У восставших был план ведения войны?
Почему повел свое войско на Альпы?
(Понимал, что римляне сильны, что их будет трудно разбить, хотел перейти горы и дать свободу своим воинам).
Походы восставших – работа по карте.
Было ли единство и согласие между рабами? (Нет, Крикс отделился).
Почему Спартак повернул? (победы вскружили головы восставшим, освободить всех рабов и остаться жить в Риме).
Новый план Спартака – на остров Сицилию.
- Как вы думаете, почему именно туда хотел направиться Спартак?
(Там множество рабов: а отряд нуждаемся в людях, в оружии и продовольствии.)
- Удалось Спартаку осуществить свой план?
Об этом мы узнаем, прочитав пункт 4 учебника стр. (Работа с учебником, стр. 237 п. 4) Читаем вслух. (Нет.)
Римский сенат осознал всю опасность, нависшую над Римским государством, и принял решение…..
- А какое бы приняли решение, если бы присутствовали на заседании сената?
Решение Сената (НА ПОМОЩЬ Крассу прибыли со своими войсками полководцы Помпей и Лукулл)
|
|
Спартак понимал, что объединившись, регулярная римская армия намного сильнее, чем напуганные рабы. И он принял решение: дать сражение в г. Апулии в 71 г. до н.э.
Видеофрагмент. (4 мин.)
Восставшие сражались храбро, но силы их были не равны. Сам Спартак пал на поле боя.
Вот что пишет об этом Рафаэлло Джованьоли: «6 тысяч оставшихся рабов в живых были взяты римлянами в плен и распяты на крестах вдоль Аппиевой дороги (от Капуи до Рима).
Работа с иллюстрацией Бронников «Проклятое место»
-Какие вы испытываете чувства глядя на эту картину?
Слушание фрагмента из балета А. Хачатуряна «Триумф Рима»
- Какие сюжеты возникают в вашем воображении, когда вы слышите эту музыку? Что вы представляете в этот момент.7
- Почему восставшие потерпели поражение?
Чтобы ответить на этот вопрос выполните задание № 3 (рабочий лист).
Давайте сделаем вывод о причинах поражения
Учащиеся называют причины поражения восстания:
1) Преимущество римлян в численности войск и их вооружении.
2) У Спартака не было чёткого плана действия.
3) Восставших обманули пираты
4)Неопытность воинов
Учащиеся определяют историческое значение восстания спартаковцев.
1. Это было крупнейшее в Древнем мире восстание рабов за свою свободу.
2. Римляне, напуганные размахом восстания, старались смягчить свое отношение к рабам.
Вывод: Восстание было жестоко подавленно, но оно положило начало освободительному движению по всей Италии.
Восстание Спартака глубоко потрясло Древний Рим и его рабовладельческий строй. Оно вошло в мировую историю как крупнейшее восстание рабов во все времена. Созданная Спартаком армия рабов оказалась настолько крепкой, что в течение длительного времени могла с успехом противостоять отборной римской армии. Образ Спартака нашел широкое отражение в мировой художественной литературе и искусстве (балет А. Хачатуряна «Спартак», фильмы «Спартак», «Гладиатор», книги «Спартак» Джованьоли и др.)
|
|
В завершение изучения темы, нужно сказать, что борьба за свободу никогда не бывает бесполезной. А люди, которые проливают кровь за благое дело, остаются бессмертны. Они вечно живут в памяти народа
армии Спартака.
Выполните задание с контурной картой «Восстание Спартака» (в тетрадях и на интерактивной доске), отметьте место,
- где началось восстание рабов;
- гору Везувий;
-1 поход восставших;
-2 поход рабов;
IV. Закрепление.
Повторение кластера.
Работа с лентой времени (1 у доски)
В каком году произошло восстание Спартака? 74-71 гг. до н.э.
Отметьте этот период на линии времени.
Посчитайте, сколько веков назад произошло восстание?
– Сколько лет назад оно закончилось? 2083 года назад.
3.Игра «Историческая азбука»:
2 человека у доски: кто больше напишет слов по изученной теме.
А сейчас давайте закрепим полученные сегодня на уроке знания, в форме игры “Да – нет”.
1. Восстание Спартака началось в 74 г. до н.э. в гладиаторской школе в г.Капуя? (Да – нет.)
2. Спартак был родом из Греции? (Да – нет.)
3. По мнению историков, Спартак выделялся отвагой, физической силой, смелостью? (Да – нет.)
4. Первый лагерь восставших находился на вершине вулкана Фракии? (Да – нет.)
5. Последний бой Спартака произошел в Апулии в 71г. до н.э.? (Да – нет.)
Составить тонкие и толстые вопросы.
V. Домашнее задание.
§51, ответить на вопросы
Составить рассказ от имени гладиатора о бегстве гладиаторов из Капуи или о победе спартаковцев у подножия Везувия.
VI. Подведем итог урока. V. Рефлексия.
1.
– Что вы узнали нового?
- Какие цели мы ставили себе в начале урока?
- Каковы результаты нашей работы?
- Какие вы испытывали чувства, изучая различные источники о восстании Спартака?
- С какими трудностями вы столкнулись?
2.Приём «Телеграмма»:
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.
Ребята, своё отношение к изученной теме выскажите с помощью составления «синквейна» о Спартаке, но сначала ответьте на проблемный вопрос: Кто же он на самом деле: преступник или борец за справедливость?
Спартак
Мужественный, смелый
Руководил, освободил, сражался
Предводитель рабов
Герой
Учитель: Ребята, к нам в руки случайно попало послание из далекого прошлого (зачитывает). «Дорогие потомки! Если вы читаете эти строки, то знайте, что нас уже нет в живых. Но, мы хотим, чтобы вы так же, как и мы, любили свою родную землю, политую кровью ваших предков, ценили свободу, подаренную вам. Мы любим вас, ещё не зная, какими вы будете, но уверены: вы будете лучше нас! Ведь ваше будущее связано с нашим настоящим, которое мы несём для вас сквозь муки, страдания, кровь, унижения. Такой ценой достигается свобода! Знайте, что без прошлого нет настоящего и будущего! Уважайте историческое прошлое и знайте, мы будем жить до тех пор, пока вы будете помнить о нас!»
- Какие главные наказы (главные наказы в послании: призыв любить родину, ценить свободу и уважать историческое прошлое).
Приложение № 1
Рабочий по лист по теме “Восстание Спартака в 74-71 гг. до н.э.”
План:
Причины восстания.
Походы восставших.
Итог восстания.
Словарь урока
Восстание – высшая форма борьбы за освобождение.
|
|
Город Капуя, Везувий, Апулия – места сражений восставших рабов с римской армией.
Лукулл, Помпей, Красс – римские полководцы, воевавшие с восставшими рабами.
Фракия – родина Спартака.