Что значит «быть живым»?

Жить значит дышать, двигаться, есть, пить, ходить в туалет, расти, быть активным, отдыхать, открываться и защищаться, получать трав­мы и выздоравливать, играть, работать, заниматься сексом, зачинать, рожать и растить детей.... и в конце концов умереть. «Быть живым» - для описания этого состояния подойдут такие слова: интенсивно, дина­мично, мягко, легко, в контакте. А такие определения, как блокирован­ный, застывший, ожесточённый, окаменевший, замороженный, ветхий, окостеневший, одеревеневший, жёсткий, строгий или изолированный, указывают на то, что в организме чувствуется мало жизни. Живость связана с дружелюбным отношением к своей жизни и к другим живым существам. А безжизненность означает равнодушное, бесчувственное, безучастное или даже враждебное отношение. Только из-за своей без­жизненности люди начинают войны, устраивают теракты и осложняют жизнь друг другу. Тот, в ком много жизни, любит жизнь.

Для того чтобы быть живым, человеческому организму нужна подходящая для жизни среда — в соответствии с его уровнем разви­тия. Она включает в себя чистый воздух, чистую воду, хорошее питание, защиту от жары и холода, возможность двигаться, уважительные отно­шения, дающие опору, и в первую очередь — других людей, создающих конструктивные социальные системы. Живые люди создают здоровую окружающую среду. А люди, заморозившие свою жизненную энергию, безрассудно разрушают свою среду и в своей борьбе за выживание де­лают землю непригодной для жизни.

Что значит «моё тело»?

Моё тело — это что-то отдельное от меня? Я пользуюсь своим телом? Или моё тело пользуется мною? Или я и есть моё тело? В зави­симости от того, как мы смотрим на своё тело, так мы и обращаемся с ним:

• некоторые люди считают тело своим инструментом и пользу­ются им для реализации своих идей (например, профессио­нальные спортсмены). Они часто разочаровываются в нём, злятся на него, когда тело не делает того, что они от него хотят;

• многие мужчины и женщины используют свои тела для того, чтобы производить впечатление на других. Поэтому они тре­нируют мышцы, соблюдают диеты, пользуются косметикой, услугами пластических хирургов, носят тесную одежду и не­удобную обувь;

• есть те, кто пренебрегает своим телом. Они недостаточно его моют, недостаточно ухаживают за ним, отравляют сигаретным дымом, алкоголем и скверной едой. Они уделяют недостаточно внимания движению, активности, и в результате их тела стано­вятся всё толще и слабее;

• другие видят в своём теле нечто очень ценное и внимательны к своим базовым телесным потребностям. Они видят в своём теле источник жизни. Для них тело — важнейший жизненный ресурс, их друг.

Наше тело даёт сигналы

Голова чешется, глаза щиплет, из носу течёт, в ушах шумит, губы потрескались, в горле першит, сердце стучит, желудок отяжелел, колени болят, гениталии воспалились, ступни распухли — подобным образом мы порой чувствуем свое тело. Некоторые из этих ощущений проходят. Они длятся минутами, иногда днями или неделями, а потом вдруг пропадают. Другие ощущения длятся долго и сопровождают нас всю жизнь. Иногда они причиняют меньше беспокойства, иногда больше. Порой они стано­вятся невыносимыми и лишают нас радости жизни.

Для некоторых телесных реакций есть простое объяснение: кожа головы чешется, потому что мы пользовались шампунем, от ко­торого она сохнет. Глаза щиплет, потому что мы сидим у огня. Из носу течёт, потому что мы заразились какими-то бактериями. В ушах шумит, потому что на дискотеке была громкая музыка. Губа треснула, потому что кто-то нас ударил. В горле першит, потому что мы слиш­ком громко пели. Сердце стучит, потому что мы взбежали на пятый этаж. В желудке тяжесть от большого количества еды. Колени болят после тяжёлого подъёма на гору. На гениталиях после секса появи­лось грибковое воспаление. Ступни распухли от долгого стояния в очереди.

Чем больше мы знаем о связи между реакциями нашего тела и их причинами, тем скорее мы можем помочь нашему телу и снова почув­ствовать себя лучше. Кроме того, мы можем с помощью определённого поведения избегать таких сочетаний причина-реакция. Но если мы не понимаем причин, мы можем принять неправильные меры. Например, если будем разными спреями останавливать «течь из носа», которая выводит обезвреженные бактерии и отработавшие клетки, тем самым мы будем мешать полезной работе нашей иммунной системы. Если мы будем игнорировать причины и продолжим, например, таскать тяжести, хотя у нас уже болит спина, то мы вынудим наше тело среагировать ещё сильнее. Если мы продолжаем есть, хотя желудок уже полон, телу придётся отреагировать тошнотой и рвотой.

Чтобы хорошо обращаться со своим телом, человеку нужны знания о причинно-следственной связи, опыт эффективного лечения


и готовность прислушиваться к сигналам тела. Важно не относиться к своему тело равнодушно и тем более видеть в нём противника или врага, который хочет причинить тебе боль. Тело — наш друг, дела­ющий для нас всё возможное, если мы учитываем его основные по­требности.


Человеческая психика

Человеческая психика нужна для того, чтобы дать нам, людям, доступ к реальности, как вне, так и внутри нашего тела. Поскольку ре­альность как таковая многослойна, человеческой психике приходится отвечать тем же. Она справляется со своей задачей — превратить мир как таковой в реальность для меня — и делает это с помощью:

• восприятия — обоняния, вкуса, слуха, осязания и зрения;

• чувств — страха, гнева, любви, радости, печали, боли, стыда, гордости, отвращения или наслаждения;

• фантазии и новых сочетаний восприятия и эмоций;

• аналитического мышления;

• волевых решений;

• трансформации сознания в языковую форму;

• преобразования восприятия, чувств, фантазии и мыслей в дела;

• сохранения и обработки воспоминаний;

• внимания к самому себе и формирования своего Я.

Модульное устройство человеческой психики делает необходи­мыми усилия по интеграции отдельных психических компонентов: на­пример, зрение должно соответствовать чувствам, представлениям, мыслям, словам и делам. Лучше всего это получается в дружелюбной и поддерживающей социальной среде. В условиях стресса фокус сужа­ется и переносится на преодоление опасности. В такие моменты люди совершают поступки, не думая об их последствиях. Особенно долгос­рочные последствия наших действий нуждаются в глубокой рефлексии с задействованием функций Я и желаний.

Человеческая психика служит для сохранения личности и продол­жения рода. Поэтому её функции ориентированы не только на конкрет­ную окружающую среду (например, песок пустыни или заснеженные горы), в которой родился человек. Психика ориентируется, прежде все­го, на других людей в ближайшем окружении, с которыми человек вза­имодействует. Её задача — хорошо понять других людей: каковы они, какие у них намерения, хорошо они относятся к тебе или нет, открыты ли они для сексуального взаимодействия, представляют ли они угрозу и т.д. Человеческая психика устроена таким образом, чтобы создать и поддерживать важную для выживания принадлежность к сообществу. Поэтому личные интересы часто отодвигаются на второй план, когда на кону принадлежность к группе.

Когда организм человека растёт, его психика развивается вме­сте с его телом. Человек — это не одно только тело, в котором в ка­кой-то момент оказывается психика или «душа». С самого начала это общий процесс роста в материальном, энергетическом и психическом аспектах.

Нам никогда не удастся охватить нашей психикой все аспекты той реальности, в которой мы находимся. В этом мы убеждаемся, когда, например, сравниваем человеческую психику с психикой других живых существ, которые могут воспринимать совсем другие цвета, звуки и за­пахи. То есть человеческая психика в своём восприятии реальности всегда действует выборочно. Она приспосабливается к конкретным жизненным обстоятельствам. Кроме того, она является креативной и способна находить и создавать новые явления.

Важным свойством человеческой психики является её способ­ность создавать свой собственный мир, который может быть совершен­но независимым от внешней реальности. Пока человек может отличать свой психический внутренний мир от той реальности, которая его окру­жает на самом деле, это не является проблемой. Но когда человек на­чинает путать мир своей психики, созданный им самим, с реальностью, это может привести к огромным трудностям. Он будет тратить много жизненной энергии на то, чтобы перенести свой мир в реальность. В этом случае такой человек добровольно подчиняется плодам своей фантазии и посвящает им всю свою жизнь. При этом других людей он может считать врагами, если те не верят в реальность его психического внутреннего мира и не желают участвовать в его воплощении. «Герма­ния превыше всего» и «Тысячелетний Рейх» были программой безумца, которая уже через 12 лет превратилась в пепел. К сожалению, этот исто­рический опыт не удерживает других людей от того, чтобы стремиться повторить его.

Быть субъектом

Человеческий организм с самого начала является субъектом, а не обычным предметом (объектом). Он развивается изнутри и целена­правленно реагирует на внешний мир в зависимости от его состояния в данный момент. Так, в ходе здорового развития растущий плод в чёткой иммунологической согласованности с матерью ищет подходящее место на стенке матки. Там он закрепляется, у него появляются плацента, пуповина и плодный пузырь, внутри которого у ребёнка есть необходи­мая симбиотическая связь с матерью, то есть внешним миром, а также достаточная автономия по отношению к нему. Поэтому я не называю неродившегося ребёнка «эмбрионом» или «зародышем», потому что такой подход предполагает, будто ребёнок в этот момент представля­ет собой нечто неоформленное, что только потом станет человеком.

Всё развитие человека субъективно: наше дыхание, наше вос­приятие, наши ощущения, эмоции, наши потребности, наши мысли и наши действия. Развитие происходит в контакте с окружающей средой. Поэтому даже однояйцевые близнецы являются отдельными субъек­тами. Каждый из них по-своему реагирует на мать, семью или учите­лей. Наши страдания тоже всегда субъективны, а любое психическое или телесное «заболевание» является выражением нашего субъектно­го бытия. Поэтому нет никаких объективных болезней. Всегда, когда это возможно, мы не должны позволять другим людям сводить нас до уровня объекта.

«Кто Я?» Это самый основополагающий вопрос, который может задать себе человек. Никакие другие живые существа на земле не мо­гут задаваться такими вопросами, не говоря уже о том, чтобы ответить на них. Так что мы, люди, находимся в привилегированном положении в том смысле, что мы можем осознавать самих себя. Вместе с тем, мы оказываемся перед необходимостью задать вопрос таким образом: кто я и чего я хочу в жизни? На этот вопрос я пока не нашёл ответа!

С точки зрения теории эволюции можно считать, что челове­ческое тело служит для размножения и все телесные и психические структуры должны подчиняться этой общей цели. Однако специфика человеческой жизни состоит в том, что она не ограничивается ре­продукцией, как у многих животных. Кроме того, некоторые люди не хотят или не могут размножаться и видеть в этом цель своего су­ществования. Важной задачей человека является нахождение такого конструктивного соотношения между телом и личным Я, чтобы телес­ные процессы оставляли место для свободных решений и чтобы пси­хика не насиловала тело. Если некая женщина полагает, что в любых обстоятельствах она должна стать матерью, прежде чем истечёт её биологическое время, это не пойдёт на пользу ни ей, ни её телу, ни ее ребёнку.

Когда у человека нет хорошего контакта с самим собой, тогда у него нет внутреннего фокуса, на котором концентрировались бы все психические процессы. В таком случае Я, желания, чувства, знания и действия не образуют единства. Все они следуют своим собственным импульсам. Образно говоря: без личного Я нет капитана, направляю­щего корабль. В шторм пассажиры начинают в панике бегать в разные стороны и давать друг другу противоречивые указания и советы. Иног­да у руля взрослого парохода оказывается ребёнок, не справляющийся с управлением. Если на капитанском мостике никого нет или там оказывается кто-то, не способный выполнять эти функции, то недалеко и до кораблекрушения.

Только здоровое Я способно осмысленно объединить все осталь­ные уровни психики и задать телу правильное направление. Тогда все остальные психические и телесные возможности будут в распоряжении личного Я, и они будут знать, на что им следует ориентироваться. Личное Я — внутренняя инстанция, определяющая, что в жизни является важ­ным и почему.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: