Любовь к себе или эгоизм?

В духовных учениях, в моральных и религиозных догмах мы часто сталкиваемся с идеей, что желание быть самим собой, своим «Я», яв­ляется «эгоизмом», «эгоцентризмом» или «самовлюблённостью»: «Че­ловек растёт на основе своего эго, которое всегда стремится к власти. Всякое «а я хочу» является выражением этого стремления к власти. Эго всё больше раздувается и ловко ставит человека себе на службу, прикрываясь новыми, красивыми одеждами. Человеческое Я живёт за счёт размежевания и боится потери контроля, любви и слияния. «Я» выделяет и развивает свой полюс и отбрасывает возникающую тень наружу, на «Ты», на внешний мир».

Когда человек осознанно ставит себя в центр своей собствен­ной жизни, то, по моему опыту и наблюдениям, это никак не вредит человеку в социальном плане, напротив:

• Здоровому Я в рамках собственной идентичности человека не приходится цепляться за других людей и вмешиваться в их жизнь.

• Ему не нужны власть и контроль над другими людьми, потому что оно хочет чувствовать себя, а не отвлекаться от собст­венных страданий и не идентифицироваться со страданиями других людей.

• Здоровому Я не нужны стратегии выживания вроде накопле­ния имущества, потребления наркотиков или зажатого пове­дения, чтобы убежать от самого себя и подавить страх перед существованием и покинутостью или болью.

• Здоровое Я стремится быть живым и реализовывать себя. Оно может развиваться, потому что полностью принимает себя со своей историей жизни и страданий.

• Оно самодостаточно, потому что осознало что это уже боль­шая задача — прочувствовать свой жизненный опыт и интег­рировать его в себя.

То, что здесь обсуждается под названием «эго», является, с моей точки зрения, стратегией преодоления травмы. Тот, кто потерял кон­такт со своим здоровым Я-бытием, замещает его на псевдо-Я. Псевдо- Я может разрастись и вести себя так, как это описано в списке крите­риев диагноза «нарциссическое расстройство личности» (ICD 10, F60.8 и DSM IV, 301.81):

У него есть представление о своей грандиозной важности; оно преувеличивает свои достижения и таланты; желает признания своего превосходства без соответствующих достижений; охвачено фантазия­ми об огромном успехе, власти, блеске, красоте и идеальной любви; счи­тает себя «особенным» и уникальным, полагает, что его могут понять только особенные, высокопоставленные люди или организации, именно с ними ему и надлежит общаться; нуждается в ярко выраженном вос­хищении; имеет огромные запросы и претензии; безосновательно ожи­дает особого к себе отношения или автоматического удовлетворения своих ожиданий; в межчеловеческих отношениях эксплуатирует других, то есть извлекает из них пользу для достижения своих целей; имеет не­достаток эмпатии; не готово признавать чувства и потребности других; часто склонно к зависти или думает, что другие завидуют ему; демон­стрирует высокомерное поведение и взгляды.

Противоположностью является псевдо-Я, полное сомнений в себе, чувства вины и стыда. У травмированных людей часто проявля­ются оба варианта псевдо-Я. В зависимости от ситуации в дело вступа­ет то одно, то другое псевдо-Я. Например, некий мужчина в ситуации конкуренции с другими мужчинами может чувствовать себя непобеди­мым. А в постели с женщиной он может вдруг превратиться в совер­шенно жалкое создание.

Поскольку «духовные концепции» обычно обходятся без концеп­ции травмы, часто вместе с водой выплёскивают и ребёнка. Преодо­ление псевдо-Я считают задачей Я. Мой опыт общения с людьми, за­нимающимися «духовными практиками», говорит о том, что они часто применяют свою духовность для того, чтобы ещё больше отдалиться от своего тела, которое страдает от последствий травмы, и от своего бо­лезненного опыта. Они приходят к мнению, что важен только их «дух», а своё тело и свои эмоции можно считать чем-то второстепенным. В особо запущенных случаях они полагают, что их дух и создал их тело. На мой взгляд, это тоже является очень далеко зашедшей стратегией выживания. На терапии я часто сталкиваюсь с тем, как эти вроде бы чисто духовные материи существуют исключительно в голове и непре­рывно рефлексируют. Такие люди игнорируют беды своего тела, подав­ляя травматические переживания. Они без конца говорят, ничего не чувствуя. Они развивают в себе известную интеллектуальность, кото­рая может произвести впечатление. При этом они формируют имму­нитет к возможному улучшению своей жизненной ситуации. Из страха перед своими истинными чувствами они сбегают в мир своих мыслей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: