II. Календари в цивилизации

Календари это технологии. Потребность в этих технологиях возникла не на ровном месте, а в результате развития определенных социальных отношений, которые мы тоже решили считать технологиями. Так что в начале этой темы мы в основном будем говорить о технологиях.

В древности серьезной потребности вести счет дней, датировать события, ни у кого не было. Соответственно не было и календарных технологий. Впервые серьезная потребность как-то учитывать время появилась только вместе с государством и началом налогообложения. Поэтому нам придется кратко рассмотреть, как государство возникло.

В фальшивой официальной истории государственность начинается с классовых рабовладельческих обществ и абсолютной власти фараонов. Простейший анализ показывает, что это нонсенс. Государство это множество социальных технологий. Налогообложение, чиновничий аппарат со сложной иерархией, государственное подчинение одних другим, полиция, армия, их содержание, содержание государственных служащих, финансы, регулирование отношений собственности между гражданами, государственный арбитраж и так далее. Все это невозможно создать сходу, а должно постепенно шаг за шагом отстраиваться в уже существующих государствах. Просто по чьему-то приказу такие отношения возникнуть не могли.

То же самое относится и к рабовладению. На первый взгляд все просто, а в действительности это весьма непростые отношения. Они тоже могли возникнуть только как результат длительного пошагового развития. К тому же все это могло происходить только на фоне уже существующих некоторых структур, упоминаемых в предыдущем абзаце. К примеру, без силовых государственных структур удержать рабов в повиновении было бы весьма проблематично.

Мы же выше уже уточнили, что технологии должны быть непрерывны, развиваться пошагово. Поэтому в действительности схема возникновения государства совсем иная. Первая самая примитивная государственность складывается в городах. В официальной истории какое-то описание этого можно найти в истории Новгородской демократии.

Сам город возникает стихийно, как место постоянных торгов и как результат компактного совместного проживания большого количества людей, экономически привязанных к рынку. Первый постоянный городской контингент это купцы и ремесленники. Кроме того там постоянно присутствовало значительное количество окрестных селян, явившихся для обмена своих продуктов, на нужные им, произведенные другими.

 Городские службы, городская власть и соответственно первая примитивная государственность возникает добровольно по желанию общего собрания горожан и исключительно в их интересах. Там первоначально действует стихийная демократия. Высшая власть — общее собрание горожан.

Уже на том историческом этапе возникло первое еще примитивное налогообложение. Работники городской службы уборки города столовались у горожан. Те поочередно кормили их. Регулирование даже такого простейшего налогообложения уже требовало определенного учета его во времени.

Естественно, никто не вкладывался в создание специальных служб измерения времени. Все пользовались тем, что предоставила природа. Лунный календарь: полный лунный цикл от новолуния до новолуния, еще дополнительно фазы луны. Такой точности измерения времени на том историческом этапе под то налогообложение было вполне достаточно. Так что первый календарь, которым пользовались в цивилизации, лунный.

На том этапе никто циклы не считал. Датировок не было. Просто в книге учета городской деятельности записи делались последовательно, одна за другой. Случавшиеся новолуния тоже заносились в эту книгу. В результате было легко понять, что за чем следовало и к какому лунному циклу относилось. А если иметь всю такую книгу, все ее тома в правильной последовательности, то задним числом можно было в случае потребности и пересчитать циклы, и пронумеровать их, фактически таким образом датировать события. Позже, когда такая потребность возникла, это и было проделано.

Но вернемся к развитию государственности в городах. Постепенно количество специализированных городских служб возрастало, функции и полномочия городской власти расширялись. Все это происходило добровольно, в интересах горожан, по их коллективному решению.

Надо было строить общегородские постройки, а потом поддерживать их. Нужна была служба охраны порядка и пресечения преступности. Нужен был судья, арбитр, который разрешал бы споры между горожанами. А в помощь ему была необходима служба судебных приставов, которые обеспечивали бы выполнение судебного решения. Одной из актуальнейших проблем для горожан стало упорядочение наследования имущества.

Разрешение спорных ситуаций была сложная и весьма квалифицированная работа. В древности, когда практически любые знания передавались только от отца к сыну, на нее приглашали князя, представителя рода, имевшего соответствующий опыт. А это влекло за собой увеличение налогов.

Сельские жители городской власти не подчинялись. А имущественные споры, особенно в части наследования имущества в сельской местности были не реже, чем в городе. Арбитраж сельским жителям был нужен не меньше.

Поэтому они сами стали проситься под юрисдикцию городской власти. Им нужен был судья и служба приставов, которые обеспечивали в случае необходимости силовую поддержку выполнения судебного решения.

Город шел им навстречу. Но в результате нагрузка на князя, возрастала. Служба приставов тоже вынужденно увеличилась и стала конной, чтобы обеспечить ее мобильность. Так возникла конная пока еще весьма немногочисленная княжеская дружина, выполнявшая силовые функции в выросшем государстве. Первой ее функцией было силовое обеспечение выполнения судебных решений. Почти сразу возникла вторая ее функция — поддержания порядка, пресечения преступности, наказания по решению судьи преступников.

Рост функций князя, увеличение дружины и затрат на ее содержание влекло за собой увеличение налогов. Характер налогов, естественно, тоже менялся. Этот слой уже не мог довольствоваться только едой. Им нужно было оснащение и хорошее содержание. Для этого усиливалась городская служба по сбору и учету налогов. Она из экономии, чтобы дополнительно не раздувать штаты, также подчинялась князю.

В очередной раз уточню, что все полномочия общее собрание горожан делегировало князю само, и налоги увеличивались добровольно, исключительно в общих интересах граждан. В городах-государствах действовала демократия. И окрестные селяне вписывались в эту систему сами добровольно, и налоги сообща решали платить сами. Никто их к этому не принуждал. Насилие в цивилизации того периода было минимальным, только по отношению к нарушителям установленного порядка.

Городов первоначально было мало. Их можно было пересчитать по пальцам одной руки. И все эти города-государства были самостоятельными.

Но один элемент их все же объединял. Все князья принадлежали к одному роду, который имел опыт судейства. Соответственно культура у них была общая, принципы судейства совпадали.

Кроме того родовые традиции в то время еще были в цивилизации господствующими. Старший в этом роду был главным судьей. Его называли Ханом или Иоанном, и все признавали его высшим арбитром. Причем любому городу было крайне интересно, чтобы ставка Хана была у них.

Ставка двух первых Ханов располагалась в городе в низовьях Волги. Его называли Острог Хана, что позже закрепилось в фальшивой истории, как Астрахань. Это фактически первый, самый древний город цивилизации.

Одним из первых городов лесной зоны был Ярославль. Но это название он получил существенно позже. А первоначально, как и все новые города, чаще всего именовался Новгородом. Так получилось, что приглашенный туда князь стал претендовать на роль Хана. Это привело к династической разборке.

Каждого из князей поддерживало свое ополчение горожан и селян. Численность Орды, идущей из Астрахани, была много больше, чем ополчение Новгорода, города молодого и еще относительно небольшого. Поэтому новгородцы выбрали чисто оборонный вариант, перекрыв противнику путь на переправе, которую никак нельзя было обойти. Орда так и не смогла переправиться. Все попытки оказались безуспешны. В официальной истории сделано несколько дублей с этого реального события, в частности «Куликовская битва» и «Стояние на Угре».

В действительности же к реальному прототипу наиболее близок «Бой Мстислава с Редедей». Не сумев решить спор в результате сражения отрядов, стороны вступили в переговоры. Обсуждая ситуацию, они признали законность позиций каждой из сторон.

Однако менталитет того времени требовал, чтобы Хан в цивилизации был один. Поэтому было принято решение о поединке князей на смерть. Победил новгородский князь, который в результате стал Иоанном III.

Но главным следствием этого столкновения стало более тесное объединение всей цивилизации в единую империю и возникновение коллективного органа из народных представителей, который обладал высшей властью. В описываемом событии этот орган возник стихийно из двух делегаций переговорщиков. В дальнейшем он стал собираться по мере необходимости и назывался Земским собором.

Первые Земские соборы многое определили в последующей истории. Во-первых, приняли третейское решение, ставку Хана поместить ни в Астрахани, ни в Ярославле, а прямо там, где все эти вопросы впервые стали обсуждаться. Так на месте ключевого для цивилизации события был заложен центр поклонения, Москва, и туда же после строительства города была перенесена ставка Иоанна III.

Во-вторых, было решено собирать налоги в общую казну со всей империи, в частности на строительство Москвы. Для этого решили увеличить численность конной дружины. Располагаться она стала в степях, называемых Полем. Соответственно этот контингент стал именоваться половцами или поляками, территория, где он дислоцировался, Польшей, а ставка командующего – Польской заставой, сокращенно – Полтавой. Оттуда же происходят слова полк, полиция и политика. Два с лишним века спустя, место дислокации поляков было перенесено южнее, за днепровские пороги. Тогда и появилось несколько новых прозвищ, в частности запорожцы.

Увеличение государства в связи с объединением привело к тому, что возникли несколько центров (городов), где велось делопроизводство. Сначала связь была минимальной, но постепенно документооборот увеличивался. Корреспонденция в сочетании со своими документами и записями в деловых книгах требовали упорядочения. Для упорядочения все события стали датировать. Ничего лучше придумать не смогли. Для этого прежние лунные циклы пересчитали, присвоили им порядковые номера, и последующим лунным циклам стали присваивать следующие номера.

Так цивилизация пришла к первому календарю. Случилось это уже только в относительно большом государстве. До того датировки никому не были нужны.

В этой связи следует уточнить еще один момент, доставшийся нам в наследство от предков, да и в последующей истории сыгравший немаловажную роль. По сложившейся традиции, происхождение которой я здесь не рассматриваю, но его при желании можно найти в моей книге «Обществоведение», Хан должен был иметь сыновей и хотя бы одного внука от старшего сына, являясь, таким образом, главой династии. В ситуации, грозящей спорами, это соблюдалось неукоснительно. Поэтому в истории Иоанна III, которая была чревата конфликтом, этот элемент имел место.

Соответственно в городских книгах Новгорода первая запись была о рождении внука Иоанна III. Следующая запись о назначении его князем. Далее уже шла вся остальная деловая история города. Именно эту книгу продолжили заполнять и после возникновения единой империи. Таким образом, история первого государства как бы начиналась с рождения младенца, который в историю вошел под именем Иоанна IV. И получившийся первый календарь, шел от его рождения.

Позже уже в чисто политических целях, по возникшей традиции, идущей именно от Иоанна IV, начало нового календаря делали от рождения действующего Хана. Между прочим, и наше нынешнее летоисчисление идет от рождения какого-то человека. Хотя последующие искажения истории его истинный статус скрыли, но следы его проглядывают даже в Евангелие (при обсуждении не царь ли Христос). И в старообрядчестве, в отличие от Евангелия, Христос это царь, суровый судья, а не блаженный бродяга, проповедующий всепрощение. И главный герой Корана, Мусса это тоже строгий судья.

Но вернемся к налогам в государстве. Горожан в то время было относительно немного. Большинство занималось сельским хозяйством. Соответственно их производственный процесс был привязан к солнечному году. Им было гораздо удобнее налоги платить раз в (солнечном) году, в конце сельскохозяйственного сезона. Поэтому у цивилизации появилась объективная потребность перейти с лунного календаря на солнечный.

Однако в отличие от лунных циклов, в которых новолуние каждый легко мог наблюдать, в солнечном цикле особой точки, которую наблюдателю было легко фиксировать, нет. Для пользования этим циклом уже требовалась обсерватория.

Сегодня мы понимаем, как она должна быть устроена, а в то время этого никто не знал. В фальшивой истории есть сказка о мифических египетских жрецах, занимавшихся астрономией. В действительности исследовательской культуры в цивилизации еще не было. Обсерватория могла получиться только случайно.

В результате строительства Московского кремля это и произошло. Ворота Колымажной башни и одно из окон Грановитой палаты оказались той оптической системой, в которую прямой солнечный свет проникал только в дни равноденствий, на несколько минут освещая главный зал Грановитой палаты уже после захода солнца за кремлевскую стену.

Если бы такая обсерватория получилась где-то в другом месте, этот эффект никого бы не заинтересовал. Но здесь постоянно находился тот, кто по роду своей деятельности занимался учетом времени и руководством сбора налогов. Цивилизации случайно повезло. На несколько столетий раньше, чем общая культура созрела до этого, общество получило возможность измерять время по солнечному циклу.

Этот оптический эффект решили использовать в качестве определителя начала солнечного года. Когда новолуние совпало с весенним равноденствием, т.е. в один и тот же день лунный год закончился, а солнечный год начался, переход на солнечный календарь по решению специально собранного для этого Собора был осуществлен. Нумерацию годов, хотя теперь они стали длиннее, продолжили прежнюю. А на отработку формы датирования потребовались еще годы.

Однако очень скоро выяснилось, что определять начало года в единственной на всю цивилизации обсерватории крайне неудобно. Вдали от столицы не знали точного момента, когда начинается новый год. Передавать такую информацию с гонцом, который мог скакать не один день, технически было весьма ненадежно. Требовалась надежная привязка к чему-то. Единственный общедоступный временной ориентир, к которому имели доступ все заинтересованные лица, это начало предыдущего года.

Для того, чтобы пользоваться такой привязкой, дни в году пришлось считать. Только тогда впервые узнали, что длительность года 365 дней, и что она, по крайней мере, три первых года после перехода не менялась, была постоянной. После этого очередной Земский собор принял решение сделать длину года постоянной 365 суток, отказавшись, таким образом, от привязки начала года к измерению в единственной обсерватории. При наличии нескольких центров делопроизводства это было гораздо удобнее.

Однако, такой солнечный календарь имел систематическую погрешность. За год он в среднем приблизительно на четверть суток обгонял год астрономический. В результате это опережение монотонно возрастало и лет через шестьдесят составляло полмесяца. Такую неточность начала года старики ощущали уже по сезонным проявлениям погоды. Поэтому встал вопрос о точности такого календаря и дальнейшем пользовании им. Для рассмотрения вопроса был собран новый собор.

За прошедшее время произошло несколько политических событий, о которых необходимо упомянуть, поскольку они оказали влияние на решение собора.

Во-первых, из относительно небольшой зоны обитания человека, он по решению Земского собора на кораблях расселился по всей планете. Причем весь мир разделили на три Великих княжества: Московское, Тверское (столица Тверь – современная Прага) и Рязанское (столица Астрахань, позже Константинополь).

Во-вторых, младший сын Иоанна III, известный в официальной истории как Борис Годунов, устроил смуту, попытавшись обманом стать Ханом. До конца реализовать замысел ему не удалось, поскольку процедура смены династии на царстве была сложной и длительной. Его разоблачили чуть раньше. Но он успел довести ситуацию до состояния, когда в цивилизации получились два ханских рода, создал свою династию до внука. Очередной Земский собор, вынужден был как-то эту ситуацию распутывать.

В отличие от предыдущего случая, когда все удалось решить поединком взрослых братьев близких по возрасту, здесь ситуация объективно не позволяла этого. Один род представляли старик, Годунову было уже 84 года, его четырнадцатилетний сын, и внук младенец. От второго рода был тридцатилетний мужчина, Дмитрий Иоаннович младший сын Иоанна IV.

При этом уже было несколько Великих княжеств, и каждому княжеству хотелось имеет своего князя. Собор принял решение сохранить оба рода, но разделить их полномочия. Род Иоанна IV остался Великим князем в Московии, род Годунова Великим князем в Рязанском княжестве. Должность Хана или мирового императора, которая в этих условиях уже оказывалась почти символической, осталась роду Годунова. В таком виде система и застыла на многие годы.

К моменту возникновения споров о солнечном календаре политическая ситуация в мире давно стабилизировалась. Княжества не вмешивались в дела друг друга, проводя совершенно независимую политику. Но календарь был у них общий, соответственно в случае каких-то проблем, а неточность календаря как раз и была такой проблемой, надо было решать их сообща в духе прежних традиций. Договорились собрать собор, хотя из-за увеличившегося масштаба цивилизации назвали его уже не Земским, а Вселенским. В историю он вошел как I Вселенский собор.

Инициатива полностью исходила от рода Годунова. Чисто технически прежний календарь начинался от рождения Иоанна IV. Но такой прецедент делал это традицией, на соблюдении которой заинтересованная сторона вполне могла настаивать.

Определив дни весеннего равноденствия в Московском кремле, собор принял решение из-за неточности солнечного календаря отказаться от него, вернувшись на лунный. Корректировать солнечный календарь не стали. Политический интерес наиболее активной стороны определил такое решение. Новый лунный календарь в соответствии с традицией решили вести от рождения действующего Хана, правнука Бориса Годунова, вошедшего в историю под именем Константин.

Называется этот календарь Хиджра. Действовал он в Рязанском княжестве, а потом его правопреемнике, Византийской империи, около двух столетий. При этом более столетия он был общим календарем всей цивилизации. Но чуть более чем через столетие к календарям вновь возник политический интерес. Чтобы понять этот интерес, необходимо хотя бы кратко уточнить, что произошло в цивилизации за прошедшее время.

Во-первых, очередную смуту заварил еще один младший брат, который по закону не мог претендовать на Великое княжение.

Младший брат Петра I Иван V, больше известный в официальной истории как А.Д. Меньшиков после смерти Петра I создал в Московии военизированные ордена госпитальеров и тамплиеров, с их помощью вторгся в Великое Тверское княжество и короновался императором. Закрепившись там, он захватил еще и всю Западную Европу, входившую до того в Великое Рязанское княжество, и присоединил ее к своей империи.

Столицей империи он сделал город основанный Петром I на Балтийском море. Иногда он назывался Великим Новгородом, позже стал называться Петербургом, а тогда по отношению к нему чаще всего употреблялось краткое прозвище Рим – речной и морской. Соответственно империя называлась Римской. Чтобы неподготовленному читателю все это не казалось вовсе глупой шуткой, приведу одного из сподвижников Петра I из официальной истории, князь – кесарь Ромодановский (цезарь или кайзер Рима и Дании). Это еще один дубль с Ивана V.

В ответ на это собрание народных представителей Рязанского княжества приняло решение о создании армии по поддержанию мирового порядка – Орды, набираемой по всему княжеству. Обучение новобранцев и управление армии передали полякам. Они заняли в Орде все офицерские должности. Через год, обучившись, Орда из-за того, что она многократно превосходила своих противников числом, начала побеждать. Захватила сначала Московию, потом Римскую империю.

Что-то менять на захваченных территориях Орда не стала, только начала собирать с них повышенные налоги – дань, которые в первую очередь направлялись на содержание самой Орды. Такие отношения длились почти два десятилетия.

А потом в Московии все большую популярность стала приобретать идея освободительной борьбы. Те средства, которые приходилось платить в виде дани, лучше было направить на создание собственной армии и начать обороняться. Московия отказалась от уплаты дани. В результате этого военные действия обострились. Они некоторое время проходили с переменным успехом. Чуть позже сходные процессы начались и в Римской империи. Орда, воюя на два фронта, постепенно стала уступать.

Народные представители Рязанского княжества не желали более увеличивать налоги и усиливать мобилизацию в Орду. Им победа в этой войне была не нужна. В ответ на это Великий Рязанский князь Селим при поддержке поляков, используя Орду, совершил государственный переворот, разогнал народные собрания и сделал свою власть абсолютной. Рязанское княжество стало Византийской (или Турецкой) империей.

После этого он повысил налоги и активизировал мобилизацию. Инициатива в войне вновь перешла к Орде.

В ответ на это сходные шаги предприняли и в Московии. Земский собор, к слову сказать, он оказался последним, наделил свою исполнительную власть неограниченными полномочиями по сбору налогов и рекрутов в армию. В следующие несколько лет налоги были значительно повышены. А чтобы крестьяне меньше упирались, их прикрепили к земле (ввели крепостное право) и над ними поставили чиновников, бояр, которые обеспечивали подневольный труд и сбор налогов.

Армию тоже реформировали. Вместо средневековой стрелецкой армии с постоянными митингами, создали регулярную, с железной дисциплиной, как в Орде. Это очень скоро принесло свои плоды. В силу технического превосходства Московия начала побеждать. Пехотный строй каре, поддержанный полевой артиллерией, стал практически неуязвим для легкой кавалерии, основной ударной силы татар и поляков.

В результате небольшая до того Московия за счет вновь захваченных территорий Византийской империи стала огромного размера. А чуть позже в ней был совершен государственный переворот. Используя армию, глава исполнительной власти объявил себя императором с неограниченной властью. Российскую империю создал Потемкин.

Кроме чисто политических изменений необходимо отметить и рост общей культуры всей цивилизации. Потемкиным были введены в употребление арабские цифры, изобретенные в это время. Это в свою очередь позволило начать умножать и делить. До того этими арифметическими действиями не владели. Начала быстро развиваться математика. Человечество подошло к возникновению науки.

Одновременно с этим в ходе судебной практики цивилизация овладела некоторыми элементами логики. В суде постоянно были попытки лгать. Соответственно развивалось как искусство лжи, так и умение ее разоблачать. К этому времени оба эти умения вышли на некоторый уровень совершенства.

В частности судебная практика подсказала одну технологию лжи. В некоторых случаях на результат судебного решения влиял возраст предоставляемых сторонами документов. К примеру, выигрывал спор тот, чьи документы, дающие определенные права, были старше. Проблема же иногда была в том, что в цивилизации действовали два календаря, и возраст зависел не только от года, стоящего на документе, но и того, по какому календарю был этот год. Общепринятый штамп «от рождества Христова» возник как раз для упорядочения этого вопроса, но произошло это существенно позже. А на том этапе зачастую возникала путаница, которую не могли распутать даже судьи, самые квалифицированные специалисты в области человеческих отношений.

В этих условиях у российской власти и возник интерес к календарям и их изменению. Календарная реформа планировалась в чисто политических целях. Идея состояла в том, чтобы в результате специально организованной путаницы с календарями передвинуть некоторые события в прошлое, организовав, таким образом, прецеденты, на которые потом можно было ссылаться.

В полном соответствии с прецедентом, когда новолуние совпало с весенним равноденствием, определенным в Кремлевской обсерватории, в Российской империи был осуществлен переход с лунного календаря на солнечный. Римская империя к этому календарю присоединилась. Потребность изменить историю в интересах власти там тоже была.

После перехода на солнечный календарь, на него, естественно, было переведено и все делопроизводство. А чтобы нормально работать с прежними документами, большинство их было пересчитано на новый календарь. Однако некоторые документы специально пересчитывать не стали, оставив на них лунные годы. Они выглядели, как и остальные, только события, к которым они относились, оказались в результате сдвинутыми в глубокое прошлое.

Так, к примеру, Россия стала империей при Петре I. Крепостное право оказалось введенным более чем за столетие до Потемкина. Изменений, которые в интересах текущей политики существенно меняли историческую картину, а вместе с ней и традиции, выполнявшие функции законов, было немало. Официальная история в итоге удлинилась во много раз.

Позже, по мере смены нескольких поколений, когда вообще люди забыли о лунных календарях, было принято решение скрыть их использование в истории. В результате получилось, что солнечным календарем пользуются с незапамятных времен, а лунного как бы и не было вовсе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: