В 10-11 классах на базовом и углубленном уровнях
Принципы построения курса русского языка в старших классах:
- историко-культурный(или культурно-гуманистический): формирование посредством языка национально-культурного и личностного самосознания в контексте диалога культур; при этом язык выступает как социально-исторический и культурный феномен, а культурный мир основан на единой духовной традиции;
- коммуникативный: обеспечение речевого компонента в структуре языковой личности, совершенствование умений и навыков в различной речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо), овладение культурой общения и культурой речевого поведения;
- этнолингвистический: рассмотрение языка как бесценного хранилища исторической памяти этноса, отражение его образа жизни, психологии, верований, этических и эстетических оценок;
- лингвоэкологический:воспитание любви к родному языку, обостренного чувства ответственности за его прошлое, настоящее и будущее; рассмотрение синхронии и диахронии языковогосостояния как естественно складывающейся гармонии традиции и новаторства;
|
|
- эстетический:формирование эстетического и нравственно-духовного отношения к языку; развитие языкового чутья и художественного вкуса.
Объединяющим началом уроков русского языка в старших классах являются творчество, побуждающее к знанию, и принцип интегративности, который реализуется на уровне:
- содержания предметов гуманитарного цикла;
- выделения отдельных аспектов языка (лексического, фонетического, словообразовательного, морфологического, синтаксического, стилистического, культурологического, лингвострановедческого) и овладения ими с учетом их взаимодействия в структуре высказывания;
- совместного, параллельного усвоения всех видов речевой деятельности;
- коммуникативной значимости ситуативной обусловленности языковых явлений;
- способов творческой деятельности школьников.
Таким образом, в процессе обучения у старшеклассников совершенствуются следующие уровни владения языком:
- собственно-лингвистический:способность свободно «манипулировать» языком безотносительно к характеру его использования в тех или иных сферах человеческой деятельности (например, способность к перефразированию, распознаванию омонимии, овладению синонимией; осознание неоднозначности словосочетаний и предложений, усвоение языковых норм и т.п.);
- энциклопедический:владение не только самим словом, но и «миром слова», то есть теми реалиями, которые стоят за словом и связями между реалиями (например, понимание родо-видовых отношений между вещами и понятиями; знание логики построения высказывания и целого текста; понимание однородности и неоднородности предметов (явлений), причинно-следственнных, временных и пространственных отношений и т. п.);
|
|
- национально-культурный:владение национально обусловленной спецификой использования языковых средств (например, знание коннотаций слов, речевых стереотипов, слов-реалий, характерных для жизни, быта русского народа);
- ситуативный:умение применять языковые знания и способности – как собственно-лингвистические, так и относящиеся к национально-культурному и энциклопедическому уровням – сообразно с ситуацией общения.
На заключительном этапе изучения в 10-11 классах русский язык как школьный предмет представлен на базовом и углубленном уровнях, каждый из которых имеет специфические цели обучения и вместе с тем выполняет общеобразовательные задачи.
Инвариантное содержание обучения на базовом и углубленном уровнях:
1. Учет надпредметной функции русского языка, что определяет уровень овладения общеучебными и речеязыковыми умениями, которые в совокупности дадут возможность выпускнику свободно пользоваться русским языком в разных ситуациях общения, в том числе в будущей профессиональной деятельности.
2. Реализация принципа единства языкового, речемыслительного, интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического, культурологического развития учащихся.
3. Формирование ключевых и предметных компетентностей на понятийной основе.
4. Развитие всех видов речевой деятельности в единстве и взаимосвязи.
5. Создание условий для формирования у учащихся функциональной грамотности как способности понимать, передавать и эффективно использовать текстовую информацию в ежедневной, профессиональной и общественной жизни.
6. Обеспечение использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для развития готовности к речевому взаимодействию, к сотрудничеству.