IV. Анализ утвержденных УМК по русскому языку и литературе

Предлагаем краткий анализ УМК по русскому языку и литературе в условиях реализации ФГОС СОО.

- Русский язык. 10-11 классы / под ред. Т.М. Воителевой. – М.: ООО «Образовательно-издательский центр «Академия»»

Основное внимание в учебниках уделяется усвоению единиц русского литературного языка и норм их употребления на всех уровнях языковой системы, что обеспечивает коммуникативную направленность обучения. Реализуется компетентный подход, способствующий совершенствованию всех видов компетенций: лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой.

В учебниках представлен теоретический материал по всем основным разделам русского языка: фонетике, орфоэпии, лексике и фразеологии, графике и орфографии, морфемике и словообразованию, морфологии (10 класс), синтаксису и пунктуации (11 класс). Учебный материал разбит по классам на несколько глав в соответствии с содержанием курса. 10 класс: «Наука о русском языке», «Язык и речь», «Фонетика, графика, орфография, орфоэпия», «Лексика и фразеология», «Морфемика и словообразование», «Морфология и правила правописания частей речи». 11 класс: «Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и простое предложение», «Сложное предложение», «Культура речи и стилистика», «Функционирование языковых единиц в речи», «Изобразительно-выразительные средства языка», «Общие сведения о языке», «Готовимся к экзаменам». Каждая глава учебников включает в себя:

- сведения о существенных признаках языкового понятия;

- алгоритм действий, посредством которого автор приглашает читателей (учащихся) к совместному наблюдению и анализу новых языковых понятий, данный в виде комментария и отмеченный на полях чертой;

- основные правила правописания;

- сведения по культуре речи, стилистические особенности названных в разделе понятий;

- употребление единиц языка в речи.

Теоретический материал закрепляется тренировочными упражнениями, что позволяет осознанно усваивать основные языковые понятия. Тренировочные упражнения направлены на формирование правописных и речемыслительных умений и навыков, в том числе навыков языкового разбора. Разнообразные упражнения, полностью соответствующие изложенному теоретическому материалу, расположены по принципу возрастающей трудности, от простого к сложному. В каждой главе предложены тексты, обеспечивающие формирование культуроведческой компетенции учащихся (тексты о традициях, укладе жизни, обрядах, народных праздниках, русские пословицы и поговорки и пр.).

 

- Русский язык. 10-11 классы / под ред. Н.Г. Гольцовой. – М.: ООО «Русское слово-учебник»

Учебник представляет собой некий «свод законов» всех уровней русского языка, сфер его функционирования и ставит целью повторение, обобщение, систематизацию и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе. Акцент делается на формировании навыков грамотного письма. Подача материала крупными блоками позволяет представить русский язык как систему, а разделы науки о языке – как взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты этой системы.

Изложение материала в учебнике строится в соответствии с принципами научности и системности и на основе последних достижений науки о языке и методики обучения русскому языку. Учебник обеспечивает совершенствование умений и навыков практическим путём.

Книга рассчитана на организацию дифференцированной работы учащихся: коллективной, групповой, индивидуальной, бинарной. Поэтому каждый ученик в зависимости от уровня подготовленности будет выполнять лишь часть заданий, данных в учебнике. Упражнения учебника можно условно можно было бы распределить по трём группам:

1) тренировочные, направлены на формирование прочных правописных навыков, навыков грамматических разборов, объяснения конкретных лингвистических фактов;

2) обобщающие, требующие от школьников целого комплекса навыков и умений;

3) контрольные упражнения составляют систему проверочных заданий.

Разработанная авторами система упражнений предполагает «пошаговый» характер формирования умений и навыков, обеспечивает глубокое владение учебным материалом, нацеливает учащихся на планомерную самостоятельную работу.

Тематика текстов, использованных в качестве дидактического материала, самая разнообразная. Более половины из них – отрывки из художественных произведений. Через тексты и отдельные предложения по всему учебнику проходит тема любви к родному краю, к Родине, исторической памяти, искусства в жизни человека, экологическая проблема и т.д., которые становятся основой для решения воспитательных задач – для социализации личности. Межпредметные связи обеспечиваются наиболее близко стоящих друг к другу предметов – русского языка и литературы, что свидетельствует об общечеловеческой ценности языкового дидактического материала.

Методический аппарат нацелен на компетентностную направленность. Система работы с материалами построена таким образом, что учитель имеет возможность отбирать задания для формирования конкретных видов компетенций: лингвистической, языковой и речевой.

Коммуникативно-деятельностный подход прослеживается в системе заданий, их формулировании, в последовательной работе с текстами. Кроме того, содержание любого упражнения и текста учебника может быть использовано учителем в целях речевого развития учащихся.

Учебник предусматривает систематическую работу учащихся, связанную со словарями, что позволит им в дальнейшем ориентироваться в современном информационном пространстве. Кроме того, большинство упражнений предполагает систематическое обращение учащихся к словарям: толковому, орфографическому, фразеологизмов и т.д.

 

- Русский язык. 10-11 классы (базовый и углубленный уровни) / под ред. С.И. Львовой. – М.: ООО «ИОЦ Мнемозина»

Учебник полностью соответствует требованиям ФГОС СОО и реализует основные его идеи: утверждение личностно ориентированной парадигмы образования в целом, ориентация на планируемые результаты обучения, усиление метапредметной образовательной функции родного языка в учебно-воспитательном процессе, реализация системно-деятельностного подхода в образовании, формирование функциональной грамотности как способности максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать, реализация компетентностного подхода в обучении.

Авторы представляют учебный материал в соответствии с обозначенными ими целями обучения в старших классах:

1) углубить представление о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры русского и других народов; русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; роли русского языка в развитии ключевых компетенций для успешной самореализации, для овладения профессией, для развития навыков самообразования и социализации в обществе;

2) сформировать навыки самоанализа и самооценки собственной речи, развить способность прогнозировать коммуникативные трудности и преодолевать их в процессе общения; развить умения оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

3) усовершенствовать умения, связанные со всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; овладеть механизмами адекватного понимания чужой речи при чтении и аудировании, а также механизмами создания коммуникативно успешного речевого высказывания в процессе говорения и письма.

Обучение в рамках компетентностного подхода понимается авторами как процесс приобретения опыта применения усвоенных знаний, умений и навыков и опыта самоанализа и самооценки собственных коммуникативных действий. Все это обеспечивается содержанием учебника и особенностями предъявления материала. Теоретический и практический материал предъявляется таким образом, чтобы вспоминать, думать, размышлять, сравнивать, оценивать, высказывать свою точку зрения. Специальные типы упражнений целенаправленно и поэтапно развивают метапредметные умения («Слушаем и анализируем звучащую речь», «Систематизируем изученное ранее и совершенствуем умения», «Проводим самостоятельное исследование», «Обращаемся к Интернету», «Обращаемся к справочной литературе» и др.). Система памяток-инструкций, словарей и справочников позволяет правильно и рационально организовывать учебную деятельность и самостоятельно оценить её результаты. Разнообразные наглядные средства печатной и электронной форм учебника (рисунки, коллажи, схемы, таблицы, плакаты, анимационные ролики, аудио- и видеоинформация и т.п.) направлены не только на формирование учебных умений, но и на отработку универсальных учебных действий.

Обучающиеся последовательно овладевают разными видами чтения. Навыки формируются в процессе выполнения системы предтекстовых и послетекстовых заданий. Целенаправленное повторение и систематизация изученного ранее материала обеспечивает подготовку к ЕГЭ по предмету.

 

- Русский язык. 10-11 классы / под ред. Л.М. Рыбченковой. – М.: «Просвещение»

Учебник по русскому языку создан в соответствии с ФГОС СОО. Его особенностью является направленность обучения на взаимосвязанное овладение языковой, коммуникативной и информационной компетенциями. При таком подходе каждый урок русского языка становится не только уроком овладения знаниями о системе языка, языковыми умениями и навыками, но и уроком развития речи учащихся, уроком формирования метапредметных умений и способов деятельности.

Учебник представляет собой переработанный и дополненный в соответствии с Примерной программой учебник «Русский язык» Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М. Последовательно и планомерно в содержании и способах подачи учебного материала реализуется преемственность с УМК для основной школы (авторы: Рыбченкова Л.М., Александрова О.М. и др.). Учебник создан в рамках проекта «Академический школьный учебник», особенностями которого являются: фиксированный формат, содержание учебника по принципу «минимакс», использование вспомогательных и дополнительных ресурсов к учебнику.

Учебник по-современному внешне и внутренне оформлен. Разработаны новые обложки, оригинал-макет, введены новые рубрики: «Лингвистические заметки», «Это интересно», «Культура речи», «Лингвистические задачки», «Словарь» и др. Их использование позволяет осуществлять преподавание русского языка с учетом современных методических требований: знакомство с дополнительным теоретическим материалом, совершенствование культуры речи при деятельном освоении норм современного русского литературного языка, эффективное повторение материала, решение нестандартных задачек, освоение языка к контексте истории и культуры страны.

Авторы предусматривают речевую направленность курса. Фундаментом предметной области «Русский язык и литература» выступает культура речи, освоение которой позволит учащимся овладеть основными приёмами использования языковых средств в различных ситуациях речевого общения. В книге содержатся дифференцированные задания и упражнения разной направленности, ориентированные на качественную подготовку учащихся к сдаче экзаменов. Учебник можно использовать и как самоучитель (рубрики «Советы помощника», «Памятка», «Энциклопедия советов»).

 

- Русский язык. 10-11 классы / под ред. Л.А. Вербицкой. – М.: «Просвещение»

Учебник составлен в рамках инновационного проекта «Сферы», который выступает первым и единственным комплексным образовательным продуктом для всех уровней школьного образования (с 1 по 11 класс), что позволяет реализовать преемственность содержания и единство формата представления учебного материала не только с учебниками по русскому языку для основной школы, но и с учебниками по другим предметам.

«Сферы» представляет собой единую информационно-образовательную среду для формирования основных навыков и умений XXI века, повышения эффективности и качества образования, реализации потребностей основных участников образовательного процесса (педагогов, обучающихся и их родителей). Особенностями учебников данной линии выступают фиксированный формат, лаконичность текстового материала, унифицированное построение разделов (тем) и разворотов (параграфов); практико-ориентированная система заданий; сквозные рубрики и выстроенная система навигации по УМК; обширный и разнообразный иллюстративный ряд, большое количество дополнительных информационных рубрик, условия для реализации межпредметных связей.

Учебник продолжает предметную линию «Русский язык» для среднего звена тех же авторов. Разворотный принцип оформления ориентирован на дизайн интернет-сайта: фрагментированный основной текст с графическим выделением главного – «Фокус» и правила для заучивания; гипертекст, всплывающие окна с дополнительным текстом. «Блокнот», «Словарная работа», «Мои исследования», визуальные комментарии. Следует отметить вдумчивый подбор текстов для упражнений с учётом изучаемой темы, возраста и интересов школьников, баланса классических и современных литературных текстов.

Особое внимание в старших классах уделяется нормам русской речи, развитию устной и письменной речи. Вопросы и задания в учебнике нацелены на самостоятельную обработку и извлечение информации, развитие мышления, навыков самооценки, целеполагания, исследовательских навыков и навыков проектной деятельности. УМК направлен на подготовку к ГИА.

Литература

- Зинин С.А., Сахаров В.И. Литература (Базовый уровень) (в 2-х частях).10-11 классы. – М.: ООО «Русское слово - учебник»

УМК для 10-11 классов соответствуют Федеральному компоненту государственного стандарта среднего общего образования и требованиям к уровню подготовки обучающихся по литературе. Линия учебников по литературе для средней школы является логическим продолжением линии Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева для основной школы.

При построении курса на историко-литературной основе особое внимание уделено развитию умений видеть связь художественных произведений с исторической эпохой, ее политическими, социальными и культурными тенденциями. Целостный взгляд на русскую литературу как величайшее национальное сокровище помогает воспитанию патриотизма, уважения и любви к отечественной истории и культуре. В содержательном отношении предлагаемый авторами историко-литературный курс имеет целью рассмотрение основных потоков русской литературы ХIХ-ХХ веков как высокого патриотического и гуманистического единства, в основе которого лежит любовь к России и человеку – главным и непререкаемым ценностям нашей культуры. Структура курса отражает принцип поступательности в развитии литературы, преемственности литературных явлений, рассматриваемых в общекультурном контексте. Применительно к русской классике ХIХ века авторы стремились к наиболее широкому освещению литературного процесса второй половины столетия (творчество А.Н. Островского, И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Н.Г. Чернышевского, Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и других писателей). Существенно переосмыслены авторами структура и содержание курса литературы ХХ века. Авторы стремились избежать «перекосов» в соотношении различных пластов литературы XX столетия (реализм и модернизм, эмигрантские и советские авторы и т.д.). Обзорные и монографические разделы курса, взаимно дополняя друг друга, отражают общую динамику развития отечественной литературы на фоне великих исторических свершений и катаклизмов.

Богатый историко-литературный материал, широко и разнообразно представленный в УМК, организован в соответствии с задачами его использования, т.е. варьирования в зависимости от специфики класса.  УМК позволяет дать старшеклассникам возможность выбора траектории освоения знаний, обеспечить его право на индивидуально-творческое погружение в то общее «поле культуры», которое формирует духовный мир личности в ее связи с общенациональной традицией. В каждой части учебника помещены тексты основных художественных произведений и их фрагментов, необходимые на уроках. Кроме вопросов и заданий даны темы сочинений, рефератов и докладов, необходимая библиография.

- Лебедев Ю.В. Литература. (Базовый уровень в 2-х частях). 10-11 классы. – М.: АО «Издательство «Просвещение»

Историко-литературный курс, изучаемый в средней школе, разбит на два этапа: XIX в. – 10 класс, ХХ в. – 11 класс. УМК содержит фрагменты критических и литературоведческих статей, дополнительные материалы историко-биографического характера, разноуровневую систему вопросов и заданий, сопровождаемых рекомендациями и советами.

Учебник, хрестоматия и практикум построены по единому хронологическому принципу. Методические советы к учебнику (авторы Лебедев Ю.В., Романова А.Н.) содержат подробные поурочные разработки, тематическое планирование базового и профильного уровней литературного образования.

 В учебнике предлагается целостный взгляд на русскую классическую литературу XIX века от Пушкина до Чехова. Пристальное внимание уделяется нравственному потенциалу нашей классики, вечным проблемам, волнующим человека во все времена. Раскрываются особенности художественного мироощущения русских писателей, сохранивших в своем творчестве триединство добра, истины и красоты.

 

- Михайлов О.Н., Шайтанов И.О., Чалмаев В.А. и др. / под ред. Журавлева В.П. Литература. (Базовый уровень в 2-х частях). 10-11 классы. – М.: АО «Издательство «Просвещение»

УМК соответствует концепции разрабатываемых ФГОС СОО; знакомит выпускников с новейшим, современным взглядом на литературный процесс XIX - ХХ веков. В его основе приобщение к духовно-нравственному опыту народа, нашедшему отражение в русской литературе, постижение национальной самобытности классики, воспитание идейно-нравственного подхода к оценке действительности, запечатленной в произведениях литературы, анализ в единстве формы и содержания программных художественных произведений, формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности, диалог автора и читателя в процессе изучения курса литературы, обращение к различным источникам информации (словари, энциклопедии) для решения познавательных задач (подготовка к докладу, к написанию эссе, рецензии),умение обрабатывать информацию, найденную в Интернете.

- Свирина Н.М, Федоров С.В., Обухова М.Ю. и др. (1 часть), Ачкасова Г.Л., Гордиенко Л.Л. и др. (2 часть) / Под общей редакцией академика РАО Вербицкой Л.А. Литература. (Базовый уровень в 2-х частях).                     10-11 классы. – М.: АО «Издательство «Просвещение»

 Издание подготовлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и освещает вопросы курса литературы для средней школы. Главными особенностями данного учебника являются фиксированный в тематических разворотах формат, лаконичность и жёсткая структурированность текста, разнообразный иллюстративный ряд. Учебник содержит параграфы с самыми необходимыми сведениями о литературе, короткие рассказы о писателях и художественные произведения (большие даны в сокращении). Линию УМК отличают: соединение в учебном сюжете литературоведческого, исторического и искусствоведческого компонентов; синхронизация литературы с историей, наличие "ленты времени"; изучение отечественной литературы XIX века в контексте зарубежной европейской литературы этого же периода; наличие блока современной отечественной литературы; изучение её во взаимосвязи с классической традицией; лаконизм, простота и доступность изложения материала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: