Телесные страдания — судьба или психотравма?
У каждого человека есть какие-то телесные страдания. Когда где- то болит, где-то ноет — это нормально. Наше тело с возрастом травмируется в результате несчастных случаев, истощается от тяжёлой работы и родов, и всё это часть человеческой жизни. Но почему уже у детей проявляются «СДВГ», «нейродермит» или «астма», от которых никак не избавиться? Почему молодые люди отравляют своё тело наркотиками или голодают до полного истощения? Разве инфаркт из-за стресса - это нормальное профессиональное заболевание? Неужели рак неизбежен, как и деменция в пожилом возрасте? Нам придётся просто смириться с такими болезнями, как диабет, ревматизм или язва желудка, и довольствоваться лечением симптомов и «ремонтом» организма?
Множество примеров из моей терапевтической практики показывают, что «болезни» ни в коем случае не являются исключительно следствием судьбы, возраста или «плохой генетики». При более внимательном рассмотрении они оказываются результатом жизненного опыта, с которым мы психологически не можем справиться. «Болезни»
|
|
- это последствия психотравм, выражающиеся посредством нашего тела. Это раз за разом подтверждается в терапевтических группах, где я использую метод работы с запросом:
• «Я хочу понять, почему я болею». Это запрос участницы семинара, которой требуется диализ. В её работе всплыла информация о пережитом в раннем детстве сексуальном насилии. И она до сих пор не может открыто проявить боль и слёзы, вызываемые этим переживанием. Маленький ребёнок внутри неё вынужден притворяться перед родителями, что ничего страшного не случилось, что всё хорошо.
• «Я хочу избавиться от боли в челюсти». Так сформулировала свой запрос другая женщина. Как выяснилось в ходе её работы, удаление зуба мудрости открыло дверь к давней психотравме: это была боль из-за совершённого ею аборта.
• «Я хочу вернуть своё лёгкое». Таков был запрос ещё одной участницы того же курса — заядлой курильщицы. В процессе работы с ней выяснилось, что она ещё в утробе матери страдала от её увлечения сигаретами. Ещё до рождения женщина оказалась перед дилеммой: она не могла остаться в животе матери, но и наружу она не хотела, ведь там её страдания продолжились бы. С каждой выкуренной сигаретой она заново проигрывает свою психотравму, которая началась ещё в пренатальном периоде, потому что мать не хотела её появления на свет и не учитывала её интересов.
По моему опыту, всегда нужно открыто смотреть в глаза факту наличия психотравм и их долгосрочных последствий для нашего тела и нашей психики. Но для этого нам необходимо много знаний о том:
|
|
• как психика человека влияет на живой организм,
• как возникают и развиваются психотравмы,
• как и почему они проявляются в теле,
• как можно начать процесс излечения психотравм.
Организм человека
Организм человека — исходная точка всех болезненных процессов и всех терапевтических усилий, направленных на лечение. Это соединение материи, энергии и информации.
Материя — это клетки, органы, мышцы, кости, кровь, лимфа, нервы и гены со всеми их структурами. Центр тела у людей обоего пола связан с сексуальными и репродуктивными органами. Под репродуктивной системой расположена первичная двигательная система — ноги. Над ней находится пищеварительная система, этажом выше — дыхательная система, а ещё выше — голова, являющаяся нашей системой
ориентирования. По сторонам туловища у нас есть две руки, это наши инструменты для выполнения различных действий. Оболочкой всего является наша кожа, проницаемая для веществ, которые могут поступать изнутри наружу или снаружи внутрь — или как раз-таки не должны поступать.
Энергия — это то, что живой организм способен производить с помощью собственной активности на уровне общей моторики, то, что вырабатывается или сжигается с помощью биохимических реакций, например, при приёме и выводе питательных веществ, это та энергия, которую производят или уничтожают нейротрансмиттеры и гормоны, это то, что возникает на клеточном уровне в результате электромагнитных колебаний и становится электромагнитными полями органов, например, сердца или мозга.
Если ориентироваться на теории современной физики, материя представляет собой лишь сконцентрированную энергию. Там, где есть материя и энергия, возникает и информация. Для жизни организму человека требуется много информации, чтобы
• клетки информировали друг друга о своём состоянии и своих потребностях,
• деятельность разных органов происходила согласованно,
• поведение было целесообразным,
• внутренний и внешний мир мы воспринимали, основываясь на собственных потребностях.
Живой организм должен постоянно коммуницировать внутри себя и с окружающей средой. Он должен находиться в резонансе с ней. При этом он - и передатчик, и приёмник информации. Коммуникация может происходить вербально и осознанно, но значительная её часть осуществляется неосознанно и невербально. Неосознаваемые процессы стимул-реакция (например, дыхание), гормонально обусловленные поведенческие импульсы (например, желание сексуального удовлетворения) и эмоциональные поступки (например, поиск любимого человека) зачастую значительно опережают осознанное восприятие и мышление. Строение человеческого мозга — ствол мозга, промежуточный мозг, левое и правое полушарие мозга — дают нам общее представление о том, что телесные процессы могут осознаваться в различной степени. Связь осуществляется в обе стороны: неосознаваемые процессы в теле становятся причиной осознанных решений, а осознанные решения влияют на неосознаваемые телесные функции. Сознание — особая функция человеческой психики, иногда его называют словом «душа». Ниже я остановлюсь более подробно на том, что ещё относится к человеческой психике.
Организм человека как модульная система
Как мы знаем, эволюция одноклеточных в сложные многоклеточные организмы проходила следующим образом: разные одноклеточные организмы научились жить в симбиозе друг с другом. Таким путем из различных свойств одноклеточных возникали новые свойства многоклеточного организма. Например, митохондрии, которые в клетке отвечают за энергетический баланс, изначально были независимыми одноклеточными существами. В некотором смысле они и остаются ими в составе возникшей клетки. Грибы и бактерии объединились в сообщества с взаимной пользой. В разных местах человеческого организма: в ротовой полости, в желудке, в кишечнике или на слизистых оболочках пениса и вагины - живут бесчисленные грибки и штаммы бактерий, выполняющие там полезные функции для всего организма. В ответ они получают надёжное существование под защитой сильного организма- хозяина. На примере разных штаммов бактерий можно проследить, как они сдерживают неограниченный рост друг друга и тем самым предотвращают ущерб телу-хозяину.
|
|
Интересно, что многие органы в человеческом организме имеют пару: ноги, руки, лёгкие, почки, ноздри, глаза, уши, яички, яичники, кора полушарий мозга. Это нужно не только для страховки на случай, если один из пары перестанет функционировать. Парность имеет и другое назначение. Правая и левая стороны тела могут иметь разные способности, потому что ими управляют разные структуры мозга. Характерным проявлением этого аспекта является праворукость и леворукость
Модульное устройство организма человека, составленного из множества отдельных компонентов, является причиной того, что его реакции имеют специфический характер и не всегда касаются всего организма в целом. Но бывает и так, что определённые факторы негативно влияют на тело целиком, например, вирусное заболевание, распространяющееся на весь человеческий организм.
Поскольку любой человек является либо мужчиной, либо женщиной, хотя и есть определённые формы интерсексуальности, каждое человеческое тело сформировано в соответствии с полом. Мужчины и женщины отличаются не только анатомией. Они проходят разные этапы развития и созревания психики. Женский и мужской телесный опыт может быть очень разным. Ощущать внутри себя мужской член, быть беременной, пережить роды, кормить ребёнка грудью — все эти переживания даны природой только женщинам. Мужское же тело получает, как правило, опыт борьбы и конкуренции с другими мужчинами, который для многих оставляет ментальные и энергетические последствия на всю жизнь. Некоторые мужчины в течение своей жизни становятся «воинами», другие - «торговцами», третьи - «мыслителями» и «философами».
|
|
Стадии развития организма человека
Каждый человеческий организм зарождается в материнском теле. До появления на свет он проходит несколько этапов своего развития: проникновение сперматозоида в яйцеклетку, первое деление клеток, внедрение в матку, образование плаценты и плодного пузыря, формирование органов, скелета, мышц, нервов и мозга и затем выход из материнского организма, рождение и перерезание пуповины. То, что будет происходить дальше, ещё более вариативно, чем события в материнском теле. Какие-то дети остаются при матери, которая кормит их грудью, они получают от неё любовь, внимание и поддержку. Других детей сразу после родов разлучают с матерью, они живут в инкубаторе, их не кормят грудью и не дают зрительного и телесного контакта. А какие-то дети сразу передаются приёмной матери или переходят от «суррогатной» матери к женщине или паре, которая оплатила «вынашивание» ребёнка.
Разумеется, отцовские гены тоже оказывают первостепенное влияние на формирование тела и его развитие. И всё же значение отца обычно переоценивают, а значение матери недооценивают. Люди телесно, энергетически и информационно гораздо сильнее связаны с матерью, чем с отцом. Только если мать недоступна, дети пытаются более активно физически сближаться с отцом.
Итак, мы можем утверждать: все воздействия окружающей среды, которые влияют на организм человека с момента зачатия, воплощаются в его совокупности материи, энергии и информации, которая делает данного человека уникальным. Каждый человек уникален, телесно и психически. Даже если мы не можем вспомнить наши первые годы жизни, это основополагающий фундамент и для нашего тела, и для нашей психики.