Современная реформа МВД: правовой анализ

Начало второго десятилетия третьего тысячелетия ознаменовалось поворотным в новейшей истории органов внутренних дел Российской Федерации событием - 1 марта 2011 г. вступил в силу Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»[14].

В природу любых перемен заложено право. Именно с него и начинается реформа. В формировании права огромную роль играют традиции, политические и социально-экономические потребности, возникающие на определенном этапе развития государства. В результате появляется необходимость в формализации права и представлении к общественному применению в качестве государственной воли.

Реформирование и модернизация системы МВД России и территориальных органов внутренних дел начались с указов Президента РФ от 24 декабря 2009 г. № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» и от 18 февраля 2010 г. № 208 «О некоторых вопросах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации». В развитие Закона «О полиции» Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 получило утверждение новое Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации. Следует отметить, что впервые в нормотворческой практике Президент РФ утвердил Типовое положение о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации. Состав полиции и численность органов внутренних дел определены указами Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции» и № 252 «О предельной штатной численности органов внутренних дел Российской Федерации».

Безусловно, масштабная реформа МВД России открыла путь для кардинальных преобразований в стране и ее государственного управления. Стратегическая цель реформирования состоит, главным образом, в создании современной и эффективной правоохранительной системы в Российском государстве. Тактическая же цель данной реформы заключается в избавлении министерства от непрофильных функций.

Анализируя процесс реформирования, следует отметить, что в ходе осуществления демократических и правовых, а также экономических преобразований не всегда удается достичь намеченных положительных результатов. Более того, порой, наблюдается явное усугубление отдельных проблем. Ярким примером может являться тот факт, что сегодня обеспечение соблюдения и защиты прав законопослушных российских граждан представляет собой проблему, которая касается как правозащитных движений, так и исполнительных органов, включающих весь их правоохранительный блок. Не секрет, что нарушение прав и законных интересов граждан самым негативным образом влияет на общественное политическое состояние общества, возникает явное недоверие у граждан к возможности представителей властных структур, в том числе и правоохранительных органов, обеспечить их защиту от криминальных элементов. Заметим, что именно существующая практическая деятельность органов внутренних дел и их оперативных подразделений, имеющая до сих пор карательный уклон, породила недоверие российских граждан. Еще не удалось, к сожалению, преодолеть наследие прошлого времени. История свидетельствует, что в процессе формирования отечественной уголовной политики государства происходило ужесточение мер борьбы с различными преступными проявлениями, включая применение достаточно жестких мер к тем лицам, которые их совершили[15].

Проблемы, возникающие в ходе практической реализации некоторых положений Федерального закона РФ от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», а также последней редакции «Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации», не обходят стороной медиков, психологов, сотрудников кадровых аппаратов подразделений органов внутренних дел. Заметим, что в рамках реформирования системы МВД в вышеуказанное Положение, утвержденное соответствующим Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1, федеральными законами от 22 июля 2010 г. № 156-ФЗ и № 157-ФЗ был внесен ряд изменений. Например, впервые в законодательстве, регулирующем вопросы, касающиеся приема и прохождения службы в правоохранительных органах, закреплена обязательность проведения процедуры профессионального психофизиологического отбора (имеется формулировка «психофизиологические обследования»)[16].

Но нельзя не усомниться в абсолютной правильности использованного в законодательных документах выражения «тестирование на алкогольную, наркотическую и иную токсическую зависимость». Совершенно справедливо утверждение, что термин «тестирование» носит неоднозначный характер, поскольку «может иметь следствием либо выявление факта употребления алкоголя или наркотиков обследуемым лицом (при химико-токсикологической экспертизе), либо выявление личностных особенностей, обусловливающих повышенную вероятность наличия аддиктивного поведения у обследуемого лица (при психологической диагностике)»[17].

Кроме того, при использовании термина «зависимость» заметно сужается круг критериев профессионального отбора до проведения медицинского отбора. И это вполне объяснимо, потому что психическая и физическая зависимость от употребляемого вещества представляют собой ключевые симптомы таких психических заболеваний, как алкоголизма, токсикомании и наркомании. В результате появляется веское основание для того, чтобы поставить соответствующий медицинский диагноз и назначить лечение.

Как видим, рассматриваемое законодательство нуждается в серьезной доработке. Не удивительно, что после принятия Закона «О полиции» Д.А. Медведев акцентировал внимание на том, что «это вполне исторический документ с кучей недостатков».

Вместе с тем, подводя итоги начального этапа реформирования МВД России, необходимо указать на множество положительных моментов. В процессе реформирования была проделана большая работа по обновлению нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность органов внутренних дел, изменению структурного построения системы, коренному пересмотру подходов к кадровой политике. В ходе системных организационно-штатных преобразований прекратилось дублирование территориальными органами функций и принципов построения центрального аппарата, устранено чрезмерное деление на обособленные службы по направлениям деятельности. В настоящее время систему управления органами внутренних дел удалось привести в соответствие с общими принципами организации федеральных органов исполнительной власти. Подверглось ликвидации характерное для милиции деление на криминальный блок и блок общественной безопасности. Значительно оптимизированы органы управления и обеспечения.

Знаменательным событием в рамках масштабного реформирования органов внутренних дел стала и внеочередная аттестация. Для отбора наиболее добросовестных и компетентных специалистов осуществлялась максимально объективная оценка каждого сотрудника. В этом были задействованы представители общественности, ветеранских организаций, коллег из других ведомств[18].

Следует указать на весьма важный факт - восприятие криминальными структурами модернизации органов правопорядка в качестве благоприятной платформы для дальнейшего передела сфер влияния, в частности, с помощью угроз и посягательств на сотрудников правоохранительных органов. Статистика свидетельствует, что только за неполный 2011 г. насчитывается 230 случаев вооруженных нападений на сотрудников органов внутренних дел и попыток подрыва служебного и личного автотранспорта. В итоге погибло 105 сотрудников полиции [9, с. 37].

Усилиями представителей службы собственной безопасности свыше двух тысяч сотрудников полиции и членов их семей были обеспечены мерами безопасности. Заметим, что это на треть больше по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. Количество же первоначальных сигналов о принятии мер государственной защиты выросло в полтора раза.

Нельзя не отметить, что посредством службы собственной безопасности реализована возможность пресечения наиболее серьезных преступлений, совершенных сотрудниками органов внутренних дел. К тому же, такие преступления, как правило, имеют широкий общественный резонанс. В настоящее время в целом по России возросла доля участия службы собственной безопасности в выявлении сотрудников, которые совершили уголовно наказуемые деяния. На сегодня она составляет более 63 %, а по должностным преступлениям - 70 %. Безусловно, вышеуказанная статистика помогает лучше осознать перемены, происходящие в органах правопорядка на современном этапе развития Российского государства.

Анализируя все эти показатели, становится ясно, что посредством принятых мер стало возможным более эффективно распределить имеющиеся в распоряжении ресурсы в целях обеспечения безопасности населения и правопорядка в России. Начало глобальным преобразованиям в системе Министерства положено, однако для достижения конечной цели реформы МВД России еще предстоит выполнить огромную практическую работу по совершенствованию системы органов внутренних дел.

Сегодня МВД России совершает переход к следующему этапу реформирования, в процессе которого предусматривается объективно оценить эффективность осуществленных преобразований и определить следующие действия, направленные на создание высокопрофессиональных, авторитетных, пользующихся доверием граждан органов внутренних дел. В связи с этим была создана расширенная рабочая группа по дальнейшему реформированию органов внутренних дел Российской Федерации, которая будет разрабатывать и выносить на обсуждение свои варианты решений по наиболее проблемным вопросам. Речь идет о создании совершенно новой системы регистрации заявлений и сообщений граждан и организаций о преступлениях, о разработке новых критериев объективной оценки деятельности органов внутренних дел, об упразднении «палочной» системы. Требуется уделить самое серьезнейшее внимание оптимизации структуры центрального аппарата и органов МВД как на региональном, так и муниципальном уровнях. Необходимо совершенствование организации деятельности подразделений собственной безопасности, выработка принципиально новых подходов в ведомственной кадровой политике, развитие форм сотрудничества с правозащитными организациями, внедрение современных информационных технологий в деятельность органов внутренних дел, совершенствование нормативно-правовой базы[19].

Таким образом, в третьем тысячелетии началась новейшая история развития органов внутренних дел в Российской Федерации. 2011 год является поистине знаковым для МВД России. Сегодня, как известно, Закон «О полиции» представляет собой правовую основу реформирования МВД. Для преодоления общественного скепсиса и оправдания социальных ожиданий требуются реальные перемены в деятельности многочисленного аппарата охраны правопорядка, которые, в свою очередь, возможны исключительно при полной реализации норм Закона «О полиции», отразивших как отечественный, так и мировой опыт правового регулирования полицейской деятельности. Возрождение доверия российских граждан к полиции как государственному институту реально только при условии воплощения законодательных новелл в жизнь, обновляя тем самым идеологию функционирования полиции.

Современная реформа кардинально отличается от предыдущих попыток реформирования системы МВД, неоднократно предпринимавшихся в дореволюционное время, годы советской власти и не доведенных до логического завершения, своей масштабностью, комплексностью и принципиальностью. Ее цель состоит в формировании совершенно новой структуры по охране правопорядка, защите интересов как отдельно взятой личности, так и общества в целом. Сегодня создание очередной модификации силового органа государственного принуждения недопустимо.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: