В рамках общей профилактики реализуются следующие направления профилактической работы

1.Во-первых, информирование.

Оно направлено на достижение следующих целей:

а)Информирование о поведении, наносящем ущерб здоровью, о рисках, связанных с наркотиками, формирование общественного мнения. Может реализовываться в виде лекций, семинаров, фестивалей, конкурсов тематических работ и т.д. Инициаторами и организаторами перечисленных видов работ могут выступать ведомства и некоммерческие организации. К проведению данных мероприятий необходимо обязательно привлекать специалистов органов системы профилактики.

б)Формирование позитивных ценностей представляет собой воздействие на эмоциональную сферу подростков, молодых людей через самые разные способы подачи информации: фестивали, фильмы, краткометражные видеоролики, музыкальные ролики, театральные постановки, акции и т.д.

Как правило, воздействие на эмоциональную сферу основано на противопоставлении позитивных и негативных жизненных ценностей, убеждая подростка, молодого человека сделать выбор в пользу позитивных.

Однако при разработке и публикации профилактических материалов массовой информации необходимо соблюдать ограничения, присущие профилактике в целом. В противном случае профилактическое воздействие окажется в лучшем случае бесполезным, либо может производить обратный эффект.

Любая информация, содержащая негативные элементы, – это всегда компромисс между профилактическим и провоцирующим воздействием на человека, поскольку любая информация о наркотиках, даже подаваемая в негативном ключе, неизбежно несет и провоцирующее воздействие. Поэтому разработка и публикация любых антинаркотических материалов обязательно должна происходить при участии узких специалистов.

2.Во-вторых, развитие адаптивных навыков необходимо для преодоления жизненных проблем, которые могут привести к наркомании. С этой целью используются следующие виды профилактической работы.

а) Воспитание лидеров (волонтерская работа). Подготовка лидеров основана на идее, что на поведение молодых людей, которые, как известно, противопоставляют себя «взрослому» обществу, лучше всего влияют сами сверстники, причем те из них, которые обладают выраженными лидерскими качествами.

Следовательно, профессиональная помощь этим лидерам в формировании позитивных ценностей, психологических качеств и необходимых навыков в будущей жизни, планировании карьеры и т.п. будет неизбежно влиять на подростково-молодежную среду в целом.

б)Формирование жизненных навыков. В последние десятилетия понятие жизненных навыков стало широко использоваться в документах международных организаций и институтов для определения концептуального подхода к обеспечению психосоциального развития молодежи.

Считается, что качество жизни молодых людей определяется уровнем их компетентности в решении многочисленных вопросов и проблем, а также наличием таких важных навыков и умений, как способность принимать решения, брать на себя ответственность, формулировать цели, критически мыслить, прогнозировать последствия своего поведения, разрешать конфликты, противостоять внешнему давлению, эффективно общаться, помогать сверстникам и многих других навыков, без развития которых любые программы по профилактике поведенческих нарушений резко снижают свою эффективность.

В зависимости от необходимости программы по формированию жизненных навыков могут быть направлены либо на общее повышение адаптивного поведения, либо на противодействие конкретным поведенческим нарушениям, например, наркомании, курению, алкоголизму и т.д.

Выборочная профилактика, в отличие от общей, направлена только на молодежь и подростков, демонстрирующих какие-либо     поведенческие нарушения: склонность к алкоголизации или курению, нарушение навыков общения, небезопасное сексуальное поведение, прогулы, низкую успеваемость, криминальное поведение и т.д.

Идея выборочной профилактики состоит в том, что приобщение к наркотикам происходит преимущественно на фоне психологических или жизненных проблем, с которыми подросток, молодой человек не может справиться самостоятельно, при этом поведенческие нарушения являются их индикатором.

Таким образом, целью выборочной профилактики является раннее выявление психологических или жизненных проблем подростка, молодого человека до того, как они приведут к приобщению к наркотикам, и дальнейшая реализация мероприятий по социально-психологической коррекции их поведения. Симптоматическая профилактика.

Она направлена на лиц, уже имеющих опыт потребления наркотиков, но еще не имеющих клинического статуса больных наркоманией.

Как правило, приобщение к наркотикам на этой стадии проявляется в характерных изменениях поведения: резком снижении успеваемости в учебном заведении, сужении круга интересов, появлении безразличия к родителям, кругу друзей и социальному окружению, частых экспериментах с алкоголем и другими опьяняющими веществами и т.д.

Такие молодые люди обычно попадают на прием к специалистам или в профилактические программы не самостоятельно, их приводят родители, друзья или направляют работники системы образования.

Это важное замечание подчеркивает то обстоятельство, что сами молодые люди на этом этапе уже чувствуют себя «исключенными» из общества. От их социального окружения, от специалистов, осуществляющих профилактические мероприятия, требуются отдельные усилия по формированию у молодого человека мотивации к полноценной социальной жизни.

Таким образом, в отличие от выборочной, цель симптоматической профилактики состоит не в краткосрочной социально-психологической коррекции поведения, а в вовлечении молодого человека в долгосрочную социально-психологическую работу.

Кроме того, зачастую от специалиста требуется комплексный анализ различных аспектов жизни молодого человека и работа с его ближайшим социальным окружением – родителями, братьями и сестрами, супругами, и значимыми сверстниками.

Система раннего выявления поведения, провоцирующего начало наркопотребления, должна быть направлена на подростков в возрасте от 14 до 18 лет, то есть школьный период.

Стремление молодежи к уходу от окружающей действительности имеет ряд существенных причин, которые, по определению Всемирной организации здравоохранения, можно сгруппировать в три основных

- семейные проблемы, плохое воспитание, пример родителей;

- личностные факторы, включающие наличие чувств тревоги, депрессии, эмоциональной нестабильности, снижение самооценки, потерю контроля, чрезмерную доверчивость;

- социокультурные факторы, такие, как принятые нормы поведения в группах, к которым принадлежит человек.

Некоторые формы потребления могут быть общепринятой практикой на определенном коммунальном уровне.

Предоставление подростков самим себе, неорганизованное свободное время - еще одна причина подростковых преступлений, когда правовые проступки совершаются «от нечего делать».

Причина наркомании   также кроется в неправильных взаимоотношениях подростка с окружающими его людьми и общественными институтами.

Отнюдь не секрет, что психика подростка, например, юноши в возрасте 14-17 лет сформирована не полностью, зависит от социально-психологических, экономических и других условий, в которых она формируется:

- не умением правильно оценивать последствия своих поступков и слов;

- беспечностью, легкомыслием;

- неуверенностью в себе;

- внушаемостью и подверженностью чужому влиянию;

- склонностью к подражанию, поиску кумиров;

- несоответствием запросов реальным возможностям.

Нельзя не отметить также крайне неблагоприятного влияния средств массовой информации на психику подрастающего поколения. Исследования коммуникативных источников информации, из которых население России, в первую очередь молодежь, черпает первичные знания о наркотиках, обнаружили, что безусловное лидерство среди них держат средства массовой информации и книжная продукция, но в большей степени интернет.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: