Организм человека как модульная система

Телесные страдания — судьба или психотравма?

У каждого человека есть какие-то телесные страдания. Когда где- то болит, где-то ноет — это нормально. Наше тело с возрастом травми­руется в результате несчастных случаев, истощается от тяжёлой работы и родов, и всё это часть человеческой жизни. Но почему уже у детей проявляются «СДВГ», «нейродермит» или «астма», от которых никак не избавиться? Почему молодые люди отравляют своё тело наркотика­ми или голодают до полного истощения? Разве инфаркт из-за стресса - это нормальное профессиональное заболевание? Неужели рак неиз­бежен, как и деменция в пожилом возрасте? Нам придётся просто сми­риться с такими болезнями, как диабет, ревматизм или язва желудка, и довольствоваться лечением симптомов и «ремонтом» организма?

Множество примеров из моей терапевтической практики пока­зывают, что «болезни» ни в коем случае не являются исключительно следствием судьбы, возраста или «плохой генетики». При более вни­мательном рассмотрении они оказываются результатом жизненного опыта, с которым мы психологически не можем справиться. «Болезни»

- это последствия психотравм, выражающиеся посредством нашего тела. Это раз за разом подтверждается в терапевтических группах, где я использую метод работы с запросом:

• «Я хочу понять, почему я болею». Это запрос участницы семи­нара, которой требуется диализ. В её работе всплыла инфор­мация о пережитом в раннем детстве сексуальном насилии. И она до сих пор не может открыто проявить боль и слёзы, вызы­ваемые этим переживанием. Маленький ребёнок внутри неё вынужден притворяться перед родителями, что ничего страш­ного не случилось, что всё хорошо.

• «Я хочу избавиться от боли в челюсти». Так сформулировала свой запрос другая женщина. Как выяснилось в ходе её ра­боты, удаление зуба мудрости открыло дверь к давней психо­травме: это была боль из-за совершённого ею аборта.

• «Я хочу вернуть своё лёгкое». Таков был запрос ещё одной участницы того же курса — заядлой курильщицы. В процессе работы с ней выяснилось, что она ещё в утробе матери стра­дала от её увлечения сигаретами. Ещё до рождения женщина оказалась перед дилеммой: она не могла остаться в животе матери, но и наружу она не хотела, ведь там её страдания продолжились бы. С каждой выкуренной сигаретой она заново проигрывает свою психотравму, которая началась ещё в пре­натальном периоде, потому что мать не хотела её появления на свет и не учитывала её интересов.

По моему опыту, всегда нужно открыто смотреть в глаза факту наличия психотравм и их долгосрочных последствий для нашего тела и нашей психики. Но для этого нам необходимо много знаний о том:

• как психика человека влияет на живой организм,

• как возникают и развиваются психотравмы,

• как и почему они проявляются в теле,

• как можно начать процесс излечения психотравм.


Организм человека

Организм человека — исходная точка всех болезненных процес­сов и всех терапевтических усилий, направленных на лечение. Это со­единение материи, энергии и информации.

Материя — это клетки, органы, мышцы, кости, кровь, лимфа, не­рвы и гены со всеми их структурами. Центр тела у людей обоего пола связан с сексуальными и репродуктивными органами. Под репродуктив­ной системой расположена первичная двигательная система — ноги. Над ней находится пищеварительная система, этажом выше — дыха­тельная система, а ещё выше — голова, являющаяся нашей системой

ориентирования. По сторонам туловища у нас есть две руки, это наши инструменты для выполнения различных действий. Оболочкой всего является наша кожа, проницаемая для веществ, которые могут посту­пать изнутри наружу или снаружи внутрь — или как раз-таки не должны поступать.

Энергия — это то, что живой организм способен производить с помощью собственной активности на уровне общей моторики, то, что вырабатывается или сжигается с помощью биохимических реакций, на­пример, при приёме и выводе питательных веществ, это та энергия, которую производят или уничтожают нейротрансмиттеры и гормоны, это то, что возникает на клеточном уровне в результате электромаг­нитных колебаний и становится электромагнитными полями органов, например, сердца или мозга.

Если ориентироваться на теории современной физики, материя представляет собой лишь сконцентрированную энергию. Там, где есть материя и энергия, возникает и информация. Для жизни организму человека требуется много информации, чтобы

• клетки информировали друг друга о своём состоянии и своих потребностях,

• деятельность разных органов происходила согласованно,

• поведение было целесообразным,

• внутренний и внешний мир мы воспринимали, основываясь на собственных потребностях.

Живой организм должен постоянно коммуницировать внутри себя и с окружающей средой. Он должен находиться в резонансе с ней. При этом он - и передатчик, и приёмник информации. Коммуни­кация может происходить вербально и осознанно, но значительная её часть осуществляется неосознанно и невербально. Неосознава­емые процессы стимул-реакция (например, дыхание), гормонально обусловленные поведенческие импульсы (например, желание сексу­ального удовлетворения) и эмоциональные поступки (например, по­иск любимого человека) зачастую значительно опережают осознан­ное восприятие и мышление. Строение человеческого мозга — ствол мозга, промежуточный мозг, левое и правое полушарие мозга — дают нам общее представление о том, что телесные процессы могут осознаваться в различной степени. Связь осуществляется в обе сто­роны: неосознаваемые процессы в теле становятся причиной осоз­нанных решений, а осознанные решения влияют на неосознаваемые телесные функции. Сознание — особая функция человеческой психики, иногда его называют словом «душа». Ниже я остановлюсь более подробно на том, что ещё относится к че­ловеческой психике.


Организм человека как модульная система

Как мы знаем, эволюция одноклеточных в сложные многоклеточ­ные организмы проходила следующим образом: разные одноклеточные организмы научились жить в симбиозе друг с другом. Таким путем из различных свойств одноклеточных возникали новые свойства много­клеточного организма. Например, митохондрии, которые в клетке от­вечают за энергетический баланс, изначально были независимыми од­ноклеточными существами. В некотором смысле они и остаются ими в составе возникшей клетки. Грибы и бактерии объединились в сообще­ства с взаимной пользой. В разных местах человеческого организма: в ротовой полости, в желудке, в кишечнике или на слизистых оболочках пениса и вагины - живут бесчисленные грибки и штаммы бактерий, вы­полняющие там полезные функции для всего организма. В ответ они получают надёжное существование под защитой сильного организма- хозяина. На примере разных штаммов бактерий можно проследить, как они сдерживают неограниченный рост друг друга и тем самым предо­твращают ущерб телу-хозяину.

Интересно, что многие органы в человеческом организме имеют пару: ноги, руки, лёгкие, почки, ноздри, глаза, уши, яички, яичники, кора полушарий мозга. Это нужно не только для страховки на случай, если один из пары перестанет функционировать. Парность имеет и другое назначение. Правая и левая стороны тела могут иметь разные способ­ности, потому что ими управляют разные структуры мозга. Характер­ным проявлением этого аспекта является праворукость и леворукость


 


Модульное устройство организма человека, составленного из множества отдельных компонентов, является причиной того, что его реакции имеют специфический характер и не всегда касаются всего организма в целом. Но бывает и так, что определённые факторы нега­тивно влияют на тело целиком, например, вирусное заболевание, рас­пространяющееся на весь человеческий организм.

Поскольку любой человек является либо мужчиной, либо жен­щиной, хотя и есть определённые формы интерсексуальности, каждое человеческое тело сформировано в соответствии с полом. Мужчины и женщины отличаются не только анатомией. Они проходят разные эта­пы развития и созревания психики. Женский и мужской телесный опыт может быть очень разным. Ощущать внутри себя мужской член, быть беременной, пережить роды, кормить ребёнка грудью — все эти пере­живания даны природой только женщинам. Мужское же тело получает, как правило, опыт борьбы и конкуренции с другими мужчинами, кото­рый для многих оставляет ментальные и энергетические последствия на всю жизнь. Некоторые мужчины в течение своей жизни становятся «воинами», другие - «торговцами», третьи - «мыслителями» и «фило­софами».

Стадии развития организма человека

Каждый человеческий организм зарождается в материнском теле. До появления на свет он проходит несколько этапов своего раз­вития: проникновение сперматозоида в яйцеклетку, первое деление клеток, внедрение в матку, образование плаценты и плодного пузыря, формирование органов, скелета, мышц, нервов и мозга и затем выход из материнского организма, рождение и перерезание пуповины. То, что будет происходить дальше, ещё более вариативно, чем события в материнском теле. Какие-то дети остаются при матери, которая кормит их грудью, они получают от неё любовь, внимание и поддержку. Других детей сразу после родов разлучают с матерью, они живут в инкубато­ре, их не кормят грудью и не дают зрительного и телесного контакта. А какие-то дети сразу передаются приёмной матери или переходят от «суррогатной» матери к женщине или паре, которая оплатила «вынаши­вание» ребёнка.

Разумеется, отцовские гены тоже оказывают первостепенное влияние на формирование тела и его развитие. И всё же значение отца обычно переоценивают, а значение матери недооценивают. Люди те­лесно, энергетически и информационно гораздо сильнее связаны с ма­терью, чем с отцом. Только если мать недоступна, дети пытаются более активно физически сближаться с отцом.

Итак, мы можем утверждать: все воздействия окружающей среды, которые влияют на организм человека с момента зачатия, воплощаются в его совокупности материи, энергии и информации, которая делает данного человека уникальным. Каждый человек уникален, телесно и психически. Даже если мы не можем вспомнить наши первые годы жизни, это осново­полагающий фундамент и для нашего тела, и для нашей психики.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: