Мы увидели, что травматичный жизненный опыт вызывает как душевные раны, так и изменения на молекулярном и биохимическом уровне, и вместе с этим дисфункциональные обменные процессы, проявляющиеся на телесном уровне, могут способствовать болезни или вызывать заболевания. Так рассматриваются многочисленные телесные симптомы, их следует понимать как последствия психической травмы. То, что ранее в практике науки выступало как дуализм «либо — либо», теперь на этом уровне знаний должно смениться более мягкой позицией и подходом «и так, и так». Как говорится: само собой разумеется, что есть заболевания без предшествующей психической травмы. И все-таки многое указывает на то, что психотравма также может прояснить телесные симптомы, которые, как до сих пор считалось, имеют органическое происхождение. Классическая парадигма состоит в том, что есть монокаузальное причинно-следственное отношение чисто на патофизиологической основе. В любом случае психосоматическая дисциплина как расширение медицины внутренних болезней признает определенную связь для ограниченного числа заболеваний и диагнозов с причиной психогенного характера. Здесь также ранее не было места для понятия психотравмы.
|
|
Ввиду того, что психические процессы нуждаются в материальной основе, мы не можем оставлять за бортом физический организм. Открытия молекулярной биологии, нейробиологии и эпигенетики указывают на уже описанный принцип комплементарности. Наш мозг контролирует, как центральный пункт управления, физиологические, эмоциональные и ментальные процессы. И нейротрансмиттеры, и нервные пути нуждаются в макро- и микроэлементах. Нервные клетки могут работать оптимально, только если они получают достаточно питательных веществ. Для образования новых синапсов в каждом месте соединения, которое делает возможным стыковку между разными аксонами (нервными отростками), требуются вещественно-материальные базовые элементы.
С некоторого времени известно, что наши нервные клетки не только изменяются, но также возможно возникновение новых нервных клеток. Этот процесс, называемый нейрогенезом, обеспечивает условия, которые необходимы для исцеления травмы в материальном плане. Образуются новые соединения, и возникают новые нейронные связи, появляющиеся в результате изменения ментального и эмоционального опыта в ходе терапии и исцеления. Посредством нового жизненного опыта, как в терапии, так и в повседневной жизни, возникают нейронные структуры, которые делают возможным изменение ментального и эмоционального содержания и форм переживаний. Было бы глупо, если бы организм не получал все строительные материалы и вещества, которые необходимы для оптимального режима работы. Если мозгу не хватает необходимого количества веществ, тогда он не сможет работать на полную мощность, чтобы достичь требуемого максимального результата по интеграции травмы.
|
|
Если наш мозг уже при «нормальных» жизненных обстоятельствах нуждается в хорошем поступлении макро- и микроэлементов, тогда как это выглядит в случае экстренной ситуации и в фазе высокого перенапряжения?
В трудных жизненных ситуациях нередко случается так, что еще не рожденные дети, младенцы и дети постарше находятся в ситуации нехватки микроэлементов, необходимых для оптимального функционирования мозга. На эту связь в одном из интервью указал психиатр Гюнтер Зайдлер, когда сказал, что мозг детей, проживающих на территориях, вовлеченных в военные конфликты, получает повреждения уже в пренатальном периоде.
В качестве расплаты за наше высокоиндустриальное общество мы получаем огромное количество вредных и токсичных веществ как дополнительный стрессовый фактор, который может существенно нарушать или повреждать как процесс созревания мозга, так и функции нервных клеток. Травмированные люди, неважно какого возраста, нуждаются в обильном поступлении питательных и защитных веществ (антиоксидантов), и тем быстрее, чем тяжелее травматизация и чем на более ранних этапах жизни она случилась. Но из-за пищевых привычек к фастфуду и джанкфуду, растет недостаток поступления жизненно важных веществ, таких как цинк, селен, витамины группы В и многих других. Поэтому распространяется гемопирроллактомурия (HPU), отличительной чертой которой является существенный недостаток цинка и витаминов группы В. Среди других последствий этого состояния — повреждение воспоминаний о травме. Статистику нашего клинического опыта можно улучшить, создав предпосылку к успешным терапевтическим интервенциям, обеспечив поступление цинка и витамина В6.
Другие нарушения обмена веществ, например генетические отклонения гена СОМТ (Катехол-0-метилтрансфераза), влияют на снижение гормонов острого стресса. Как следствие, еще в течение долгого времени после стрессовой ситуации автономная нервная система оказывается в состоянии повышенной тревожной готовности. Эта реакция обмена веществ обуславливает чрезвычайно увеличивающуюся потребность в жизненно важных веществах и является предпосылкой для возникновения более частых случаев истощения или так называемой ситуации выгорания. Описана взаимосвязь между полиформиз- мом СОМТ, с одной стороны, и травматизацией в детском возрасте, с другой стороны, так же как и диагностикой посттравматического стрессового расстройства и депрессии.
Интересным также является вопрос о том, может ли вышеуказанный HPU или полиморфизм СОМТ быть результатом травмы. Предполагается, что вследствие ранних травматичных событий происходят изменения в обмене веществ, которые имеют физиологические последствия на протяжении всей жизни. Многочисленные исследования показали, что биологическая система тем здоровее, чем слаженнее функционируют клетки. В медицинском контексте мы говорим о согласованности, когда кровяное давление, сердцебиение и дыхание синхронизированы и таким образом сонастроены. В нашем аспекте согласованность предполагает, что тело и душа, вещественное и невещественное, составляют единство, и так создается основа для здоровья и благополучия человека. Когда отдельные системы в таком большом целом, как человеческий организм, рассогласованы друг с другом, нельзя ожидать оптимального функционирования.
Исследование нейротрофического фактора мозга в крови показывает, что травматичные события, так же как и генетические влияния, через полиморфизм воздействуют на взаимосвязи мозговых структур. У носителей специфического генного проявления этого фактора, который отвечает за защиту и охрану нейронов, повреждающие и стрессовые события детства привели к сокращению ареалов в префронтальной коре.
|
|
Тяжелые металлы, такие как, например, ртуть, которая представляет собой одну из самых токсичных субстанций для живых существ и в значительном количестве входит в состав амальгамных пломб, блокируют энзимы, крайне губительно сказываются на обменных процессах, поддерживают состояние стресса в клетках, препятствуют выработке энергии в митохондриях — маленьких энергостанциях, которые находятся в каждой клетке. Показательно исследование, которое засвидетельствовало предполагаемую связь между тяжелыми металлами и голубым пятном (locus coeruleus) — ядром, расположенным в стволе мозга. Оно отвечает за производство нейротрансмиттера норадреналина, который готовит тело к реакции борьбы или бегства, а также играет важную роль в цикле стрессовой активности. Нарушения в этой области обязательно имеют влияние с точки зрения реакции на стресс и его адекватную обработку.
Уже столько раз упоминавшийся гиппокамп крайне подвержен стрессовой реакции на многочисленные токсичные вещества окружающей среды, он имеет господствующую роль в переработке травматичных событий. Когда эта зона повреждается из-за токсичного воздействия окружающей среды, травматичный опыт может привести к его дальнейшему функциональному уменьшению и таким образом негативно повлиять на собственные задачи этого отдела мозга. Психотерапевтические интервенции будут иметь недостаточное воздействие, если нейронные структуры, которые необходимы для процессов выздоровления, сами функционально или структурно повреждены или испытывают негативное влияние.
Ганс-Ульрих Хилл категорично указывает на то, что разделение психических и органических болезней изжило себя и, возможно, все проявления деменции имеют общие причинные факторы,
|
|
которые наряду с генетикой в большинстве случаев надо искать в окружающей среде. К ним относятся хронический и травматичный стресс, токсичные вещества окружающей среды, аллергенные и аутоиммунные реакции, а также хронические вирусные и бактериальные инфекции. Эти факторы способствуют возникновению воспалительных процессов в мозге, который может погрузиться в прогрессирующий дегенеративный процесс. Предполагается совместное влияние этих уже рассмотренных факторов, которое объясняет увеличение нейродегенеративных заболеваний, особенно болезни Альцгеймера. В практической работе в личностно-ориентированной психотерапии травмы мы нередко признаем, что психическое расщепление укоренилось настолько глубоко, что пациенты предпочитают уходить в полное забвение, нежели еще раз безопасно представить себе болезненное травматичное прошлое. Одновременно увеличивается перманентное загрязнение большим количеством вредоносных веществ в окружающей среде. Этот нездоровый альянс психических и соматических стрессовых факторов приводит к вышеописанным механизмам и, в конечном счете, к расстройствам, которые мы называем болезнями и которые проявляются, прежде всего, в подверженной влиянию стресса нервной системе и мозге.
Узнавание и преобразование находятся в первом ряду процессов осознания, которые можно поддержать при помощи внимательного восприятия и понимания. Однако для каждого из нас это значит, что необходимо признать странное разделение и связанный с ним суженный и неполный взгляд на мир и быть готовыми постепенно отказаться от него. Чем раньше и чем в более полном объеме осуществятся предпосылки для внутренней работы, тем шире этот процесс может проявиться также на внешнем уровне. Внешнее и внутреннее — это не отделенные друг от друга области. Они внутренне связаны и должны оцениваться и рассматриваться вместе, чтобы действовать слаженно друг с другом. Таким образом, они создают основу для того, что мы называем интеграцией, а именно здоровья и исцеления тела, психики и сознания.
Признать соматические заболевания как следствия психотравмы — это настоящая смена парадигмы в медицине. Когда речь идет о поиске причин и симптомов болезни, с точки зрения врача, безусловно, необходимо рассматривать психотравму и самые разные проявления ее внешних признаков. Нередко травматический опыт случается еще у нерожденных детей, а также у матерей во время родов. Данный феномен почти не обсуждается публично, причиной этого предположительно является повсеместное распространение в современном акушерстве таких мероприятий, как кесарево сечение, эпизиотомия, стимуляция родов, которые могут стать началом травмы, влияющей на всю последующую жизнь.
Для внесения ясности в обозначение травматичного опыта поясним, что понятие «травматичный» предполагает переживание токсичного стресса. Травматичный стресс может быть причиной клеточного стресса. В свою очередь клеточный стресс посредством измененной экспрессии генов активирует последовательность эпигенетических модификаций, и, таким образом, возникает зародыш многочисленных дисфункциональных процессов обмена, которые со временем перетекают в серьезные заболевания, соответствующие тяжести и интенсивности травматизации. Сначала всегда распознается самое слабое звено в цепочке. Следовательно, нецелесообразно цепляться к какому-то одному диагнозу или ориентироваться на симптомы, потому что такие состояния, как болезни системы кровообращения, аутоиммунные или онкологические заболевания, на соматическом уровне могут быть в некоторой степени конечной фазой развития застарелого заболевания и дисфункционального изменения, которые возникли как скрытый результат психической травмы. Поэтому, если мы заинтересованы в здоровье и исцелении на глубинном уровне, иногда необходимо обратиться к начальному звену цепочки. Все другие способы зачастую вызовут только подавление симптомов или отсрочку их проявления. Само собой разумеется, необходимо учитывать и лечить все без исключения сопутствующие факторы - всё, что усиливает этот процесс или является его сопутствующей причиной. Такой порядок действий достоин обозначения «интегративной» терапии.
Для терапевтов это означает уделять внимание двум сферам: телу и психике. Студенты медицинских ВУЗов после шести лет обучения до сих пор почти ничего не знают о психотравме, а у психотерапевтов зачастую очень неглубокие познания о физическом организме. Обе группы должны обратиться к другой стороне вопроса и к работающим с ней специалистам.
Когда у людей возникают жалобы на физические симптомы, и затем они проходят чисто медицинские процедуры диагностики органов, они обычно быстро понимают, что целесообразно назвать лежащие на поверхности симптомы, чтобы их вообще выслушали. С другой стороны, мой многолетний клинический опыт в качестве врача говорит о том, что нередко необъяснимые и лежащие на поверхности соматические симптомы пациентов, которые не поддаются классификации по учебникам, поспешно зачисляют в разряд психосоматических и предлагают лечить их только с помощью психологически ориентированной терапии. В этом случае специфическая травматичная основа заболевания зачастую все же остается без внимания. Хотя ориентированные на действие терапевтические интервенции иногда могут уменьшить проявление симптомов, исцеление на глубинном уровне все равно невозможно, потому что причины остаются скрытыми.
Из вышесказанного становится ясно, что травматический опыт может вызывать серьезные поражения нашего тела и становиться причиной многочисленных заболеваний. С другой стороны, это же тело является связующим звеном в процессе исцеления травмы. Так происходит, прежде всего, из-за соответствующих висцеральных ощущений, возникающих в наших внутренностях, в сердце или в шее. Там в материальном выражении хранятся пережитые истории и весь невысказанный опыт. И там у нас есть возможность снова воссоздать связь между расщепленными событиями и фатальными последствиями в истории всего нашего бытия в мире. Только тогда мы можем прийти к покою, когда эти телесные ощущения сигнализируют, что опасности больше нет. И так как мы принципиально являемся телесными существами, то любая форма терапии или интервенции должна полноценно принимать в расчет тело как чувствующий и знающий орган.
Самый ранний жизненный опыт человека мы выводим на телесный и сенсорный уровень. Во многих формах терапии телесный контакт является табу, особенно если речь идет о лечении травматичных переживаний на сексуальной почве. Однако непосредственно через уважительное обращение к телу, с учетом индивидуальных особенностей пациента и в соответствии с потребностью в безопасности, может открыться возможность возникновения или возобновления контакта, который в течение долгого времени был запрещен или сильно ограничен. Через касание мы осознаем себя, осознаем, что у нас есть не только тело, мы телесно воплощены и у нашего организма есть собственные и жизненно важные потребности. Из своего клинического опыта в качестве мануального терапевта я также могу утверждать, что у многих пациентов на соматическом уровне есть буквально тоска по контакту и прикосновению. Это заключение тем значимее, чем реже в нашей современной высокотехнологичной медицинской работе врач действительно касается пациента. Один из моих ранних профессоров медицины шутливо сказал нашему ассистенту врача, когда речь зашла о формулировке диагноза: «Нежно пощупайте и осмотрите пациента».
Телесная терапия, основанная на осознанности, может помочь вывести на уровень сознания удерживаемую и замороженную энергию травматического опыта, довериться ей, чтобы, наконец, выпустить ее, а в наилучшем случае дать возможность найти разрешение. Согласно Питеру Левину, посттравматическое состояние и его разнообразные симптомы возникают также через удерживаемую и не полностью израсходованную энергию. Он говорит о том, что травма удерживается в нервной системе.
Теломеры имеют решающее влияние на здоровье и продолжительность жизни. Мы узнали, что вследствие травматичного жизненного опыта они могут основательно повреждаться. Многочисленные научные открытия указывают также на то, что есть возможность положительно влиять на релевантные защитные факторы при помощи телесного движения, определенной формы питания и медитации осознанности.
В практическом плане это значит, что мы в своей работе повышаем у пациентов общий уровень жизненно важных веществ и восполняем те макроэлементы, на которые указывают результаты лабораторных исследований. Одновременно скрининговое исследование выявляет возможное загрязнение организма вредными веществами, и в случае его обнаружения проводится детоксикация. Параллельно мы стимулируем пациентов регулярно заниматься телесными практиками, консультируем их по вопросам питания, а также поддерживаем процессы регенерации и исцеления на физиологическом и психическом уровне.
В качестве важного аспекта мы предлагаем пациентам — после соответствующего прояснения анамнеза — проявление и проработку их симптоматики и лежащих в ее основе причин методом терапии психотравмы. Опираясь на ранее упомянутые открытия, мы поощряем пациентов к внимательному, принимающему и сочувствующему отношению к себе и своей ситуации, предлагая им инструкции к упражнениям на осознанность. Таким образом, как показывает наш опыт, усиливается мотивация и развивается навык исследовать собственную травматизацию. Для этого мы разработали программу, которую назвали Концепция 4-А. 4-А означают в этом контексте Насыщение, Исключение, Расстановку, Осознанность.
Подводя итог, мы можем утверждать, что психическая травма нарушает необходимую для телесного и душевного комфорта и здорового развития связь тела и сознания. Вследствие пережитого мозг и тело переполнены гормонами стресса. В результате первоначальное психическое осложнение принимает материальную форму. В свою очередь это имеет колоссальные последствия для биохимии и нейробиологии всего организма, для тела, разума и психики. Запуская колоссальный биохимический кризис, токсичный стресс посредством экспрессии генов меняет многочисленные процессы обмена веществ на эпигенетическом уровне, что влечет за собой чреватые тяжелыми последствиями функциональные и структурные изменения. Это открывает путь бесчисленным телесным и психическим симптомам. Фактически все области тела, все органы и системы органов могут быть затронуты. Собственно они становятся лишь полем для выражения чего-то глубоко залегающего, расщепленного или вытесненного — для травмы.
Метод ориентированной на идентичность терапии психотравмы может соединить поврежденное травмой Я с его фрагментированными частями и, таким образом, снова установить связь между телом
и психикой. Тогда организму больше не нужно производить сигналы, которые мы называем «болезнью», чтобы обратить наше внимание на свои потребности. Искаженная в результате травмы экспрессия генов может быть снова изменена, нарушенный биохимический и нейробиологический контур может опять выровняться, а хроническая готовность к воспалению может угаснуть. Выведенное из равновесия соотношение между возбуждением и расслаблением может быть снова сбалансировано.
Даже в мозге возможны молекулярные и структурные изменения. Насколько пластичен наш мозг и насколько подвержены изменениям мы сами в результате такой особенности, становится очевидно из эксперимента Наде. Он доказал, что каждый раз, когда воспоминания возникают, они заново актуализируются и таким образом изменяются. Йона Лерер пишет об этом: «Каждый раз, когда мы задумываемся о прошлом, мы немного трансформируем клеточные представления в мозге и что-то меняем в основополагающих нейронных цепочках». Это означает не что иное, как то, как мы просматриваем и воспоминаем, а также наше эмоциональное восприятие, когнитивная оценка и включенность наших телесных ощущений — все это может сформировать новый завершенный образ нашей реальности.
Признание медициной психотравмы как массивного повреждения интеграции психики и тела — это настоящая смена парадигмы. А также необходимо признать, что лечение симптомов хотя иногда и может спасти жизнь, однако терапия причины дает более глубокие результаты, приносит больше здоровья и, что немаловажно, требует меньших затрат. Этот сдвиг имеет далеко идущие последствия для психотерапии и диагностики, а также для терапевтических интервенций. Прежде всего, для всех пациентов это означает большой и важный шаг на пути к интеграции и исцелению.
Дагмар Штраус Моё сердце, моя любовь, моя травма
Наше сердце — центральный орган
Ни о каком другом органе человеческого тела люди за столетия не сочинили так много фразеологизмов, как о сердце. В повседневном обиходе мы используем фразы вроде: «любить всем сердцем», «он разбил мне сердце», «это пришлось мне по сердцу», «сердце прыгает от радости», «сердце нараспашку» и т.д. Почти во всех культурах сердце рассматривается как место любви и как центр нашей любовной силы. Сердце напрямую реагирует на каждый эмоциональный порыв. Люди чувствуют любовь в сердце, а не в мозге. То, что «трогает наше сердце», касается центра нашего бытия.
Сердце — это средоточие нашей человеческой способности чувствовать, нашего желания отношений и привязанности. Оно выражает нашу потребность в человеческой близости и любви. «Сердце — центральный орган для эмоциональной встречи человека с собой и внешним миром». Когда мы находимся в непосредственной близости от любимого человека, наше сердце начинает биться сильнее. В контакте с любящим человеком мы можем расслабиться. Мы становимся спокойнее, потому что принимаем себя, чувствуем себя в большей безопасности и защищенности. Мы предлагаем своему сердцу открыться, и по всему нашему телу растекается приятное чувство. Но не только нежные чувства влияют на сердечную деятельность. Характер сердцебиения также изменяется, когда мы чувствуем возмущение, злость и страх. Один клиент с диагнозом сердечная аритмия сформулировал свое личное ощущение сердца в одном предложении: «Мое сердце — центр моего самосознания».
Наше сердце является движущей силой с самого начала нашей жизни и до ее конца. Этот орган начинает биться уже на третьей неделе эмбрионального развития в материнской утробе. Когда на пятой эмбриональной неделе наши руки и ладони начинают расти по обе стороны от сердца, они непрерывно движутся друг навстречу другу на уровне сердца до тех пор, пока пальцы не соприкоснутся.
Анатомия и функция сердца
Наше сердце представляет собой полый орган величиной с кулак. Оно весит 300-500 грамм и расположено так, что большая его часть локализуется в левой стороне груди. У взрослого человека сердце бьется со скоростью 60-80 ударов в минуту в состоянии покоя, что значит примерно 4000 ударов в час и 3 миллиарда раз за человеческую жизнь продолжительностью 70 лет. В организме человека, в зависимости от его роста и веса, 5-6 литров крови. Это количество крови сердце прокачивает через все тело ежедневно примерно 1200 раз.
Сердце имеет два предсердия и два желудочка, которые отделены друг от друга перегородками. Оно связано через широкую сосудистую сеть, протянувшуюся до самых отдаленных уголков нашего тела, с каждой клеткой и заботится о том, чтобы все клетки снабжались кислородом, питательными веществами, гормонами и информацией. Собственно мозг зависит от сердца, он не может выполнять свою работу, если не будет каждую секунду бесперебойно снабжаться кровью. При этом сердце не только отвечает за кровоснабжение организма, но и обеспечивает кровью себя через коронарные артерии. Сразу после аорты из левого желудочка берут начало и разветвляются в разные стороны коронарные артерии, которые питают сердечную мышцу.
Движение клеток сердечной мышцы не контролируется головным мозгом. Так называемый синусовый узел — маленький узелок из нервных клеток — управляет зарождением раздражающих сердце импульсов и поэтому называется водителем сердечного ритма. Он находится в правом предсердии. Его клетки генерируют электрические импульсы, которые распространяются по всему органу и заставляют сердце биться. Этот центр всего организма работает согласованно с воздействием, которое получает от мозга, а также через кровь от периферии тела и внутренних органов.
Вариабельность сердечного ритма
В области исследований сердца в последние годы было сделано новое открытие о его функциях и способностях. Исследователи Калифорнийского института математики сердца открыли наличие прямого влияния чувств на наш сердечный ритм. Биение здорового сердца никогда не похоже на солдата, марширующего в такт, вместо этого наше сердце оживленно пульсирует вблизи некоторого индивидуального среднего значения. Если прощупать собственный пульс на запястье, создастся впечатление, что он абсолютно регулярный. Однако если замерять его при помощи высокоточных измерительных приборов, можно констатировать, что временные промежутки между ударами сердца имеют различную длину. В фазе отдыха, а также в паузах между ударами сердца, организм сильно вибрирует. Сердце, которое бьется совершенно в такт, «оцепенело» и больше не может соответствовать требованиям внутренней и внешней среды. Этот признак говорит о каком-то тяжелом заболевании. Чем изменчивее движение сердца, тем здоровее человек.
Чтобы установить индивидуальный ритм сердца, измеряют промежуток между единичными ударами. Это называется — вариабельность сердечного ритма. Она обозначает способность человека постоянно изменять частоту сердечного ритма. Вариабельность временных промежутков между двумя ударами желательна и означает хорошую приспособляемость к влиянию внешнего мира. Ритмично пульсирующая вариабельность частоты сердечных сокращений позволяет сделать вывод о соответствующем позитивном эмоциональном состоянии. Неупорядоченная вариабельность частоты сердечных сокращений возникает, когда мы захвачены негативными эмоциями, такими как ярость, злость, страх и фрустрация. Гармоничная частота сердечных сокращений появляется, когда мы переживаем позитивные чувства симпатии, сочувствия, благодарности и радости.
Важное влияние на сердце также оказывает дыхание. Верхушка сердца опирается на диафрагму. Когда легкие поднимают и опускают грудную клетку, в соответствии с этим движением меняется также ритм сердца. Вдох ускоряет, выдох замедляет пульс. У одной клиентки возник образ, в котором она увидела, что «ее сердце, как лодка, мягко покачивается на волнах дыхания, двигается туда-сюда».
Сердечный мозг и сердечное поле
В последние годы нейробиологи обнаружили, что наше сердце обладает нервной системой, которая состоит из более чем 40 000 нейронов. Эти нервные клетки не только воспринимают информацию из внутренней среды тела, но и перерабатывают ее наподобие мозга и далее передают в головной мозг и тело, то есть можно говорить о «сердечном мозге». Информация от сердечного мозга далее отправляется в те специальные отделы головного мозга, которые обрабатывают эмоции. Наш сердечный мозг способен ощущать, вспоминать, обучаться и принимать решения. Это влияет на наше восприятие, наши чувства, мысли и, наконец, поступки.
Исследователи Института математики сердца измерили, что наше сердце синтезирует пульсирующее электромагнитное поле, волны которого передают информацию на дальние расстояния. Можно говорить о том, что между двумя людьми возможен информационный обмен на уровне сердца. Ученые пришли к выводу, что наша нервная система, подобно «антенне», обладает способностью принимать информацию, которую бессознательно отправляет другой человек. Электрическое поле нашего сердца в 60 раз сильнее, чем у мозга, а магнитные компоненты этого поля почти в 5000 выше, чем у мозга. Его можно измерить на расстоянии больше метра от тела. Как отметили исследователи, сочувствие — это эмоция, которая сильнее всего влияет на наше внешнее окружение. Электромагнитные информационные волны, которые посылает сердце одного человека, можно зафиксировать в мозговых волнах другого. Посредством активности нашего сердца мы постоянно принимаем информацию об окружающем нас мире и получаем такую от других людей — в основном это происходит бессознательно.
Петерс описывает эксперимент 1989 года, в ходе которого у одного ветерана Перл-Харбора из слизистой оболочки щеки
были изъяты лейкоциты, их сохранили в питательном растворе и разместили в удаленном месте. Потом ветерану показали фильм о налете японской авиации на Перл-Харбор. Во время просмотра фильма одновременно измеряли электромагнитную активность человека и взятых у него клеток. Телесная реакция испытуемого на повлекший за собой травму налет авиации была сильной. Изъятые клетки в отдаленном месте показали такую же реакцию, что и тело, из которого они были взяты. Все это произошло без какой-либо измеримой задержки по времени. Был проведен еще один эксперимент, но клетки даже через щит Фарадея — специальный защитный экран — показали ту же самую реакцию. Клетки реагировали так, как если бы они были еще в теле. Другой эксперимент подтвердил этот результат. Также клетки с извлеченными ДНК реагировали одновременно, находясь на расстоянии более чем 500 километров от искусственно вызванного стрессового симптома у испытуемого. Для точного измерения в этом эксперименте использовались атомные часы, которые контролировали временной ход событий.
Сердце и вегетативная нервная система
Наряду с синусовым узлом вегетативная нервная система также влияет на наше сердце. Хотя синусовый узел пульсирует и без автономной нервной системы, для адаптации сердечной деятельности к изменяющимся потребностям организма ему требуется ее воздействие и импульсы. Вегетативная нервная система ответственна за все непроизвольно исполняемые функции в нашем организме. Она регулируется двумя большими нервными комплексами — симпатическим и парасимпатическим. Напряжение и стресс активируют симпатический нерв, покой и расслабление — парасимпатический. Согласованная работа этих систем позволяет поддерживать динамическое равновесие нашего организма. Информация, передаваемая по каналам этих двух частей вегетативной нервной системы, проходит через спинной мозг по волокнам от органов к мозгу и обратно. Симпатический нерв повышает сердечную активность, в то время как парасимпатический нерв успокаивает сердце. Парасимпатический нерв связан с отдыхом, покоем и восстановлением, замедленным сердцебиением, межличностными отношениями и любовью. В ситуации стресса снижается функционирование вентрального блуждающего нерва, и человек оказывается не способен вступать в отношения и устанавливать контакт.
Поливагусная теория Стивена Порджеса
Чтобы достичь глубокого понимания того, как функционирует сердце, и возникают «сердечные болезни», мы должны подробнее рассмотреть парасимпатическую сторону иннервации сердца. 20 лет назад Стивен Порджес открыл, что млекопитающие имеют парасимпатический нерв, включающий в себя два отдела. Он есть у человека и у всех млекопитающих, а не только у рептилий; всего же имеются три отдельные друг от друга нервные цепочки переключения, которые встроены в общую нервную систему. Исторически они развивались, следуя друг за другом, и организованы по принципу иерархии. Парасимпатическая нервная система представлена в основном блуждающим нервом, который подразделяется на вентральный и дорсальный нервные стволы. Вентральная часть блуждающего нерва (вентральный вагус) более всего влияет на работу сердца и легких. Согласно Порджесу, вентральная ветвь блуждающего нерва отвечает за социальные обстоятельства между людьми. Он назвал ее «системой социальных взаимодействий». Вентральный вагус тесно связан с нашей эмоциональностью и социальной жизнью. По этой причине наряду с иннервацией сердца вентральный вагус отвечает также за снабжение нервами мышц лица, в особенности мышц параорбитальной области, слуховой косточки, гортани, глотки, легких и органов пищеварения. Он поддерживает нашу способность вступать в социальное взаимодействие с другими людьми посредством визуального контакта, мимики, интонации, вслушивания. Вентральный вагус замедляет сердцебиение, когда мы находимся в благожелательном контакте. Тогда мы ментально, эмоционально и телесно расслабляемся.
Наши чувства повторно отражаются, прежде всего, в верхней части лица. Посредством иннервации лицевых мышц вентральный вагус создает связь между сердцем и лицом, особенно с мышцами параорбитальной области. Нервы, регулирующие лицо и голос, связаны с нашим сердцем. Поэтому мы можем судить о сердечных чувствах по области вокруг глаз и слышать их в голосе. Вступая в контакт с человеком, мы сначала всматриваемся в область вокруг глаз, а потом переводим взгляд на другие части лица. По параорбитальной области мы можем определить, благосклонен ли этот человек к нам, и можем ли мы чувствовать себя в безопасности.
Младенцы смотрят в глаза матери и наблюдают за мышцами вокруг глаз, чтобы распознать ее душевное состояние. Если глаза показывают радость, тепло, любовь и благосклонность, ребенок чувствует себя в безопасности и может успокоиться рядом с матерью. Если человек улыбается, но его мышцы вокруг глаз остаются при этом застывшими, а взгляд кажется холодным, он будет бессознательно восприниматься как опасный. Мы будем избегать контакта с ним. Только когда улыбка связана с сердцем — это значит, что глаза тоже «улыбаются», мы бессознательно распознаем, что можем чувствовать себя в безопасности. Улыбка может быть выученной, и тогда она не связана с сердцем.
По нижней половине лица мы считываем агрессивное отношение нашего собеседника. Мы — социальные существа, нуждающиеся в близости, потому что она помогает нам унять волнение или тревогу. Однако это невозможно, если данная потребность была фрустрирована в результате ранней травмы, полученной при контакте с лицом, заботившимся о ребенке, например, через телесное или сексуальное насилие. Травмированные люди не могут найти успокоение в телесном контакте и вместо этого выбирают уход в отстраненность или изоляцию как стратегию выживания. У таких людей часто окаменевшее выражение лица, и в социальных контактах они почти не используют мимику.
Ту часть парасимпатической системы, которая исторически сформировалась раньше, Порджес обозначил как нижнюю («дорсальную») ветвь блуждающего нерва. Она включается, когда в ситуации опасности нет возможности для борьбы или бегства и смерть кажется неминуемой. Дорсальный вагус обеспечивает быстрое затухание энергии, мобилизованной включением симпатического нерва. Таким образом, весь организм приводится в состояние телесного и психического оцепенения, и это последняя попытка спасения. В этом состоянии иммобилизация сопровождается разрывом контакта с соматическими переживаниями. Восприятие прекращается, сознание как бы оглушено. Контакт с ощущениями, связанными с переживанием настоящей ситуации, затруднен. Мы как бы погружаемся в телесную и психическую зимнюю спячку. Под внешне спокойной наружностью бушуют ранее мобилизованные симпатической системой мощные энергии борьбы и бегства. Они полностью подавляются дорсальной ветвью блуждающего нерва, прочно блокированы реакцией оцепенения, но их энергия остается нерастраченной.
Согласно Порджесу, вентральный вагус — это психологическая предпосылка способности к социальному взаимодействию. Он обеспечивает способность к самоуспокоению и возможность оставаться невозмутимыми. Если вентральный комплекс хорошо развит и находится в высоком тонусе, то он поддерживает прочность нашего Я, заботится о стабильном здоровье и помогает нам вступать в основанное на любви взаимодействие с партнером по отношениям. Если мы открыты миру собственных чувств, мы способны к выражению наших эмоций вовне.
В состоянии покоя сердце находится под влиянием вентрального вагуса. Он выступает как посредник между телом и психикой. Группа исследователей обнаружила, что активность блуждающего нерва важна для эмоционального и социального развития человека. Детство, несущее отпечаток чутких и нежных взаимодействий с матерью, ведет к живой эмоциональности и открытости к миру собственных чувств. Хорошо развитый вентральный вагус — один из главных факторов, обеспечивающих стрессоустойчивость. Высокий базальный тонус блуждающего нерва в детстве связан с лучшими когнитивными показателями и с хорошим телесным здоровьем.
Травматизация очень способствует тому, что мы теряем способность к активации вентрального вагуса. Мы всегда находимся в оборонительной позиции, у нас проблемы с социальным взаимодействием, и мы не можем сами себя успокоить. Гипербдительность, беспокойство и сверхчувствительность — это также последствия так называемых «заболеваний сердца».
Случай Лины
Лина несколько месяцев регулярно посещает терапевтическую группу. У нее тяжелая травма привязанности, и она страдает от последствий сексуальной травмы. Сегодня она хотела бы рассмотреть свои иллюзии любви с одним мужчиной, в которого она влюблена, но с которым у нее не получается построить здоровые отношения. Ее запрос звучит: «Как я себя чувствую с Гансом?»
При взаимодействии с Я сначала проявляется ее отвращение к сексуальному контакту. Потом Лина поставила фигуру Себя. У резонатора сразу же возникло приятное сердцебиение, но она чувствовала себя слегка неустойчиво. Себя очень расположено к Лине, и обе смотрят с надеждой. Спустя какое-то время фигура Себя чувствует, как светлый луч любви идет от ее сердца к сердцу Лины. Лина выглядит совершенно сбитой с толку и внезапно обхватывает себя за грудь. У нее возникла боль в сердце, которая полностью ее захватила. Боль такая сильная, что Лина не может ее сдержать и начинает громко плакать. Она энергично дышит и демонстрирует явное вскрытие травматичных чувств. Я сопровождаю ее в этом процессе спокойным голосом и предлагаю не подавлять эти чувства, а попробовать внутренне оставаться с ними в контакте. В то время как она открывается этим болезненным чувствам, я прошу ее одновременно оставаться в телесном и визуальном контакте с фигурой Себя, чтобы не потерять позицию присутствия и соединить боль того времени со взрослой Линой. Когда эта боль получает место в ее груди, Я подходит и с любовью и поддержкой кладет руки на лопатки Лины. Таким образом, чувствуя, как ее держат Себя и Я, и ощущая мою поддержку, она может полностью прочувствовать большую боль любви маленького, брошенного, одинокого ребенка. Я предлагаю ей оставаться одновременно в визуальном контакте с фигурой Себя, чтобы снова задействовать вентральный блуждающий нерв, пока она ощущает боль.
Ребенком Лина была одна со своей болью и, чтобы выжить, должна была ее отделить и скрыть в сердце. Теперь, когда здесь есть взрослый свидетель, а именно фигура Себя, и при этом она получает поддержку, Лина может остаться в контакте с ранней детской болью. При этом она удерживает в настоящем свою ранее травмированную часть. Боль больше не вынуждает ее уходить внутрь себя.
После того как Лина смогла найти успокоение в ощущении «хорошо удерживаемого бытия», у нее впервые появилось желание положить голову на плечо фигуры Себя, чтобы расслабиться. Она была поражена этим импульсом, раньше у нее никогда не было такого доверия своим ощущениям.
После работы Лина рассказала, что ее сердце так сильно болело из-за того, что такая большая любовь оказалась непринятой, и это причинило страшную боль. Лина никогда не смела выразить эту любовь, потому что ее мать не могла вынести это чувство. «Куда идти с такой любовью, которая настолько огромна для меня, что для нее нет слова?» Поэтому она смирилась и закрыла свое сердце и свою любовь от мира.
«Болезни сердца»
В 2014 году 338 056 человек в Германии умерли от болезней сердечно-сосудистой системы. Этот диагноз чаще всего указывается в качестве причины смерти. Биологически ориентированная медицина придерживается мнения, что правильное питание, здоровый образ жизни и достаточное количество движения — это лучшая профилактика «болезней сердца».
Среди «болезней сердца» медицина различает «функциональные сердечные заболевания», например «нарушения сердечного ритма» или «боли в области сердца», и заболевания, которые сопровождаются изменениями в органе, например «сужение коронарной артерии» или «инфаркт миокарда». Функциональные сердечные заболевания чаще всего проявляются через такие симптомы, как сердцебиение, экстрасистолия, тахикардия, колющие боли в области груди, жжение и чувство жара в верхушке сердца, колющие ощущения, боли и тянущие ощущения в левой стороне груди. Данные симптомы часто сопровождаются приступами панического страха и беспокойством за свою жизнь. На органическом уровне, как правило, нельзя обнаружить никаких дефектов. Согласно статистике, 10-25 % населения страдают от этих «непонятных сердечных симптомов».
Органические нарушения работы сердца наступают при появлении проблем с кровоснабжением и насыщением сердечной мышцы кислородом. Так как из-за наслоений на стенках сосудов происходит сужение коронарных артерий, область сердечной мышцы временно или длительно не получает достаточного кровоснабжения. Временное нарушение коронарного кровоснабжения проявляется в разных формах «стеснения в груди». Пациенты при этом чувствуют приступообразно проявляющиеся, давящие загрудинные боли, которые отдают в левую сторону груди и левую руку. В тяжелых случаях могут возникать состояния коллапса, которые сопряжены с тошнотой, одышкой, потоотделением и явно ощущаемым страхом смерти. Эти приступы длятся обычно всего лишь несколько минут. Инфаркт миокарда — самая распространенная причина смерти, причем его частота в последние годы сократилась из-за улучшения качества лечения острых заболеваний и уровня профилактической медицины. Инфаркт миокарда сегодня больше не является «болезнью менеджера», как утверждалось десятилетие тому назад. Сейчас он чаще встречается среди низших социальных слоев.
С точки зрения традиционной медицины, причина нарушения коронарного кровоснабжения лежит в кальцификации сосудов, которые должны снабжать сердечную мышцу кровью и кислородом. Эти сосуды становятся все менее эластичными, и поэтому объем кровоснабжения сердца уменьшается. В результате данного процесса ткани больше не получают достаточного количества крови и кислорода, их нехватка особенно заметна при повышенной нагрузке. Если тромб внезапно закрывает коронарную артерию, может также возникнуть инфаркт миокарда. Нижележащие ткани больше не получают кровь и кислород и отмирают за секунды. В случае маленькой зоны поражения инфаркт часто остается незамеченным. В месте инфаркта в качестве замещения образуется неполноценная рубцовая ткань. Если же отрывается большой тромб, это может привести к немедленной смерти. Из-за того, что признаки этого состояния часто не заметны пациентам, инфаркт миокарда переживается как внезапный и неожиданный.
Срока в своих книгах «Сердечные заболевания» и особенно «Инфаркт миокарда» представил другую теорию: кровоснабжение коронарных артерий зачастую в целом не уменьшается при их сужении. Если коронарные сосуды медленно сужаются из-за кальцификации, образуются так называемые коллатерали. Это означает, что формируется коллатеральное кровообращение, призванное гарантировать кровоснабжение сердца. В большинстве случаев сердечному приступу непосредственно предшествует сильный спад тонуса вентрального блуждающего нерва. Это прекращение вагальной активности сердца и есть причина внезапного дефицита кровоснабжения или и вовсе ишемии сердечной мышцы.
«Личность инфаркта» как стратегия выживания в травме
Психосоматическая медицина часто описывает человека, страдающего сердечными заболеваниями, как личность, отличительными чертами которой являются честолюбие, тревожность, склонность к тяжелой работе, готовность к конкуренции, склонность к доминированию, целеустремленность и нетерпение. Такой человек постоянно помещает себя в ситуации, когда он находится под давлением и всегда в цейтноте. Он имеет предрасположенность к гипертрофированному перфекционизму, страдает от повышенного самоконтроля и навязчивых мыслей. Он пытается добиться контроля над своим окружением, подавляет чувства, в особенности страх, и имеет склонность к рационализации. Такой человек тяжело расслабляется и успокаивается, потому что его напряжение постоянно переводится в движение. Он страдает от гиперактивности.
«Пациент с болезнью сердца» с трудом может выносить чувство зависимости и пассивности. Вне пределов профессиональной деятельности не существует наполненной жизни, в связи с этим убеждением он всячески избегает фазы покоя. Эти люди совсем не позволяют прорваться наружу тем чувствам из внутреннего мира, которые их подгоняют и провоцируют на такой образ жизни.
Психосоматическая терапия в основном заключается в предложении разнообразных техник расслабления, таких как аутогенная тренировка или дыхательная терапия. Однако их не хватает, чтобы исцелить лежащую за этим травму, так как описанная манера поведения типична для того, что Рупперт обозначает как «выживающую стратегию», характерную для «травмы любви».
Случай Морица
Мориц хотел бы сегодня рассмотреть нарушения своего сердечного ритма. Его запрос: «Я хочу узнать причину нарушения ритма моего сердца».
Я Морица сначала нейтрально и проявляет любопытство к процессу. Фигура Сердца становится отдельно от фигуры Нарушение ритма, оно чувствует себя так, как будто не относится к Морицу, как будто он его не приглашал. Сердце предпочло бы стоять ближе к Морицу, но не может до него добраться. Резонатор все сильнее и сильнее стучит по стене, чтобы его заметили. У него есть ощущение, что Мориц его не слышит. Тогда Сердце начинает плакать, ощущает глубокую печаль и подавленность. У него есть ощущение, что Мориц решил пройти свой жизненный путь без Сердца. Оно чувствует себя покинутым и одиноким. Оно хотело бы, чтобы ему разрешили лечь рядом с Морицем и приблизиться к нему.
Резонатор Моего чувствует сильную меланхолию и глубокую тоску по матери, а также потребность в теплом контакте. У него сердечная тоска по теплу, нежности и чувствам. Он спрашивает Морица, как так могло случиться, что он настолько далеко от сердца.
В ходе работы Сердце чувствует себя все слабее и теряет все больше энергии. Оно смотрит на Морица и говорит ему, что он ему так сильно нравится, что оно его даже любит! Сердцу хотелось бы, чтобы у него была мама, которая бы с чувством сказала: «Я люблю тебя!» Но этого никогда не было. А сейчас Сердце хотело бы, чтобы Мориц видел его и любил. Мориц пока еще не может дать любовь своему Сердцу. Трогательно быть наблюдателем этой сцены и видеть, насколько трудно Морицу открыться своему Сердцу, и как Сердце просительно смотрит на него.
С тех пор Мориц регулярно посещает группу и хочет научиться покоряться своему сердцу.
Травма любви
С точки зрения разработанной Францем Руппертом Ориентированной на идентичность терапии психотравмы, основа формирования преувеличенной потребности в признании и готовности растрачивать на это всего себя закладывается еще в детстве в отношениях с родителями. Мать не видит ребенка в его потребностях и не дает тонкого отклика на его сигналы, что переживается ребенком как эмоциональная катастрофа. Будучи взрослым, всю свою жизнь он пытается все-таки завоевать любовь матери через стремление к профессиональному успеху. В детском возрасте у него не было возможности каким-либо образом добиться внимания матери, быть ею увиденным и принятым. Последствия этого — эмоциональная изоляция, избегающее поведение в отношениях и отказ от собственных нежных чувств. Поэтому тоска по любви и защищенности вытесняется.
Таким образом, основа профиля личности «пациента с инфарктом» — дефицит материнской любви и чуткости. Вместо этого происходит ориентирование на предписание «быть тихим и послушным». Далее «пациент-сердечник» подчиняется враждебным жизни ценностям общества конкуренции. При этом возникает избыток накопленной злости и агрессии — с их помощью «пациент-сердечник» всю жизнь сдерживает желание защищенности, нежности и любви, вызывая процессы саморазрушения в своем сердце.
Ольга Баженова и Стивен Порджес провели эксперимент с пятимесячными младенцами. Вызванное проявлениями любви, внимания, дружеского участия и симпатии позитивное эмоциональное состояние отражалось в соответствующем радостном выражении лица и было связано с покоем, расслаблением и высоким тонусом блуждающего нерва. Так, вентральный вагус реагировал на нежное прикосновение, ласковый телесный контакт, абсолютно необходимый для ребенка. Чем выше тонус в покое, тем сильнее способность детей в период с 8 до 11 месяцев оставаться внимательными в процессе социального взаимодействия и тем сильнее их стрессоустойчивость. Отстраненность, депрессия, агрессивное поведение и проблемы со сном в возрасте трех лет статистически были существенно связаны с уменьшением тонуса вентральной ветви блуждающего нерва.
В этом исследовании выяснилось, что для развития вентрального вагуса чрезвычайно важно, чтобы родители обладали способностью регулировать возбуждение сильных чувств у детей. Для того чтобы процесс корегуляции родителей и детей был успешен, родители должны сами обладать хорошим контактом с собственными чувствами и стабильной структурой Я, чтобы не почувствовать свое бессилие перед чувствами, которые выражает ребенок. В безопасных отношениях привязанности к родителям ребенок обучается (и потом демонстрирует эти навыки во взрослом возрасте) самостоятельно регулировать свои чувства и вступать в хорошие социальные и личные контакты. Забота и поддержка в межличностных отношениях имеют решающее влияние на наше хорошее самочувствие, а также психическое и телесное здоровье. Срока пришел к выводу, что ранние нарушения в развитии отношений и чувств в более позднем возрасте выливаются в предрасположенность к слабости блуждающего нерва и инфаркту сердца.
Как обнаружил Франц Рупперт, речь идет о травме любви, когда из-за собственной травматизации мать не может дать ребенку любовь и безопасность. Эта нелюбовь может привести к тому, что ребенок чувствует себя отверженным, что порождает неразрешимую дилемму в его душе. Ребенок хочет напитываться мамой в круговороте любви. Эмоционально здоровая мать принимает большую любовь своего ребенка с радостью, соединяет ее с собственными чувствами любви и выражает через полный любви взгляд, нежное прикосновение, мягкий голос, и жизненная энергия любви снова перетекает к ребенку. Она здоровым образом направляет свое внимание на ребенка, чутко заботится о нем и крепко держит его в своих руках. Поэтому ребенок чувствует себя защищенным и в безопасности. Между ними возникает тесная связь любви, которую не может разделить ни время, ни пространство.
Когда у ребенка есть глубинное ощущение, что мать чувствует и замечает его потребности, это становится мощной основой для хорошего ощущения себя, и в ходе своего развития он обучается самостоятельно успешно регулировать свои страхи и «негативные» чувства. И тогда ребенок воспринимает мир как место, где его принимают с радостью, здесь у него есть все, что необходимо для жизни. Он развивается как личность с четкими границами и способен вступать в любовные отношения и хорошие социальные контакты.
Но если эта любовь, которую ребенок стремится передать матери каждой клеточкой своего существа, встречает отвержение, ребенок ощущает себя беспомощным, отчаявшимся и бессильным. Поэтому он не может вступить в здоровые отношения привязанности с матерью. В результате собственного опыта «травмы любви» мать не способна дать ребенку тепло и защищенность. Она травмирует своего ребенка и наносит ему глубокие эмоциональные раны своей сердечной холодностью.
Итак, мы здесь должны уделить внимание не только телесному насилию, но также взглянуть на часто внешне незаметное эмоциональное насилие. Непринятие в расчет, отвержение, наклеивание ярлыков, наказание прерыванием контакта и тому подобное переживаются ребенком как эмоциональное насилие. Как подчеркнул ван дер Колк, при эмоциональном отвержении ребенок чувствует такую же боль, как при телесном избиении. Симпатическая нервная система активизируется по максимуму, и его страх усиливается до паники.
Работа Марии наглядно показывает последствия непринятия ребенка в расчет и эмоционального насилия.
Случай Марии
У Марии уже несколько недель сильнейшие боли в сердце. Она прошла медицинское обследование, которое выявило, что органических причин для них нет. Ее запрос сформулирован следующим образом: «Я хочу узнать, что стоит за моей болью в сердце».
Резонатор Я сразу же чувствует сильное сердцебиение, панику, беспокойство и травматичные чувства, ей приходится прикладывать усилия, чтобы не упасть. Ее начинает тошнить, она ощущает, что вот-вот упадет без сил, чувствует сильное давление в горле и сжатие в груди. Ее одолевает сильный страх, который как будто мощной волной спускается по всему телу. Я погружается внутрь себя и чувствует, как будто жизнь хочет выйти из нее. Мария рассказывает, что в период пубертата у нее были фантазии о самоубийстве, которые она могла компенсировать через длительный сон. Таким образом она себя «выключала».
Появляется фигура Сердца. Оно всем телом дрожит от ужаса и ощущает ледяной холод. Мария при его взгляде отключает ощущения всех эмоций в теле. Она чувствует огромную тяжесть. Я предлагаю ей войти в визуальный контакт со своим Я, чтобы снова почувствовать стабильность, и она делает это. Между ними возникает контакт, Мария снова находится здесь и сейчас, у нее больше ясности. Я чувствует себя спокойно с появлением Сердца.
И тут Сердце начинает переступать с ноги на ногу, подобно часовому механизму, приговаривая «тик-так, тик-так». При этом оно ощущает потребность глубоко дышать. На ощупь оно чувствует себя холодным, но несмотря на это функционирует, хотя его активность сведена до минимума. Сердце чувствует себя как маленький ребенок, оставшийся без социальных контактов. Ему одиноко, оно ощущает себя покинутым. Мария сообщает, что она выросла на хуторе и что мать, в общем, о ней не заботилась. «Забота» матери была похожа на отношение к прислуге. Матери никогда по-настоящему не было рядом с ней.
Я чувствует себя очень тесно связанной с Сердцем и все время смотрит на него подавленно. Оба очень сильно ориентированы друг на друга. Сердце сейчас дышит для Я. Тогда присоединяется также Боль, и эта фигура чувствует внешнюю угрозу для себя. На это Я говорит, что здесь речь идет о жизни и смерти.
Присоединяется За, у этой фигуры тотчас начинается сильное сердцебиение, и она хочет убежать прочь. Она проявляет себя как выживающая часть, которая не имеет ничего общего с целым и предпочитает уйти на природу. Это заявление приносит Марии глубокое успокоение, так что она начинает плакать, потому что когда она была ребенком, природа была для нее единственным безопасным местом. Когда Мария показывает такие сильные чувства, Сердце в первый раз оборачивается к ней и смотрит на нее. Обе впервые находятся в визуальном контакте и узнают друг друга. Сейчас Я может снова открыть глаза и осмотреться вокруг. В конце концов, все трое видят друг друга. Теперь это хорошо для Марии.
Одинокий ребенок может либо бороться, либо убежать. Чтобы не умереть от перевозбуждения, он должен отщепить одолевающие его страх и невыносимую боль. Страх травмы — это страх смерти! Здесь активируется дорсальная ветвь блуждающего нерва. Она регулирует общую нервную систему в сторону снижения активности и приводит ребенка в состояние замирания. Дорсальный вагус берет управление, и система социальных взаимодействий (SES) выключается.
Мать, ее сердце и ее чувство любви к ребенку закрыты для него, удерживаются за непроницаемой стеной стратегий выживания в травме и становятся для него угрозой. Ее глаза пристально смотрят на ребенка с равнодушием, или она смотрит на него пустым ускользающим взглядом, как будто сквозь него. Она проецирует на ребенка свои страхи, отвержение и злость, а также собственные несбывшиеся желания. Ребенок никогда не может отразиться в любящих глазах матери. Он никогда не чувствует себя желанным, увиденным и принятым.
Так ребенок теряет контакт с собой, и вместе с этим доступ к собственным потребностям, своему сердцу и своему Я прекращается. Здоровое и стабильное самосознание отсутствует в случае ранней травмы привязанности. Младенец теряет контакт со своим Я, закрывается от собственных чувств, и вся активность его разума концентрируется на внешнем. Он все время смотрит на мать и пытается использовать свои ограниченные возможности для установления визуального контакта. Если мать со своими чувствами не для ребенка, тогда ребенок должен быть для матери. Если мать не проявляет чуткость к внутренней жизни ребенка, тогда ребенок проявляет чуткость к внутренней жизни матери и равняется на ее потребности. Ребенок учится тому, что контакт с людьми возможен только при самоотречении. Он теряет себя еще больше, невероятно напрягается внутренне и внешне, пытается справиться с дилеммой потребности в контакте и страха близости. Действительно расслабленный, сердечный и теплый контакт никогда не возможен.
Человек, который в течение всего детства получал травму привязанности в контакте с нелюбящей матерью, чтобы выжить, теряет также способность к телесному самоощущению. Только так ребенок может оставаться дальше в контакте с матерью, которая его эмоционально отвергает. Цена этого выживания — отказ от собственного Я. Образовавшийся зародыш Я не может укрепиться и развиться в сопереживающую личность.
Многочисленные конфликты, которые происходят из-за травматизации в течение многих поколений, сохраняются в психике отдельного члена семьи. Через биологически важный механизм связи ребенок вынужден идентифицировать себя с травматичными чувствами матери и ее предков. Как правило, мы привязываемся к людям, с которыми чувствуем себя в безопасности. Если мы вынуждены привязываться к людям, которые для нас представляют угрозу, мы должны идентифицироваться с подавленными травматичными чувствами нашего объекта привязанности. Чтобы дальше существовать в этом враждебном жизни окружении, ребенок в течение ряда лет все больше развивает стратегии выживания, которые мы описывали ранее как ошибочно предполагаемую структуру характера клиентов с инфарктом.
Случай Сони
Соня приходит на индивидуальные встречи, потому что уже несколько недель страдает от болей в сердце, сердцебиения и жжения в области груди, это ее страшно беспокоит. Ее запрос звучит: «Я хочу знать причину моих жалоб на сердце».
Я выхожу как заместитель ее Я, и у меня сразу возникает чувство, что Соня — это пустая оболочка без внутреннего содержимого в груди. Я не могу установить с ней контакт, и она смотрит на меня пустыми глазами. Тогда у меня начинает кружиться голова, и появляется четкая картинка ребенка, которого оставили лежать одного в кроватке. У меня возникает сильный страх и сильное сердцебиение. Я вижу, как от моего сердца к сердцу матери идет резиновая лента. Эта лента туго натянута и внезапно резко рвется, стремительно возвращается в мое сердце, стягивает грудь и оставляет большую открытую рану. Эта рана причиняет глубокую, мучительную, непереносимую боль. Все это сопровождается сильным страхом, что мать уже никогда не вернется. С этого момента больше нет ни минуты расслабления. Я начинаю отчаянно плакать и рассказываю клиентке о своей печали, одиночестве и страхе, что я должна умереть одна, оставленная матерью.
Соня слушает меня равнодушно и, когда Я смотрю ей в глаза, то разом все мои чувства как бы развеиваются, и Я снова становлюсь рассудительной. Я больше не чувствую. Вместе с травматичными ощущениями ушли все другие чувства, такие как радость жизни, надежда или удовольствие. Внутри ощущается пустота. С этого момента Я спокойный, замкнутый, послушный ребенок, который не объявляет собственных потребностей и не предъявляет требований. Мать радуется такому ребенку, о котором так легко заботиться.
Соня говорит, что где-то глубоко внутри нее это находит резонанс, однако она ничего не чувствует, у нее нет сочувствия ко мне. Тем не менее она подтверждает, что у нее никогда не было такого опыта, чтобы ее мать показывала какие-либо чувства. В ее детстве не было радости, печали, желания, как и не было живости.
Соня приходит с этого момента регулярно на группы, и постепенно ей становится ясно, в какой «враждебной детям» среде она выросла. Она приходит к своим собственным чувствам, чтобы найти выход из своей апатии и безволия. Ее жалобы на сердце в ходе терапевтической проработки ранней детской травмы привязанности исчезли.
Ориентированная на идентичность терапия психотравмы (ОИТП)
Для сопровождения клиента на его пути к регулируемому и стабильному Я-состоянию в терапии необходимо активизировать деятельность вентральной ветви блуждающего нерва. Восстановление здорового отношения к базовому переживанию себя является целительным
в терапии. Выстраивание связующего контакта с самим собой, основанного на любви, помогает оттаять замерзшему «Я» и возобновить движение чувств.
При уважительном и сочувственном сопровождении и помощи резонаторов работа клиента по встрече с собой может принести новый опыт отношений. Клиент сможет медленно, шаг за шагом, открыться своему сердцу и своим чувствам. И тогда «запустится» вентральный вагус, раскроется грудная клетка, и наступит все более увеличивающееся расслабление, которое проявится в распускании зажимов телесной и лицевой мускулатуры, в более мягком голосе, в более открытом взгляде и глубоком выдохе.
В работе с резонатором вентральный блуждающий нерв представляет собой нейробиологический центр терапии. Здесь происходит особенно интенсивное «социальное взаимодействие». Целью является интеграция травмы отщепленных, измененных и застрявших в прошлом замороженных частей собственной идентичности. Это происходит через восстановление связи с теми частями личности клиента, которые продолжают оставаться в плену прошлого и отделены от сознания в настоящем. Эти внутренние чувствующие части крепко застряли в старой травме из детского периода, им требуется интеграция в человеке, проявляющем себя как взрослый здесь и сейчас. Дети, которые увязли в прошлом, нуждаются во взрослом собеседнике, глубоко сопереживающем тяжелым событиям, повлекшим травму для ребенка, чтобы иметь возможность выйти оттуда.
Для этого необходимо сначала увидеть свою травмированную часть и признать ее на уровне разума. Травматерапия — всегда мягкая и контролируемая встреча с ужасами прошлого. Травматичное переживание должно получить место в собственной жизни, привести к эмоциональному успокоению и тогда через проявление сочувствия к самому себе интегрироваться в личность. При этом постепенно возникает сложная общая картина собственной жизни и собственного опыта. Так, может возникнуть идентичность, энергия, способность к эмпатии, уверенность в своих силах и дерзновение.
Речь идет о том, что клиент может сохранять взрослое присутствующее сознание, чтобы не упасть в регрессию, где воссоединение травмированных частей клиента в сознании здесь-и-сейчас невозможно. Речь идет о структурированном промежуточном пространстве, которое может отделить Сегодня от Тогда. Эту способность клиент получает в контакте со своим Я. Клиент должен, так сказать, уметь удерживать свою Я-структуру, чтобы интегрировать свои части. Если конфронтация с травмой произойдет слишком рано, когда еще не будет восстановлен контакт с Я, может случиться так, что клиент полностью погрузится в травматичные чувства ситуации из прошлого. И тогда есть опасность ретравматизации.
Поэтому важным условием интеграции является развитие клиентом двойственного восприятия себя. Это значит, что он может оставаться в контакте с собой, когда боль ситуации травмы поднимается из глубин его души и просачивается в переживания и ощущения, доступные сознанию. И в этом контексте очень хорошо, если у клиента есть здоровое, сильное, дающее опору, любознательное Я, которое сопровождает процесс, выступая на его стороне. Сегодня уже не нужно одному разрешать ситуацию, которая была невыносима для маленького ребенка тогда