Энергия следует за вниманием

Последствия травматического опыта часто развиваются годами и охватывают все без исключения области жизни пациента. Ключевые фак­торы регулирования нервной системы сбиваются, эндокринная и гормо­нальная системы выходят из равновесия, иммунная система ослабевает, в результате измененной экспрессии генов она производит дисфункцио­нальные белки, которые в самом худшем случае активируют так называе­мые опухолевые гены. Это оказывает негативное влияние на нейронные процессы на функциональном, а также на структурном уровнях. Также затрудняются ментальные и эмоциональные процессы. Совместная ра­бота разных нейронных сетей выбивается из ритма. Воспоминания, свя­занные с травмой, хранятся в мозге раздробленно, в разных местах, часть из которых расположена далеко друг от друга. Как следствие этого способность вспоминать травматичные события уменьшается, или ей не удается воспользоваться в полной мере.

Наряду с психотерапевтической работой с травмой и поддержкой организма, как мы описали выше, у нас есть следующие высокоэффек­тивные средства для того, чтобы подготовить пациента к выздоровле­нию и исцелению. Посредством фокусировки внимания на одном и для начала нейтральном объекте успокаивается активность автономной нервной системы. Активируется парасимпатический отдел вместе с нервным стволом, ответственным за расслабление и регенерацию, и одновременно подавляется длительное симпатическое возбуждение. Это проявляется в снижении выработки гормонов острого стресса (на­пример, норадреналина), улучшении работы сердца и также уменьшаю­щемся уровне кортизола в крови.

Через «направленность» внимания мы можем немного успока­ивать наши высокоактивные отделы, ответственные за выживание, и регулировать нашу нервную систему в сторону смягчения режима воз­буждения. Для этого существует метод уменьшения стресса на основе практик осознанности, который разработан более 30 лет назад молеку­лярным биологом Джоном Кабат-Зином. Программа снижения стресса на основе осознанности по многим причинам может оказать по­мощь и поддержку. Этот метод можно применять без духовной ориен­тации. Концепция осознанности в настоящий момент хорошо изучена в науке и причислена к разряду эффективных. Также она находит все больше применения в лечении травмы. Только одна концентрация на собственном дыхании, на том, что задает организующий физиологиче­ский ритм для других систем органов, может способствовать активации парасимпатической нервной системы. Исследование 2014 года показа­ло, что уже разовая восьмичасовая медитация на изменение экспрес­сии генов оказывала противовоспалительное и болеутоляющее дейст­вие, связанное с быстрой нормализацией уровня кортизола.

Таким образом, мы получаем очень эффективный инструмент, способный гармонизировать биохимический цикл, существенно нару­шенный в результате травматичного жизненного опыта. Также из дру­гих исследований мы знаем, что стабилизация гиппокампа поддержива­ет успокоение миндалины. Восьминедельный тренинг по программе снижения стресса на основе осознанности вызывает повышение плот­ности гиппокампа, которое можно замерить на функциональном маг­ниторезонансном томографе, и уменьшает плотность миндалевидного тела. Не говоря уже о том, что посредством медитации осознанности становится возможной интеграция в мозге ранее неинтегрированного содержания памяти в функциональном, а также структурном отноше­нии. Из-за этого возбудитель тревоги в нашей лимбической системе должен стать несколько менее активным, и оказывая поддержку ответ­ственному за функцию памяти гиппокампу, мы можем осознать ранее недоступное содержание памяти. Тогда эти воспоминания получают возможность постепенной переработки и их эмоциональный груз на­долго разряжается.

Посредством практики осознанности мы можем научиться рас­ширять наше окно толерантности для ментального и эмоционального опыта, который также может носить травматичный характер. Расши­рять шаг за шагом. Фокусировка на текущем моменте может помочь не впадать во власть старых схем, не становиться поглощенными волнами травматичных переживаний и искаженных воспоминаний, закрыться и диссоциировать перед лицом их мощи. Ван дер Колк отмечает упражнения на осознанность как важнейшую составную часть любой терапии травмы, которая может усилить, прежде всего, медиальные ча­сти префронтальной коры, выполняющей, как нам уже известно, функ­цию караульной вышки.

Иоахим Бауэр обозначил префронтальную кору как вместилище Я. Поэтому ее усиление имеет непосредственное воздей­ствие на наше самосознание. Это осознание и знание о себе, которое может объединить все отделы личности и воодушевить самые разные субличности внутри нас соединить все силы и ресурсы в направлении единства и целостности, безусловно, необходимо в процессе и на пути к исцелению. Доказано, что прямой тренинг осознанности может стаби­лизировать и усилить занимающую центральное место в этом процессе префронтальную кору.

Осознанность стимулирует так называемую вертикальную ин­теграцию чувств, ощущений и мыслей. Сигналы, поступающие в ствол мозга, исторически древнейшую часть мозга, которая управляет реф­лексами, способствующими выживанию, — борьбой, бегством или за­миранием, — могут быть модифицированы через более молодые лим­бические отделы, и тогда могут возникать чувства такого рода, как защищенность и безопасность. Это может быть, наконец, интегрирова­но через наш исторически самый молодой отдел мозга — неокортекс, способный производить оценку и переоценку происходящих событий. Он позволяет нам осознавать, что пережитое стало прошлым. Одно­временно становится возможной горизонтальная интеграция, в ходе которой полушария мозга, каждое из которых имеет свои параметры, синхронизируются, благодаря чему можно получить доступ к менталь­ному и эмоциональному содержанию, сохраненному в памяти, и свя­зать его в доступное для понимания единство.

Учитывая все это, мы еще раз отсылаем к первостепенной функ­ции гиппокампа, который в значительной степени задействован в интег­рации воспоминаний. Когда эта интеграция нарушена, скрытые воспоми­нания больше не связываются с пережитым опытом. У травмированных людей развивается такой феномен: эмоции и телесные ощущения вос­принимаются без осмысления в качестве новых и происходящих в на­стоящем времени и поэтому могут привести к ретравматизации, хотя имеют отношение к прошедшей и более не актуальной «истории».

Исцеление от травмы возможно только тогда, когда люди полно­стью переживают в себе, что «это прошло» и что они в безопасности. Недостаточно только лишь иметь возможность рассказать ментальную историю. Висцеральные — так называются принадлежащие к лимбиче­ской системе — ощущения должны дать сигнал, что угрозы жизни боль­ше нет, и нет оснований для страха, тревоги и отчаяния или ужаса. Для этого необходимо предоставить системе личности, состоящей из ствола мозга и лимбической системы, их фактический статус. Чисто когнитив­но-ориентированные терапевтические подходы не замечают этой связи.

Современная нейробиология утверждает, что наше самосозна­ние, наше самоощущение глубоко связаны с нашим телом. Это означает, что мы не должны рассматривать тело как отя­гощающий придаток, совсем напротив — хронические болезни и бо­лезни, причиняющие страдания, возникшие как следствие психотравматизации, должны стоять в центре терапевтического процесса. Он завершает длительную историю страданий после травматического опыта и одновременно является отправной точкой для выздоровле­ния и исцеления.

Телесные упражнения и элементы йоги поддерживают медиаль­ные части префронтальной коры, способность наблюдать и регулиро­вать телесные ощущения, не теряя себя в них и не позволяя себе быть захваченными ими благодаря усилению миндалевидного тела. Они мо­гут выполнять функцию контроля, обозначенного как контроль снизу вверх, который часто успокаивает воцарившееся перевозбуждение, посредством, прежде всего, задействования части нервной системы, ответственной за расслабление и спокойствие, — блуждающего нерва.

Это вентральный, а также миелинизированный отдел автономной нервной системы: насколько он важен - проявляется в направлении его волокон. Почти 80% нервных волокон афферентные, то есть на­правлены от тела и внутренних органов в направлении мозга и посыла­ют ему сигналы обратной связи от периферии тела. Ана­томическая структура нашей нервной системы показывает огромное значение тела и его сигналов. Мы не должны рассматривать его только как жертву и больной орган, но, напротив, должны включить его в центр терапевтического процесса.

Когда мы учимся направлять внимание, усиливаются механиз­мы, которые в психоэмоциональном отношении помогают обработке и преодолению и оказывают положительное влияние на нашу физиоло­гию и биохимию.

Развитие телесного самосознания — связующее звено между внешним миром, который изнутри еще воспринимается как опасный, и внутренним миром, замкнутым, изолированным и фрагментированным. Травмированные люди должны разрешить себе снова получить допуск к собственным телесным ощущениям и опять доверять им. Только тог­да возможна конфронтация с собственным «заблудившимся» прошлым без избегания опасности, без того, чтобы стать жертвой новой ретравматизации, коллапса или оцепенения.

Ричард Шварц считает, что, несмотря на всю травматизацию, где-то в глубине есть внимательное Я, неповрежденная сущность, которая реорганизует внутреннюю систему и может помочь исцелению. Все акту­альные исследования вовлечения внимания в терапевтический процесс подтвердили предположение Шварца на нейробиологической основе.

Сила внимания недостаточно оценена, если мы будем учитывать, что оно способствует возникновению сопереживания. Только когда мы способны к проявлению минимального сочувствия, симпатии и до­брожелательности, мы можем ступить на труднопроходимые террито­рии собственных ран и шрамов. Сочувствие к себе — это целитель­ный эликсир для собственных ран. Значение сочувствия настойчиво подчеркивала также Луиза Реддеманн. Внимательное наблюдение дает возможность появиться форме спокой­ствия и терпения по отношению к часто лишь медленным и маленьким успехам, которые возможны в процессе исцеления.

Не последнюю роль играет также полезное качество принятия, ко­торое развивается через регулярный тренинг осознанности. В момент принятия того, что происходит, прерывается режим борьбы - бегства, когда мы одновременно признаем, что травма принадлежит прошлому, и оказываемся в безопасном положении, полные ресурсов, которыми ранее не могли распоряжаться. Это не спутать с рефлексом замирания или оцепенения, для которых нет альтернативы в момент травматизации. Принятие — это форма сочувствия к себе и выражения глубинной мудрости — осознания, что тому, что произошло, нельзя дать обратный ход. Каждое сопротивление этому факту мобилизует заново все эмоци­ональные, ментальные, биохимические и молекулярные защитные ме­ханизмы, которые возникают вследствие физической ретравматизации или соматической хронизации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: