Материалы: Картины. Ход игры: Ведущий предлагает взрослым картинки, в которых объекты или части нарисованы неверно (огромные пуговицы и маленькое пальто). Взрослые должны увидеть неточности и исправить их. Объяснив почему они так решили. По итогам обсуждения возможно составление рассказов, например: как действовать с маленьким пальто, у которого большие пуговицы.
Игра «Кто в кружочке живет?» Цель игры: Учить производить замену выделенных объектов схемами. Материалы: Картина, чистый лист бумаги, фломастер одного цвета. Ход игры: Каждый взрослый должен назвать, кто из персонажей или объектов картины «живет» в указанном ведущим кружочке, и схематично нарисовать названное существо или предмет. Составить с ним рассказ.    Игровое правило: В кружке должен находиться только один объект. Игра «Сравни по форме» Цель игры: Упражнять в сравнении предметов по форме и учить находить выделенную форму в предметах окружающего мира. Материалы: Картины разной тематики. Ход игры: Назвать форму объектов или их частей на картине и найти данную форму в предметах окружающего мира. Составление открытых загадок.  
Игра «Сравни по материалу» Цель игры: Упражнять в сравнении предметов по материалу и учить находить выделенный материал в предметах окружающего мира. Материалы: Рассматриваемая картина Ход игры: Назвать материал, из которого сделан объект, изображенный на картине, и найти предметы, сделанные из такого же материала, в окружающей среде. Составление открытых загадок. Итогом является составление описательных загадок через речевые связки: «Как...» или «Но не...». Например: Загадка про веревку: «Длинная, но не река; извилистая, но не змея; крепкая, но не сталь; удерживает, но не замок». «Найди отличия и сходство» Цель игры: Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различие. Материалы: Парные картинки с отличиями Ход игры: Игра состоит из картинок, на которых изображены различные персонажи из мультфильмов по – двое, изображение, одного из которых имеет дополнительные детали. Взрослым предлагается возможность угадать, кто, это и из, какого мультфильма этот персонаж. Затем ведущий предлагает составить рассказ.
«Назови объекты, которые могут издавать звук» Цель игры: Учить представлять различные звуки Материалы: Рассматриваемая картина Ход игры: Ведущий показывает картину и задает по кругу вопрос «Назови объект, который может издать звук» игра идёт по кругу. Итогом является не повторяться, но назвать как можно больше объектов издающие звуки и составить свою загадку.   «Узнай объект по описанию» Цель игры: Учить определять объекты на картине. Материалы: Рассматриваемая картина Ход игры: Ведущий показывает картину затем просит взрослых закрыть глаза и дает описание объекту, кто первый угадал, составляет рассказ.   
«Лужа – воображала» Цель игры: Учить составлять диалоги, рассказы от лица объектов картины Материалы: Рассматриваемая картина Ход игры: Ведущий предлагает выбрать объекты и представить себе, о чем они могли бы говорить. Взрослым надо придумать рассказ. «Угадай» Цель игры: Обобщить знания о признаках проявления разных эмоциональных состояний Материалы: Рассматриваемая картина Ход игры: Игра состоит из картинок. Картинки должны быть перевернутыми. Взрослый выбирает одну картинку, никому не показывает и должен составить свой рассказ. Остальные должны отгадать о чем (о ком) идёт речь.

Релаксация

Я думаю, что сегодня все вы узнали больше о технологии ТРИЗ, и будете успешно применять её методы и приёмы для развития связной речи своих дошкольников. Я надеюсь, что семинар прошёл интересно и поучительно и вы взяли для себя нужное и полезное.

 

 

 

                                                                     

 

 

                                                        

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: