| Департамент социальных наук | |
| Программа социологического исследования | |
|
| |
«Удовлетворенность студентов, проживающих в кампусе ДВФУ, его социальной инфраструктурой»
| Исследовательская группа: Студенты группы Б4118-39.03.01 Аширов А. А., Мяктова А. А., Крестова Е. П., Шевчук-Крылова В. А. Фамилия И.О. |
Владивосток
2020
Методологический раздел
Обзор литературы
Слово кампус имеет латинское происхождение и обозначает «открытое пространство», первый кампус в истории – территория Принстонского университета, в России так исторически называли территории университетских городков.
Произошедшие в 19 веке промышленная революция и зарождающееся массовое производство спровоцировали новую волну урбанизации. Рост городского населения в Америке и Европе, а также необходимость подготовки технических специалистов стали отправной точкой для переосмысления роли образования в быстро развивающемся обществе, в итоге это привело к тому, что уже в начале 20 века университетские кампусы стали носить градообразующий характер. Об этом говорится в статье О. Л. Кашко «Градообразующая роль университетов в условиях промышленной революции сер. 19 века»[1]. В настоящее время нельзя переоценить вклад университетов в развитие городской среды, однако с ходом истории всё более остро вставал территориальный вопрос, так как университетский кампус требует довольно много пространства, что проблематично в условиях плотной городской застройки.
Некоторые отечественные социологи (в частности, А. В. Берестова и В. А. Ларионова[2]), чью позицию разделяют авторы данного исследования, считают, что в настоящее время оптимальной моделью для создания кампуса современного университета является пригородный тип кампуса, оснащенный собственной развитой социальной инфраструктурой и удовлетворяющий учебные, бытовые и досуговые потребности студентов, проживающих в нем.
Ю. В. Подопригора, Е. В. Уфимцева, Т. В. Захарова и А. М. Елисеев в статье «Социокультурная среда университетского города - управленческий аспект»[3], рассуждая о связи города и университета, отмечают неразрывную синергетическую связь и выделяют градообразующую, градоразвивающую и даже градосохраняющую функции университетских кампусов. Таким образом, проблема университетского города, как академического, технологического, культурного, научного и инновационного центра, определяющего и задающего тенденции городского развития сильно возрастает. При этом отмечается, что в современных условиях, одним из трендов развития университетской среды является создание полуавтономных кампусов, удовлетворяющих учебные, социальные, бытовые и досуговые потребности студентов. Такой подход позволит обеспечить наиболее благоприятную среду для обучения и проживания на территория кампуса.
В статье «Оценка показателей социальной структуры университета» И. М. Романова и А. Н. Троценко[4] утверждают, что создание благоприятных социальных условий в университете является одним из весомых факторов привлечения и удержания квалифицированных специалистов и талантливых студентов. В данном исследований затрагивается тема социальной инфраструктуры кампуса ДВФУ, изучается мнение студентов и сотрудников ВУЗа по поводу их удовлетворенности социальной инфраструктурой университета. С момента проведения исследования прошло уже 5 лет, основной контингент обучающихся сменился, а в социальной инфраструктуре кампусе произошло довольно большое количество изменений.
В том же 2016 году Ю. Ю. Чмырь, в соавторстве с несколькими студентами ДВФУ было проведено исследование «Особенности жизни и учёбы в кампусе университета»[5]. В рамках данного исследования изучались вопросы, связанные с досугом, проживанием и технической стороной обучения (доступность розеток, качество рабочих досок и др.), данное исследование содержало 14 вопросов которые раскрывали ту или иную сторону социальный инфраструктуры университета лишь в общим виде и не раскрывали деталей, которые несомненно очень важны в таком исследовании. В результатах исследования были выделены самые актуальные проблемы на тот момент, среди которых упоминаются качество воды, взаимодействие с администрацией и др. Никаких гипотез не выдвигалось, соответственно результаты этого исследования на данный момент не отражают действительность и требуют актуализации.
Таким образом, проведенные исследования позволяют сформировать теоретическую основу данного исследования, на их основе можно сделать вывод, что университет и университетский кампус – очень важная и неотъемлемая часть города, однако ввиду плотности городской застройки самой актуальной моделью строительство таких кампусов является пригородный тип. Принципиальным аспектом при организации пространства кампуса является его социальная инфраструктура, качественное создание которой должен обеспечить каждый современный университет. Результаты эмпирического исследования будут использованы для сравнения мнения обучающихся, проживающих в кампусе ДВФУ по некоторым аспектам. В частности, значимости тех или иных элементов социальной инфраструктуры кампуса и уровень удовлетворенности обучающихся ими.
Проблемная ситуация: ДВФУ, являясь современным университетом, построенным в соответствие с мировыми образовательными стандартами, является флагманом высшего образования на Дальнем востоке России. Так как кампус университета спроектирован в соответствие с пригородной моделью, он должен быть обеспечен не только качественной учебной и научной инфраструктурой, но и социальной. Кампус ДВФУ является одним из немногих подобных проектов на территории России. При поступлении в университет студенты ожидают получить не только качественное образование, но и проживать в социальной инфраструктуре кампуса, которая соответствует современным требованиям и мировым стандартам. На основании уже проведенных раннее исследований на эту тему можно сказать, что в период с 2012 по 2016 год ожидания студентов не всегда были оправданы и сами студенты говорили о проблемах, которые связаны с социальной инфраструктурой. Интересным представляется выяснить, как обстоят дела в данный момент и удовлетворены ли ожидания студентов о социальной инфраструктуре кампуса ДВФУ.
Проблема исследования: Противоречие между ожиданием студентов проживать в кампусе, социальная инфраструктура которого соответствует современным требованиям и запросам студентов, и их удовлетворенностью от того, с чем они сталкиваются в действительности.
Объект: обучающиеся, проживающие в кампусе ДВФУ.
Предмет: мнение обучающихся, проживающих в кампусе ДВФУ о его социальной инфраструктуре.
Цель: сравнить мнение обучающихся, проживающих в кампусе ДВФУ о значимости тех или иных элементов социальной инфраструктуры и уровень удовлетворенности ими этой социальной инфраструктурой.
Задачи:
1. Выяснить уровень удовлетворенности обучающимися, проживающими в кампусе ДВФУ его жилищно-коммунальной инфраструктурой (состояние комнат, состояние кухни в блоке, обеспеченность бытовой техникой, состояние прачечной, качество работы коммунальных служб, обеспечение безопасности проживания, качество работы администратора корпуса);
2. Выяснить уровень значимости для обучающихся, проживающих в кампусе ДВФУ его жилищно-коммунальной инфраструктуры (состояние комнат, состояние кухни в блоке, обеспеченность бытовой техникой, состояние прачечной, качество работы коммунальных служб, обеспечение безопасности проживания, качество работы администратора корпуса);
3. Выяснить уровень удовлетворенности обучающимися, проживающими в кампусе ДВФУ его транспортной инфраструктурой (маршруты университетского транспорта, осуществляющего перевозку до кампуса университета, наличие автомобильных парковок на территории кампуса, работа автобусов-шаттлов, состояние, количество и место расположения лестниц на территории кампуса, наличие крытых остановок на пути следования автобусов-шаттлов, пешеходные тропинки на территории кампуса);
4. Выяснить уровень значимости для обучающихся, проживающих в кампусе ДВФУ его транспортной инфраструктуры (маршруты университетского транспорта, осуществляющего перевозку до кампуса университета, наличие автомобильных парковок на территории кампуса, работа автобусов-шаттлов, состояние, количество и место расположения лестниц на территории кампуса, наличие крытых остановок на пути следования автобусов-шаттлов, пешеходные тропинки на территории кампуса);
5. Выяснить уровень удовлетворенности обучающимися, проживающими в кампусе ДВФУ его культурно-досуговой инфраструктурой (наличие/отсутствие кинозала, наличие/отсутствие развлекательного центра, наличие/отсутствие концертных залов под открытым небом, наличие/отсутствие ботанического сада/оранжереи, наличие/отсутствие музея/галереи, состояние и количество открытых учебно-досуговых пространств, наличие/отсутствие и состояние спортивных залов в жилых корпусах, наличие/отсутствие скейт-площадки);
6. Выяснить уровень значимости для обучающихся, проживающих в кампусе ДВФУ его культурно-досуговой инфраструктуры (наличие/отсутствие кинозала, наличие/отсутствие развлекательного центра, наличие/отсутствие концертных залов под открытым небом, наличие/отсутствие ботанического сада/оранжереи, наличие/отсутствие музея/галереи, состояние и количество открытых учебно-досуговых пространств, наличие/отсутствие и состояние спортивных залов в жилых корпусах, наличие/отсутствие скейт-площадки);
7. Выявить элементы социальной инфраструктуры, с наибольшим разрывом между средними показателями значимости и удовлетворенности, по мнению обучающихся.
Логический анализ объекта (предмета) исследования:






