III. Особенности содержания русского языка и литературы

В 10-11 классах на базовом и углубленном уровнях

Принципы построения курса русского языка в старших классах:

- историко-культурный(или культурно-гуманистический): формирование посредством языка национально-культурного и личностного самосознания в контексте диалога культур; при этом язык выступает как социально-исторический и культурный феномен, а культурный мир основан на единой духовной традиции;

- коммуникативный: обеспечение речевого компонента в структуре языковой личности, совершенствование умений и навыков в различной речевой деятельности (слушание, говоре­ние, чтение, письмо), овладение культурой общения и культурой речевого поведения;

- этнолингвистический: рассмотрение языка как бесценного хранилища исторической памяти этноса, отражение его образа жизни, психологии, верований, этических и эстетических оце­нок;

- лингвоэкологический:воспитание любви к родному языку, обостренного чувства ответственности за его прошлое, настоящее и будущее; рассмотрение синхронии и диахронии языковогосостояния как естественно складывающейся гармонии традиции и новаторства;

- эстетический:формирование эстетического и нравственно-духовного отношения к языку; развитие языкового чутья и художественного вкуса.

Объединяющим началом уроков русского языка в старших классах являются творчество, побуждающее к знанию, и принцип интегративности, который реализуется на уровне:

- содержания предметов гуманитарного цикла;

- выделения отдельных аспектов языка (лексического, фонетического, словообразовательного, морфологического, синтаксического, стилистического, культурологического, лингвострановедческого) и овладения ими с учетом их взаимодействия в структуре высказывания;

- совместного, параллельного усвоения всех видов речевой деятельности;

- коммуникативной значимости ситуативной обусловленности языковых явлений;

- способов творческой деятельности школьников.

Таким образом, в процессе обучения у стар­шеклассников совершенствуются следующие уровни владения языком:

- собственно-лингвистический:способность свободно «манипулировать» языком безотносительно к характеру его использования в тех или иных сферах человеческой деятельности (например, способность к перефразированию, распознаванию омони­мии, овладению синонимией; осознание неоднозначности словосочетаний и предложений, усвоение языковых норм и т.п.);

- энциклопедический:владение не только самим словом, но и «миром слова», то есть теми реалиями, которые стоят за словом и связями между реалиями (например, понимание родо-видовых отношений между вещами и понятиями; знание логики построения высказывания и целого текста; понимание однородности и неоднородности предметов (явлений), причинно-следственнных, временных и пространственных отношений и т. п.);

- национально-культурный:владение национально обуслов­ленной спецификой использования языковых средств (напри­мер, знание коннотаций слов, речевых стереотипов, слов-реалий, характерных для жизни, быта русского народа);

- ситуативный:умение применять языковые знания и способности – как собственно-лингвистические, так и относящиеся к национально-культурному и энциклопедическому уров­ням – сообразно с ситуацией общения.

На заключительном этапе изучения в 10-11 классах русский язык как школьный предмет представлен на базовом и углубленном уровнях, каждый из которых имеет специфические цели обучения и вместе с тем выполняет общеобразовательные задачи.

Инвариантное содержание обучения на базовом и углубленном уровнях:

1. Учет надпредметной функции русского языка, что определяет уровень овладения общеучебными и речеязыковыми умениями, которые в совокупности дадут возможность выпускнику свободно пользоваться русским языком в разных ситуациях общения, в том числе в будущей профессиональной деятельности.

2. Реализация принципа единства языкового, речемыслительного, интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического, культурологического развития учащихся.

3. Формирование ключевых и предметных компетентностей на понятийной основе.

4. Развитие всех видов речевой деятельности в единстве и взаимосвязи.

5. Создание условий для формирования у учащихся функциональной грамотности как способности понимать, передавать и эффективно использовать текстовую информацию в ежедневной, профессиональной и общественной жизни.

6. Обеспечение использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для развития готовности к речевому взаимодействию, к сотрудничеству.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: